Главная    Конференция    Игра

Игра

В.В. Митрофанов

Обратимся к играм, предложенным писателями в своих фантастических произведениях.

Недавно я прочел К. Саймака "Театр теней" и мне почудилось, что этот рассказ как- то перекликается с "Игрой в бисер" Г. Гессе. Вслед за героем - Кнехтом мне хочется тоже сказать "Моя задача была встревожить и всколыхнуть".

Авторы вообще то не раскрыли правил, но понять суть игр можно. И вот как я себе представляю эти игры. Так, "Игра в бисер", зародилась сначала в среде музыкантов. На стержнях, произвольно размещают какое то количество разноцветных бисеринок. Они представляют из себя "ноты" которые являются началом музыкального произведения. Музыкант начинает играть по ним, а затем импровизирует и таким образом создается новое музыкальное произведение. "Столетия два -три спустя Игра, кажется, перестала пользоваться такой любовью у изучающих музыку, но зато была перенята математиками, и характерной чертой истории Игры долго оставалось то, что ей всегда оказывала предпочтение, пользовалась ею и развивала ее ТА НАУКА, КОТОРАЯ В ДАННОЕ ВРЕМЯ ПЕРЕЖИВАЛА РАСЦВЕТ ИЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ " стр22 (Вот эта мысль уже утверждает, что каждая наука или расцветает или топчется на месте). В основу "Игры в бисер" брался какой - нибудь общий принцип и начиналось рассмотрение его в различных науках, литературе, архитектуре и т.д. Т.о. в какой то степени эта игра стала иметь режиссуру.

Игра "Театр теней" была придумана для ученых, которые занимаются очень неприятной работой. Именно для того, чтобы снять стресс, для них разработали игру. В ней участвовали сами ученые - они были героями постановки, но сценария не было - он рождался по ходу спектакля. Перекличка между этими играми, по моему, в противоположности режиссур - в одной она есть, в другой ее нет. Можно сказать, что так как Игра в бисер появилась раньше, то это прямой или первый эксперимент, а театр теней - противоположный.

На днях ко мне заглянул Ю.Зломанов и я ему показал несколько последних работ, стоящих на сайте "Методолог". Однако, они на него, скажу мягко, не произвели впечатления, что меня огорчило. У меня впечатление, что многие тризовцы к работам своих коллег относятся весьма скептически, если не сказать высокомерно, и не пытаются отловить то хорошее и полезное, что в них есть. С другой стороны и некоторые авторы бронзовеют. У меня , естественно, нет желания приводить примеры, но очень хочется, чтобы каждый пересмотрел свои взгляды на эту ситуацию. Я ему показал набросок Игры, спросив у него, знаком ли он с произведениями "Игра в бисер" и "Театр теней"? Оказалось, нет, что меня огорчило, но он мне сказал то, что я сам обязан был увидеть и это меня тоже огорчило и обрадовало - все разговоры людей, вся жизнь - это театр теней. И этот действительно так. Что бы Вы не делали, с кем бы не разговаривали, Вы всегда исполняете какую то роль - идете ли по вызову к директору или проводите занятия по ТРИЗ, говорите ли с девушкой или с ребенком. А общее в обоих случаях - игры направлены на развитие творчества, нахождение новых, свежих идей. не только в ведущих областях науки, техники и искусства, но и в тех где наблюдается застой и регресс. Мне представляется, что в жизни имеют место аналогичные игры, несмотря на то, что их придумали фантасты. Например, меня в Детройте провели в негритянский бар, где выступает джаз. Оркестр из четырех человек, но к эстраде стоит очередь музыкантов. Начинает игру один из музыкантов, он задает тему (как в игре в бисер), а дальше начинают играть остальные. Через некоторое время, стоящий в очереди артист меняет пианиста, затем выходит трубач и т .д. Меня поразило, что в концерте принимает участие так много музыкантов, не знаю, они договариваются с руководителем, или выходят по очереди. Но чувствуется, что они знают друг друга. Начало каждого музыкального произведения начинается с темы, которую задают по очереди участники выступления. Мне думается, что можно представить игру в бисер, как разворачивающуюся во времени. Например, человек прочитал книгу, статью, и она его так поразила, что вся его дальнейшая жизнь изменилась - т.е. книга задала тему, которую человек начал далее играть сам! Это же может произойти и после знакомства с интересным человеком и так, по видимому, возникает любовь с первого взгляда.

В дни, когда пишутся эти строки, страна отмечает 80летие Кирилла Лаврова. В одном из своих выступлении он вспоминает как осуществлял режиссуру Г. Товстоногов. Он задавал актеру тему и ждал, хотел, чтобы актер дальше сам ее развивал. Если же это не происходило, актер много терял в глазах режиссера. Если Вы бывали на защитах кандидатских и докторских диссертаций, то Вы видели, что они проводятся по стандартной технологии - режиссуре, т.е. это напоминает игру в бисер позднего ее развития. Однако, по напряженности обстановки на защите и по отсутствию на ней специалистов разных профессий - это не она. А вот предзащита дипломных работ, которая проходит в Ленинградском Народном Университете Научно - Технического творчества больше похожа на театр теней. На предзащиту приходят все желающие и каждый играет свою роль, которую он выбирает. Это роли критиков, защитников, учителей и т.д. Цель предзащиты - показать дипломнику, какие вопросы ему могут задать на защите, обратить внимание на его ошибки как в работе так и в докладе и сделать попытку научить творчески отвечать на вопросы и.т. д. Ведущий предзащиту поддерживает порядок во всем, но режиссуры нет. Можно попытаться оценить, что за игра происходит на производственных совещаниях, которые могут иметь самые разные цели - от решения технических вопросов, например, повышение процента выхода годных изделий до обсуждения организационных вопросов. - состояние вакуумной гигиены в цехе. Очевидно, каждый участник представляет интерес какой то группы людей - начальника цеха, механика, рабочих, мастеров и т .д Ведущий, как правило, представляет интересы руководства предприятия, но он должен учитывать и интересы всех групп, добиваясь поставленной цели .

Я привел пример того как проводились совещания на заводе при социализме. На сайте стоял отрывок из книги , в котором автор, наш соотечественник, несколько раз приводит примеры проведения совещании на канадской фирме. Там другие цели. Прочтите, интересно. Но я отвлекся.

Я думаю, что обе игры можно объединить - иметь режиссуру и допускать в какие-то моменты времени ее отсутствие. Приведу пример. Меня по каким - то причинам смущал термин допустить - недопустимое. Я даже не мог сказать в чем. Я сделал свой вопрос темой, обдумал его и понял, что это ИКР, но под другим углом зрения, какой - то иной. Далее мне позвонил В.Герасимов. Ему я задал тот же вопрос. В разговоре мы пришли к заключению, да - это ИКР, но можно сказать ИКР совершенного вида, т.е. не цель как ИКР в АРИЗ, а уже как совершившийся факт - ИКР совершился, уже достигнут, и теперь надо смотреть, что можно изменять в системе, чтобы ее улучшить. Итак, можно сказать, мы провели мини игру -"Игра в бисер" задали тему и использовали специалистов.

Я прервусь на несколько минут Когда появились первые детективы Марининой я их не читал, и был настроен к ним скептически.. После Рекс Стаута и Агаты Кристи мне не хотелось читать современные романы. Но все же одна моя знакомая подарила мне детектив Марининой с просьбой его прочесть. Я принес его домой и моя жена его прочла и тоже высказала свое пожелание - прочти! Я его прочел, и с тех пор приобретаю каждый вновь вышедший ее роман. Конечно, одни у меня берут ее детективы и читают, другие иронически спрашивают: и Вы это читаете? и т.д., но несмотря ни на что, я продолжаю ее читать. Вчера приобрел новый ее роман "Пружина для мышеловки" и сегодня его прочел. Напоминание о прошлой жизни и некоторые явления, которые протекали в ту пору, могли касаться каждого. И , конечно, вспоминаешь не только хорошее, но и не очень… Приведу несколько выдержек, мысли, которые я знаю, но приятно, что о них упоминает автор.

"Маленькая Майя патологически боялась вызвать зависть окружающих, потому что знала: от зависти до ненависти меньше одного шага, а ей так хотелось, чтобы к ней относились хорошо."

Примеров тому можно привести сотни. Вот один. Французский художник Давид представил в 1780г. картину ВЕЛИЗАРИЙ. Велизарий - прославленный византийский полководец, но подозрительный император лишил его армии и велел его ослепить. Картина Давида изображает тот момент, когда проходящий мимо слепого старика, просящего подаяния, воин узнает в нем знаменитого военноначальника. "Вы, наверное, удивитесь, если я Вам скажу, что в те времена стыдно было быть богатым. То есть все этого хотели, все к этому стремились, но стремление свое скрывали, потому что хотеть быть богатым было стыдно.".

"Я не привыкла бросать одно дело только потому, что другое показалось более привлекательным. Я доделываю до конца и потом занимаюсь другим… - Игорь, все , что человек делает, - это дело. Это не бизнес, это работа. Работа ведь тоже бывает разная, но любая работа - это вкладывание труда во что- то ради получения результата. Человеческие отношения не рождаются не поддерживаются сами по себе, из ничего, они результат определенного труда, душевного, интеллектуального, эмоционального. Даже физического. Вот смотри, мы вкладываем физический труд в то, чтобы заботиться о человеке, покупать ему продукты, готовить еду, стирать, убирать, лечить, когда он болеет, если понимаем, что без этого не будут выстроены отношения. Разве это не работа? А прощать, мириться с недостатками и слабостями? Легко, что ли? Тоже работа, да еще какая трудная. А беспокоиться, тратить нервы? А тратить время на то, чтобы часами выслушивать то, что тебе не очень интересно, но при этом не раздражаться? Тоже работа. Но без всей этой работы не будет отношений. - Мне это и в голову не приходило.."

А я назвал это состояние - перенапряжением. Теперь вернемся к игре Можно ли обе игры использовать для тризовцев - для раскрепощения воображения, для развития смелости в мыслях, в делах, для тренировки умения обобщения полученных результатов, для общения и т.д. Я думаю, что можно, но для организации такой игры надо приложить громадные усилия. Мы с одним товарищем решили провести пробу игры взяв в качестве исходного принципа организацию работы транзистора. В какой области науки, техники, искусства, литературы и т.д. используется или, возможно, просматривается этот принцип.? Оказалось, что мы не так уж сильны рассматривая этот принцип. В электрохимии, при обсуждении перенапряжения водорода на катоде, можно представить, что на поверхности катода образуется "транзистор с оторванной базой". В живой клетке, на мембране, можно представить, что происходят аналогичные процессы когда через мембрану проходят ионы натрия и калия. И тут же возникла мысль, о том, что из-за разности или суммы зарядов на поверхностях мембраны могут возникать силы поверхностного натяжения, которые могут приводить к ее деформации. Конечно, можно еще найти примеры в области физики и химии, а уж в искусстве, литературе примеры найти значительно труднее, их трудно увидеть и трудно про них говорить, не хватате знаний, языка. Возможно в органах живых систем работает этот принцип? Возможно в психологии? Поэтому, естественно, на такую игру следует обязательно приглашать специалистов из различных областей знаний и искусства. И тогда все участники игры смогут обогатиться новыми идеями.

Приведу несколько тем для игры, которые мне представляются и интересными и важными. .Всегда приятно узнать о красивом решении задачи. Сообщается, что скоро будет создан гиперболоид инженера Гарина. До создания боевого лазера осталось два года. Это произойдет когда будут объединены лучшие свойства химических и твердотельных лазеров, сообщил Дон Вудбери. (Ах как хотелось бы, что бы наша Россия воспользовалась этим приемом - взяла от социализма и капитализма только хорошее и началась новая эра!) Представляет интерес посмотреть как лазерный эффект, так и его применение.

Другая проблема это ураганы, которые приносят чудовищно громадные потери. Как с ними бороться? Каково их устройство? Не может ли помочь в этом изучений эффект Ранка? И последнее. У К.Саймака есть рассказ " Эволюция наоборот". По- моему это блестящая тема как для теории, так и для практики. Это тем более интересно, что один англичанин сделал в этом направлении пол шага - каждый вечер после работы он уезжает в лес и там ночует, и собирается так жить и зимой. Он утверждает, что проводит эту акцию в защиту леса. Осилит дорогу идущий!

И все же после длительного размышления я не уверен, что можно организовать "Игру в бисер" т.к. есть для этого много причин - финансовых, психологических, профессиональных и других.


Главная    Конференция    Игра