Главная    Работа    Из рабочих журналов    Приемы решения научных задач - 2
Приемы решения научных задач-1
Приемы решения научных задач-3

Приемы решения научных задач - 2

Митрофанов В.В.

29.Прием Хочешь, чтобы излучало - вскрой! (Д на О) Конечно, это звонко сказано, но так хотелось бы, чтобы так было.

Цель этого приема - убедить решателя в том, что все твердые тела, плоды (лук) и т.д. после удаления защитного слоя могут излучать свет, запах (молекулы), частицы. Жидкости в зависимости от Т и Р, имеют давление пара. Одновременно жидкости поглощают и растворяют окружающие их газы. Приведем несколько примеров.

После удаления с поверхности окисла, все металлы, находясь во влажном воздухе, расположенные в ряду напряжений до водорода эмитируют водород, электроны, свет. Так кремний испускает оранжевый свет (справочник по кремнию). А как ведут себя металлы, находящиеся за водородом? Например, золото?

Митогенетические лучи Гурвича. Основной эксперимент, выполненный в 1923 году, выглядел так. Кончик корешка лука (индуктор) нацеливали на боковую стенку корешка другой луковицы (детектор), а затем пересчитывали клетки, приступившие делению в разных участках детектора. Оказалось, что на стенке детектора, обращенной к индуктору, митозов было значительно больше, чем на противоположной стороне. Почему? Противоположный эксперимент, если между индуктором и детектором помещали стеклянную пластину, эффект исчезал. При замене стеклянной пластины на кварцевую, усиленное деление клеток продолжалось. Вывод: живой организм способен продуцировать некое излучение, которое стимулирует деление клеток. Г.М. Франк установил, что лишь фотоны в диапазоне от 190 до 326 нм вызывали учащение митозов в культуре дрожжей. Этот эффект можно усилить. Например, за счет эффекта супругов Кирлиан и т.д. ("Загадки живого свечения" книга К.Короткова, которая посвящена этому эффекту).

Известно, что если воду нагреть до кипения, а затем быстро охладить, то вода имеет минимальную концентрацию газов и обладает измененными параметрами, например повышается ее прочность.

Посмотрите также эффект Ребиндера - прием 43.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ.

30. Прием Посмотрите, какой будет обратный эффект. И вот тут я хочу уточнить, что такое обратный эффект. Возьмем эффект Коновалова - ультразвуковой капиллярный эффект. Обратный эффект - если по капилляру течет вода, будет ли у выходного отверстия капилляра образовываться ультразвук? И, по - моему, каждый эффект следует проверить на наличие обратного эффекта. Можно посмотреть эффекты, которые имеют обратный эффект, и те которые не имеют. Почему?

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

31. Прием Перенос решений. Девиз, этого приема - "Мир един - это мы расчертили его на сферы влияния и огороды. Но, чтобы не было сделано в любой области, оно продвигает вперед цивилизацию., Одни науки опережают другие, могут помочь отстающим. Конечно, нельзя механически, отставшим переносить законы с одной почвы на другую. Но почему не проверить, не соотнести? Недавно мне по работе пришлось заниматься остыванием металлов. Сопоставил данный процесс с деградацией в биологии, с инфляцией в экономике, с регрессией в социологии, с редукцией в языкознании, удалось найти кое-что новое для металлургии" Виктор Жигунов. "Интегральное скерцо".

Вспомните охлаждение окисленной пластины кремния вместе с выключенной печью. Можно научиться любой эффект, явление РАЗМЕЩАТЬ В СООТВЕТСТВУЮЩИЙ РЯД ПОДОБНЫХ ЯВЛЕНИЙ ИЗ ВСЕХ НАУК, начиная от астрономии до геологии, включая биологию, психологию и т.д. Сравнивая их, можно найти много интересного.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

32. Прием Пожизненная, сладкая каторга. Говорят, писатель пишет всю жизнь одну книгу. Можно сказать, что ученый тоже работает всю жизнь над одной проблемой. Например, Гершель был музыкантом. Его очень интересовали звезды. (Природа сама выбрала его). Денег не было на приобретение телескопа, и он его сделал сам. Наблюдая звездное небо, он открыл планету Уран. Затем он расчертил небо на четыре квадрата и начал считать звезды Млечного Пути. Галлей обнаружил, что Землю посещали три кометы. Он предположил, что эта была одна и та же комета, и точно определил дату прихода этой кометы. И она пришла и была названа его именем - Комета Галлея.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ.

33. Дополнение к Приему №20 Мне представляется, что космос сам напрашивается на создание отдельного приема.

Космос воздействует на, все, что существует на, в, и над Землей. "Эффект Шноля - микроскопические флуктуации разной природы в физических процессах под воздействием Космоса". Недавно прослушал лекцию по открытиям в астрономии и пришел к выводу, что было бы здорово, если бы эксперименты Шноля проводились совместно с астрономами, ведь у них много известно об излучениях, приходяших из космоса, которые они регистрируют.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

34.Прием - рекомендация Копи информацию - картотеку, как Плюшкин! Только в отличие от него -делись с теми, кому она интересна и нужна. Что в нее заносить? - все, что Вас поразило, удивило. И даже просто интересные факты.

Цель: когда она будет достаточно полной, может от Вашей работы с ее применением, она сработает, и при переходе границы качества даст новое качество, и поможет добыть истину! Однако, бывают открытия и без накопленной информации. Например, первый взгляд в микроскоп, показал, что в капле воды целый мир.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

35. Прием Содружество. Объединение двух установок, для создания процесса, возможного в Природе. Например, объединили разрядную трубку Теслы и химический реактор. Получили шаровую молнию, которая проходит через стекло, металл и т.д. Правда, время жизни этой шаровой молний до нескольких секунд. Конечно, для того, чтобы объединить для совместной работы несколько систем можно воспользоваться морфологическим ящиком и законом полноты частей системы. Этот прием применяют и для многих комбинированных процессов: например, получение радикалов, их замораживанние и воздействие на образцы, и другие объединенные процессы.

"Реакциями замороженных радикалов можно управлять с помощью светового или ионизирующего излучения. Например, если направить на замороженный образец пучок света, рентгеновских лучей или гамма квантов, гибель радикалов происходит в сотни раз быстрее процесса их стабилизации" Наука и Жизнь" 4, 2006г стр.72 дхн. Г.Сергеев. "Нанокриохимия: от ракетного топлива - к лекарствам"

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

36. Прием Бекона - Знание-Сила. "Ведь я достаточно сообразителен для того, чтобы улавливать в вещах сходство, (а это самое главное) п.33, и в то же время не настолько опрометчив, чтобы не замечать между ними тонких отличий, я чувствовал, что от природы наделен страстью исследовать, и сомневаться, находить и вновь искать, глубокомыслием, неспешностью суждений, стремлением приводить все достигнутое, в стройный порядок, я человек, который не склонен обольщаться всем, что ново, но не цепляться за старое, и я презирал всяческую недобросовестность" Френсис Бэкон "Вступление к истолкованию природы".

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

37. Прием Альтшуллера. Если высказано несколько гипотез, посмотрите нельзя ли их объединить по методу объединения альтернативных систем и гипотез.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

38. Прием Человек самоизучающийся. Человек сделал себя объектом научного исследования. Наблюдайте за собой и записывайте, как и какие мысли у Вас появляются.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

39. Прием Мнение великих. "Мне кажется, что дело не в том, чтобы найти самый лучший или самый эффективный способ делать открытия, а в том, чтобы найти хоть какой - нибудь" Р. Фейнман Слушать не слушать.

ПРОТИВОРЕЧИЕ

40. Прием Выбор того, чем наградила Природа. "Бернет любил не так решать, сколько придумывать загадки. Бернет каждым своим предложением, гипотезой опережал исследовательский потенциал своего времени". Говалло.

Каждый награжден каким то достоинством - решать задачи, придумывать научные загадки, выдвигать гипотезы, обобщать результаты и т.д. Определите свой потенциал и развивайте его.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

41. Прием Оригинальность мысли и зоркость наблюдений. Я видел знаменитую надпись у входа в институт, выражающую кредо его директора "Ни знания предмета твоего исследования, ни мощь инструментов, ни обширность знания, ни точность планов, никогда не заменят оригинальности твоей мысли и зоркости наблюдений" Ганс Селье РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

42. Прием У всего есть память. При изучении веществ желательно проверить, не обладают ли они памятью формы? Есть сплавы с памятью формы, есть белки, и т.д. А нет ли памяти воспроизводства, например, деление клетки, и т.д.? А не заложена ли память в стволовые клетки, так, что она знает, кем ей надо стать? Помнить об эффектах памяти формы, сплавов, белков. Память воды (гомеопатия)

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

43. Прием Ребиндера. Если Вы знаете, как режут стекло, то вспомните, как можно разломать довольно толстый алюминиевый лист. Для этого проводится по поверхности царапина - вскрывается окисный слой, и мгновенно в царапину наносят поверхностно активное вещество, которое создает углубляющуюся трещину. По этой трещине и происходит разлом. Конечно, это удивительно,-что прочный материал так легко разрушается. Этот эффект открыл Ребиндер в 1928г. Мне хотелось бы думать, что читаемые Вами приемы, по аналогии,стали бы активными катализаторами творчества. Вскрывайте окисные слои ваших задач, вносите туда сомнения, любопытство, используя для этого в том числе и предлагаемые здесь приемы, рекомендации.

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

44. Из нижеприведенного отрывка Вы сами посмотрите, какие рекомендации можно использовать.

Из письма Злотина Митрофанову.-февраль 2002г.

  • "Злотин от природы пакостник, поэтому придумал диверсионку
  • Митрофанов от природы асимметричник - отсюда его работы по дисимметрии
  • Герасимов от природы гибридизатор, его карикатуры задолго до ТРИЗ строились на объединении альтернатив, отсюда и в ТРИЗ его главная тема - гибридизация.
  • При обучении человека происходит фактически отбор - кто, на что способен и люди выбирают какие-то инструменты, наилучшим образом соответствующие их способностям и начинают в основном работать с ними, добиваясь виртуозного владения именно этим инструментом.
  • Нужно тестировать задатки людей и создавать разные курсы обучения для людей с разными задатками.

Добавления Владимира Герасимова

  • Участие в более 30 выставок карикатуры, вход в число 10 ведущих карикатуристов мира. 20 лет назад защита диплома в ЛНУНТ - газета из карикатур с ТРИЗовским смыслом.
  • Все хорошие работы любых карикатуристов - объединение альтернатив. В Америке это направление почему-то не развилось.
  • Занятие карикатурами + продолжение работы в технике - З5 лет занятия альтернативами.
  • Правильный выбор альтернативы - почти 100% успеха работы.
  • Отношение людей к карикатуре (понимают или нет) - тест, как их учить, нужно ли учить гибридизации. Если понимает - гибридизация, если нет - АРИЗ.
  • Когда нет альтернативы (например, на начальном этапе развития) можно использовать ту же систему на другом этапе развития, например, ту же систему, но без присущих ей недостатков.
  • Роберт Кальманович Энглин, талантливейший изобретатель никогда не шел дальше ИКР - этого хватало для решения. (Ах, какой был парень Роберт!!)
  • В семидесятых - восьмидесятых был курс развития творческого воображения (РТВ), его могли вести только Альтшуллер, Злотин, Литвин так как знали фантастику
  • Нужно сделать кусок РТВ на карикатурах и снова использовать РТВ

Добавления Гафура Зайниева

  • Человек смеется анекдоту - вход информации через СЛУХ, последовательный, формирующий ПРОТИВОРЕЧИЕ на контрасте и разном понимании частей анекдота. Базируется на способности АНАЛИЗА.
  • Человек смеется карикатуре - вход через ЗРЕНИЕ, параллельный, восприятие ПРОТИВОРЕЧИЯ базируется на способности СИНТЕЗА. Карикатура - вид ВИЗУАЛЬНОГО РЕСУРСА - картинки без подписей и объяснений, который предлагался около года назад для возбуждения воображения специалистов в некоторой специальной области.

Добавление Малкина

  • Визбор сформулировал секрет успеха авторской песни - 2 НЕОЖИДАННЫХ ПОВОРОТА В ПЕСНЕ. (СЛУХ.)

Добавления Злотина

  • По поводу прирожденных способностей к пакостности, альтернативности, антисимметричности, АРИЗности, РТВшности и т.п. Боюсь, что такого нет, сомневаюсь очень сильно. Сомнения базируются на работах Герасимова - в конце семидесятых он создал классификацию карикатур и технику построения сильных карикатур на основании понятия противоречия, которое,на мой взгляд, более фундаментально чем объединение альтернатив. Просто объединение часто служит приемом построения противоречия или его разрешения.
  • Волюслав Владимирович говорил о том, что у людей разная психология и поэтому их надо учить по-разному. Это, правда, но мне кажется, что правильный путь - в начале "стричь всех под одну гребенку" - заставлять овладевать стандартным набором инструментов, а потом помочь человеку "персонифицировать" свой инструментарий. Так собственно и происходит в любой области тренировки и знания - в спорте, обучении математике и т.п. - сперва стандартный уровень профессионализма, потом - виртуозность на выбранном инструменте. Для нас это значит, что выводить на такой уровень будет нужно только высший круг ТРИЗ профессионалов
  • По поводу визуального ресурса как не понял, что это и с чем его есть год назад, так и теперь яснее не стало - видимо в визуальной области я сильно тупой, хотя карикатуры меня смешат и восхищают, чертежи-слепыши читать умею и с контурными картами работать в школе приходилось
  • рассмотрение "назад" - кто и почему пользуется сейчас теми или другими инструментами, создает эффект "псевдо линии" - факты, не связанные друг с другом выстраиваются в линию, и кажется, что именно так делал всю жизнь, хотя ничего подобного не было.

Не знаю, чем обосновать свою "пакостность" - может правда судьба.

Я привел высказывания нескольких человек, которые описал в письме Б.Злотин, по поводу восприятия нового - и карикатуры, и песни, и анекдота. Я же привожу эти высказывания для понимания явления, которые многие люди чувствуют, а я просто после прослушивания очередной передачи "100 величайших открытий в науке" ХИМИЯ, почувствовал, что во мне что то щелкнуло, и я осознал, то что давно знал, понимал, но не видел широту, глубину и величие нанотехнологии, структуры фуллеренов и нанотрубок. А это воздействие на меня произошло от совместного воздействия голоса ученого, текста, музыки, динамических картинок, показывающих связи и т.д. И это воздействие сработало. (Конечно, бывает, что и одно действие, например, взгляд может оказать ошеломляющее воздействие. Но и в этом случае, по видимому, воздействует набор признаков - одежда, прическа, и т.д.) Передо мною мгновенно пронеслась история событий, к которым я имел очень косвенное отношение, но историю развития знал, много читал. Это разработка атомной бомбы - я работал в Университете, на кафедре спектрального анализа, а затем в Радиевом институте. С 1960 года я работал на "Светлане" в СКТБ и занимался технологией полупроводниковых приборов-транзисторов, начиная со сплавной технологии, меза-технологии, сплавно-диффузионной технологии и кончая изготовлением интегральных схем, с числом элементов несколько тысяч на кристалле. Теперь, история с развитием нанотехнологии, будет в какой - то степени повторять развитие атомной энергетики и полупроводников. А ждет нас бурное развитие нанотехнологии и потребуется масса изобретений, и решение многих научных проблем,.причем не только на микроуровне, но, и надо полагать, на наноуровне! И это же развитие должно происходить и с ТРИЗ!!!

РАЗРЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ


Главная    Работа    Из рабочих журналов    Приемы решения научных задач - 2