Главная    Конференция    Как узнать новое

Как узнать новое

В.В. Митрофанов

На меня большое впечатление произвела статья М.Эпштейна "автопортрет мысли, или как узнать новое от самого себя" Иногда спрашивают, а чем Вам понравилась статья, книга, картина и т.д. что Вы в ней увидели, что узнали и т.д. Мне представляется, что есть две оценки - одна выставляется сразу после прочтения, встречи с кем - то, знакомства с картиной и вторая оценка выставляется после пусть даже недлительного анализа. Очевидно, что многие думали по поводу рождения мыслей, наблюдали и за рождением и расширением и за расцветом и за угасанием мыслей. И, несомненно, каждый может для себя дополнить эту прекрасную работу. В статье автор часто применяет противоречия, например, мыслимое - немыслимое и т.д. Конечно, автор рассмотрел людей талантливых и образованных. Однако, есть много людей, которые, как мне кажется, думают не так, а сочиняют интриги, и высказывают жуткие мысли, а иногда их даже претворяют в жизнь, совершая дикие поступки, не буду приводить примеры. Можно сказать, что рождение мысли встраивается в ряд - некое воздействие на человека - рождение мысли, выражение мысли - словом, устным или письменным - претворение мысли в дело - обратная связь дела и мысли - рождение дополнительных мыслей и т.д. Однако, появление утренних мыслей более похоже на самозарождение мыслей - ты спишь, а они рождаются, ты просыпаешься, а "кошелек" уже немного наполнен.
Я бы сказал, что - да, мозг многое может дать, а если его допрашивать с пристрастием, то и еще больше. Очевидно, что тема рождения мыслей неисчерпаема, но хотелось бы знать, что такое мысль - вещество или поле? А может и то и другое? Что следует предпринимать, чтобы происходило рождение мыслей - развивать творческое воображение, делать утреннюю гимнастику для мозга, спорить и мгновенно отвечать на вопросы, принимать какие то витамины и т.д. Речь идет о методологической стороне вопроса - как усилить и ускорить рождение правильных мыслей при решении научно- технических задач. Естественно, можно ждать их появления, но ведь если им помогать, то можно надеяться, что роды пройдут успешнее.
Существуют множество вопросов, на которые лучшие головы мира ответить не могут. Я бы даже сказал, что эти вопросы представляют собой некие снаряды, как у спортсменов, для тренировки мозга. Многие знают эти вопросы, а я назову только два - это стволовые клетки, и как возникла на Земле жизнь? На этих вопросах можно тренироваться как по курсу "развитие творческого воображения". Один из интересных моментов заключается в том, что о вопросе "живой - неживой" я не думал эдак лет до 45. Постепенно, читая книги, журналы, например, "Химия и Жизнь", я вдруг увидел, что этот вопрос для меня стал очень важным. Про стволовые клетки я узнал из одного произведения братьев Вайнеров, еще до буржуазной революции, но там прямо они не были названы, но впоследствии стало ясно, о чем шла речь.
Начнем со стволовых клеток. Сейчас им наука уделяет большое внимание. "В ноябре 1998г. Джеймс Томпсон, скромный ученый из Университета штата Висконсин в городе Мадисон, объявил о том, что ему удалось извлечь клетки из невостребованных эмбрионов (которые хранились в клиниках по лечению бесплодия) и создать первую в мире самоподдерживающуюся линию эмбриональных стволовых клеток человека. Последствия превзошли все его ожидания". Журнал "National Geographic Россия "октябрь 2005г.
Я не буду писать, что произошло - об этом Вы можете прочесть на сайтах. Можно посмотреть по ссылке "стволовые клетки", или на сайте приведенного выше журнала. Но вот что меня заинтересовало. По видимому, таких ученых, которые занимаются эмбрионами, много, но обычно невостребованные эмбрионы куда то девают, скорее всего, может я ошибаюсь, выбрасывают, а он не выбросил и сделал величайшее открытие в конце 20века. Можно вспомнить Рассела, который тоже не выбросил то, что другие выбрасывали, только в его случае это была фотопластинка, которая, как он знал не была подвергнута действию радиоактивного вещества, а он взял да и проявил эту фотопластинку! И открыл новый зффект! Так может это методологический прием - я знаю, что из этого ничего не получится, а на самом деле получается то, что не ожидаешь!!!
Оказывается, эти клетки представляют ресурс для любого живого организма. Когда клетка растет - делится, все клетки одинаковы. Но вот "как заставить одну стволовую клетку превратиться в клетку крови, другую - в клетку кожи, а третью - в клетку печени? Этим процессом управляют факторы роста (что это такое?) а также химические генетические импульсы (что это за импульсы, какова их природа?), которые ученые только начинают выявлять. И пока они в этом не преуспеют, эмбрионально - клетчатая терапия будет применяться только в отношении лабораторных мышей, а не людей".
В другой статье я прочитал о том, что действительно эмбрионы выбрасывали. Есть какой -то ресурс, который воздействует на клетку и заставляет ее начать превращаться в один из 200 типов клеток организма. Есть ли что либо подобное в какой -нибудь науке?
Мне представляется, что в этом случае возможно рассмотреть, а может уже и рассматривают применение волновой генетики, которую уже много лет разрабатывает П.Горяев. Посмотрите по ссылке - "волновая генетика". Если бы удалось, а может это уже есть, я имею в виду связать приборы, изготовленные с помощью нанотехнологии и стволовые клетки так, чтобы нанодетекторы могли фиксировать любые излучения которые сопровождают и рост клеток, и их деление, и их перерождение и т.д. Мне представляется, что в клетке происходят многочисленные реакции и они сопровождаются различными эффектами, которые можно обнаружить и дать им объяснение.
Мне очень нравится принцип компенсации, с которым я позакомился в книге Ю.Г.Белостоцкого "Единая Основа Мироздания". Автор подписал эту книгу мне, чем я очень доволен. "…одному из немногих правильно воспринявших принципы компенсации и эквивалентности!"
Мне потребуется этот принцип. Его суть: "При тщательном рассмотрении причинно-следственных взаимосвязей в любом природном Процессе наблюдается очень любопытная картина. Во-первых, изменение любой физической величины обязательно приводит к появлению другой физической величины. Так, изменение скорости порождает ускорение, изменение напряженности электрического поля - электромагнитное поле и т.д. В свою очередь, изменение происшедшего изменения (как бы производная от процесса изменения) вновь порождает новое физическое проявление, т.е. ведет к его следующему, более высшему этапу, и так далее. Такой процесс порождает сама структура взаимосвязей между природными явлениями. Хотя об этом догадывался еще Инфельд, когда спорил с Эйнштейном, но такому факту до сих пор так и не придавали никакого значения".
Я долго размышлял, какой бы пример привести - фактически, любое явление, и любой эффект может иллюстрировать этот принцип, и решил воспользоваться маленьким отрывком из К.Саймака "Выбор богов". Вот он:
"Он знал, что такое музыка, и был ею очарован: порой она чудилась ему в шелесте листвы на ветру или в серебряном звоне бегущей по камням воды. Но никогда в жизни не доводилось ему слушать музыку, подобную этой. Он помнил, как старый Джоуз садился по вечерам у порога своей хижины, прилаживал под подбородком скрипку и водил смычком по струнам, порождая радость или печаль, а порой просто чарующую мелодию. - Играю я, уже неважно,- говаривал он.- Пальцы мои уже не так ловко танцуют по струнам, и рука держащая смычок, отяжелела. Она должна бабочкой порхать над струнами - вот так.
Однако мальчику, сидящему на еще теплом от солнца песке, эта музыка казалась чудесной. На высоком холме позади хижины койот поднимал к небу морду, и выл под звучание скрипки, повествуя о пустынности холмов, и моря, и пляжа, словно, кроме него, старика со скрипкой да сидящего на корточках паренька, вокруг не осталось ничего живого, одни пни да древние холмы, виднеющиеся в сумерках".
Итак, звуковые волны от скрипки распространяются в сфере и взаимодействуют с мальчиком, койотом, холмами и т.д. вызывая у каждого свое восприятие, после чего возникает свое действие - вой койота, у мальчика заработала память, причем долговременная, т.к. спустя долгое время он помнит эту музыку, и она ему в чем- то помогает. Конечно, никого не интересует влияние музыки - звука на пни, песок и т.д. А возможно это влияние есть! Возможно, Вы видели, как в теплую погоду некоторые пни покрываются пеной. Очевидно в этом примере действует не звук, а тепло, но эффект подъема влаги по корням есть. Но ведь этот подъем сопровождается некими эффектами. Как бы неживые пни, а за счет разницы в температуре наружи и в земле, а возможно и по другим причинам, происходит движение жидкости, а может это и не подъем, а другой эффект, например, испарение с поверхности и диффузия влаги из нижних слоев пня. Возможно, все это известно и я ломлюсь в открытую дверь, но это только для примера.
Можно предложить провести противоположный эксперимент и тогда более определенно говорить об эффекте. Я думаю, что от зачатия до ухода из жизни, каждый живой организм подчиняется и принципу компенсации. Теперь обратимся к эмбриону. И я приведу свои рассуждения - дело в том, что многие люди, так же как аборт считают убийством, так и использование стволовых клеток, полученных из эмбриона, тоже считают убийством. Рассудить кто прав в этом споре трудно, мне представляется, что все зависит от точки зрения, позиции которую, занимают спорящие, причем в одних странах запрещены аборты, а в других запрещено иметь более двух детей. Я думаю, что живое отличается от не живого не так резко как я себе представлял ранее. Живое должно иметь несколько свойств - обмен веществ, размножение и т.д. Например, амеба размножается делением. А вот в эмбрионе начинается рост стволовых клеток, которые превращаются в шар. Как протекает рост клеток? В эмбрион поступает питание, а вот кто управляет ростом…? Далее клетки начинают видоизменяться - начинает осуществляться их специализация. Что управляет этим процессам? Не будем рассматривать стадии роста плода, хотя представляет громадный интерес его эволюция. А вот что интересно, если яйцеклетка не оплодотворена то она живая, и в то же время не выполняет свою главную функцию, т.е. вроде и не живая.
Недавно А.Захаров прислал мне статью из журнала "Природа" 4, 2005г, в которой авторы, доктора наук - Д.И.Тейтельбаум, В.Я.Баянкин описывают непонятые эффекты при ионной имплантации поверхности кремния, а также при обработке поверхности металла электронами и фотонами. Очень кратко суть эффекта в том, что твердость и, естественно, и другие параметры подложки изменяются не только на стороне, которая подвергается бомбардировке, но и на обратной стороне подложки. Алексей вспомнил про эффект Рассела и как-то так поставил вопрос, что я был вынужден вспомнить статью, которая у меня приведена в Машине Открытий - 2, о вечном двигателе Ее суть в том, что экспериментатор методом взрыва заставлял песок воздействовать на поверхность образца и ее уплотнять. И он ее действительно уплотнял, причем частицы песка проникали в металл на глубину нескольких см. Однако оказалось, что песок попадал на значительно большие расстояния, чем ему дозволено энергетически, и более того, когда рядом с образцом была размещена пленка для рентгеновского излучения, она засвечивалась. Так, как объяснил сам автор, ему нужно было защищать и кадидатскую, и докторскую диссертации, то чтобы не наживать врагов, он об этих результатах никому не сообщил. Много позже он про эти эксперименты рассказал и они были опубликованы как эффект С.Ушеренко. Можно посмотреть в Интернет - там есть статьи и о эффекте, и про суперсилу В Леонова, и о квантонах - частицах вакуума. В Леонов полагает, что во время взрыва используется энергия вакуума, которая приводит не только к перемещению частиц песка на большие глубины, но и на образование в металле новых элементов, (газ радон в камере) и засвечивание фотопленки рентгеновским излучением. Несомненно, многие ученые с этим несогласны, но так как мы тренируем творческое воображение, то мы согласимся с этой гипотезой. Я видел несколько высказываний о том, что все связано со всем, что все живое связано с космосом, вот и представим себе, что в каждой клетке имеются частицы, которые В.Леонов назвал квантонами и что раз они есть, - то они должны, что-то делать!
Используем предыдущую гипотезу, о которой я писал ранее, - о микровзрывах в протоплазме клетки. Если их объединить, то получается превосходная картина - в клетке происходят микровзрывы и образование элементов, которые перемещаются на большие, конечно, для микромира, расстояние, т.е. вещества, образуются сами на обеденном столе! Чем не фантастика? А возможно этот механизм можно привлечь и для объяснения возникновения жизни на земле. Мне так же представляется, что в клетке возможно присутствие атомарных водорода, кислорода и азота, которые могут образовывать возбужденные молекулы этих элементов, которые взаимодействуя с третьей частицей могут образовывать нормальные молекулы Н2, О2 и N2, передавая избыток энергии третьим частицам.
Коль скоро я затронул тему творческого воображения, я не могу утерпеть, чтобы на эту тему не привести несколько высказываний К.Саймака из "Космических инженеров". Кто читал это произведение, тот с удовольствием вспомнит, а кто не читал, возможно, выкроит время и прочтет, тем более сейчас, когда можно даже не приобретать книгу, а просто найти ее в сети и прочесть. Меня поразило то, что роман был сдан в печать в 1938г.
"Инженер смолк, а Гэри удивился: как же он раньше не догадался? Ведь этого нельзя было не заметить. И форма, и сами действия Инженеров просто кричали о механичности. Однажды Инженер сказал ему, что их сковывают механистические инструкции и что он и его товарищи практически лишены ВООБРАЖЕНИЯ. Само собой - откуда у машин воображение?… В конце концов, важны лишь мощность мышления, способность думать и принимать решения."
"Жизнь зародилась случайно. Мало кто в этом сомневается. Ее никто не планировал, но она прокралась, подобно зловещей болезни, в отлаженный механизм Вселенной. Вселенная враждебна жизни. Глубины космоса слишком холодны для нее, и сам космос пронизан несовместимыми с ней излучениями. Но жизнь торжествует. И, в конце концов, не Вселенная уничтожит ее, а она станет управлять Вселенной. Гэри вспомнил тот день, когда Херб заметил на экране искорку отраженного света… как они обнаружили в космосе девушку. И перед его мысленным взором прошла вся цепочка событий, которая привела их к нынешнему триумфу. Если бы Кэролайн Мартин не приговорили к изгнанию в космос, если бы она не знала секрета анабиоза, если бы анабиоз сумел погасить ее мышление, если бы Херб не заметил искорку на экране, если бы Гэри сам не сумел оживить девушку, если бы Кингсли не заинтересовался странной структурой космического излучения...

И ему показалось, что всю эту мысленную цепочку событий направляло нечто большее, чем слепая случайность. Что говорил ему старик на древней Земле? Что-то о великом мечтателе, создающем театральные сцены и актеров для них"
"Нас сделали немного, по два - три на каждый корабль. Уже потом мы создавали других, копии самих себя. Но при этом каждый раз старались снабдить новые копии тем, чего не хватало нам самим. Например, воображением, большей инициативностью и расширенным диапазоном эмоционального восприятия. - Выходит, вы вечные и бессмертные,- сказал Кингсли - Не вечные и не бессмертные. Но если за моим телом ухаживать и заменять изношенные части, то, если не произойдет несчастного случая, я буду функционировать еще многие миллиарды лет… Я уже отвечал на эти вопросы, - сказал Инженер,- и отвечу снова. Все дело в воображении… умении заглянуть за край фактов, оценить вероятности, представить последствия и затем попытаться осуществить задуманное. Это нам недоступно. Мы скованы механистическим мышлением и такими же действиями. Мы не движемся далее доказанных фактов".
А мы, очевидно, должны двигаться далее доказанных фактов, хотя иногда такое движение и называют лженаукой. И, несомненно, Г.С.Альтшуллер- это человек, который при создании ТРИЗ двигался далее доказанных фактов и имел громадное творческое воображение!!! Я получил от В.Ачкасова письмо в котором он обратил мое внимание на то, что в последнем размышлении " Можно все сделать лучше", я не фиксирую, подчиняется ли это правило закону отрицания отрицания. И я ему благодарен - вот уж действительно, увидел интересную особенность, надо и ее внимательно рассмотреть!


Главная    Конференция    Как узнать новое