Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2

ТРИЗ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

А.В. Подкатилин, Россия

… - Разведанных запасов нефти в России осталось на 10 лет добычи. - Нефтедоллары кончатся - на что жить будем?!

- Промышленное производство или развалено, или неконкурентоспособно. 15 лет практически не строятся новые промышленные предприятия. Износ оборудования превысил всякие допустимые пределы. Предстоящее вступление России в ВТО - это выход на международный жесткий конкурентный рынок. Кроме исчерпаемых природных сырьевых ресурсов: нефти, газа, металлов, - предъявить там России практически нечего.

А это значит - наша неконкурентоспособная промышленность будет окончательно уничтожена дешевыми и качественными зарубежными товарами.

- Следовательно, в оставшееся до вступление в ВТО время все внимание нужно уделять значительному повышению конкурентоспособности наших товаров, повышению эффектности промышленного производства!

- Может ли ТРИЗ в этом помочь?

Изобрел… - А что дальше?!

Первоначально ТРИЗ создавалась для получения качественной изобретательской Идеи. Но Идея - не самоцель.

- Ведь дальше начинается самое трудное - внедрение Идеи.

Практика показало - КАЧЕСТВЕННОЕ внедрение, т.е. превращение Идеи в Вещь требует затрат творческих сил на два порядка больше, чем для получения патентуемой идеи.

- Почему?

- В процессе материализации найденная идея проходит сложный путь стыковок различных технологий и ресурсов. На стыках, да и внутри самих технологий, часто возникают проблемы. Проблемы решаются обычно "компромиссным" путем - другого пути исполнители обычно не знают. А компромисс - это всегда потеря частички какого-то качества!

В итоге суммирования таких компромиссов, при внедрении - вместо "Вещи" иногда получается малопригодная "вещичка"; т.е. - "вместе с грязной водой - выплескивают и ребенка".

… - В процессе развития ТРИЗ, в восьмидесятые годы, обострилось серьезное противоречие: прогрессивные идеи, полученные по ТРИЗ, часто не внедрялись, т.к. творческая трудоемкость "качественного внедрения идеи" в сотни раз превышала творческую трудоемкость "получения качественной идеи" по ТРИЗ.

… - С 1980г в "оборонке", без огласки, на инструментальной базе ТРИЗ начала создаваться "Технология Эффективных Решений" (ТЭР), предназначенная для эффективного внедрения Идеи.

Прошло 25 лет активных поисков в этом направлении.

- Актуальна ли ТЭР сегодня?

ТЭР на практике.

…- Четыре последних года в масштабе регионов России проводилась непрерывная цепочка практических семинаров по ТЭР.

Организатор семинаров - Москва; Академия Менеджмента и Рынка; ректор - Каганов В.Ш.

Проведено 95 семинаров продолжительностью от трех - пяти, до десяти дней.

На семинарах обучилось около двух тысяч производственников, представителей более 300 промышленных предприятий городов: Курска, Белгорода, Томска, Петрозаводска, Кирова, Тамбова, Саратова, Железногорска, Москвы, Калуги, Сегежи, Иваново, Великого Новгорода, Набережных Челнов, Рязани, Ярославля, Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Анталии (Турция), Белых Холуниц, Мичуринска, и др.

Состав слушателей: руководители предприятий; главные инженеры; главные специалисты; начальники цехов и участков, ведущие конструктора; маркетологи-инноваторы, менеджеры по бизнес-процессам, предприниматели малого и среднего бизнеса; заместители директоров "по качеству" и "развитию"; инициативные инженеры, и др.

Все семинары получили положительные отзывы слушателей. На семинарах эффективно решено несколько сотен практических задач.

Более 60% семинаров носило корпоративный характер с последовательным обучением одних и тех же слушателей. Продолжительность таких семинаров: три дня - "ознакомительный"; затем - пять дней - "рабочий", затем - десять дней - "профессиональный". Количество слушателей в группе - от 15 - 20 до 30-40.

Специфическая особенность семинаров - исключительно прикладной характер с преобладанием решения производственных и организационных задач.

На трехдневном семинаре - обычно решались одна - две реальных производственных задач; на пятидневном - половина времени уходило на решение "трудных" практических задач; на десятидневном - основное время расходовалось на повышение эффективности реальных сложных проектов и бизнес-процессов.

Ориентировочная прибыль от эффективных решений на семинарах и после них, в зависимости от подготовленности и масштаба поставленной задачи, колебалась от тысяч - до миллионов рублей. Пятидневные и десятидневные семинары обычно самоокупались эффективными решениями.

После корпоративных семинаров на предприятиях часто организовывались творческие коллективы. На базе таких коллективов на некоторых предприятиях созданы "Творческие центры ТЭР на базе ТРИЗ". Например, такие центры созданы на Тамбовском химкомбинате "Пигмент"; на Сегежском ЦБК; в Железногорске; в Курске, Кирове, и др.

Заинтересованность промышленников в обучении проявлялась в частых повторных семинарах. Например, в Тамбове проведено 12 семинаров, в Кирове - 11, в Карелии - 7; в Томске, Курске, Москве - по 6, в остальных городах - 2 - 4 семинара.

Выявилась серьезная проблема в необходимости качественной подготовки квалифицированных специалистов по "повышению эффективности производства" в России.

Пока для подготовки "Профессионала по ТЭР", кроме теоретического обучения, нужна непрерывная двух - трехлетняя практика на производстве, непосредственно на реальных "неразрешимых эффективно" производственных и организационных задачах.

Обнаружилось, что ТЭР дает хорошие результаты именно с производственниками, т.к. они серьезно мотивированы на развитие, повышение конкурентоспособности предприятия. Т.е. обучение творческому подходу эффективно непосредственно на производстве - это подтверждает и опыт Японии.

… Многократные попытки обучения ТЭР в различных вузах Москвы оказались неэффективны - у студентов отсутствует необходимая для практического освоения методики - "жесткая" мотивация; а вузы практически оторваны от реальных потребностей производства.

Хорошо зарекомендовала себя ТЭР при стартовом запуске новой продукции на малых и средних предприятиях.

Практически без инвестирования, в 160 раз повысилась эффективность завода по изготовлению стекловолоконных баллонов для аквалангов и легковых автомобилей, работающих на газе.

Завод "Гидростеклоизол" вышел на конкурентоспособную продукцию из полного банкротства без инвестиций;

Малые пекарни начали обходиться без дорогостоящего зарубежного оборудования;

Автомобильные мойки перестали простаивать летом из-за зацветания воды;

Запущен впервые молочный завод по изготовлению конкурентоспособной новинки - вкусного и долгосохраняемого без всякой термообработки, "эмульгированного" молока;

Себестоимость изготовления отечественного ножного протеза для инвалидов, по функциональности не уступающего японскому, была снижена в 70 раз.

Вместо стационарного зарубежного медицинского аппарата, облегчающего женские роды, стоимостью около 40 тысяч долларов - создан функциональный аналог стоимостью около 200 долларов.

Создан массовый полуавтомат для строгания квадратной морковной соломки для корейских блюд, заменяющий ручной труд.

Завода по фасовке шампуней переоборудован и запущен без инвестиций;

Без инвестиций решена задача ремонта кровли большого завода;

Резко улучшено производство на фабрике по выращиванию полезных бактерий;

Устранены потери от брака изменением ряда технологий на заводе шарикоподшипников;

Найдено решение по вскрытию запарафинированных нефтяных скважин с недовыкачанными 40% нефти", дающее миллиардную выгоду;

Сокращена стоимость проекта очистных сооружений: с 600 млн. рублей, и продолжительностью одного года работ, - до 0, 5млн. рублей и 1 месяца работ";

И т.д. и т.п.

Сформулированы основные проблемы промышленного производства, в решении которых может применяться ТЭР:

  • Отсутствие средств на развитие производства
  • Очень большой процент износа оборудования
  • Отсутствие рынков сбыта
  • Высокая себестоимость продукции
  • Неконкурентоспособность продукции по параметрам и свойствам
  • Частые аварии, поломки, неплановые простои
  • Грубые нарушения техники безопасности
  • Экологические проблемы
  • Разворовывание, разукомплектация оборудования
  • Отсутствие стратегии развития производства
  • Отсутствие навыка "самостоятельного выживания", пассивное ожидание заказов и инвестиций
  • Неумение создавать конкурентоспособные продукты
  • Отсутствие малой механизации, высокий процент ручного труда
  • Нерациональность существующих организационных структур
  • Отсутствие должного внимания к переподготовке кадров
  • Отсутствие творческого проектно-конструкторского кадрового состава
  • Отсутствие подготовки творческих маркетологов и менеджеров по бизенес-процессам
  • Творческая пассивность, безынициативность коллектива, и т.д.
  • Потенциальные потребители ТЭР: собственники и руководители развивающихся промышленных предприятий; топ-менеджеры, настроенные на повышение конкурентоспособности предприятия; творческие конструктора и маркетологи; заместители директора по развитию и повышению качества; инициативные молодые специалисты; предприниматели.

    С чего начиналась ТЭР?

    … После 15 лет применения ТРИЗ в конструировании, в 1980г - появилась заманчивая идея: - "А было бы здорово, если абсолютно ВСЕ проблемы, возникающие в процессе внедрения Идеи, сознательно преобразовывать в изобретательские задачи и разрешать их инструментами ТРИЗ!" - Т.е. каждую очередную проблему в процессе реализации идеи на производстве - решать на уровне изобретения, разрешая все противоречия по принципу "И волки сыты - и овцы целы"!

    … - Оценку общего качества внедрения планировалось проводить по конечному увеличению эффективности; т.е. - если в процессе внедрения увеличивается отношения "пользы" к "затратам" - значит направление поисков правильное.

    По данным США, возможности для снижения издержек производства и повышения функциональности продукции составляют: на стадии НИОКР - 75%; на стадии подготовки производства - 13%; на стадии производства - 6%; в сфере материально-технического снабжения - 6%.

    Т.е. эффективность внедрения на 90% зависит от квалификации конструктора - разработчика, курирующего процесс внедрения. Его-то и планировалось в первую очередь обучать ТЭР.

    Каким образом создавалась ТЭР?

    В качестве "структурного каркаса" была применена таблица "уровней сложности решения задач", предложенная Г.С.Альтшуллером, но с расширением колонок до шести, и заменой характеристик "уровней решения" на новые.

    Опорой для создания ТЭР явились: знание ТРИЗ, многолетняя практика решения реальных изобретательских задач, "Принципы Декарта"; и др.

    Условно было принято: если наименьшая трудоемкость решения задачи второго уровня сложности достигается инструментами "Приемы" или "Би-системы", то задачи, решенные этими инструментами - называть "решенными на втором уровне сложности".

    Это дало возможность объективнее оценивать сложность решения задачи, и сознательно минимизировать трудоемкость решений.

    Поскольку заранее никогда не известно, на каком "уровне сложности" будет решена конкретная задача, решатель должен был всегда соблюдать "рациональную последовательность": любую задачу решать по принципу: "от простого - к сложному". Вначале - "Аналогиями" (т.е. на "первом уровне сложности решения"). Если задача не решена - переходить на инструмент "второго уровня", т.е. применять "Приемы", "Пятишаговку", "Би-системы", и др.

    Если задача и тут не решена - применять инструмент "третьего уровня" - "Стандарты", "Вепольный анализ"; и т.д.

    Получалось, что применение наиболее сложного и трудоемкого инструмента "АРИЗ-85В" будет происходить чрезвычайно редко: достаточно простые задачи до него просто "не дойдут" - решаться раньше; экономя время решателя.

    Практика показала, что на выявление ключевой задачи из проблемы уходит обычно от 50% до 90% общего времени решения. Для ускорения этого этапа были отработаны "целевые" методики:

  • При создании новых технологий - "Функциональный анализ";
  • При совершенствовании существующих технологий - "Сетевой анализ" и "Экспресс-ФСА";
  • При недостатке информации - "Причинно-следственный анализ";
  • При высокой неопределенности - "Графический анализ";
  • При нехватке времени на анализ - "Разведка боем";
  • При разработке товара - "Изобретательский маркетинг".
  • В оценке качества решения впервые полностью отказались от всех классических методов: экономического расчета, метода экспертных оценок, "здравого смысла", и т.д.

    Любое решение оценивалось только системой выводов из двух законов развития: "Повышения идеальности" и "Неравномерности развития".

    Все остальные законы развития систем, известные по ТРИЗ, подключались к решению задачи по мере увеличения "уровня сложности решения". Это дало возможность обходиться без прогнозов развития - все "прогнозные новинки" автоматически вкладывались в решение.

    Отличительные особенности ТЭР:

  • ТЭР: предназначена для организации процесса нахождения и внедрения ключевой изобретательской идеи с наивысшей эффективностью для конкретной ситуации.
  • Служит для получения эффективных изобретательских идей на каждом этапе процесса внедрения ключевой идеи.
  • Ориентирована не на получение патента, а на повышение интегрированной эффективности изменяемой системы.
  • Рассчитана преимущественно на деятельность в виде "процесса".
  • Обеспечивает конкурентоспособные характеристики продукции без прогнозных анализов.
  • Обеспечивает быструю и объективную оценку промежуточных и конечного решений.
  • Минимизирует затраты времени и творческой энергии на решение.
  • Соединяет разрозненные механизмы ТРИЗ в единую понятную структуру.
  • Быстро усваивается слушателями курсов за счет цикличного подхода к решениям.
  • Не допускает неэффективных компромиссных решений.
  • Дает возможность дополнительно повышать эффективность решения при наличии достаточного времени у решателя - переходом на следующий уровень сложности.
  • Вводит объективные критерии понятия "уровня сложности решения задач" в виде "сложности инструментов решения".
  • Ориентирована исключительно на интересы потребителя.
  • Устраняет разночтения в терминологии ТРИЗ и стандарта менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001с помощью "Глоссария ТЭР".
  • Позволяет решать более высокий класс задач.
  • Нацелена преимущественно на создание конкурентоспособной продукции и повышения эффективности промышленного производства.
  • Согласовывает терминологию под требования мировой системы "Всеобщего Управления Качеством".
  • Выводит на новый подход в решении "диверсионных" задач с помощью "производных функций".
  • Г.С. Альтшуллер разрабатывал ТРИЗ путем анализа уже имеющегося патентного фонда. В результате он получил объективные закономерности развития. Он был первопроходцем, выбравшим единственно правильное решение: вначале - анализ существующего!

    Альпинисты и горные туристы хорошо знают, как разительно отличается вид с вершины горы от того, что видит перед собой турист, поднимающийся "в гору".

    Классическая ТРИЗ - это "вид с вершины горы", это - "карта". С вершины отлично видно все лучшие маршруты, по которым лучше всего подниматься "в гору". Можно составить карту этих маршрутов, и при повторных восхождениях на ту же гору - всем новичкам будет намного легче ориентироваться.

    ТЭР - это вид "снизу" при подъеме на незнакомую гору. При этом видны камни перед носом, и иногда - кусочек вершины. Здесь важно знать "признаки" эффективного маршрута: например, над вершиной парят орлы - значит, там восходящий поток от нагретого солнцем склона горы с другой стороны. Значит, карабкаться вверх бесполезно - впереди опять спуск; нужно обходить вершину сбоку. И т.д.

    По ТРИЗ решают задачу так: от исходной точки берут направление на ИКР, ограничивают зону поиска решения законами развития, и подбирают лежащие в выделенной зоне ресурсы. Нашел подходящий ресурс - стоп! Задача решена!

    По ТЭР - наоборот, задачу решают от ИКР - к исходной точке. Обычно возле ИКР подходящие ресурсы найти трудно. Поэтому ТЭР в сложных случаях занимается не поиском готовых ресурсов, а решает совершенно новые задачи по "созданию" новых ресурсов из всего "лежащего близко к ИКР.

    Реальная задача по ТЭР никогда не решается эффективно с первого раза. Лучшее решение получается только после третьего "захода".

    Пока причины этого неясны. Создав в сознании яркий образ необходимого решения - нужно сознательно оборвать процесс поиска ответа, и переключиться на другую задачу. Таким образом можно в один день решать десятки разных задач. Через некоторое время нужно повторить процесс решения вместе со специалистом - консультантом. И опять сделать паузу. После третьего этапа решения со специалистом - обычно получается эффективный ответ.

    - Возможно, сознательные паузы при решении реальных задач помогают: снимать "инерцию мышления" у решателя и задачедателя, или более целенаправленно искать узкую информацию.

    (Это чем-то напоминает "артиллерийскую вилку" при стрельбе из орудия: "недолет - перелет - попадание").

    С точки зрения ТЭР, формулировку ИКР в АРИЗ необходимо корректировать. Это не удивительно - идет развитие, совершенствование механизмов решения; пройдет время - устареет и ТЭР.

    Прогноз аварий лучше вести с помощью "производных функций". При создании новых конкурентоспособных товаров нужно применять "Изобретательский маркетинг".

    После выявления "ключевых задач" из ситуации на "нулевом уровне", устранение "Нежелательного эффекта" (НЭ) начинается всегда только с "первого уровня" - т.е. с поисков "аналогов": всех уже известных решений, которые могут устранить данный НЭ.

    Цель решений на "первом уровне" - абсолютно не в получении конечного ответа! Настоящая цель - поиск скрытых ограничений; о которых забыл сказать задачедатель. Такой подход положен в основу методики "Разведка боем".

    Терминология ТЭР имеет некоторые отличия:

    Глоссарий ТЭР (фрагмент)

    "Эффективность" - отношение полученных в результате деятельности величин качества к затраченным ресурсам;

    "Развитие" (прогресс) - увеличение эффективности;

    "Инновация" - нововведение, повышающее эффективность;

    "Предпринимательство" - бизнес на внедрении инноваций;

    "Бизнес" - любой вид деятельности, приносящий доход, прибыль;

    "Деятельность" - получение запланированного целью результата действиями над ресурсами в пределах регламента;

    "Регламент" - совокупность правил и ограничений, устанавливающих порядок осуществления деятельности;

    "Продукция" - результат деятельности;

    "Изделие" - продукция, используемая потребителем в качестве носителя функции;

    "Услуга" - продукция, используемая потребителем в качестве полезной функции;

    "Полуфабрикат" - продукция, используемая потребителем в качестве объекта функции;

    "Товар" - продукция, предназначенная для продажи;

    "Качество" - характеристики, удовлетворяющие потребителя;

    "Характеристика" - свойство или параметр объекта;

    "Цель" - планируемые характеристики;

    "Ресурсы" - средства, способствующие получению планируемых характеристик

    "Действие" - временной контакт энергетического ресурса непосредственно с вещественным;

    "Результат" - фактические характеристики объекта в итоге деятельности;

    "Потребитель" - объект, заинтересованный в качестве;

    "Свойство" - показатель состояния объекта (токопроводность; твердость; прозрачность);

    "Параметр" - квалиметрический показатель свойства (сила тока; напряжение; скорость);

    "Процесс" - последовательность видов деятельности, использующая результат предыдущей деятельности, как ресурс последующей.

    "Аналогия" - сходство объектов по некоторым признакам;

    "Операция" - вид деятельности, необходимой для реализации минимальной полезной функции.

    "Ситуация" - описание общей обстановки с перечнем существующих проблем и предположительных вариантов их устранения;

    "Проблема" - несоответствие между реальным и желательным для потребителя состоянием характеристик объектов.

    "Техническое противоречие" - недопустимое ухудшение в изменяемом объекте какой-либо важной для потребителя характеристики при улучшении известным способом какой-либо нужной потребителю характеристики;

    "Разрешение технического противоречия" - улучшение нужной для потребителя характеристики - без недопустимого для потребителя ухудшения важной характеристики;

    "Нежелательный эффект" - недопустимые для потребителя характеристики;

    "Функция" - действие одного материального объекта ("Носителя функции") непосредственно на другой материальный объект ("Объект функции"), вызывающее изменение характеристики у Объекта функции.

    "Полезная функция" - функция, обеспечивающая полезные для потребителя характеристики;

    "Вредная функция" - функция, обеспечивающая вредные для потребителя характеристики;

    "Нейтральная функция" - функция, обеспечивающая безразличные для потребителя характеристики;

    "Главная функция" - полезная функция, обеспечивающая характеристики, необходимые потребителю ближайшей надсистемы, и отражающая первоначальную цель создания технической системы;

    "Основная функция" - полезная функция, обеспечивающая характеристики, необходимые для выполнения главной функции;

    "Вспомогательная функция" - полезная функция, обеспечивающая характеристики, необходимые для выполнения основной функции;

    "Дополнительная функция" - полезная функция, обеспечивающая дополнительно к главной функции характеристики, необходимые потребителю ближайшей надсистемы.

    "Мини-задача" - требование к выполнению поставленной цели без изменения регламента;

    "Макси-задача" - требование к выполнению поставленной цели с изменением регламента.

    "Тупиковая задача" - мини-задача, не имеющая ресурсов в пределах регламента.

    "Изобретательская задача" - задача, содержащее техническое противоречие;

    "Ключевая проблема":

    • проблема, содержащая изобретательскую задачу;

    • проблема, лежащая на "критическом пути" сетевого графика;

    • проблема, решение которой может ликвидировать ряд других проблем;

    "Объект" (Система) - некоторое множество взаимосвязанных элементов, обладающая характеристиками, не сводящимися к характеристикам отдельных элементов.

    "Техническая система" - искусственная система, предназначенная для выполнения полезных функций.

    "Элемент" - минимальная система, способная к выполнению элементарной функции.

    "Подсистема" - система, входящая в состав анализируемой системы.

    "Надсистема" - система, включающая анализируемую систему.

    "Менеджмент" - деятельность по управлению организацией.

    "Управленческое решение" - решение, которое разрабатывается и реализуется для социальных систем (планирование, организация, координация, контроль - в технических, биологических и управленческих системах).

    "Организация" - социальная система, предназначенная для создания продукции.

    "Инфраструктура" - надсистема носителя главной функции организации.

    "Проект" - деятельность по планированию создания технической системы;

    "Информация" - значимые для потребителя данные;

    "Документ" - информация на материальном носителе;

    "Запись" - документ, фиксирующий результат деятельности.

    "Контроль" - процедура сравнения результата деятельности с поставленной целью;

    "Процедура" - установленный способ деятельности;

    "Испытание" - определение характеристики согласно процедуре;

    "Декомпозиция" - процесс расчленения системы на составные части для установления иерархической структуры;

    "Жизненный цикл технической системы" - последовательность этапов существования искусственной системы от появления до момента исчезновения.

    "Конкурентоспособность" - совокупность характеристик продукции, определяющая их способность в качестве товара отвечать требованиям потребителя в определенном пространстве и времени.

    "Фактические показатели качества" - конкретные характеристики продукции, в которых потребитель действительно реально заинтересован.

    "Вспомогательные показатели качества" - характеристики продукции, косвенно необходимые для реализации и контроля фактических показателей качества.

    "Единица гарантии качества" - условная согласованная с потребителем единица продукции, гарантирующая соответствие качеству.

    "Относительная значимость показателей качества" - установление приоритетов показателей качества с точки зрения потребителя.

    "Функционально-ресурсный подход" - выявление скрытых ресурсов развития систем с целью повышения эффективности.

    В ТЭР ведутся и новые разработки.

    Интерес может взывать не столько успешное практическое применение ТЭР в промышленности, сколько открывающиеся перспективы развития ТРИЗ в России.

    ТРИЗ в своем развитии выходит в надсистему профессионализма, превращается в "ТРИЗ-ПРОФИ".

    Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


    Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2