Главная    Конференция    Один из путей развития ТРИЗ

Один из путей развития ТРИЗ

В.В. Митрофанов

"По признанию многих современных ученых, сегодня зарождается новая наука, посвященная построению единой непротиворечивой картины мира. Название ее, еще не устоялось, но склонный к тонкому юмору профессор Д.Чернавский считает, что наиболее удачно как раз "синергетика", "поскольку наименее понятно" .

Я уже обращал Ваше внимание дорогой читатель, что буквально какая - то мелочь может повлиять на ход Ваших мыслей и привести к какому-то неожиданному результату. Бывает так, что накопилась информация и малая добавка, вдруг проясняет всю картину. Хотя бывает и так, что какое то сообщение вызывает у вас сразу приход свежей, новой идеи. На ход моих мыслей повлияло знакомство с беседами В.Авдевича с А.Кудрявцевым и знакомство с книгой М. Орлова. Хочу попросить Вас, давайте ка вместе посмотрим ход моих рассуждений. Речь идет о совершенствовании методов технического творчества. Почему мне представляется, что следует этим заниматься? Независимо от нашего желания все, с чем мы сталкиваемся, что нас окружает в том числе и мы сами - все стареет. С другой стороны многие системы и технологии бурно развиваются. Стареют теории, технологии, причем не только стареют, но и отмирают, уступая место, новому, но это новое часто содержит элементы старого. Например, посмотрите на сайты, посвященные нанотехнологиям - это будущее и настоящее компьютеров, и прочтите сайт с биографией Томаса Алва Эдисона - самого удачливого изобретателя человечества - чрезвычайно интересно как с точки зрения его биографии, так и знакомства с его изобретениями и как они сейчас используются. Т. А.Эдисон сформулировал правило для успешного изобретателя - " Никогда не изобретай того, на что нет спроса" Конечно, можно к нему добавить, а если изобрел, то прими все меры, чтобы был спрос. И, очевидно, при проведении научной работы необходимо изобретать и приборы, и установки, и приспособления для проведения экспериментов, но спроса на них может и не быть.

Но вернемся к нанотехнологиям. Можно сказать, что нет такой области науки и техники где бы она уже не стала применяться, начиная с самолетостроения, автомобилестроения и кончая генетикой. В области нанотехнологий сделаны десятки открытий и тысячи изобретении. А можно ли в этой области применить ТРИЗ? Во всяком случае это мощный полигон для работы не только для макрообъектов, но и для микро и нанотехнологий и изделий по этим технологиям.

Давайте возьмем ТРИЗ и прием "допустить недопустимое". Я должен сказать - допустим, что разработана технология ТРИЗ, которая позволяет решать большинство возникающих технических задач во всем диапазоне от макро до нано. И начинаем смотреть, что можно в ней улучшить. Например, как более эффективнее разрешать противоречия, что делать для более быстрого прихода ярких, правильных мыслей и т.д. А нельзя ли ввести элемент случайности, например, того же самого метода "допустить - недопустимое", объединение альтернатив, и т.д. Не слабо!

Приведу только два примера из области нанотехнологии. 1. Хламидомонада используется в качестве грузовика для доставки лекарства. 2. Протягивание ДНК через капилляр.

Представить себе нечто подобное трудно. Не будем углубляться, а пойдем дальше. Возьмем метод объединения альтернативных систем и объединим алгоритмический метод (ТРИЗ) и неалгоритмические методы - морфологический ящик, ФСА, метод фокальных объектов, синектику, МШ, МКВ и т.д. и, естественно, многие приемы - аналогию, которую Г. Альтшуллер виртуозно применял на лекциях, инверсию и все приемы, полученные из тысяч А.С. и патентов, полученных изобретателей мира. Правомочно ли так поступать? Я думаю - да! Надо все положительное, что есть в этих методах использовать в ТРИЗ и, конечно, в первую очередь, взять элемент случайности. Она играет в нашей жизни огромную роль, и мне представляется, ее надо научится использовать. Начиная от зачатия и кончая последним вздохом она нас сопровождает всю жизнь и несомненно присутствует при разрешения противоречий. Например, разрешая противоречие о водороде, можно говорить о случайных столкновениях атомов друг с другом, и т.о. лучше представить картину процесса. Очевидно, участие в конференциях, симпозиумах увеличивает вероятность случайных знакомств, как в официальной части так и в кулуарах, обмен мнениями, получение новой дополнительной информации о достижениях в самых различных областях науки и техники.

Мы в нашем Университете изучали все неалгоритмические методы, и даже упражнялись с их помощью в решении задач. Но ТРИЗ изучалась отдельно, не пересекаясь с ними. Раз уж я вспомнил о Университете, то следует как я думаю, отметить несколько проблем. Мне представляется, что ТРИЗ можно представить как некий тест на творчество - на умение решать задачи. Каждый может сам оценить себя на способность стал решателем или не совсем. У В.Высоцкого есть такие слова-"я себе уже все доказал!" с которыми я не согласен. Каждый день, каждая решаемая задача требует доказательства своих творческих возможностей, не только себе, но и окружающим. Таким образом требуется непрерывное доказательство своих возможностей, а они как известно не постоянны.

Что же является двигателем для возникновения желания обязательно решать и решить задачу- вскрыть и объяснить тайну Природы или создать то, чего нет в Природе, но необходимо для создания ТС. Несомненно - это любопытство, невостребованность, ответственность, страх потерять работу, смелость от незнания, тщеславие, любовь, ненависть, зависть и т.д. На каждое свойство характера можно привести примеры, но я лучше приведу пример наших выпускников, которые прошли предлагаемый тест.

К нам пришел обучаться Р.Энглин, имеющий 100 А.С., полученные им за все время работы, а после учебы , через несколько лет, он еще получил столько же, и очень сокрушался, что не знал о ТРИЗ раньше. Другой наш выпускник В.Канер, не имел ни одного А.С. и после обучения за несколько лет получил 70. Еше один наш выпускник последних лет - Ю.Даниловский при поступлении имел 50 А.С. Сейчас, работая в Южной Корее, имеет несколько патентов, и я не сомневаюсь, что у него их будут десятки. Он отличный решатель.

Уже высказывалась мысль о том, что ТРИЗ - это прикладная диалектика и я не спорю - да, но в диалектику входят и еще два закона, не считая принципов. Начнем с закона отрицания отрицания. Из него следует, что так как ТРИЗ прожила достаточно длительный срок и практически все время развивалась, иногда бурно, иногда медленно то теперь должна, взяв все лучшее, что в ней есть переходить на более высокий (или низкий, как социализм в России) уровень. Естественно, хотелось бы на высокий. И, наконец, посмотрим, что нам может подсказать закон перехода количества в качество. Мы можем представить этот закон вот каким образом - количество, качество, структура. Мы увеличиваем количество методов технического творчества до границы качества и при ее переходе структура методов должна измениться, так как методы должны воздействовать друг на друга. Конечно, возникает вопрос - где же происходит этот процесс воздействия и изменения? Мне представляется, что он происходит в голове решателя, но и возможно, даже в первую очередь, должен произойти в голове исследователя, то есть должна быть создана единая теория научно-технического творчества. Я думаю, что о таком объединении думали многие, и возможно даже писали, но я об этом не слышал, а если бы и слышал раньше, то встал бы на защиту ТРИЗ.

Что- то происходит в сознании и начинаешь понимать - нельзя только с помощью логики решать научно технические проблемы, наравне с ней должны быть использованы и интуиция, и фантазия и воображение и даже просто ожидание прихода решения к тебе в голову, наподобие того, как мы ждем, когда сварится мясо, или поднимется тесто! Естественно, процесс ожидания занимает время дольше, чем поднятие теста. Но ведь и мясо и тесто надо предварительно подготовить, поставить в необходимые условия, а потом ждать. Когда долго живешь на этом свете, то тебя посещают не только воспоминания, которые доставляют радость, но и те, которые хотел бы забыть, а они нет, мы, говорят, здесь, с тобой.

Я опишу один такой случай, и полагаю, что у многих аналогичные ситуации бывали. Возможно, я о нем рассказывал, просто не помню. Мы вели ОКР по первому в стране планарному транзистору типа КТ 306 и осталось три месяца до сдачи разработки заказчику, а ни одного прибора годного по ТУ (техническим условиям.) не было. Меня назначили начальником лаборатории, которая занималась этим прибором. Я переговорил с каждым сотрудником лабораторий и понял, почему приборы не получаются, каждый как мог, внушал мне свою точку зрения и у меня был выбор. Причиной было то обстоятельство, что мы не умели измерять толщину слоя кремния размером 3-5мкм. Мне удалось усовершенствовать для измерения толщины тонкого слоя кремния двухзондовый метод, с помощью которого измеряют поверхностное сопротивление кремния, а сотрудники его осуществили. Я бы подчеркнул еще один момент. Проверку толщины надо проводить на участке механической обработки кремния. Этот участок был в моем подчинении, и не надо было проводить никаких согласовании, а я просто пригласил начальника участка, бывшего майора, и поручил ему эту работу. "Когда?"- спросил он.- Вчера, ответил я и он организовал трехсменную работу. Иметь в подчинении тех специалистов, которые нужны для работы - это высочайшее благо. Это очень ускоряет получение результатов. На всю эту работу было затрачено несколько дней. Я, конечно, не мог скрыть своей радости и очень гордился своей осуществленной идеей. Ты видишь реально действующую свою мысль. Буквально через две недели приборы пошли сотнями, и у меня не было и тени сомнения, что мы прибор не сдадим заказчику. В это время ко мне подошел начальник одной лаборатории и спросил - не нужна ли какая - нибудь помощь по изготовлению приборов? Я, не долго думая, сказал - нет, мы в Вашей помощи не нуждаемся! И буквально через несколько недель я понял, что был от своей гордости в ауте. Начался провал приборов на испытаниях. И причина их выхода была не очевидной. Оказалось, что американцы запустили спутник с аппаратурой, собранной с применением транзисторов, и они вышли из строя. Американские исследователи посадили спутник и обследовали транзисторы. Было установлено, транзисторы не стабильны, и простая термообработка (120град, 10часов) делает их опять годными. Дело в том, что в алюминии, который применяется для создания контактной системы транзистора , присутствуют натрий и калий и ионы этих элементов, под действием тепла и электрического поля, диффундируют через окись кремния и накапливаются на границе раздела Si - SiO2, замыкая эмиттер с коллектором. И это несмотря на то, что алюминий применялся самой высокой чистоты.

Для устранения этого эффекта (не нами), было предложено размещать фосфоросиликатное стекло, которое наносится на SiO2, а на него напыляется алюминий, и началась исследовательская работа. И теперь я пошел к тому начальнику лабораторий, опустив глаза долу, с просьбой - посмотрите по быстрее наши приборы на стабильность. Мне представлялось, раз я решил главную проблему - приборы пошли, то проблем не будет. Оказалось, что после решения этой проблемы появились новые и так до пенсии. Это очень похоже на развитие ТРИЗ. Я полагаю - такая аналогия правомочна. Написал этот материал и ко мне в гости пришла мысль, которая ей богу, могла бы прийти лет 25 тому назад! Мысль заключается в том, а почему вы, знаток, как вы полагаете ТРИЗ, не хотите обратить вред в пользу! Учат Вас учат, что если есть открытие, то уж изобретение то сделать не трудно (см книгу М.Орлова "Основы классической ТРИЗ" стр.35 ).

Ну не скажите, известны и такие случаи, когда вначале сделано изобретение, а уже потом идут открытия, причем даже не одно. А бывает, что и открытие и изобретение совершаются одновременно. Например, транзистор! Но, вернемся к обнаруженному американскими технологами эффекту образования проводящего канала на границе Si-SiO2. Как же использовать этот эффект для создания нового прибора? А может уже такие приборы есть? Вот, что любопытно - есть так называемые МОП транзисторы - металл, окисел, полупроводник. У них два р - n перехода -сток и исток, а между ними канал. А над ним расположен затвор. В одном положений потенциал на затворе таков, что электроны от затвора отталкиваются, и между стоком и истоком образуется большое сопротивление. А при другом знаке на затворе, электроны притягиваются и канал, обогащенный электронами, становится проводящим. В рассматриваемом эффекте можно управлять не электронами, а ионами, причем ионы находятся в SiO2! Однако их можно вывести из окисла на границу с Si и сформировать канал. Очевидно, время переключения будет большим - мы же управляем ионами, а не электронами.

Дальше я хотел бы написать, как изобретатели ищут и находят задачи, но оказался в затруднении, так как у нас теперь капитализм и многое изменилось. Конечно, многие изобретатели, как и при социализме, занимаются тем, чем хотят, но с внедрением не очень понятно как оно осуществляется, так как многие предприятия не работают, то и с массовым изобретательством пока должно быть неважно. Некоторые работают на заказчиков так, что, повидимому, выбирать задачи не могут. Поэтому я не буду рассматривать поиск эадач, а посмотрю на их формулирование. Конечно, задача должна быть представлена в виде ФП. А дальше можно рассматривать разрешение ФП. Для этого можно использовать весь арсенал, начиная от усовершенствованного мозгового штурма и кончая системой противоречий (под системой я понимаю группу ФП по подлежащему, глаголу и множеству прилагательных). Вот задача, требующая немедленного решения - снятие противоречия и своевременный приход изящной, правильной мысли- идеи. Закончу отрывком из статьи, с которой начал этот очерк. "И вот тут начинается самое интересное. Узнав о присуждении ему миллиона евро, поскольку его работы признаны наиболее актуальными и перспективными, Д.Чернавский решил…разделить премию поровну между всеми участниками конкурса. А их было 193, так, что на каждого пришлось по 5181евро" "История будущего - тайна.. Но не для него." "Парламентская газета" Юрий Васильков." (2005, №110)

Вот человек с большой буквы - все понимает и думает о других. После написания этого сообщения, я прочел выставленную на сайте "МЕТОДОЛОГ" статью Карла Р.Поппера "Эволюционная эпистемология". Она произвела на меня громадное впечатление. Прошу Вас, дорогой читатель - не поленитесь, проработайте эту статью. Естественно, - это моя просьба, статья мне очень понравилась!


Главная    Конференция    Один из путей развития ТРИЗ