Главная    Конференция    О температуре ТРИЗ

О температуре ТРИЗ

В.В. Митрофанов

Меня очень интересует вопрос - почему существует неравенство в растительном и животном мире, в обществе, человеке, в технических системах, в науке ,в задачах, и т.д. В чем причина этого феномена? Мне хотелось сделать попытку рассмотреть возникновение неравенства, противоположностей и противоречий. В обычной жизни человек, еще будучи ребенком, встречается с неравенством с того момента, как начинает хоть что - то понимать. Оно проявляется буквально во всем - в общении, в питании, в одежде и т.д. Одни здоровы, другие больные, одни обучаются музыке, спорту - другие болтаются на улице, получая "дворянское" воспитание, одни беспризорники, другие имеют родителей и т.д. Таким образом в обычной жизни с неравенством мы встречаемся на каждом шагу. Используем прием - допустить недопустимое. Допустим, что все люди одинаковые, нет неравенства, противоположностей и т.д. Что же будет? Предположим что есть два племени и по каким- то причинам они встретились на поле брани, но они одинаково сильны и духом и телом. Что же получится? Результат - они перебьют друг друга. Возможно вся мудрость Природы и есть в создании неравенств, противоборстве силы и слабости, красоте и уродстве, смелости и трусости, ума и глупости и т.д. Когда все эти свойства - противоположности перемешаны, то какая разнообразная картина облика и душ людей предстает перед нашим воображением! Таким образом всегда можно найти человека с необходимым набором качеств. Можно привести тысячи примеров, но я думаю, что каждый сам знает самых разнообразных людей и из литературы, и из жизни и т.д. Однако, иногда встречаешься с такими людьми, что все равно удивляешься. Это для людей. А каким образом обстоят дела для вещества, из которого также созданы люди? Можно предположить, что исходное состояние вещества - молекул, атомов, ионов и т.д. уже обладают неравенством. Действительно, если воспользоваться результатами работы, приведенной в статье "…И стал свет!" Сержа Брюнье ("Популярная Механика" №2 2005г.стр.30-35.) то следует сказать, что через 10 в минус десятой степени после Большого взрыва первая материя Вселенной представляет собой лишь плазму из кварков, лептонов, фотонов и нейтрино. Кварки собираются по трое: сцепленные воедино сильным взаимодействием, они больше никогда не будут свободными. Они образуют первые протоны. Через одну миллионную долю секунды начинается адронная эра, а в 1сек - лептонная эра. ...С начала времени прошло 100 сек. Температура составляет 1миллиард градусов. Протоны и нейтроны собираются вместе, возникают первые ядра. Начинается радиационная эра. Эра вещества начнется только через 10000 лет. Мы видим, что уже при образовании ядер имеет место неравенство, что слышно из названии протон - нейтрон! .. По прошествии 300.000 лет начинается образование первых атомов Температура уже не так высока 5тыс .градусов, и Вселенная становится менее плотной и прозрачной для излучения. При образовании атомов, также, как и при образовании ядер видно неравенство масс ядра и электронов. Образование молекул - малых и больших, левых и правых. и т.д. Далее, по видимому, можно рассматривать агрегатное состояния веществ .- Т.Т,- газ ,ТТ - жидкость, Газ-плазма. Можно говорить о противоположных свойствах веществ - окислитель - восстановитель, замедлитель - ускоритель и этот ряд можно неограниченно увеличивать, но главное - строение вещества порождает неравенство, а из него противоположности, которые могут быть микропротивоположностями, например каждый следующий атом в таблице Менделеева противоположен предыдущему по числу внешних электронов, массе ядра, а про свойства вообще говорить не приходится. Ну а элементы, стоящие друг от друга на приличных расстояниях -это макропротивоположности. Например, водород и свинец, имеют неравенство по агрегатному состоянию, по массе и т.д. Все живое с рождения знает о второй противоположности -о смерти, но не знает когда. Но организм носит в себе эту противоположность - знание о ней и не только носит, но и приближает ее- старит все органы и ткани и таки она всегда срабатывает. Т.о. мы можем рассматривать противоположности по величине, ( масса частиц), во времени, (обе противоположности реальны, одна реальна - вторая потенциальна и т.д.) микро и макро уровне, времени, жизни, взаимодействию - т.е. давать им более широкий круг описаний, что как мне представляется, полезно для отыскания идеи при разрешении противоречия.

Теперь обратимся к противоречию, к ФП -которое применяется в ТРИЗ - то есть предъявляем противоположные требования к элементу, действию, свойству. Мне очень нравятся противоречия для эффекта Рассела. Вот как они звучат. Это Н, и не Н. Это Н, так как он взаимодействует с зернами Аg Br фотоэмульсии фотопластинки, и не Н так - как Н не может совершать такие большие пробеги по воздуху. Это Н с точки зрения взаимодействия, и не Н с точки зрения свободного пробега атома по воздуху. Это, с моей точки зрения, самое тяжелое противоречие для его разрешения. Это должна быть такая частица, которая обладает качествами атомарного водорода, и в то же время должна удовлетворять свойству молекулярного водорода - иметь большой свободный пробег на воздухе (портрет молекулы). Даже если бы я придумал такую молекулу, я бы не поверил в ее существование!!!! Я ее придумал, предположил, но самое главное нашел в книге ее описание и тогда поверил. Какие предложения для опробования можно представить.

1. Можно рассмотреть противоположности Н и не Н, с точки зрения их времени жизни, микро и макро уровня, их взаимодействия, величины, времени. Рассмотреть процесс эмиссии Н с поверхности кремния.

2. Можно составить несколько противоречий - краткое, полное, избыточно полное, по существительному, по прилагательному, по глаголу.

3. Можно составить противоречие как портрет ответа типа - это должна быть такая частица…(см. выше)

4. В состав противоречия хорошо бы вводить ответы на вопрос - почему может? Почему не может?

5. Все сформулированные противоречия и рассмотренные противоположности должны, обязаны работать на рождение правильной гипотезы. Однако, и все эти противоречия не гарантируют нахождения идеи, так как каждый решатель отличается друг от друга - один знает много, другой меньше и т.д. а если решается задача, решение которой неизвестно и для его отыскания требуются фантазия и интуиция? Решение может появиться само после перехода количества информации в качество. Так, по видимому и произошло с аббатом Леметром, который предложил идею Большого Взрыва! Ну, а для решения обычных научно-технологических задач мне представляется следует составить алгоритм для формулирования противоречия и алгоритм для разрешения противоречия. Возможно такие алгоритмы у кого-нибудь и есть, тогда их следует шире пропагандировать. Будет три алгоритма: выход на ФП - АРИЗ, формулирование ФП, с учетом свойств противоположностей и разрешение ФП с учетом знаний и творческого воображения.

В одном из размышлении я призвал Вас, читателей сайта, обратиться к разделу "Академия" "Что такое диалектика?"Карла П .Поппера - большая статья в этом списке. Приведу один кусочек из этой статьи. "Они верно указывают, что противоречия имеют огромное значение в истории мышления, - столь же важное, сколь и КРИТИКА. Ведь критика, в сущности, сводится к выявлению противоречия". Мне приходилось встречаться с людьми которые считали, что противоречие присутствует в ТС, в природных объектах. Мысль П. Поппера дает очень яркий ответ о том, где обитает противоречие. Будет несправедливо, если я, рассмотрев неравенство, не скажу хотя бы несколько слов о равенство. Но прежде, хочу еще раз подчеркнуть, что очень признателен сайту МЕТОДОЛОГ, на котором собраны такие интересные материалы!

Есть такой прием" из рук в руки", суть которого в том, что если тебе кто то дает, дарит книгу приговаривая- прочтите -это замечательная книга - Вы ее прочтете! Это же относится и к сайту. Так мне представляется. После прочтения моей книги, А. Кудрявцев спросил меня - читал ли я " Игру в бисер?" Конечно, я ответил правду - нет! Я много видел на нее ссылок, но в магазине - ни разу. Он прислал ее мне, и скажите после этого, мог ли я ее не прочитать? Приехав в Питер на один день, он зашел ко мне и презентовал 5 томов писателя - фантаста К .Саймака. После этого можно ли не прочитать этого блестящего оракула? Я и сам пользуюсь этим приемом. Когда я преподавал в Народном Университете, я раздавал и журналы и книги и слушатели читали.!

Итак, о равенстве. На сайте приведена работа Отто Эстерле "Почему жизнь концентрируется при температуре 37 градусов С?" Я ее приводить не буду, Вы сами прочтете - она коротенькая, но несколько слов скажу. Вопрос - что у всех людей, независимо ни отчего - ни от возраста, ни от пола, ни от роста, ни от наличия волос на голове - одинаково. Правильно, температура тела! 37 градусов Цельсия! Отто Эстерле доказывает это! "При сравнительно низких температурах проходит синтез веществ с выделением энергии и повышением температуры. При высоких температурах имеет место распад веществ с поглощением энергии и понижением температуры. Оба процесса не имеют четких температурных границ и перекрывается при средних температурах. Любая открытая эволюционирующая система должна сочетать консервативность, т .е. сохранение своих свойств и изменчивость при адаптации к изменчивой окружающей среде". Можно сказать, что при 37 град. наступает РАВЕНСТВО распада и синтеза, т.е. нормальный обмен веществ в живом организме. Я специально привел именно этот пример, на равновесие, равенство процессов, а не равенство сил поверхностного натяжения в эффекте Тваймана, и др.

Ну а теперь аналогия. Можем ли мы представить себе, что ТРИЗ - это живая эволюционирующая система, которая находится при постоянной температуре, т.е. то, что поступает в ТРИЗ переваривается и то что не годится - выбрасывается, а то что годится, питает ТРИЗ и дает ей возможность расти и совершенствоваться. Я, естественно, понимаю, что сторонников такой аналогии будет мало, но ее разработка, как мне представляется, может дать интересные результаты. Можно ли по результатам прошедшей конференции условно определить температуру при которой пребывает ТРИЗ? Впервые за время существования ТРИЗ была проведена критика ее всех инструментов, причем число высказанных недостатков перевалило за сто, то есть идет процесс разрушения, повышение температуры. Есть ли синтез - снижение температуры? Есть ли предложения, которые бы усилили ТРИЗ? Об этом каждый может судить сам. Мое мнение, что предложений для развития ТРИЗ высокого уровня либо не было, либо я их не услышал, хотя результатов исследований было приведено много. Предложения высокого уровня, как я их представляю, это такие, которые облегчают решателю находить прекрасные решения, причем молодому решателю, а не тем которые в ТРИЗ уже более 30 лет.


Главная    Конференция    О температуре ТРИЗ