Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЕШЕНИЙ (ТЭР)

А.В. Подкатилин, Россия

Первоначально ТРИЗ создавалась для получения качественной изобретательской Идеи. Но Идея - не самоцель.

- Ведь дальше начиналось самое трудное - внедрение.

Время показало - КАЧЕСТВЕННОЕ внедрение, т.е. превращение Идеи в Вещь требует затрат творческих сил в сотни раз больше, чем для получения патентуемой идеи.

- Почему?

- В процессе материализации найденная идея проходит сложный путь стыковок различных технологий и ресурсов. На стыках, да и внутри самих технологий, часто возникают проблемы. Проблемы решаются обычно "компромиссным" путем - другого пути исполнители не знают. А компромисс - это всегда потеря частички какого-то качества!

В итоге суммирования таких компромиссов, при внедрении - вместо "Вещи" часто получалась… "вещичка".

В процессе развития ТРИЗ выявилось серьезное противоречие: новаторские идеи, полученные по ТРИЗ, часто не внедрялись, т.к. творческая трудоемкость "качественного внедрения идеи" в сотни раз превышала творческую трудоемкость "получения качественной идеи" по ТРИЗ.

С 1980г в "оборонке", на инструментальной базе ТРИЗ, начала создаваться "Технология Эффективных Решений" (ТЭР), предназначенная для решения проблемы эффективного внедрения Идеи.

Определения ТЭР (фрагменты):

  • "Эффективность" - отношение величин полученных результатов к затраченным ресурсам;
  • "Развитие" ("Прогресс") - увеличение эффективности;
  • "Инновация" - нововведение, повышающее эффективность;
  • "Предпринимательство" - бизнес на внедрении инноваций;
  • "Бизнес" - любой вид деятельности, приносящий доход, прибыль;
  • "Деятельность" - получение запланированного целью результата действиями над ресурсами в пределах регламента;
  • "Продукция" - результат деятельности;
  • "Изделие" - продукция, используемая потребителем в качестве носителя функции;
  • "Услуга" - продукция, используемая потребителем в качестве полезной функции;
  • "Полуфабрикат" - продукция, используемая потребителем в качестве объекта функции;
  • "Товар" - продукция (изделие, услуга, полуфабрикат), предназначенная для продажи;
  • "Качество" - характеристики, удовлетворяющие потребителя;
  • "Потребитель" - объект, заинтересованный в качестве;
  • "Характеристика" - свойство или параметр объекта;
  • "Процесс" - последовательность видов деятельности, использующая результат предыдущей деятельности, как ресурс последующей.
  • "Поток" - совокупность объектов, имеющих некоторые совпадающие характеристики ;
  • "Проблема" - несоответствие между реальным и желательным для потребителя состоянием характеристик объектов.
  • "Нежелательный эффект" - недопустимые для потребителя характеристики;
  • "Функция" - действие одного материального объекта ("Носителя функции") непосредственно на другой материальный объект ("Объект функции"), вызывающее изменение характеристики у Объекта функции.
  • "Полезная функция" - функция, обеспечивающая полезные для потребителя характеристики;
  • "Главная функция" - полезная функция, обеспечивающая характеристики, обеспечивающие первоначальную цель создания технической системы;
  • "Дополнительная функция" - полезная функция, добавляющая характеристики дополнительно к главной функции;
  • "Ключевая проблема":
  • проблема, содержащая изобретательскую задачу;
  • проблема, лежащая на "критическом пути" сетевого графика;
  • проблема, решение которой снимает целый ряд других проблем;
  • "Конкурентоспособность" - совокупность характеристик продукции (изделия, полуфабриката, услуги), определяющая их способность в качестве товара отвечать требованиям потребителя (рынка) в определенном пространстве и времени.

    В масштабе регионов России последние четыре с половиной года проводилась непрерывная цепочка практических семинаров по ТЭР.

    Проведено 95 семинаров продолжительностью от трех - пяти, до десяти дней.

    На семинарах обучилось около двух тысяч производственников, представителей более 300 промышленных предприятий городов: Курска, Белгорода, Томска, Петрозаводска, Кирова, Тамбова, Саратова, Железногорска, Москвы, Калуги, Сегежи, Иваново, Великого Новгорода, Набережных Челнов, Рязани, Ярославля, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Анталии (Турция), Белых Холуниц, Мичуринска, и др.

    На семинарах обучались: руководители предприятий; главные инженеры; главные специалисты; начальники цехов и участков, ведущие конструктора; маркетологи-инноваторы, менеджеры по бизнес-процессам, предприниматели малого и среднего бизнеса; заместители директоров "по качеству" и "развитию"; инициативные инженеры, и др.

    Все семинары получили положительные отзывы слушателей. На них эффективно решено несколько сотен практических задач по внедрению.

    Заинтересованность промышленников в обучении проявлялась в частых повторных семинарах. Например, в Тамбове проведено 12 семинаров, в Кирове - 11, в Карелии - 7; в Томске, Курске, Москве - по 6, в остальных городах - 2 - 4 семинара.

    Хорошо зарекомендовала себя ТЭР при стартовом запуске новой продукции на малых и средних предприятиях.

    Вот некоторые отличия ТЭР. По ТРИЗ решают задачу от исходной точки: берут направление на ИКР, ограничивают зону поиска решения законами развития, и подбирают лежащие в выделенной зоне ресурсы. Нашел подходящий ресурс - стоп! Задача решена!

    По ТЭР - решение частично идет "наоборот". Пятишься от ИКР к исходной точке - а руками нащупываешь сзади себя, не глядя, все, что подвернется. - Из того, что подвернулось - создаешь необходимые для решения ресурсы; для этого приходится решать новые изобретательские задачи.

    Реальная задача по ТЭР никогда не решается эффективно с первого раза. Лучшее решение получается после третьего "захода".

    После выявления "ключевых задач" из ситуации, устранение "Нежелательного эффекта" (НЭ) начинается всегда только с поисков "аналогов": всех уже известных решений, которые могут устранить данный НЭ. Цель этого - не решение задачи, а поиск неявных ограничений.

    С точки зрения ТЭР, формулировка ИКР в АРИЗ-85В - ограничивает возможность решения.

    Прогноз аварий лучше вести с помощью "производных функций". При создании новых конкурентоспособных товаров нужно применять "Изобретательский маркетинг". И т.д. и т.п.

    - Актуальна ли ТЭР сегодня?

    Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


    Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2