Главная    Конференция    Изобретательство для фигуры человека

Изобретательство для фигуры человека

В.В. Митрофанов

Я пытаюсь восполнить пробелы в своем образовании. Сейчас выпускается "Художественная Галерея", которая рассказывает о жизни художников мира, показывает и описывает их картины. Конечно, я знал имена известных художников, но вдруг я увидел, что существует мир живописи, о котором я не имею ни малейшего представления. Я узнал художников, о которых никогда не слышал. Так как я раздариваю эти журналы, а полного списка не имею, то приведу только имена нескольких художников и номера журналов - это Дюрер 27, Де Кирико 45, Фра Анджелико 46, Миллес 47, Врубель 48, Матисс 49, Давид 51, Ван Дейк 57, Сарджент 58, Уистлер 67.

На последнем я и остановлюсь. Почему - то именно он заставил меня задуматься на тему, о которой скажу ниже. Его биография такая необычная, как и почти у всех художников. Джеймс Эббот Мак - Нейл Уистлер родился 9 ноября 1834 года в Лоуэлле, штат Массачусетс. Отец Джеймса был военным, после демобилизации из армии стал гражданским инженером. В 1843 году все семейство совершило немыслимый по тем временам поступок - переезд в Россию, в Санкт- Петербург, где его отец должен был работать на строительстве железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. В1849 г. отец умер от холеры и семья вернулась в Америку. В 1851 г. Уистлер поступил в военную академию в Вест - Пойнте. Довольно быстро стало ясно, что Уистлер не создан для армии, он имел хорошие оценки только по рисованию, по остальным не успевал. Он был исключен. Узнав об этом, будущий художник сказал: "Как камню не дано превратиться в газ, так и мне не суждено стать генерал-майором". Уистлер стал работать в Геодезической службе США. Эта работа ему прискучила и он уехал в Париж, желая добиться успеха на поприще искусства. Мне представляется, что для того, чтобы стать художником надо быть не только пассионарием, но и иметь божий дар. Уистлер обладал обоими свойствами и в Париже, решив добиться успеха, поступил на обучение в мастерскую Шарля Глейра (1808-1874), привлеченный не столько мастерством мастера, сколько свободной атмосферой, которая была в мастерской. Его очень любила мать, и она ему выплачивала хорошую денежную помощь, что позволяло ему вести богемный образ жизни. Он обучался неторопливо и только в 1859 г представил свою первую картину "За роялем". Картину комиссия салона отвергла, и он решил уехать в Лондон, где все начать с чистого листа. В Лондоне дела пошли лучше, и его картина была выставлена на выставке Королевской академии. Мне хочется показать его черты характера и его изобретательность. Он очень любил музыку, и многие его картины имеют музыкальные названия - "Ноктюрн в синем и золотом: Залив Вальпараисо", "Симфония в белом №3", "Ноктюрн в синем и золотом: Старый мост в Баттерси", "Симфония в белом№2: Девушка в белом" и т.д. Уистлер приобрел широкую известность не только оригинальными работами, но и своим вызывающим поведением. Он художник - изобретатель. Он составил "Десятичасовую лекцию", в которой излагал свои идеи. Так, например, он призывал молодых художников "не отворачиваться от повседневности".

"Самого Уитлера часто вдохновляли уличные сценки и витрины лавок Он оформлял витрины, где опять же использовал музыкальные термины, например, "Оранжевая нота: Кондитерская лавка". Вот интересный эпизод из жизни Уистлера. Картина "Ноктюрн в черном и золотом: Падающая ракета" была показана на выставке в 1877 году и вызвала резкие нападки со стороны знаменитого критика и теоретика искусства Джона Рескина. "В своем обзоре Рескин назвал эту работу "горшком краски, выплеснутым в лицо зрителям". "Во время судебного разбирательства художника спросили, во сколько он сам оценивает свою картину и сколько времени у него ушло на то, чтобы "смастерить ее". На это Уистлер ответил: " Я, как вы выражаетесь, "смастерил" эту картину за два дня. Один день у меня ушел на то, чтобы написать ее, а второй, на отделку". На вопрос, не считает ли он слишком высокой цену в 200 гиней (именно такую сумму Уистлер требовал от Рескина в возмещение нанесенного морального ущерба) за работу, выполненную всего в два дня, художник сказал: "Нет. Для того чтобы написать эту картину, мне потребовался ОПЫТ ВСЕЙ ПРОЖИТОЙ МНОЮ ЖИЗНИ".

Мне представляется ответ художника прекрасный, как по форме, так и по содержанию. "Любопытная деталь: все время судебного разбирательства "Ноктюрн в черном и золотом" простоял перед судьями вверх ногами. Этот процесс Уистлер выиграл". "Интересно, что Уистлер стал одним из первых живописцев, начавших расписывать рамы, делая их тем самым продолжением картины. Кроме того, он совершил еще один революционный для живописи того времени шаг, заменив свою подпись, на картине, символом - стилизованной бабочкой. Это было решение, достойное настоящего художника - эстета".

Я не буду описывать картины, это трудно, да и не нужно. Их можно посмотреть в ИНТЕРНЕТе. Я не знаю, почему, но в процессе знакомства с творчеством Уистлера, у меня появилась мысль - как же человек научился управлять своим телом! Может быть это связано с тем, что "Уистлер испытывал большие затруднения с изображением человеческой фигуры. И постоянно подвергался нападкам со стороны критиков, не без злорадства, указывавших на технические недостатки его картин". Я вдруг начал представлять самые разнообразные человеческие фигуры в самых различных позах, и оказалось, что их сотни, если не тысячи! Я попробую некоторые привести. Человек стоит. Сколько может быть поз? От человека в карауле до человека на остановке, ждущего автобус. А сколько статических фигур в гимнастике, и в художественной гимнастике! В различных позах боевых искусств, борьбе, боксе, балете, поза вратаря, и т.д. Несомненно, для любой позы играет роль его возраст. Человек сидящий. И в этом случае поз много - от почти лежащего до памятника президенту, сидящему в кресле. Про лежание можно сказать много - поза на спине, на боку, на животе, "мостик", "рыбка" и т.д. Вы и сами можете вспомнить статические позы. Но, по - моему, особое впечатление на окружающих производят позы и фигуры тела в движении. Походка, прыжки, бег-это захватывающее зрелище! Я в своей книге написал: "Стою у открытой двери, вагона метро и вижу проходящую по перрону молодую женщину. Идет прямо, грудь вперед, голова слегка откинута назад - легкая, гордая, свободная. И вдруг появилось желание выскочить из вагона, подойти к ней и сказать: "Сударыня, научите, как мне также красиво и свободно ходить".

И все же немного я встретил людей, которые красиво ходят. А посмотрите на дирижеров! Какая экспрессия, какие движения, какой пафос! А посмотрите игры - футбол, баскетбол, волейбол, теннис, и т.д. Катание на коньках, фигурное катание, хоккей имеют массу поз, приемов, движений .Вспомните балет, например, В. Васильева и труппу И. Моисеева, у которого в каждом номере танцоры показывают такие, я не знаю как сказать, па или коленца. Про восточные единоборства можно сказать, что это объединение сотни поз из различных областей, по моему это и балет, и прыжки в длину, в высоту, бокс, и др. Можно ли сказать, что во всех этих областях деятельности людей уже все изобретено? Мне представляется, что нет, не все. Вспомните, что раньше в баскетбол счет игры почти всегда был до ста, а сейчас за сто. Вспомните на кольцах крест, который стал делать наш гимнаст. И, наконец, то, что делал на перекладине Немов. Каждый такой шаг - это изобретение. Поэтому можно утверждать, что вся область деятельности, в которой человек управляет своим телом, имеет громадный ресурс, и он может быть задействован для достижения и красоты и более высоких результатов. Однако не надо забывать, и о том, что какие то движения, позы и т.д. могут иметь и негативные воздействия на этот сложнейший организм, который называется ЧЕЛОВЕК.

А вот эта область деятельности, я полагаю, изучена недостаточно полно. Я одно время занимался бегом "трусцой" и наслушался всяких историй. Но уж очень хотелось верить, что этот бег - панацея от многих болячек. Это продолжалось много лет, пока я не почувствовал себя достаточно плохо, и прекратил это приятное мероприятие. Мне представляется, что мы - обычные люди, знаем о своем организме архимало, а так как на многие проблемы имеются прямо противоположные точки зрения врачей - то это затрудняет наше понимание и требует экспериментальной проверки. После того как я уже написал этот материал , через неделю ТV показывало открытие Олимпийских игр в Турине и итальянцы показали всему миру и изобретательность и режиссуру, вспомните голубя мира на стене, как владеют телом спортсмены и как итальянцы сделали по словам комментатора прекрасное еще прекраснее!!!

Стена превратилась в сцену и на нее вышел Лучано Паваротти и спел арию из оперы "Турандот", как сказал Табаков, без фанеры. Салют превзошел все ожидания. И это было прекрасное открытие Игр! Евгений Плющенко и другие фигуристы показали удивительные фигуры не на ковре - на льду! Это целый набор изобретений, и это не предел. Прыжки, волчки, пробежки имеют ресурс и он будет реализован. На закрытии Олимпиады были показаны акробатические упражнения в потоке воздуха. Я видел такое первый раз, и мне представляется это вершиной изобретательности, и изобретателя и исполнителя!!!


Главная    Конференция    Изобретательство для фигуры человека