Один из путей развития ТРИЗ
В.В. Митрофанов
"По признанию многих современных ученых, сегодня зарождается новая наука, посвященная построению единой непротиворечивой картины мира. Название ее, еще не устоялось, но склонный к тонкому юмору профессор Д.Чернавский считает, что наиболее удачно как раз "синергетика", "поскольку наименее понятно" .
Я уже обращал Ваше внимание дорогой читатель, что буквально какая - то мелочь может повлиять на ход Ваших мыслей и привести к какому-то неожиданному результату. Бывает так, что накопилась информация и малая добавка, вдруг проясняет всю картину. Хотя бывает и так, что какое то сообщение вызывает у вас сразу приход свежей, новой идеи. На ход моих мыслей повлияло знакомство с беседами В.Авдевича с А.Кудрявцевым и знакомство с книгой М. Орлова. Хочу попросить Вас, давайте ка вместе посмотрим ход моих рассуждений. Речь идет о совершенствовании методов технического творчества. Почему мне представляется, что следует этим заниматься? Независимо от нашего желания все, с чем мы сталкиваемся, что нас окружает в том числе и мы сами - все стареет. С другой стороны многие системы и технологии бурно развиваются. Стареют теории, технологии, причем не только стареют, но и отмирают, уступая место, новому, но это новое часто содержит элементы старого. Например, посмотрите на сайты, посвященные нанотехнологиям - это будущее и настоящее компьютеров, и прочтите сайт с биографией Томаса Алва Эдисона - самого удачливого изобретателя человечества - чрезвычайно интересно как с точки зрения его биографии, так и знакомства с его изобретениями и как они сейчас используются. Т. А.Эдисон сформулировал правило для успешного изобретателя - " Никогда не изобретай того, на что нет спроса" Конечно, можно к нему добавить, а если изобрел, то прими все меры, чтобы был спрос. И, очевидно, при проведении научной работы необходимо изобретать и приборы, и установки, и приспособления для проведения экспериментов, но спроса на них может и не быть.
Но вернемся к нанотехнологиям. Можно сказать, что нет такой области науки и техники где бы она уже не стала применяться, начиная с самолетостроения, автомобилестроения и кончая генетикой. В области нанотехнологий сделаны десятки открытий и тысячи изобретении. А можно ли в этой области применить ТРИЗ? Во всяком случае это мощный полигон для работы не только для макрообъектов, но и для микро и нанотехнологий и изделий по этим технологиям.
Давайте возьмем ТРИЗ и прием "допустить недопустимое". Я должен сказать - допустим, что разработана технология ТРИЗ, которая позволяет решать большинство возникающих технических задач во всем диапазоне от макро до нано. И начинаем смотреть, что можно в ней улучшить. Например, как более эффективнее разрешать противоречия, что делать для более быстрого прихода ярких, правильных мыслей и т.д. А нельзя ли ввести элемент случайности, например, того же самого метода "допустить - недопустимое", объединение альтернатив, и т.д. Не слабо!
Приведу только два примера из области нанотехнологии. 1. Хламидомонада используется в качестве грузовика для доставки лекарства. 2. Протягивание ДНК через капилляр.
Представить себе нечто подобное трудно. Не будем углубляться, а пойдем дальше. Возьмем метод объединения альтернативных систем и объединим алгоритмический метод (ТРИЗ) и неалгоритмические методы - морфологический ящик, ФСА, метод фокальных объектов, синектику, МШ, МКВ и т.д. и, естественно, многие приемы - аналогию, которую Г. Альтшуллер виртуозно применял на лекциях, инверсию и все приемы, полученные из тысяч А.С. и патентов, полученных изобретателей мира. Правомочно ли так поступать? Я думаю - да! Надо все положительное, что есть в этих методах использовать в ТРИЗ и, конечно, в первую очередь, взять элемент случайности. Она играет в нашей жизни огромную роль, и мне представляется, ее надо научится использовать. Начиная от зачатия и кончая последним вздохом она нас сопровождает всю жизнь и несомненно присутствует при разрешения противоречий. Например, разрешая противоречие о водороде, можно говорить о случайных столкновениях атомов друг с другом, и т.о. лучше представить картину процесса. Очевидно, участие в конференциях, симпозиумах увеличивает вероятность случайных знакомств, как в официальной части так и в кулуарах, обмен мнениями, получение новой дополнительной информации о достижениях в самых различных областях науки и техники.
Мы в нашем Университете изучали все неалгоритмические методы, и даже упражнялись с их помощью в решении задач. Но ТРИЗ изучалась отдельно, не пересекаясь с ними. Раз уж я вспомнил о Университете, то следует как я думаю, отметить несколько проблем. Мне представляется, что ТРИЗ можно представить как некий тест на творчество - на умение решать задачи. Каждый может сам оценить себя на способность стал решателем или не совсем. У В.Высоцкого есть такие слова-"я себе уже все доказал!" с которыми я не согласен. Каждый день, каждая решаемая задача требует доказательства своих творческих возможностей, не только себе, но и окружающим. Таким образом требуется непрерывное доказательство своих возможностей, а они как известно не постоянны.
Что же является двигателем для возникновения желания обязательно решать и решить задачу- вскрыть и объяснить тайну Природы или создать то, чего нет в Природе, но необходимо для создания ТС. Несомненно - это любопытство, невостребованность, ответственность, страх потерять работу, смелость от незнания, тщеславие, любовь, ненависть, зависть и т.д. На каждое свойство характера можно привести примеры, но я лучше приведу пример наших выпускников, которые прошли предлагаемый тест.
К нам пришел обучаться Р.Энглин, имеющий 100 А.С., полученные им за все время работы, а после учебы , через несколько лет, он еще получил столько же, и очень сокрушался, что не знал о ТРИЗ раньше. Другой наш выпускник В.Канер, не имел ни одного А.С. и после обучения за несколько лет получил 70. Еше один наш выпускник последних лет - Ю.Даниловский при поступлении имел 50 А.С. Сейчас, работая в Южной Корее, имеет несколько патентов, и я не сомневаюсь, что у него их будут десятки. Он отличный решатель.
Уже высказывалась мысль о том, что ТРИЗ - это прикладная диалектика и я не спорю - да, но в диалектику входят и еще два закона, не считая принципов. Начнем с закона отрицания отрицания. Из него следует, что так как ТРИЗ прожила достаточно длительный срок и практически все время развивалась, иногда бурно, иногда медленно то теперь должна, взяв все лучшее, что в ней есть переходить на более высокий (или низкий, как социализм в России) уровень. Естественно, хотелось бы на высокий. И, наконец, посмотрим, что нам может подсказать закон перехода количества в качество. Мы можем представить этот закон вот каким образом - количество, качество, структура. Мы увеличиваем количество методов технического творчества до границы качества и при ее переходе структура методов должна измениться, так как методы должны воздействовать друг на друга. Конечно, возникает вопрос - где же происходит этот процесс воздействия и изменения? Мне представляется, что он происходит в голове решателя, но и возможно, даже в первую очередь, должен произойти в голове исследователя, то есть должна быть создана единая теория научно-технического творчества. Я думаю, что о таком объединении думали многие, и возможно даже писали, но я об этом не слышал, а если бы и слышал раньше, то встал бы на защиту ТРИЗ.
Что- то происходит в сознании и начинаешь понимать - нельзя только с помощью логики решать научно технические проблемы, наравне с ней должны быть использованы и интуиция, и фантазия и воображение и даже просто ожидание прихода решения к тебе в голову, наподобие того, как мы ждем, когда сварится мясо, или поднимется тесто! Естественно, процесс ожидания занимает время дольше, чем поднятие теста. Но ведь и мясо и тесто надо предварительно подготовить, поставить в необходимые условия, а потом ждать. Когда долго живешь на этом свете, то тебя посещают не только воспоминания, которые доставляют радость, но и те, которые хотел бы забыть, а они нет, мы, говорят, здесь, с тобой.
Я опишу один такой случай, и полагаю, что у многих аналогичные ситуации бывали. Возможно, я о нем рассказывал, просто не помню. Мы вели ОКР по первому в стране планарному транзистору типа КТ 306 и осталось три месяца до сдачи разработки заказчику, а ни одного прибора годного по ТУ (техническим условиям.) не было. Меня назначили начальником лаборатории, которая занималась этим прибором. Я переговорил с каждым сотрудником лабораторий и понял, почему приборы не получаются, каждый как мог, внушал мне свою точку зрения и у меня был выбор. Причиной было то обстоятельство, что мы не умели измерять толщину слоя кремния размером 3-5мкм. Мне удалось усовершенствовать для измерения толщины тонкого слоя кремния двухзондовый метод, с помощью которого измеряют поверхностное сопротивление кремния, а сотрудники его осуществили. Я бы подчеркнул еще один момент. Проверку толщины надо проводить на участке механической обработки кремния. Этот участок был в моем подчинении, и не надо было проводить никаких согласовании, а я просто пригласил начальника участка, бывшего майора, и поручил ему эту работу. "Когда?"- спросил он.- Вчера, ответил я и он организовал трехсменную работу. Иметь в подчинении тех специалистов, которые нужны для работы - это высочайшее благо. Это очень ускоряет получение результатов. На всю эту работу было затрачено несколько дней. Я, конечно, не мог скрыть своей радости и очень гордился своей осуществленной идеей. Ты видишь реально действующую свою мысль. Буквально через две недели приборы пошли сотнями, и у меня не было и тени сомнения, что мы прибор не сдадим заказчику. В это время ко мне подошел начальник одной лаборатории и спросил - не нужна ли какая - нибудь помощь по изготовлению приборов? Я, не долго думая, сказал - нет, мы в Вашей помощи не нуждаемся! И буквально через несколько недель я понял, что был от своей гордости в ауте. Начался провал приборов на испытаниях. И причина их выхода была не очевидной. Оказалось, что американцы запустили спутник с аппаратурой, собранной с применением транзисторов, и они вышли из строя. Американские исследователи посадили спутник и обследовали транзисторы. Было установлено, транзисторы не стабильны, и простая термообработка (120град, 10часов) делает их опять годными. Дело в том, что в алюминии, который применяется для создания контактной системы транзистора , присутствуют натрий и калий и ионы этих элементов, под действием тепла и электрического поля, диффундируют через окись кремния и накапливаются на границе раздела Si - SiO2, замыкая эмиттер с коллектором. И это несмотря на то, что алюминий применялся самой высокой чистоты.
Для устранения этого эффекта (не нами), было предложено размещать фосфоросиликатное стекло, которое наносится на SiO2, а на него напыляется алюминий, и началась исследовательская работа. И теперь я пошел к тому начальнику лабораторий, опустив глаза долу, с просьбой - посмотрите по быстрее наши приборы на стабильность. Мне представлялось, раз я решил главную проблему - приборы пошли, то проблем не будет. Оказалось, что после решения этой проблемы появились новые и так до пенсии. Это очень похоже на развитие ТРИЗ. Я полагаю - такая аналогия правомочна. Написал этот материал и ко мне в гости пришла мысль, которая ей богу, могла бы прийти лет 25 тому назад! Мысль заключается в том, а почему вы, знаток, как вы полагаете ТРИЗ, не хотите обратить вред в пользу! Учат Вас учат, что если есть открытие, то уж изобретение то сделать не трудно (см книгу М.Орлова "Основы классической ТРИЗ" стр.35 ).
Ну не скажите, известны и такие случаи, когда вначале сделано изобретение, а уже потом идут открытия, причем даже не одно. А бывает, что и открытие и изобретение совершаются одновременно. Например, транзистор! Но, вернемся к обнаруженному американскими технологами эффекту образования проводящего канала на границе Si-SiO2. Как же использовать этот эффект для создания нового прибора? А может уже такие приборы есть? Вот, что любопытно - есть так называемые МОП транзисторы - металл, окисел, полупроводник. У них два р - n перехода -сток и исток, а между ними канал. А над ним расположен затвор. В одном положений потенциал на затворе таков, что электроны от затвора отталкиваются, и между стоком и истоком образуется большое сопротивление. А при другом знаке на затворе, электроны притягиваются и канал, обогащенный электронами, становится проводящим. В рассматриваемом эффекте можно управлять не электронами, а ионами, причем ионы находятся в SiO2! Однако их можно вывести из окисла на границу с Si и сформировать канал. Очевидно, время переключения будет большим - мы же управляем ионами, а не электронами.
Дальше я хотел бы написать, как изобретатели ищут и находят задачи, но оказался в затруднении, так как у нас теперь капитализм и многое изменилось. Конечно, многие изобретатели, как и при социализме, занимаются тем, чем хотят, но с внедрением не очень понятно как оно осуществляется, так как многие предприятия не работают, то и с массовым изобретательством пока должно быть неважно. Некоторые работают на заказчиков так, что, повидимому, выбирать задачи не могут. Поэтому я не буду рассматривать поиск эадач, а посмотрю на их формулирование. Конечно, задача должна быть представлена в виде ФП. А дальше можно рассматривать разрешение ФП. Для этого можно использовать весь арсенал, начиная от усовершенствованного мозгового штурма и кончая системой противоречий (под системой я понимаю группу ФП по подлежащему, глаголу и множеству прилагательных). Вот задача, требующая немедленного решения - снятие противоречия и своевременный приход изящной, правильной мысли- идеи. Закончу отрывком из статьи, с которой начал этот очерк. "И вот тут начинается самое интересное. Узнав о присуждении ему миллиона евро, поскольку его работы признаны наиболее актуальными и перспективными, Д.Чернавский решил…разделить премию поровну между всеми участниками конкурса. А их было 193, так, что на каждого пришлось по 5181евро" "История будущего - тайна.. Но не для него." "Парламентская газета" Юрий Васильков." (2005, №110)
Вот человек с большой буквы - все понимает и думает о других. После написания этого сообщения, я прочел выставленную на сайте "МЕТОДОЛОГ" статью Карла Р.Поппера "Эволюционная эпистемология". Она произвела на меня громадное впечатление. Прошу Вас, дорогой читатель - не поленитесь, проработайте эту статью. Естественно, - это моя просьба, статья мне очень понравилась!
|