Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 3

НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ ТРИЗ
NEW PROBLEMS AND WAYS OF THE TRIZ DEVELOPMENT

Г.С. Пигоров, С.В. Антоненко, А.Г. Махмудов, Я.Г. Шифрис, Украина, А.Г. Соболева, Россия
George Pygorov, Sergey Antonenko, Alexander Makhmudov, Yan Shyfrys, Ukraine, Alexandra Soboleva, Russia

В докладе кратко характеризуются новые явления (и обозначающие их понятия), определяющие ключевые тенденции современного мирового развития. Анализируя эти явления и тенденции, как вызовы времени, проявляющие наиболее актуальные проблемы развития, авторы доклада формулируют ряд новых научных и социально-экономических проблем ТРИЗ. На основе чего предлагают некоторые пути ее развития, расширяющие и/или углубляющие существующую практику ТРИЗ-движения.

New phenomena (and concepts designating them) determining key modern world progress trends are briefly characterized in the lecture. Analyzing these phenomena and tendencies, as calls of time, showing most the issue of the day of development, the authors of lecture form the row of new scientific and socio-economic problems TRIZ. What some ways of its development, extending and/or deepening existent practice ТRIZ-motions, are offered on the basis of.

Явления и тенденции современного развития и их следствия.

Важнейшими явлениями современного развития следует, очевидно, считать экономику знаний, инноватизацию и формирование человекоцентристского общества. Названные явления в немалой мере, глубинно - взаимосвязаны. Охарактеризуем совокупность этих явлений, их понятий, а также определяемых ими ведущих тенденций мирового развития и их следствий.

Экономика знаний - это экономика, основанная на введении знаний в экономический оборот и охватывающая экономические отношения при производстве знаний (наукой), их практическом использовании и/или купле-продаже и при освоении знаний с помощью процессов воспитания, образования и повышения квалификации. Экономика знаний и ее процессы тесно взаимосвязаны с явлением, известным не одному поколению современников, как научно-технический прогресс (и во многом лежит в основе его).

Сегодня чаще используется близкое понятие - технологический прогресс. В немалой мере с ним связаны современные ключевые понятия - "национальная технологическая база" (той или иной страны) и составляющие ее основу "критические технологии". Последними называют такие технологии, которые являются базовыми в государственных программах технологического развития страны и наличие которых в ней является критически (абсолютно) важным для ее развития и национальной безопасности.

В целом ряде достаточно развитых стран - США, Франция, Япония и другие, как и в быстро развивающихся странах - Южная Корея, Таиланд, Китай и др. - национальные перечни критически важных технологий утверждаются на государственном уровне. А исследования по ним финансируются в значительной мере из госбюджета. К подобным технологиям в США, Японии, России относят технологии новых материалов, микро-, онто- и радиоэлектронные, лазерные, информационные и компьютерные, ядерные и другие технологии, их всего 15 в перечне. Наличие таких технологий считается главным современным достоянием высокоразвитого общества, а большие вложения в это достояние позволяет таким странам успешно конкурировать на мировом рынке наукоемкой продукции.

Кстати, два последних слова напоминают об определенной некорректности использования в данном контексте лишь понятия "Технология", на что мы уже обращали внимание ранее. Там же нами отмечено, что в случаях (подобных данному), когда производственная технология требует обязательного вооружения работающего с ней персонала глубокими знаниями о ней - можно говорить о наличие системы "знания + технология", кратко - СЗТ. Особенно это важно для интеллектуальных технологий - создания новых технологий (типа ТРИЗ), где без креативных знаний (о творчестве и для активизации творчества) - просто невозможно использование таких технологий человеком. Ведь он здесь является основой "производства" новых знаний и/или технических решений (поэтому в нашем учебнике - монографии "Креатология…" обосновано введено понятие - "креативные знания и технологии", КЗТ). Изложенное соображение раскрывает еще одну, обычно скрытую, грань взаимосвязи важнейших явлений - экономики знаний и технологического прогресса (через механизм совокупности взаимовлияний "знания-технология").

По мере появления и узнавания миром нового явления (в целях ускорения такого узнавания и стандартизации представлений о нем) - целесообразно давать ему и новое, самостоятельное "имя", то есть вводить новое понятие. К этой нашей мысли - независимо от нас - пришли, например, и авторы другой, важной в контексте данного доклада, фундаментальной работы - "Технологическое образование на пороге ХХI век". Выводы же этой работы созвучны выводам другой работы корифеев Российского образования "Проблемы кадрового обеспечения национальной технологической базы в современном мире", значимой для ТРИЗ - движения.

В данном докладе речь идет о новом понятии - инноватизация - обозначающем процесс и результаты инновационного развития (детальному его рассмотрению посвящён отдельный наш доклад на этой же конференции). Понятная без уточнений актуальная потребность успешности инноватизации ставит перед ТРИЗ - движением требования создания сильных, прорывных технико-технологических решений, причем при относительном минимуме затрат умственного труда, времени и других ресурсов. То есть следствием развития инноватизации в мире является мощный рост потенциала востребованности ТРИЗ (который также должен, очевидно, полнее учитываться ведущими тризовцами и руководителями ТРИЗ - движения).

Однако такая востребованность на практике сама собой не проявляется - ТРИЗ-технологии нужно активно продвигать к потребителю. Именно недостаточное внимание к ПРОДВИЖЕНИЮ ТРИЗ-технологий на рынок (хотя это - забота преимущественно государства) - привело к тому, что сегодня о ТРИЗ в среднем знает, пожалуй, меньше потенциальных потребителей , чем 20 лет назад, и ещё меньше специалистов - уверены в эффективности ТРИЗ-технологий.

Экономика знаний и инноватизация многократно взаимосвязаны еще с одним важнейшим новым явлением современности, получившем название интеллектуальный капитал. По развернутому его определению это - "интеллектуальный материал (знания), который формализован, зафиксирован и используется для производства ценного имущества". А по краткому определению это - "полезные знания в соответствующей упаковке".

К сожалению, большинство ныне существующих ТРИЗ-технологий с точки зрения участников рынка - невозможно считать интеллектуальным капиталом: они гораздо больше напоминают "полуфабрикаты", чем нечто, "готовое к употреблению". Что же удивляться, что предлагаемые в "сыром" виде ТРИЗ-технологии не встречают должного почтения у производственников? Они не хотят "доготавливать" - им некогда, - они хотят сразу получить готовые технологии для решения своих очень конкретных задач. И в свете приведенного выше определения - они правы.

Здесь - ещё одна проблема (и тенденция развития): большинство ТРИЗ-технологий нужно специально доводить до состояния действительно интеллектуального капитала . То есть, нужно уделить внимание тому, чтобы они имели, как говорят в торговле, "товарный вид", и заняться этим, как отдельной, важной для ТРИЗ-движения проблемой.

Классический интеллектуальный капитал включает три составляющие: структурный, потребительский и человеческий капитал. В основном именно последний накапливает, хранит и практически использует знания.

Быстрый рост в мире (особенно - в процветающих странах) доли интеллектуального капитала при одновременном снижении в общем количестве капитала долей как материального капитала (производственные здания, сооружения, оборудование), где и монетарного капитала (денежной массы) - породили явление интеллектуализации экономики. (Известны еще два вида интеллектуализации: информационной - преимущественно за счет разработок по искусственному интеллекту, а также специальной - происходящей в результате мобилизации интеллектуальных резервов - человека, коллектива, народа).

Упомянутые явления интеллектуализации экономики и социума привели к ряду важных, особенно для ТРИЗ, следствий.

Прежде всего, за последние несколько десятилетий резко изменилось в большинстве стран соотношение занятых физическим и умственным трудом: если раньше было больше первых, то сейчас доля последних возросла до 2/3 - 3/4 в разных странах. Причем одновременно произошел некоторый рост производительности умственного труда (пока за счет компьютеров, а не освоения ТРИЗ), но зато резко возросли требования к этому фактору, а также к качеству (уровню результатов), умственного труда.

Одновременно происходят определенные изменения в национальных системах образования. Сегодня это явление в странах ЕС, Украине и России во многом выражается так называемым Болонским процессом. Главное в нем - требование увеличения свобод вузов и студентов, особенно в части самостоятельного выбора содержания образования. Не менее важным является и требование многогранной подготовки человека еще в вузе к последующему постоянному самообразованию его как специалиста, в течение всей жизни. Наконец, богатые страны (например Япония), начинают переходить к новой политике развития высшего образования, исходящей не из потребности страны в таких специалистах, а учитывающей число желающих получить подобное образование. В этом, в частности, как раз и проявляется упомянутая выше идеология формирования человекоцентристского общества, идущая от процветающих "капиталистических стран развитого социализма" (типа Швеции) и от ученых - социологов.

Описанные явления, тенденции и их следствия по возможности учитываются авторами доклада в их практической деятельности. О некоторых результатах такого нашего опыта - в конце доклада. А здесь дальше представлены существенные наши соображения, вытекающие из изложенного выше - сопоставлении с наиболее важным в истории ТРИЗ и перспективах ТРИЗ - движения (по нашим представлениям).

Научные и социально-экономические проблемы ТРИЗ

Вначале о научных: ТРИЗ всегда относила себя к науке. Об этом в определенной мере, и книге Генриха Сауловича, в том числе его широко известная работа "Творчество как точная наука", в свое время и журнал "Техника и наука" (ТиН) опубликовал также дискуссию на эту тему, со статьями Г.С. Альтшуллера и А.И, Половинкина. Проблема характеристики ТРИЗ, как сферы научного знания, актуальна и сегодня, потому, что ТРИЗ не укладывается в формальные ложа традиционных определений и имеет свою научную специфику, также нуждающуюся в названии и расшифровке. Назовем кратко обозначенное проблемой научной самоидентификации ТРИЗ.

Формально ТРИЗ - это теория, а не наука: последняя, обычно - нечто большее, вбирающее в себя целый ряд теорий. В тоже время с позиций науковедения, предлагающего отличать науку по наличию одновременно трех ее признаков (ее специфических объекта, предмета и методологии), ТРИЗ тоже относится к сфере научного знания, имея те же свои три специфических признака. Причем это - достаточно обширная сфера, к которой относятся (как обычно подразумевается в ТРИЗ - движении) не только ТРИЗ, но и ЗРТС, и ТРТЛ, и специальные информационные фонды и программы информатизации творческого поиска решений. Поэтому стоит, видимо использовать термин "ТРИЗ-знания" (уже не раз встречавшийся в публикациях по ТРИЗ) и узаконить это использование, например - в рекомендациях данной конференции.

При этом, имея ввиду, что ТРИЗ - знания имеют свою важную специфику - инвариантность , делающую их широко применимыми в самых разных сферах умственного труда. Следствием этих утверждений является возможность рассмотрения и применительно к ТРИЗ - знаниям (или, в дальнейшем - просто к - ТРИЗ) типичных важных проблем любой науки, особенно - такой надсистемной и междисциплинарной, как ТРИЗ, частично схожей в этом с философией и информатикой.

К типичным важным проблемам наук, в частности молодых, относятся: углубление научных представлений, особенно о закономерностях, и изучение взаимосвязей между собой как элементов этой науки, так и ее - со смежными, а также развитие методинструментов применения данной науки.

В ТРИЗ - в силу изначального ее прагматизма - особенно много внимания уделялось последней из названных проблем, а также немало - первой. Средняя же проблема - взаимосвязей элементов ТРИЗ - рассматривалась и решалась преимущественно в рамках работ по созданию (и анализу эффективности) алгоритмов решения, а также информационных программ поддержки поиска.

Не отрицая важности проблем углубления исследований развития методинструментов, следует подчеркнуть актуальность проблем взаимосвязи ТРИЗ со смежными науками, исследование которых могут вскрыть большие новые возможности. Проиллюстрируем это соображение примерами.

В одной из прекрасных работ А.Гина рассматриваются характеристики творческой задачи, и предлагается в итоге другой, более полезный и корректный, по мнению этого автора, подход и соответствующее понятие - открытая задача. В другой работе - по углублению понимания и систематизации свойств задач - С.В. Антоненко удалось предложить новую оригинальную и полезную типологию творческих задач. Подобные работы расширяют спектр возможностей применения ТРИЗ!

А из несомненно значимых работ, касающихся взаимодействия ТРИЗ и смежных наук обращают на себя внимание две: монография "От технологического брака до научного открытия" В.В.Митрофанова (ТРИЗ и физика) и монография-учебник "Креатология…" Г.С. Пигорова и др. (ТРИЗ и инноватика и др.).

Отмеченные две книги не только содержат научные разработки проблемы взаимообогащения ТРИЗ и смежных наук (хотя эти разработки и не выписаны там прямо, а должны выбираться из фрагментов и из контекстов), но и показывают пути решения некоторых других важных, но пока не проявленных проблем ТРИЗ. Едва ли не первоочередной среди них является важнейшая социальная проблема ТРИЗ - резкого расширения числа своих пользователей. Конечно, нельзя сказать, что эта проблема вообще не затрагивается. Наоборот, её возможные решения намечены во многих современных работах по ТРИЗ - педагогике. Но эти решения всё еще не подтверждены на государственном уровне и не получили массового распространения.

Поэтому сегодня и в перспективе подобных результатов уже явно недостаточно. Это неопровержимо доказывает, в частности, и начало данного доклада и ряд положений другого нашего доклада (посвящённого инновационно - технологическим прорывам). Доворот усилий ТРИЗ-специалистов в сторону работ по массовому применению ТРИЗ - сильно решал бы и ее экономические проблемы.

Ведь ТРИЗ-исследования и ТРИЗ-движение - не "башня из слоновой кости" (где можно скрыться от динамизма окружающей деловой жизни). На конференциях ТРИЗ не раз, особенно в сообщениях из Новосибирска, Воронежа, Ростова - звучали призывы - "ТРИЗ должна зарабатывать (много)". И обнародовался опыт того, как это сделать. Именно практике бизнес - применения ТРИЗ были в основном посвящены и доклады Европейской конференции ТРИЗ в Страсбурге. Судя по имеющейся о ней информации (в частности Ю.П. Саломатова), лейтмотив массы сообщений нероссийских ее участников таков: "Смотрите, как здорово я заработал на ТРИЗ" и "Зачем в ТРИЗ что-то ещё исследовать и разрабатывать, если и так можно ещё годы бесплатно черпать из уже готового арсенала ТРИЗ".

Не поддаваясь таким настроениям (дальнейшие ТРИЗ-исследования нужны прежде всего нам ТРИЗовцам и всему ТРИЗ-движению) и осваивая опыт коллег из названных ТРИЗ-бизнес-центров, необходимо решать и несколько социально-экономических проблем ТРИЗ с учётом специфики ситуации в странах - Alma-mater МАТРИЗ (Россия, Украина и др.). При характеристике этих проблем ниже одновременно рассматриваются и пути их решения.

Некоторые проблемы и пути развития ТРИЗ

Общим продуктивным подходом к решению проблем расширения применения ТРИЗ и получения от этого компенсации затрат, а затем и прибыли является встраивание наших рекомендаций (решающих наши проблемы) в готовящиеся и/или осуществляющиеся конкретные кадровые, научные и экономические решения государства и/или корпорации по обеспечению процесса развития. Например - в решения по удвоению ВВП в России и по соответствующим изменениям кадрового обеспечения её Национальной технологической базы и в решения по кадрам для инноватизации Украины и присоединению её к Болонскому процессу. Руководство МАТРИЗ может возразить-"мы так это делаем". Наверное. Делается действительно немало, особенно по линии "ТРИЗ-в школы". Но, поскольку все мы хотим повышение эффективности и ускорения востребования ТРИЗ у нас на местах, надо глубже разобраться в специфике проблем и "обречённых на успех" их решений.

"Соль" здесь - в необходимости большой работы по "привязке", "встраивании" предлагаемого в существующее, с выявлением и мобилизацией соответствующих необходимых ресурсов . Так было и есть в работах центра МНОЦИТ М.М. Зиновкиной в Москве, и нашего Института ИНОР в Днепропетровске (кстати - сверстников: обоим сегодня по 12 лет), с их общественными активами ТРИЗовцев и других преподавателей и учёных.

В заключение остановимся еще на одной комплексной (юридической, экономической и социальной) проблеме ТРИЗ. Речь идет об охране, владении и использовании создаваемой ТРИЗовцами интеллекутальной собственности. Наиболее прост ответ на первый из вопросов этой проблемы - "что охранять?". Видимо, знак "коперайт" © следует ставить на все публикуемые работы, а рукописные - депонировать в ЧОУНТБ или в других местах. Несложен ответ и на второй вопрос - "что продавать?". Очевидно - все, что покупают. Однако тут уже важно идти в ногу со временем и использовать электронную форму хранения (и продажи) информации, особенно содержащей как описания методинструментов решения, так и содержание оригинальных авторских учебных курсов, а также программ поддержки творческого поиска и/или оригинальных регламентов организации той или иной работы. Сюда же относятся и базы данных и банки знаний, с методиками работы с ними. Наиболее сложным является здесь этический вопрос - допуска к использованию той или иной авторской информации. С одной стороны, стоит сохранять ТРИЗный стиль широкой (по крайней мере для коллег, в пределах МАТРИЗ) доступности новых разработок ТРИЗовцев, особенно - в области теории. С другой - надо учитывать веяние времени. Практика активных ТРИЗ - разработчиков дает, в основном ответ, и на этот вопрос: новые разработки рассылаются узкому кругу взаимодействующих ТРИЗ-специалистов.

Несколько слов - об авторах доклада. Среди нас - один Мастер ТРИЗ, двое - практикующие ТРИЗовцы со стажем более 30 лет (с 1972 года), остальные, хотя и присоединились к ТРИЗ-движению позже, также ведут работу в этой сфере. Трое входят в число авторов вышедшего в Украине учебника "Креатология", во многом опирающегося на идеологию ТРИЗ. Поэтому рассмотренные выше проблемы и задачи - наши "родные", мы чувствуем их на себе и, со своей стороны, ищем решения.

Приведенные выше положения представлены в докладе в целях привлечения внимания коллег к некоторым насущным проблемам, а также для использования этих соображений при разработке рекомендаций данной конференции. При этом стиль доклада определялся пониманием того, что большинство коллег, как принято говорить - "находятся в проблеме", и детализировать при этом стоит лишь относительно новую информацию, а в остальном достаточно лишь акцентов и четко обозначенных "направлений мысли".

Желаем успехов в коллективном осмыслении путей к успеху!

Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 3