Главная    Инструменты    Учеба    Свидетельство победы

Свидетельство победы

©Гафитулин Марат Семенович, 2006

e-mail: atriz@progtech.ru

Аннотация.


Материал предназначен для новаторов, консультантов и преподавателей учебно-практических семинаров, заинтересованных в беспристрастной оценке своей работы по поиску новых идей решения реальных производственных проблем.

Приведенная в материале технология "Свидетельство Победы" успешно работает и позволяет реально повысить объективность контроля новаторских предложений, консультационной работы и передаваемых слушателям практических методик по решению производственных проблем.

Особое свойство победы.


Спецификой новаторской и консультационной работы является поиск новых эффективных идей решения производственных проблем обозначенных Заказчиком. Подобная задача стоит и у преподавателей, обучающих Слушателей (Заказчиков образовательной услуги) решать творческие задачи.

Как правило, при решении проблемы с применением современных методов инженерного творчества, в том числе классических и новых инструментов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), находятся оригинальные и простые идеи преодоления обозначенных трудностей. Однако необходимо учитывать, что процесс преобразования проблемной ситуации в новую эффективную идею ее решения требует от решателя серьезной интеллектуальной познавательно-творческой работы. В большинстве случаев Заказчик при постановке проблемы не предполагает, что ответ находится рядом, а если и предполагает, то в начальный момент не видит ее нового эффективного решения.

Известно выражение: "У победы много отцов, а поражение - всегда сирота!".

Если найдено красивое решение проблемы, то оно подобно яркому источнику света в темноте, завораживает и манит к себе всех, кто попал под его влияние. Практика новаторской, консультационной и преподавательской работы показывает, что Заказчики активно реагируют на новое красивое решение, но периодически некоторые из них произносят: "А мы также думали!", "Это решение было давно нам известно!", "Такое решение мы и сами получили! Мы-то ожидали лучшего!" и прочие похожие по сути фразы. Из контекста этих фраз следует, что найденная новая идея вовсе не новая, а ее давно уже произвели на свет другие "отцы-решатели". Если это так то, тогда что нового сделал Новатор? что нового предложил Консультант? чему новому научил своих Cлушателей Преподаватель? А может быть Заказчик прав в том, что ничего нового не сделано, не предложено, не приобретено?

Возникает резонный вопрос: "Когда и кем все-таки было рождено "победное решение"?".

Цель: процесс формирования победы.


Конечно, Новатору, Консультанту или Преподавателю можно не заниматься поиском истинных "отцов победы" и искренне радоваться уже тому, что "дитя-победа" (красивая идея решения) успешно появилась на свет, и не обращать внимания на утверждение, что родилась-то "победа-бабушка". Однако вариант с "победой-бабушкой" не всегда приемлем, особенно, если новая идея решения реальной проблемы является основой производственных, профессиональных или договорных, отношений.

Человечество в самых различных сферах своей жизни накопило приличный арсенал разнообразных способов и средств, как признающих, так и лишающих "отцовства", но жизнь не стоит на месте и периодически требует уточнения отдельных нюансов. В нашем случае эти нюансы касаются не столько определения "отцовства" новой красивой идеи решения проблемы, сколько уточнения процесса ее формирования и момента ее истинного рождения.

Контроль победных границ.


Периодически встречаясь со словами Заказчика: "А я также думал!" в 2005 году была разработана технология, получившая название "Свидетельство Победы" (Разработчики технологии "Свидетельство Победы" М.С.  Гафитулин и С.В. Ефремов.) Эта технология достаточно проста в реализации, она позволяет организовать и контролировать начало и завершение рождения новой идеи решения производственной проблемы. Суть технологии в оперативном сравнении первоначальных и последующих идей решения обозначенной проблемы. Разработанная технология предоставляет возможность иметь фактический, а при необходимости и юридический документ, упреждающий, подтверждающий или опровергающий слова Заказчика: "А я также думал!".

Технология "Свидетельство Победы".


Сегодня технология "Свидетельство Победы" состоит из четырех этапов.

1 этап.  Подготовка копировального комплекта.

2 этап.  Запись исходной проблемы и предлагаемых идей ее решения.

3 этап. Запись уточненной проблемы и найденных идей ее решения.

4 этап.  Сравнение решений и выводы.

Примечание. Между 2-м и 3-м этапом для Новатора и Консультанта происходит процесс решения обозначенной Заказчиком производственной проблемы, а для Преподавателя происходит процесс обучения Слушателей технологии решения творческих задач, в результате которого Слушатели сами должны находить новые решения своих же производственных проблем.

Ниже раскрыты этапы технологии "Свидетельство Победы" на примере взаимодействия Преподаватель - Слушатели.

1 этап. Подготовка копировального комплекта.

Слушатель готовит копировальный комплект из уложенных друг на друга трех разных по назначению листов бумаги формата А4, ориентированных альбомом (см. фиг.1)

Верхний лист - "Оригинал". Это обычный лист белой писчей бумаги, разделенный на 4-е обозначенные цифрами зоны. Зоны можно получить, например, сложением листа дважды пополам. При распрямлении получившиеся сгибы определят 4-е необходимые для работы зоны.

Назначение зон:

Зона 1. Для записи исходной проблемы.

Зона 2. Для записи предлагаемых идей решения исходной проблемы.

Зона 3. Для записи уточненной проблемы.

Зона 4. Для записи найденных идей решения уточненной проблемы.

Средний лист - "Копировальная бумага". Это лист копировальной бумаги, желательно черного цвета. Особое внимание надо обратить на размещение копирующей стороны листа, она должна быть обязательно снизу, чтобы копия записи получилась на нижнем листе, а не в зеркальном отражении на верхнем.

Нижний лист - "Копия". Этот лист аналогичен верхнему листу, только на нем будет фиксироваться копия записи.

Примечание. При наличии ресурсов (времени и оборудования) для получения "Копии" с "Оригинала" можно воспользоваться копировальным аппаратом или сделать компьютерную распечатку.

2 этап. Запись исходной проблемы и предлагаемых идей ее решения.

В верхней части зоны 1 Слушатель записывает свое имя и фамилию , а также текущую дату . Ниже в произвольной форме аккуратно записывает исходную проблему так, как он ее понимает в данный момент. Дополнительный схематичный рисунок обогатит понимание исходной проблемы.

В верхней части зоны 2 Слушатель записывает дату заполнения зоны, а ниже в произвольной форме аккуратно записывает предлагаемые им идеи решения обозначенной в зоне 1 исходной проблемы. Будут полезны схематичные рисунки предлагаемых идей решения.

После проверки своих записей в зонах 1 и 2 Слушатель ставит под записями латинские буквы Z. Это делается для того, чтобы в дальнейшем в исходные тексты не вносились добавления.

В завершении 2-го этапа "Оригинал" получает Преподаватель, а "Копия" остается у Слушателя. Теперь оба листа являются исходными документами.

3 этап. Запись уточненной проблемы и найденных идей ее решения.

В процессе освоения методики решения творческих задач Слушатель еще раз составляет копировальный комплект для заполнения зон 3 и 4.

В верхней части зоны 3 Слушатель записывает дату заполнения зоны, а ниже аккуратно уточненную проблему в той форме, которая требуется по изучаемой им методике. Наличие схематичного рисунка даст более четкое понимание уточненной проблемы.

В верхней части зоны 4 Слушатель записывает дату заполнения зоны, а ниже найденные им новые идеи решения уточненной проблемы, обозначенной в зоне 4. Рисунки новых идей решения проблемы будут весьма полезны.

В завершении 3-го этапа "Оригинал" получает Преподаватель, а "Копия" остается у Слушателя. Теперь оба листа становятся заключительными документами.

4 этап. Сравнение решений и выводы.

Преподаватель и каждый Слушатель теперь имеют лист-документ, позволяющий сравнивать записи Слушателя ДО и ПОСЛЕ обучения.

Сравнение идет по двум основным признакам.

1. Сравнение образа исходной проблемы (текст в зоне 1) и образа уточненной проблемы (текст в зоне 3). Практика показывает, что в большинстве случаев образы исходной и уточненной проблемы не совпадают, а уточненная проблема более конструктивна для поиска новых идей ее решения.

2. Сравнение первоначальных идей решения проблемы (текст в зоне 2) и новых идей решения (текст в зоне 4), найденных с использованием изученных методов. Практически всегда есть отличия, причем в пользу последующих новых идей.

Слушатель сам делает вывод о том, какая из записанных идей наиболее перспективна для внедрения.

Наличие датированной записи предлагаемых идей решения проблемы упреждает, подтверждает или опровергает слова Слушателя: "А я также думал!". В любом случае в руках Слушателя и Преподавателя находится "Свидетельство Победы" - Победы человеческой мысли.

Победные результаты.


Практика применения технологии "Свидетельство Победы" продемонстрировала ее работоспособность. Данная технология позволяет не только реально повысить объективность контроля новаторских предложений, консультационной работы и передаваемых Слушателям практических методик по решению реальных производственных проблем, но и повысить степень ответственности обеих сторон за свои слова и действия.

Как отмечают Слушатели семинаров наличие на одном листе двух разных записей, сделанных в разное время одним и тем же человеком относительно одной и той же проблемы, удивляет и радует. Удивляет тем, что существенно изменился собственный подход к поиску идей решения проблемы, а радует осознанием собственных способностей находить красивые идеи.

Выводы.


  1. Технология "Свидетельство Победы" показала свою работоспособность и может применяться в широком диапазоне новаторских услуг.

  2. Предварительная фиксация проблемы и предложений по ее решению со стороны Заказчика (Слушателя) на каком-либо носителе существенно повышает объективность контроля новаторской, консультационной и преподавательской деятельности.

  3. Технология "Свидетельство Победы", как и любая другая технология, предполагает дальнейшее развитие в направлении повышения ее эффективности.

    Разработчики технологии "Свидетельство Победы" будут рады ее распространению и дальнейшему совершенствованию. Свои отзывы и конструктивные предложения присылайте на электронный адрес (e-mail: atriz@progtech.ru).


Главная    Инструменты    Учеба    Свидетельство победы