Главная    Работа    Истории из жизни    ТРИЗ-приемы для арт-композиции

ТРИЗ-приемы для арт-композиции

Елена Новицкая

Предыстория: Мой друг-дизайнер, студент Иерусалимской Академии Искусств, впредверии сессии взмолился о помощи. Ему дали простенькое задание - создать композицию из красного кружка и текста в 250 символов. Казалось бы, такое легкое задание не требует дополнительной помощи. Но ко времени сессии творческие силы растрачены за семестр на более серьезные задания, и сгенерировать достойную идею все сложнее. От меня требовалось подсказать графический ход, какую-то идею, и я решила провести эксперимент - использовать изобретательские приемы для решения арт-задачи. Далее - выдержка из письма:

"Итак, у нас есть задача - создать композицию из красного кружка и текста в 250 символов. Неизвестны требования и ограничения, неизвестна методическая цель задания, поэтому мы не можем сформулировать противоречие, чтобы воспользоваться Таблицей Разрешения Противоречий Альтшуллера. Попробуем предлагать концепции, руководствуясь всеми изобретательскими приемами подряд. Для наглядности концепции сопровождаются эскизами.


Прием 1 "Дробление". Разделить массив текста на две части, на много частей, расположить слова хаотично, слова раздробить на буквы и так далее.



Прием 2 "Вынесение". Отделить фрагмент текста и сделать на вынесенном фрагменте копозиционный акцент.



Прием 3 "Местное качество". Вся композиция бледно-размытая, в том числе и кружок, и есть четко и тщательно прорисованный акцент (в сочетании с предыдущим приемом).



Прием 5 "Объединение". Объединить кружок и текст в одно целое, перемешать их.



Прием 6 "Универсальность" (объект выполняет несколько функций, благодаря которым отпадает необходимость в других объектах). Сделать так, чтобы текст выполнял функцию кружка - расположить его по кругу и покрасить в красный цвет. Кружок стал ненужным. Но, чтобы чтобы композиция стала выразительной, нужно оставить какой-нибудь текстовый "хвостик" снаружи кружка.



Прием 7 "Матрешка". Текст внутри текста, еще глубже - кружок. Или наоборот.



Прием 13 "Наоборот" (вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие). Что может быть проще: использовать 250 красных кружков и одну букву. Только что скажет преподаватель...



Прием 15 "Динамичность". Внести в композицию динамику, движение, пусть это будет стремительная комета с красным ядром и хвостом из букв.



Прием 17 "Переход в другое измерение". Можно сделать двуслойную композицию. Первый слой - с круглым отверстием, а красный цвет дает подложка. Или сделать композицию из набора полупрозрачных калек, на каждой из которых будет часть текста, это даст разнообразие тонов.



Прием 19 "Периодическое действие". Создать ритмичную композицию при помощи разделения текста на неравные фрагменты.



Прием 21 "Проскок". Организовать композицию так, чтобы взгляд "пролетал" через ее пространство, цепляясь за специально организованные композиционные узлы.



Прием 26 "Копирование". Можно сделать фон - бледными буквами - из 125 букв, сверху то же - контрастными. Или зеркальное отображение текста.



Прием 27 "Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности". Этот прием не дал прямой подсказки, но подсказал идею использовать подчеркнутый контраст. Круг сделан из какого-то ценнейшего материала, а буквы - "штампованный товар".



Прием 31 "Применение пористых материалов". Красный круг имеет полости, в которые помещены части текста.



Прием 32 "Изменение окраски" (подразумевается не только цвет, а оптические свойства в принципе). Можно поиграть с качествами поверхности бумаги, текста, красного кружочка, используя разные фактуры, прозрачность, зеркальность, глянец, матовость и прочее.



Прием 33 "Однородность". Привести все элементы композиции к "общему знаменателю", т. е. буквы должны иметь округлые очертания, круг должен казаться элемантом текста, например, одной из букв "О".


Получилось 16 концепций по 16-ти приемам (из 40). Безусловно, можно попробовать найти идеи и по подсказкам остальных приемов или поискать другие варианты решений по уже использованным приемам. Кроме того, можно попытаться применить приемы к каждому элементу композицию - тексту, кругу, листу, а иногда - к их взаимоотношениям. В любом случае, в результате количество идей будет более чем достаточным. Останется выбрать самую интересную или скомбинировать несколько наиболее перспективных идей.
Удачи!"

Финальный вариант (Вадим Зархин):


Главная    Работа    Истории из жизни    ТРИЗ-приемы для арт-композиции