Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2

МИНИ АЛГОРИТМ ВЫБОРА ИНЖЕНЕРНЫХ ЗАДАЧ ИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ - АВИЗ 2005(п.т.)

Г.И. Иванов, А.А. Быстрицкий, Россия

(Мини алгоритм составлен на основе материалов ТРИЗ автора Г.С. Альтшуллера).

НАЗНАЧЕНИЕ.

Алгоритм предназначен для выявления и формулирования задач при нарушениях и сбоях в производственно-технологических процессах.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ:

- Не решать проблему, а создавать условия, при которых она не возникает.

- Что порождает проблему, то и должно ее устранять.

- Формулировать задачи в зоне ее возникновения. Чем дальше от зоны первопричины будет формулироваться задача, тем сложнее потребуется решение.

- Текст идеально составленной задачи несет в себе... ответ.

ОСНОВНЫЕ ШАГИ

1. Проверить рассматриваемую проблему на ложность для чего выяснить:

1.1. Действительно ли возникают вредные последствия в будущем на уровнях системы, надсистемы и подсистемы, если проблему не решать вообще.

1.2. Не является ли проблема результатом устаревших или ошибочных административных действий произведенных в прошлом.

1.3. Не является ли проблема результатом ошибочных или излишних действий совершаемых на предыдущих технологических постах.

1.4. Существует ли вероятность самоустранения проблемы на последующих технологических постах. Так же проверить возможность передачи проблемы надсистеме, для которой она является необходимой или желанной.

При отсутствии удовлетворительных ответов по пункту 1, продолжить анализ с пункта 2.

2. Определить происходящее Нежелательное Событие - (Что происходит? Желательно использовать два слова - существительное и глагол)

3. Определить место начального проявления Нежелательного События- (Где происходит?)

4. Определить момент начального проявления Нежелательного События- (Когда происходит?)

5. Определить Нежелательный Элемент, порождающий Нежелательное Событие - (Почему происходит? Описать происходящие физические процессы)

6. В месте нахождения Нежелательного Элемента, в момент проявления его вредных свойств, выявить имеющиеся вещественно - полевые ресурсы. В первую очередь учитывается сам Нежелательный Элемент, затем вещества, примыкающие к нему или расположенные рядом, и наконец вещества ближайших надсистем. Рекомендуется при анализе ресурсов изобразить оперативную зону крупным планом со всеми имеющимися элементами.

7. У веществ определить имеющиеся поля (энергии, свойства), носителями которых они являются.

8. Составить иерархическую таблицу выявленных веществ по степени их энергонасыщенности, т.е. по количеству содержащейся в них энергий, полей.

(В любом случае на первое место ставить Нежелательный Элемент, затем все остальные, располагая их по степени энергонасыщенности)

9. Поочередно, используя выявленные ресурсы,-(в первую очередь вредные, затем нейтральные и в последнюю очередь, полезные) составить, с позиции Идеального Конечного Результата (ИКР), ряд задач направленных на предупреждение возникновения Нежелательного События, его уничтожение, или нейтрализацию.

Задачи составляются по нижеследующим вариантам:

Миниалгоритм выбора инженерных задач АВИЗ (пт) 2005 лист 1

ВАРИАНТ 1 - "Элемент (указать Нежелательный Элемент п.6.), используя (указать его ресурс п.8) не допускает (указать Нежелательное Событие п. 2.).

ВАРИАНТ 2 - "Элемент (указать второе вещество из таблицы пункта 9), используя (указать его полевой ресурс п.8.), не допускает (указать Нежелательное Событие п. 2. )

Подобные формулировки сделать со всеми имеющимися веществами.

ВАРИАНТ 3- "Элементы (указать Нежелательный Элемент и наиболее энергонасыщенный элемент, выбранный в пункте 9.), используя (указать их вещественные и полевые ресурсп.8.) и действуя совместно, не допускают (указать Нежелательное Событие п. 2.)

Все задачи обязательно пояснять двумя рисунками: "Как есть" и "Как надо"

Для уменьшения влияния инерции мышления, использовать метод Моделирования Маленькими Человечками (ММЧ) и оператор РВС.

10. Выявить противоречивые (противоположные) требования (свойства), возникающие в выбранных элементах при выполнении ими требуемых действий в п.9.

11. Разрешить противоречия, используя один из нижеследующих принципов:

  • РАЗНЕСЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ПРОСТРАНСТВЕ
      - Элемент (указать элемент, испытывающий противоречивые требования) разделяется на две части, одна из которых выполняет (указать существующею функцию, действие, свойство), а другая одновременно, выполняет ( указать желаемое действие)

  • РАЗНЕСЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ВО ВРЕМЕНИ.
      - Элемент (указать элемент, испытывающий противоречивые требования), во время (указать один технологический момент), выполняет (указать существующее действие), а во время (указать другой технологический момент) в том же месте, с помощью (указать ресурс) выполняет (указать желаемое действие, свойство).

  • ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМНЫХ ОТНОШЕНИЙ - (переход от моно к би и, полисистемам, введение антисистемы, переход на микроуровень и т.д).

      Вариант 1. "Элемент (указать элемент, испытывающий противоречивые требования) преобразуясь в (бисистему, полисистему или антисистему) выполняет (указать желаемое действие).

      Вариант 2. "Элемент (указать элемент, испытывающий противоречивые требования), становясь (указать иное фазовое состояние вещества) выполняет (указать нужное действие)

      Вариант 3. "Элемент (указать элемент, испытывающий противоречивые требования), используя, возникающие при (указать физико - химический эффект), свойства, (указать) выполняет (указать нужное действие)".

    Выполнить эскизные рисунки рассматриваемого объекта в соответствии с использованным принципом разнесения противоречий (противоположностей). Выявить конструкторские задачи необходимые для реализации полученного решения.

    При необходимости применить решательные инструменты ТРИЗ - приемы, вепольный анализ, стандарты.

    Примечания:

      При запрете на внесение изменений в зоне первопричины, перейти на другие посты технологической линии, и вести анализ ситуации начиная с пункта 6 алгоритма.

      При запрете на внесение изменений постах основной технологической линии, перейти на вспомогательные линии, и вести анализ ситуации начиная с пункта 8 алгоритма.

    Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


  • Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 2