Главная    Люди     15 октября 1926 года родился Г.С. Альтшуллер

15 октября 1926 года родился
Генрих Саулович Альтшуллер

15 октября 2005 г. исполнится 79 лет со дня рождения Генриха Сауловича Альтшуллера - разработчика ТРИЗ, изобретателя, ученого и писателя - фантаста. Каждый человек, кто с ним общался, составил свое представление о нем. Я хотел бы отметить те черты его характера, которые произвели на меня неизгладимое впечатление. Так получается, что когда о ком - нибудь говоришь или пишешь, то приходиться говорить и о себе. В то время мне было около сорока, и я работал на заводе, в СКТБ. Было очень много работы и мы не успевали решать все возникающие задачи. У меня появились мысли о необходимости разработки специальных инструкций по поиску причин брака, и его анализа и т.д. Из этой затеи практически ничего не вышло, так как мне не удалось найти "стержня" для этой инструкции. И вот в это время я совершенно случайно знакомлюсь сначала со статьей об "Обучение на Эдисонов", а затем и с книгой "Алгоритм изобретения" Г.С.Альтшуллера. После письменного знакомства с Генрихом Сауловичем он проявил ко мне громадную щедрость - он прислал посылку высотой в метр. В ней оказались и книги, и программы и лекции, напечатанные на машинке и другие материалы. Он нашел стержень для решения задач - это была прикладная диалектика, и что, как мне представляется самым главным, он исполнил свое желание -он дал простым людям - рабочим, ИТР инструмент с помощью которого они могли не только изобретать у себя на производстве и подавать заявки и получать авторские свидетельства, но и быстро, если есть желание, ежедневно подавать рационализаторские предложения. За них, как известно, выплачивалось вознаграждение от ста рублей и выше. А в то время такие деньги могли быть существенной добавкой к зарплате, если она составляла, например, для молодого инженера -120 рублей в месяц. Он прививал всем, кто с ним общался любовь к творчеству, к фантастике, и можно сказать, что ему удалось изменить в лучшую сторону жизнь и деятельность многих людей. Сейчас, когда ТРИЗ развивается почти во всем мире, мы можем сказать, что его мечта о том, чтобы люди мира имели возможность применять ТРИЗ в своей деятельности, исполнилась. А мы, его ученики, будем продолжать его дело и помнить о нем, и совершенствовать ТРИЗ, чтобы она стала доступной всем желающим изобретать во всех областях техники.

В.В. Митрофанов

****

Бывают события и события. Придя осенью 1973 года в АзОИТТ, я, студент одного из бакинских ВУЗов, конечно не представлял, как сильно повлияет знакомство с Альтшуллером на всю мою дальнейшую жизнь. Сначала это было просто увлекательное новое занятие. Помню яркие впечатления от вступительной лекции Альтшуллера, которую он читал (вернее будет сказать, пламенел) для всего потока (а набраны были две группы инженеров и одна группа студентов, то есть человек 80 - 90). Это было в актовом зале какого -то нефтяного НИИ. Однако про количество принятых я узнал значительно позже, а от тех времен осталось ощущение полностью занятого людьми зала. Видимо там были и те, кто учился у него в 71-73 годах. Короткое вводное слово произнес ректор АзОИТТа Виктор Антонов, а потом я увидел человека средних лет с сильно зачесанными вбок волосами. Он был в белой рубашке, брюки были несколько несуразно подняты выше талии, практически под диафрагму. Я уже видел его до этого на приемном экзамене, но издали, там меня пытал и мучил Юрий Горин. Однако ощущение странности развеялось очень быстро, как только тот человек начал говорить. Альтшуллер был неподражаем, его обзорная лекция была вообще непохожа на лекцию. Он не стоял на сцене, а спустился к первому ряду и ходил там, держа в руке стопку карточек, обращаясь к которым время от времени, зачитывал очередную цитату. Меня многое потрясло, но отчетливо помню свое особое удивление от такого количества цитирований, ссылок, афоризмов, которые сопровождали повестование. Казалось, что этот человек знает все и обо всем. Конечно, я немедленно попал под очарование такого замечательного преподавателя.

Потом начались занятия, они проходили по воскресеньям, часов с десяти и до двух дня. Занимались в какой - то школе. На первом же занятии Альтшуллер сказал простую вещь - человек не умеет управлять своим мозгом. Осознание противоречивости этого высказывания привела меня в восторг. Подумать только, человек, то есть мозг, не умеет управлять своим мозгом, то есть собой. Мозг пытается понять, как он работает, пытается понять, как обуздать свою собственную стихию. Это было потрясающе!

Первые несколько недель прошли как в волшебном сне. Я с утра и до ночи решал учебные задачи (помню, сильным ударом стало понимание того, что к задаче, которой я занимался целую неделю, мы после краткого разбора больше не вернемся. Я то считал, что ее надо будет дожимать до конца…) Потом, конечно, наступило привыкание. Но общий настрой был очень позитивным и оставался у всей группы таким до конца обучения. Преподавателями у нас были, помимо Г.С. Альтшуллера Е. Шахматов (куратор группы, читал, наряду с Генрихом Сауловичем методику решения задач), Ю. Горин (читал физэффекты и тоже проводил практические занятия), Т. Кенгерли (системный подход). Нельзя сказать, что тогда все мы понимали, с каким великим человеком и каким великим делом свела нас судьба. Честно скажу - не понимали. И домашние работы не всегда делали, и на занятия не всегда ходили.

Помнню, как в одно из воскресений, после того как закончилось патентоведение, в класс вошел оживленный Альтшуллер и перед тем, как начать разбор домашнего задания, которое, видимо выполнили далеко не все, воскликнул: вот теперь я нашел способ, как заставить вас всех делать домашние работы! На что остроумный Витя Сигалов, будущий врач - психиатр, пожевав губами, вежливо осведомился: а чем этот ваш способ существенно отличается от все предыдущих, опробованных на нас?

Это был единственный на моей памяти случай, когда Альтшуллер не нашелся, что ответить, а только махнул рукой. Мы были горды за Витю - надо же, так ловко ответить самому Альтшуллеру.

Конечно, мы все быстро привыкли к его подробным комментариям на полях наших не всегда опрятных работ, к его размашисто начертанным инициалам вместо оценки. Это все казалось вполне естественным и не понимали мы тогда, как много сил, душевных и физических вкладывает этот человек в нас, бестолковых и недисциплинированных.

Помню, как раза три за время обучения Альтшуллер объявлял на занятиях о том, что назавтра он идет в букинист сдавать книги по методам творчества и предлагал нам пойти, и по горячим следам выкупить их. На недоуменный вопрос, зачем сдавать в "букинист", продайте нам, заданный после первого из таких объявлений, Генрих Саулович ответил, что продажа книг частным образом запрещена и если этот факт вскроется, то пострадать может вся школа. Мы ведь тогда не знали еще и о том, что за путь пришлось пройти Генриху Сауловичу, какие проблемы "внешнего характера" стояли перед ним в течение долгих лет и продолжали стоять в то время. А он продолжал проверять наши работы, рассказывать нам потрясающие истории и щедро знакомить с миром закономерностей того самого таинственного мышления, которое пытается, но никак не может до конца познать самое себя.

Это обучение, воспринимаемое уже почти привычкой и рутиной, постепенно впиталось в кровь, стало за два года чем -то таким же незаметным и необходимым, как воздух. И однажды, спустя много лет, я понял, что именно этот маленький шаг - решение учиться в институте изобретательского творчества, привел к изменению всей моей дальнейшей жизни и деятельности.

С праздником вас, дорогие граждане, считающие Генриха Сауловича своим Учителем!

Редактор


Главная    Люди     15 октября 1926 года родился Г.С. Альтшуллер