Главная    Конференция    Чему учиться?

Чему учиться?

В. Митрофанов

Опять мне несказанно повезло - мне подарили толстенную книгу Саймака, в которой есть фантастические романы: "Что может быть проще времени?", "Пересадочная станция", "Город", "Снова и снова". И есть время читать. И вижу буквы! И воспринимаю то, о чем пишет фантастически талантивый автор - Клиффорд Саймак! В нашей повседневной жизни встречаются и горести, и маленькие радости, и возникают вопросы у которых нет ответа, да и впечатление такое, что мало кто о них думает. И вдруг встречаешься с книгой, автор которой задает себе аналогичные вопросы и отлично фантазируя даже дает ответы на некоторые из них.

Не успел написать эти строчки, как позвонил В.М Герасимов и сообщил, что у него большая радость - он додумал метод "Допустить недопустимое". А началась эта радость с того, что Владимир Михайлович посетовал на то, что никто не хочет использовать этот метод. Я ему предложил - давай я сообщу нескольким решателям, чтобы они с тобой связались, ты им сообщишь более полно метод, а они его попробуют на своих задачах. Он согласился, и началась работа. Конечно, не все пошло гладко - то, что В.М казалось очевидным, оказалось не совсем понятным (И отлично, что это стало понятным на раннем этапе!). Вопросы, вопросы и в конце концов получился ответ. И вот что интересно, решая задачу по усовершенствованию детского телескопа, академик Максутов получил несколько прекрасных, но не крупных решений, но в конце концов он нашел блестящее решение, о котором он и не мечтал - менисковую оптику! Вопросы, которые задавал М. Гафитулин, позволили В.М. прийти к выводу, который никто не видел, но в то же время очевиден - ищите решения до тех пор, пока не перейдете ГРАНИЦУ КАЧЕСТВА!!! В ближайшее время Владимир Михайлович опубликует полученные результаты. Конечно, по этому методу еще много вопросов, например, какой алгоритм дальнейших действий при получении первых решении, "допустить нелопустимое" - это ИКР? и т.д.

Естественно, и у меня радость - не зря меня заинтересовал закон перехода количества в качество и я, думаю, что в своих "размышлениях" порядком надоел читателям этим законом. Однако, он встречается в самых неожиданных местах.! Если адмирал Макаров говорил - "Помни о войне!", то мы можем сказать - "Помните о трех законах диалектики!"

Вернемся к фантастике. Очень хочется привести несколько высказываний из "Что может быть проще времени."

"- Сотни ученых, не помня себя от счастья, раскручивают колесо науки. У тысяч инженеров и специалистов кругом идет голова от их невероятных открытий. Как далеко вы ушли от остальных людей? На миллион лет или больше?"

"Одно время кумиром была наука. Она обладала логикой, смыслом, абсолютной точностью и охватывала все - от элементарных частиц до окраин Вселенной. Науке можно было доверять, потому, что она прежде всего была обобщенной мудростью человечества. А потом настал день, когда Человек со всей его пресловутой техникой и всемогущими машинами был вышвырнут с небес назад на Землю. В тот день божество науки утратило часть своего ослепительного блеска, и чуть ослабла вера в него."

Из "Город" "Все дело в мозге, - продолжал Фаулер. - Он заработал на полную мощность, все до единой клеточки включились. И мы соображаем то, что нам давно следовало бы знать. Может быть, мозг землян от природы работает туго, со скрипом. Может быть, мы дебилы Вселенной. Может, так устроены, что нам все дается трудно. А внезапное проясненный разум уже говорит ему, что дело не ограничится цветовой гаммой водопада или металлом неслыханной прочности. Сознание предвосхищало что-то еще, великие откровения, тайны, недосягаемые для человеческого ума, недоступные обыкновенному воображению Тайны, факты, умозаключения... Все, что может постичь рассудок, до конца использующий свою мощь. Мы все еще земляне, более всего земляне,-заговорил он.-Мы только-только начинаем прикасаться к тому, что нам предстоит познать, к тому, что было скрыто от нас, пока мы были землянами. Потому что наш организм, человеческий организм, несовершенен. Он плохо оснащен для мыслительной работы, свойства, необходимые для того, чтобы достичь подлинного знания, у нас недостаточно развиты. А может быть, у нас их вовсе нет...."

"И вместо всего этого обрел нечто такое, перед чем блекнет все, что когда -либо знал человек. Быстроту движений, совершенство тела. Восторг в душе и удивительно полное восприятие жизни. Более острый ум. И мир красоты,какого не могли вообразить себе величайшие мечтатели Земли."

"Потому что им владело такое же чувство. Чувство высокого предназначения. Чувство великой цели. Сознание того, что за горизонтом тебя ждет что-то небывало увлекательное и значительное".

"Неспособность Человека по настоящему понять и оценить мысли и взгляды своих собратьев - камень преткновения, какого никакая инженерная премудрость не могла бы преодолеть!"

"Согласно преданию, Человек расстался с пещерами миллион лет назад. И однако, он всего за сто с небольшим лет до описанного в пятом предании времени нашел в себе силы отринуть убийство, составлявшее одну из фундаментальных черт его образа жизни. Это ли не подлинное мерило дикости Человека: миллион лет понадобился ему , чтобы избавиться от наклонности к убийству, и он считатает это великим достижением,"

"В пользу такого вывода говорят и многократные свидетельства отсутствия у Человека осознанной цели, его непрестанных метаний и попыток обрести достойный образ жизни, который упорно не дается ему в руки потому, быть может, что Человек никогда сам не знает точно, чего хочет."

Из "Пересадочная станция" - "Я мог бы помочь,-думал Инек. Я не способен дать никаких ответов, но я мог бы помочь человечеству в его поисках. Я мог бы дать человечеству веру, и надежду, и цель, какой у него не было еще никогда."

Конечно, я привел только некоторые отрывки, которые мне понравились, а их, отрывков, очень много.Я очень надеюсь, дорогой читатель, что Вы обратитесь к Клиффорду Саймаку, даже если Вы его и читали в молодости. Вот произведения, которые расковывают воображения и позволяют расширить свой кругозор.

Теперь обратимся к любопытной информации, приведенной на сайте Методолог, в разделе НТИ от 19мая 2005год (Ведет эту рубрику Александр Кынин). В самом конце этой рассылки о новостях техники приводится сообщение "Кремниевая цивилизация". Предлагается ввести в школьную программу рассмотрение истории создании планарного транзистора и изучение планарной технологии (то ли курс, то ли лекцию, но все равно -здорово!) Как то так устроено, что человек когда узнает что- то, то говорит - я понял! Однако, если он сам принимал участие в этом что -то, то он, несомненно,понимает значительно шире и глубже. Это правило относится , как я полагаю, ко многим вопросам жизни - к работе, играм и т.д. Помните А.Хейли, который прежде, чем начать роман про больницу, аэропорт, и т.д. вначале сам там немного работал, а уж затем писал роман! Я уже много писал про планарную технологию, но, все же не догадался до такой рекомендации - изучать ее в школе.Что же на самом деле произошло в середине 20века? Произошло потрясающее событие, важность которого мало кто смог оценить. Представьте себе, на берегу океана лежит песок. А теперь представьте себе начинку вашего компьютера, в состав которого обязательно входят большие интегральные схемы, которые изготовлены из берегового песка, Вот какой сложный и длинный путь совершает песок. На этом пути, для преобразования песка в ИС, были решены многие научные задачи, технологические задачи, конструкторские, метрические и разработано и изготовлено все оборудование для серийного производства ИС!!!

От очистки песка от примесей, выращивание слитков, очистка слитков от примесей до идеальной чистоты, выращивание монокристаллов с заданными свойствами P и N типа проводимости, начиная отдиаметра 10 мм. и до 400мм! Непрерывное увеличение диаметра слитков.! Было создано абсолютно новое, принципиально новое оборудование для выращивания монокристаллических слитков для германия и кремния, для резки слитков на пластины, для шлифовки и полировки пластин, причем класс чистоты полировки пластин должен быть выше, чем при обработке оптических поверхностей. И качество всех этих процессов контролируется, естественно, не микрометром.

В 1912г. была высказана не только идея, но и проведены эксперименты по выращиванию тонких кристаллических пленок на подложке из этого же вещества - кристалла с той же ориентацией. Такие пленки получили название эпитаксиальные. Однако, эта идея не развивалась-не было потребности. И вот около 1960 года эпитаксиальную идею начали очень интенсивно разрабатывать, и буквально через несколько лет начали промышленно выпускать планарно - эпитаксиальные транзисторы, а затем и ИС. Потребовалось разработать не только оборудование, но и методы измерения, а также потребовалось разработка всего, что необходимо для создания архичистых газов - водорода, кислорода, азота, аргона с минимальной влажностью. Были созданы так называемые "чистые комнаты", с обеспыленным воздухом и регулируемым климатом. Далее идут процессы окисления, диффузии. фотолитографии, изготовления фотошаблонов,Об этих процессах можно прочитать в любой книге по технологии ПП. Я же хочу сделать первый важный вывод - за 50 лет развития микроэлектроники весь мир преобразился - связь, ТV, станки, оружие, почта, игры, и т.д.

Теперь несколько слов о истории технологии ПП. После открытия транзисторного эффекта стала бурно развиваться сплавная технология, которая быстро пришла к насыщению. Одновременно развивалась сплавно - диффузионная технология, меза - технология. В эти технологии входила одна из главных операций - диффузия примесей в кремний. Одной из трудностей была защита поверхности кремния от диффузанта бора, фосфора и металлов. Таким образом можно сказать, что по изготовлению транзистора была проведена колоссальная работа и накоплен многочисленный материал. Один из американских инженеров, как я полагаю, допустип недопустимое - сформулировал ИКР и нашел решение! (Кремний САМ себя должен защищать от диффузии примесей . Допускаю, что кремний защищен какой то пленкой , которая его защищает от диффузии при высокой температуре! Что же это за пленка? SI сам не может себя защитить, а вот окисел SI вполне может, причем САМ SI при выспкой температуре превращается в защитный окисел!) Вот историческое решение, которое породило ПЛАНАРНУЮ технологию!! Это решение отлично просматривается и с точки зрения ИКР и с точки зрения допустить - недопустимое!

Давайте посмотрим еще на одну систему, ее развитие. Как то по TV показали колесо, затем сказали, что долго не могли сообразить и ,наконец , создали колесницу, а потом велосипед, а потом телегу, карету.паровоз, автомобиль и т.д.Как только появился ДВС, так произошло объединение его с телегой, причем вначале даже оглобли сохранили. Если считать, что карета, повозка эволюционировали столетия, то затем, превратившись в автомобиль, начала бурно развиваться. Буквально за несколько десятилетий авто вырвалось на просторы мира! Таким образом, можно сказать, что буквально одно открытие, изобретение может резко ускорить развитие многих отраслей техники. По видимому, можно предположить, что изучая открытия, изобретения, а также задачи, которые длительное время не находят решения, можно найти такое решение, которое окажет громадное влияние на развитие техники, медицины и т.д.

Попробуем потренироваться на рассмотрнии одного метода". Известия" "Кто станет суперменом" Валентина Гаташ.номер 19-2005г. "Для определения энергетических затрат каждого из участников, военные использовали метод украинского генетика, профессора Валерия Шахбазова. Он основан на обнаруженном им феномене: у человека часть клеточных ядер так называемого буккального эпителия, то есть слизистой с внутренней поверхности щеки, имеет отрицательный электрический заряд, а часть - нейтральна. По их соотношению в момент взятия мазка можно судить о состоянии всего организма. Отправной точкой для сравнения служила возрастная норма-в пробе 20 летних должно быть70-75% отрицательно заряженных клеточных ядер. Вторая точка на графике отмечала реальное значение этого показателя у каждого из военнослужащих, перед началом рейда, после ночного сна, а также во время кратких остановок на всех этапах маршрута. Несмотря на то, что все участники рейдов были молодыми, здоровыми и тренированными людьми, исследователи наблюдали и значительные индивидуальные отклонения от общей картины..."

Дальше почитайте сами. Итак, что здесь интересного? Конечно, я не биолог и может быть уже известно, почему на внутренней стороне щеки собирается информация об общем состояний организма - устал он или нет. А может там же заложена и другая информация? например о боли, стрессе и т.д. А нельзя ли непрерывно наблюдать за состоянием человека? за стариками, больными, за наркоманами т.д. Предложите еще идеи, например допустить недопустимое. Щека сама сообщает о состоянии человека и т.д.

Заканчивая обращусь опять к фантастике.

"Пересадочная станция" "- Но ты действительно считаешь, что отношения между глактическими расами портятся? - спросил Инек. - Когда - то все они были заодно, - ответил Улисс. - Конечно, по многим вопросам жители Галактики придерживались рвзличных позиций, однако они всегда пытались примирить свои взгляды-порой довольно искусственно, порой не очень успешно, но, когда к этому стремятся обе стороны, они, как правило, достигают цели. ПОТОМУ ЧТО ОНИ ЭТОГО ХОТЯТ. А целью всегда было создание братства разумных существ. Все прекрасно понимали, что мы располагаем огромным массивом знаний и опыта, что, работая бок о бок, объединяя эти знания и способности, мы добьемся результатов гораздо более значительных, чем в состоянии добиться какая-то одна раса. Трудностей и проблем, как я уже говорил, хватало, но все же содружество прогрессировало. Мелкие обиды и разногласия мы просто отметали в сторону и занимались только крупными проблемами, потому что знали: если нам удастся справиться с ними, мелкие станут еще мельче, а потом и вовсе исчезнут.Но теперь все по другому. Откуда-то из темных углов извлекаются старые мелкие раздоры и раздуваются до совершенно безобразных размеров, в то время как решения крупных, важных вопросов попросту никто не ищет. - Это здорово напоминает Землю, заметил Инек."


Главная    Конференция    Чему учиться?