Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 3

ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТРИЗ

М.С. Гафитулин, разработчик и преподаватель АТРИЗ, Россия

Аннотация: Материал о перспективах развития ТРИЗ на основе тенденции смены творческих задач.

Этап "ТехноТРИЗ".

Фундамент теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), основоположником которой является Г.С. Альтшуллер, был заложен (1946) в области техники. "Рациональная методика изобретательства" (таковым было первое название ТРИЗ) [3, C.9] предназначалась для инженерно-технических работников. Объектами изобретательского творчества были технические системы, поэтому содержание ранней ТРИЗ формировалось на базе технических знаний и технической информации. Это обстоятельство нашло свое отражение в ТРИЗовском лексиконе: "изобретательская ситуация", "техническая система", "техническое противоречие", "изделие", "инструмент", "двигатель", "трансмиссия", "рабочий орган". В ходе своего развития ТРИЗ выходит за пределы области техники и, адаптируясь в новых условиях, начинает приобретать новые качества. Назовем период становления и развития ТРИЗ в технике "техноТРИЗ", что является синонимом используемых в ТРИЗовской среде таких названий, как "железная" ТРИЗ", "классическая ТРИЗ", "базовая ТРИЗ".

Триада ТРИЗ.

В ТРИЗ кроме направления, связанного с решением изобретательских задач, появились еще два самостоятельных направления: 1 - развитие творческого воображения (РТВ) и 2 - теория развития творческой личности (ТРТЛ). Хотя все три направления - техноТРИЗ, РТВ и ТРТЛ - самостоятельны, вместе они составляют единый комплекс, важный для дальнейшего развития ТРИЗ. Вот что говорит (1989) по этому поводу Г.С. Альтшуллер: "…Мы все время говорим: разработчик ТРИЗ, разработчик ТРИЗ, а ТРИЗ давно превратился в комплекс ТРИЗ - ТРТЛ - РТВ. Весь этот комплекс, не имеющий пока адекватного названия… Со старым мышлением, со старыми подходами, старыми привычками мы не осилим новый этап - а он качественно отличный…Поэтому для нас главная задача - формирование поколения сильных разработчиков ТРИЗ, комплекса ТРИЗ" [3, С.20].

Этап "ТРИЗ +…".

ТехноТРИЗ пока остается ведущим и определяющим направлением деятельности ТРИЗовцев, т.к. сегодня большая часть пользователей и ведущих разработчиков ТРИЗ - это инженерно-технические работники. Однако ТРИЗ, продолжая осваивать новые просторы технической области, начинает распространяться и в нетехнических областях. Возможность такого распространения была отмечена в "Справке "ТРИЗ-1988": "Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теорий решения нетехнических творческих задач (выделено М©Г)" [4]. В настоящее время наблюдается активный процесс экспансии ТРИЗ в педагогику, менеджмент, маркетинг, рекламу, политику и другие сферы человеческой деятельности. В ТРИЗ меняется вид творческой задачи: на смену технической приходит нетехническая или комплексная. Этап и процесс применения ТРИЗ для решения творческих задач за пределами технической области назовем "ТРИЗ+…", где под ТРИЗ подразумеваются основы техноТРИЗ, а вместо многоточия записывается название той нетехнической области или ее части, с которой взаимодействует ТРИЗ, например: "ТРИЗ+педагогика", "ТРИЗ+маркетинг", "ТРИЗ+политика".

Творческая задача.

Что способно объединить в единый комплекс все три ТРИЗ-направления, а также связать ТРИЗ с нетехническими областями? Для поиска ответа на этот вопрос обратимся к истокам. Вначале ТРИЗ выступает в роли рациональной методики изобретательства, направленной на решение изобретательских задач. Изобретательская задача - это техническая творческая задача, отличающаяся новизной технического решения. В каждой области человеческой деятельности были, есть и будут творческие задачи, нуждающиеся в новом решении. На наш взгляд, именно творческие задачи являются основой триады ТРИЗ и "творческим мостом", взаимодействия технической области с нетехнической. Несколько примеров творческих задач, различных по областям и уровням: РТВ - придумать новую водяную игрушку; техноТРИЗ - устранить случайные сбои в работе оборудования; ТРТЛ - подготовить достойных преемников; "ТРИЗ+педагогика" - предотвратить выкрики с мест; "ТРИЗ+менеджмент" - повысить эффективность работы персонала", в "ТРИЗ-политике" - одержать победу на выборах.

Успешное решение специфических (педагогических, маркетинговых, политических и др.) творческих задач способствует адаптации ТРИЗ в новых условиях. Адаптация ТРИЗ в нетехнических областях не только оказывает содействие в развитии этих областей, но и развивает сам ТРИЗ. В результате создаются новые оригинальные технологии и инструменты. Выход ТРИЗ за рамки технической области и успехи в решении нетехнических творческих задач активно расширяет границы распространения ТРИЗ, приводит к увеличению количества людей, знающих, осваивающих и применяющих "научную технологию творчества".

Виды творческих задач.

В ТРИЗ был сделан смелый шаг за пределы технической области. С помощью ТРИЗ стали решаться не только технические, но и нетехнические творческие задачи. Социальная сфера деятельности человека огромна, и ТРИЗу еще предстоит осваивать ее просторы, решая как специализированные (педагогические, организационные, политические и пр.), так и комплексные (психолого-педагогические, организационно-технические, политико-экономические и пр.) творческие задачи. Научившись понимать и эффективно решать комплексные творческие задачи разного сочетания и уровня сложности, ТРИЗ перейдет к решению еще более надсистемных творческих задач, касающихся жизни на Земле. Итак, творческая задача может быть трех видов: техническая, нетехническая, комплексная.

Творческая задача в развитии.

Творческая задача - действенный атрибут ТРИЗ, определяющий закономерное развитие Теории. Покажем это.

Появление этапа "ТРИЗ+…" демонстрирует, что сделан шаг в надсистему. В соответствии с ТРИЗ-законом перехода в надсистему, в частности, по линии развития "моно - би - поли" [2, С.90], ожидается дальнейшее развертывание, а затем свертывание ТРИЗ в "новое моно". Обозначим три макро этапа в развитии ТРИЗ по линии "Творческая задача": 1- "ТехноТРИЗ", 2 - "Би-ПолиТРИЗ" ("ТРИЗ+…"), 3 - "СоциоТРИЗ". Этапы представлены в фигуре 1. (этап "ТехноТРИЗ" рассмотрен более подробно).

Фигура 1.
Этап
ХарактеристикаРезультат применения ТРИЗ и ТРИЗ+
1 "ТехноТРИЗ".
1.1. Рождение в области техники методики изобретательства.
АРИЗ1 - инструмент решения локальных технических творческих задач.В технической области появляется реальная возможность решать локальные технические творческие задачи.
1.2. Повышение эффективности применения "техноТРИЗ" в области техники.ЗРТС2 - инструмент прогнозирования новых технических творческих задач. В технической области появляется возможность прогнозировать развитие конкретной технической системы и, соответственно, предвидеть, а затем и решать новые технические творческие задачи.
1.3. Всестороннее освоение "техноТРИЗ" техносферы (этап продолжается). ТРТС3 - инструмент организации и управления развитием технических отраслей и техносферы. Обобщение опыта прогнозирования развития отдельных технических систем создает предпосылки управления комплексным развитием - как отдельных технических отраслей, так и самой техносферы в целом, что выявит принципиально новые по уровню творческие задачи.
2 "Би-полиТРИЗ"
("ТРИЗ+…").

2.1. Распространение ТРИЗ в других областях
"ТРИЗ+…" - инструмент эффективного решения локальных нетехнических и комплексных творческих задач В нетехнических областях появляется возможность эффективно решать локальные профессиональные творческие задачи.
3 "СоциоТРИЗ".
3.1. Глобальное применение ТРИЗ во всех областях деятельности человека.
СоциоТРИЗ - атрибут мировой культуры. По аналогии с этапами освоения ТРИЗом технической области будет идти освоение других областей. Для освоения ТРИЗом всех сфер деятельности людей потребуется решение новых творческих задач планетарного масштаба.

1АРИЗ - алгоритм решения изобретательских задач.
2ЗРТС - законы развития технических систем.
3ТРТС - теория развития технических систем.

Значение творческой задачи.

Творческая задача сама становится объектом изучения и развития. Обозначим четыре последовательных этапа смены значения творческой задачи на примере ее эволюции в технической области.

А. Этап "Решение". Путь ТРИЗ начался с разработки инструментов решения технических творческих задач. На этом этапе творческая задача рассматривается как объект поиска нового технического решения.

Б. Этап "Прогнозирование". Далее на основе выявленных закономерностей и законов развития технических систем появляется возможность иметь инструменты прогнозирования новых технических творческих задач, связанных с развитием отдельной технической системы. На этом этапе творческая задача рассматривается как объект прогнозирования цепочки новых изменений в технической системе.

В. Этап "Управление". Дальнейшая разработка ТРТС позволит целенаправленно развивать имеющиеся, создавать новые перспективные технические отрасли, а также системно регулировать процессы, проходящие в техносфере. На этом этапе творческая задача рассматривается как объект управления комплексным развитием техники.

Г. Этап "Выбор". Данный этап противоположен по значению этапу "Решение". В соответствии с ТРИЗ-законами развития должен быть инструмент выбора принципиально новых ("еретичным") технических творческих задач, решение которых должно вести к прогрессу человечества. Выбор технической творческой задачи высокого уровня для каждого инженера должен стать нормой, что будет полностью соответствовать его профессии, т.к. слово инженер происходит от латинского слова ingenium и означает "врожденная способность, дарование, ум, изобретательность".

Приведенные четыре этапа эволюции творческой задачи были представлены на примере технической области, эти этапы применимы к любой профессиональной области. Выбор личностью, коллективом, обществом принципиально новых творческих задач (Великих целей), является необходимым условием их развития, что согласуется с концепцией ТРТЛ.

Картина развития ТРИЗ на основе творческих задач.

Совместив два параметра творческой задачи "Вид" и "Значение" получим "картину развития ТРИЗ" (фиг.2).

Фигура 2.
Из приведенной "картины" следует, что тенденция развития ТРИЗ определяется переходом от решения локальных технических творческих задач к выбору и последующему достижению Великих целей.

Новые теории в современной ТРИЗ.

Каждая ячейка "картины развития ТРИЗ" может служить основой новых теорий, например,
        • → ячейка А1 - теория решения технических творческих задач (техноТРИЗ)
        – → ячейка Б2.х - теория прогнозирования педагогических творческих задач.
        • → ячейка Г3 - теория выбора Великих целей (принципиально новых и социально значимых творческих задач).

Что касается сегодняшнего названия ТРИЗ, то "метаТРИЗ" наиболее точно отражает текущий период активного распространения Теории решения изобретательских задач в нетехнических областях. Название "мегаТРИЗ" - для следующего периода развития "научной технологии творчества".

Выводы.

Творческая задача является атрибутом и фактором развития ТРИЗ.

Развитие ТРИЗ по линии "вид творческой задачи" непосредственно связано с экспансией ТРИЗ и имеет следующие надсистемные переходы: техническаянетехническаякомплексная творческая задача.

Развитие ТРИЗ по линии "значение творческой задачи" базируется на общих законах развития систем и имеет следующие качественные переходы: решениепрогнозированиеуправлениевыбор принципиально новой творческой задачи. За этапом выбора новой творческой задачи вновь следует этап решения, образующий новый виток развития. Т.о. данные этапы - это система непрерывного циклического развития творческой задачи.

"Картина развития ТРИЗ" дает представление о направлении развития: от решения локальной технической творческой задачи к выбору социально значимых новых Великих целей, ориентированных на прогресс человечества.

В области научного развития современной ТРИЗ вероятно появление новых теорий, в основе которых лежит творческая задача.

Литература.

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. - М.: Сов. радио, 1979. 184 с.
2. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1986.209 с.
3. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. 479 с.
4. Альтшуллер Г.С. Справка "ТРИЗ-88".
5. Современный словарь иностранных слов - М.: Рус. яз., 1992. 740 с.

Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 3