Главная    Конференция    О чем рассказали палочки и черточки девятиэкранной схемы

О чем рассказали палочки и черточки девятиэкранной схемы

В.П. Гальетов

galtov@yandex.ru
2001-2006

- А что обозначают палочки и черточки на этой схеме?
Дотошный ученик

ВВЕДЕНИЕ

Говорят, что девятиэкранная схема - весьма сильное средство ТРИЗ. И такие заявления не вызывают возражений даже у скептически настроенных слушателей. Сила этого инструмента столь очевидна всем, что он, похоже, никогда не подвергался критике. Вместе с тем, методика его применения практически отсутствует. Все это не случайно. И однажды вопрос дотошного студента заставил меня более внимательно отнестись к этому "древнему, но острому оружию". Вот что получилось в результате анализа давно знакомого средства.

При внимательном, "остраненном" (термин В.Шкловского) рассматривании девятиэкранной

схемы [1]можно обратить внимание на ее определенные особенности:

  1. Схема состоит из однотипных элементов: горизонтальных палочек, вертикальных черточек и квадратиков

    Рис.1. Элементы девятиэкранной схемы

  2. Очевидно, что функции этих элементов различны: палочка обозначает иное, нежели черточка.

  3. Палочки и квадратики соединяются в вертикальные структуры, а черточки и квадратики в горизонтальные. Можно предполагать, что эти знаки несут определенные сообщения.

Очевидно, что девятиэкранная схема есть сложный знак- система, имеющая подсистемы, а элементы есть "буквы" некоторого языка, складывающиеся в слова и высказывания. Для знаков девятиэкраннной схемы, как и для знаков любого другого языка, справедливо выражение такого вида [2]:

Рис.4 Структура отражения действительности в языке

Довольно долго я полагал, что понимаю язык Девятиэкранной Схемы. Однако "детские" вопросы, задаваемые слушателями, потребовали поиска ответа на них. А для этого пришлось заново проанализировать давно знакомую схему. Возникли такие вопросы:

  • О чем говорят знаки Девятиэкранной Схемы?

  • Все ли я понимаю в этом языке?

  • Какое новое знание можно получить из этой схемы?

  • Какие Законы природы отражает Девятиэкранная Схема?

ПЕРВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Рассмотрим одну из подсистем ДЭС: три квадрата, соединенных черточками (рис.2). Здесь соединены одинаковые квадраты, называемые обычно Надсистема (сверху), Система (в середине) и Подсистема (внизу). Квадраты одинаковые, а называем мы их различно, в чем причина? Почему мы одинаковыми знаками можем обозначить разные, различные сущности - НС, С и ПС? Может быть потому, что это разное - подобно друг другу?

Проделаем простое преобразование знаков этой подсистемы, на основе известного знания: подсистема - часть системы, а система - часть надсистемы.

Рис.5. Преобразование компонента схемы

То, что проделано, называется в математике топологическим преобразованием - изменением формы без изменения содержания.

На первый взгляд ничего не изменилось, только внешний квадратик стал больше (или внутренние уменьшились) для удобства чтения схемы. Однако появилось новое знание, которое можно зафиксировать в таких высказываниях:

  1. Мир устроен подобно матрешке: все есть часть более общего целого.

  2. Все связано со всем, все находится во всем.

  3. Каждое целое есть часть большего целого. Каждая часть подобна (аналогична) целому.

Эти или подобные им высказывания можно прочитать у некоторых авторов, стремящихся более глубоко проникнуть в суть системного подхода. У других авторов нет подобной глубины, возможно именно потому, что отсутствует образное представление системного подхода.

А что же отражает палочка, соединяющая Часть и Целое? Она так и называется "связь", но многое ли мы знаем о такой невидимой сущности как "связь"? Сравнивая наши знания о "квадратике" и "палочке", можно сказать, что чем проще знак выглядит (квадратик это четыре палочки), тем более глубокая сущность за ним скрыта, не так ли? И не отражает ли большая часть научного знания человечества - знания о "палочках" в окружающем нас мире?

Для понимания приходится использовать другие понятия, объясняющие "палочку" как "взаимодействие", например. А что это такое? Говорят, что это воздействие объектов друг на друга. Тогда палочку можно заменить двумя стрелочками

Рис.6. Две стрелки как эквивалент палочки.
Будем читать их как выражение типа "связь есть обмен"

Можно сказать, что палочка обозначает не что иное, как обмен между частью и целым, то есть Надсистема обменивается с Системой, а Система с Подсистемой. Но есть ли обмен между Подсистемой и Надсистемой? Из Девятиэкранной Схемы в классическом варианте это не следует. Ее топологический вариант позволяет утверждать, что такой обмен есть, поскольку Подсистема является частью части - Системы. Действительно, простые примеры подтверждают, что каждая клетка, молекула нашего тела связаны с Галактикой, испытывают ее действие.

Но почему же эти связи не отражены в классической девятиэкранке? Можно предполагать, что она отражает лишь существенные связи, имеющие наиболее важное значение именно для технических систем. Именно потому, вероятно, она была использована Г.С.Альтшуллером.

Итак, выполнив преобразование одной из частей Девятиэкранной Схемы, получаем образ (модель), более полно отражающий базовые идеи системного подхода.

В последнее время все чаще становится необходимо рассматривать социально-технологические системы (организации) с всепроникающими связями. И для этого необходимо использовать более мощный и точный аппарат. Как быть?

Оказалось, что для этого можно применить матричную схему, ранее использованную В.Гейзенбергом в квантовой физике при изучении поведения частиц. В знакомых нам терминах эта схема будет выглядеть так, как показано на рис.7.

НС С ПС
НС нетесть нет
С есть нетесть
ПС нетесть нет

Рис.7. Матрица взаимодействий в сложной системе

Анализ взаимодействий в матрице показывает, что Девятиэкранная Схема отражает лишь 4/9 всех возможных взаимодействий. Остальные 5/9 не отражаются. В частности не отражаются "собственные" взаимодействия компонентов, то есть отношения в Надсистеме, Системе и Подсистеме. Для мясорубки, например, эти напряжения внутри Ручки или Ножа могут не рассматриваться при проведении ФСА-анализа на первом иерархическом уровне. Но уже при проведении ФСА Днепробугского СПС внутренние взаимодействия "вода-вода" или "воздух-воздух" может оказать решающее влияние на получения решения. Тем более важно рассматривать отношения типа "коллектив-коллектив" или "ТРИЗ-ТРИЗ" при анализе социально-технологических систем.

Возникает предположение о том, что "сильное мышление" это, по крайней мере матричное мышление, хотя бы потому, что матрица может быть трехмерной и многомерной. Тогда можно проследить этапы развития мышления (рис.8).

Обычное мышление (думание)Многоэкранное мышлениеМатричное мышление
Многое охватывающее, но с трудом упорядочиваемое, плохо управляемое, не гарантирующее получение результатаБолее упорядоченное, управляемое, но охватывает не все стороны Мира, может гарантировать результат в отдельных случаяхВсеохватывающее, более точно настраиваемое и более управляемое. Можно ожидать гарантированное получение результата для широкого класса задач

Рис.8. Переход от многоэкранного к матричному мышлению увеличивает объем, охватываемый мышлением и гарантию результата

Впервые идея матричного мышления высказана к.п.н. Т.Ф.Акбашевым на семинарах в Челябинске в 1992- 93 гг. Им предложено несколько универсальных матриц, охватывающих многие социально-технологические процессы и системы, в частности такие как образование, управление и другие. Среди них матрица "Я-Другой-Мир (Среда)".

ЯДругой (другие)Мир (Среда)
Я1.11.21.3
Другой(другие)2.12.22.3
Мир (Среда)3.13.23.3

Рис. 9. Матрица типовых отношений в социально-технологических системах

ВТОРОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ

Рассматривая горизонтальные компоненты Девятиэкранной Схемы, можно обратить внимание на повторяющуюся структуру

Рис.10. Горизонтальный повторяющийся компонент 9-экранной схемы

Как можно понять это высказывание? О чем оно?

Здесь повторяется один и тот же элемент - квадрат. Но выше мы уже показали, что этот знак может отражать и часть (надсистему, систему, подсистему) и Мир, включающий в себя все это. Видимо надо читать этот квадрат так, как это показано на рис.5, то есть со всеми вложенными в него компонентами. Тогда остается понять смысл черточки между знаками, соединяющей повидимому два различных Состояния Мира. Запишем схему рис.10 с учетом этих соображений.

Рис.11. Компонент 9-экранной схемы, понимаемый как "Переход из одного состояния в другое"

Таким образом, становится более понятным и другое высказывание Девятиэкранной Схемы, которое можно интерпретировать в такой текстовой форме:

  1. Все изменяется.

  2. Все изменяется непрерывно.

  3. Изменяясь, все остается собой и перестает быть собой.

  4. Причина изменений лежит внутри целого, во взаимодействии его частей.

Только теперь можно понять значение черточки, соединяющей два состояния. Это знак перехода из одного состояния (можно сказать "ситуации") в другое состояние (ситуацию).

Для социально-технологических систем, где переходы осуществляются человеком осознанно как преобразования (изменения образа) можно оформить такую схему (рис.12), где плавной стрелкой показаны действия проектировщика, специалиста по изменению ситуаций в системе от текущей - к желаемой.

Практика применения данной схемы в различных областях (образование, управление, маркетинг, продажи) показывает возможность использования ее как регулятива для управления мышлением и деятельностью с помощью контрольных вопросов.

Рис.13. Схема, позволяющая управляемо переходить от ситуации в настоящем к желаемой ситуации в любых областях человеческой деятельности

Можно вспомнить, что в процессе становления логика АРИЗ-85В выстроилась именно по такой схеме:

  1. Анализ имеющейся ситуации (технической системы в данной ситуации);

  2. Построение желаемой ситуации (все остается "как есть", но исчезает нежелательный эффект).

Вот только действия человека в п.1 и п.2, как и программа перехода к желаемой ситуации жестко заданы алгоритмом.

Итак, на основании первого и второго высказываний Девятиэкранной Схемы можно построить схему, позволяющую более полно моделировать сколь угодно сложные взаимосвязи и взаимодействия, например такого вида (рис. 14), где "матрица отношений" есть матрица рис.7 или рис.9, записанная для конкретной системы в конкретной ситуации.

Рис.14. Программа изменения ситуации (развития системы), включающая в себя матрицы для анализа и проектирования связей (отношений) и плана действий

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

С 1991 года достаточно часто встречается ситуация: руководитель организации (учебного заведения или предприятия) "внедряет" в свой коллектив очередную инновацию или разрабатывает программу развития организации. Всегда при этом возникает вопрос: чем руководствоваться при разработке программы изменений (развития). Ответ на этот вопрос можно получить с использованием схемы рис.14.

Рис.15. Универсальная схема проектирования любых изменений в социально-технологической системе (организации)

Конструирование программы изменений выполняется на основе технологического задания, представляющего собой систему контрольных вопросов, выработанных на основе данной схемы. При этом выражение "контрольный вопрос" понимается в соответствии с английским значением control - управлять, а не "проверять".

В качестве примера можно привести часть технологического задания на разработку Программы развития Сообщества ТРИЗ в предположении, что возникла необходимость в ней.

Текущая ситуация.

  1. Каковы отношения внутри Сообщества? Что хорошо и что плохо? Каков главный производственный процесс? Какие есть нежелательные эффекты?

  2. Кто потребители продуктов и услуг Сообщества? Каковы отношения с ними? Какие нежелательные эффекты есть в этих отношениях?

    Желаемая ситуация.

  3. Какими должны быть отношения внутри Сообщества? Каким должен быть главный производственный процесс?

  4. Кто станет потребителями продуктов и услуг Сообщества? Каковы должны быть отношения с ними?

    План действий по изменению ситуации.

  5. Что нужно сделать, какие шаги предпринять? Почему именно эти?

  6. Кто и что может сделать или должен сделать? Почему именно эти?

  7. Какие нежелательные эффекты возможны и как их избежать?

ВЫВОДЫ

Представляется важным факт, что за "простой, как мычание" девятиэкранной схемой скрываются важные принципы устройства Мира. Именно они делают ее инструментом для понимания и адекватного отражения действительности.

На основе анализа и понимания устройства девятиэкранной схемы можно получить более простую и универсальную схему, более адекватно отражающую именно процесс преобразования - наиболее часто встречающийся в деятельности человека процесс - и именно поэтому более пригодную для управления человеческой деятельностью.

АННОТАЦИЯ

На основе анализа девятиэкранной схемы Г.С.Альтшуллера получена универсальная схема, описывающая преобразование любых систем как человеческую деятельность, включающая в себя матрицу отношений в исходной ситуации и матрицу желаемых отношений в проектируемой ситуации с промежуточным элементом, отражающим проектируемый или реальный процесс преобразования.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Сов. радио, 1979.

  2. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1996.


Главная    Конференция    О чем рассказали палочки и черточки девятиэкранной схемы