Главная    Работа    Из рабочих журналов    Попытка объяснения эффекта с помощью приемов решения научных задач

Попытка объяснения эффекта с помощью приемов решения научных задач

Митрофанов В.В.

"Обнаружен незамеченный гидродинамический эффект

Датский физик Томас Бор обнаружил незамеченный ранее гидродинамический эффект, который возникает при быстром вращении ведра с водой. Он раскручивал ведро так, чтобы вода стояла по стенкам, а часть дна в центре оставалась сухой. Неожиданно оказалось, что форма освободившегося от воды пятачка вовсе не круглая. Сухое пятно имеет форму звезды со скругленными лучами, число которых может быть от трех до шести в зависимости от скорости вращения. Эффект пока не объяснен, но, по-видимому, связан с особенностями циркуляции воды и воздуха во вращающемся сосуде. По словам автора открытия, то, что этот эффект не было описан раньше - чистая случайность. Изучение этого эффекта может пролить свет, например, на особенности циркуляции атмосферы быстро вращающихся планет, передает Радио Свобода."

Информацию эту я увидел на сайте metodolog.ru, в рубрике НТИ. Пришла пора применить Прием 64 "Если эффект открыт, он должен быть изучен мгновенно".

На первый взгляд, в этом эффекте вроде бы не просматривается какое то практическое применение. Тем не менее, его можно рассмотреть с помощью приемов, и потренироваться в решении научных задач. Что собственно надо объяснить? В центре ведра есть сухое пятно, которое имеет форму звезды со скругленными лучами, число которых может быть от трех до шести в зависимости от скорости вращения. Конечно, сразу после знакомства с эффектом очень возможно появление "навязчивой" идеи его объяснения, но не надо ей давать возможность завладеть собой полностью. Итак, моя "навязчивая" идея: Возможно это пятно не сухое, и скорость вращения не может разогнать тончайший слой воды, который расположен на металлическом дне ведра. А что, если…..? И тут начинается выдвижение гипотез. Но давайте начнем с приемов. Я эту задачу заранее не решал, и начинаю решать прямо сейчас.

Итак, О-объект - ведро с водой.

У-условия - нормальные.

Д-действие - вращение ведра с водой.

М-механизм действия - центробежные силы действуют на воду.

Р-результат - вода прижимается к стенкам ведра, а в центре ведра образуется сухое пятно с рисунком звезды.

Прием 1 Идеальная неправильность. Неравенство. Конечно, вода в крутящемся ведре находится в динамическом равновесии, по стенкам ведра стоит, а в центре отсутствует. Стоит только уменьшить скорость, как вода зальет центр ведра. На дне должны работать силы поверхностного натяжения воды, которые могут не дать воде перейти в пристеночную воду. Взаимодействие СПН воды и СПН металлического дна может привести к какому - нибудь рисунку на пленке воды.

Прием 2 Принцип лимона. Управляя скоростью вращения можно установить минимальный и максимальный размер пятна.

Прием 3. Одновременное рождение букета эффектов. Одновременно с закручиванием воды должен закручиваться и воздух в ведре .Если резко остановить вращение, то возможно этот закрученный воздух в виде небольшого смерча из ведра выйдет. Часть воздуха растворяется в воде и т.о. прочность воды снижается. Несомненно, должны измениться все физико-химические параметры воды- электропроводность, плотность, Ph, и т.д.

Прием 4. Противоположный эксперимент. Для данного эффекта их можно провести несколько. А)Большое ведро - малое ведро.

Б)Дно ведра сделать не смачиваемым водой.

В)Посмотреть рисунок от тяжелой воды, соленой воды, ртути (Вуд, я помню, делал из вращающейся ртути вогнутое зеркало).

Г)Посмотреть по японскому методу рисунок исходной воды, и обработанной.

Прием 5. Третий не лишний. Конечно, следует сфотографировать рисунок. Очень может быть, что на несмачиваемой поверхности рисунка нет. Это и может быть третий эксперимент.

Прием 6. Идеальный эксперимент. Прочтем еще раз открытие. "Неожиданно оказалось, что форма освободившегося от воды пятачка вовсе не круглая. Сухое пятно имеет форму звезды со скругленными лучами, число которых может быть от трех до шести в зависимости от скорости вращения. Эффект пока не объяснен" Нам никто не запрещал сделать несколько ИЭ. Найти такую скорость, при которой возникают три луча, а затем второй, когда появляется шесть. Кроме этого следовало бы измерить температуру воды у стенки и ведра и внутренней стенки воды, а также в самом пятачке.Я подозреваю, что в этом эффекте играет большую роль эффект Ранка, и при том, на что обратил мое внимание Г.Скворцов, чтобы вода стояла нужны бешенные (ненаучный термин) скорости вращения воды. Конечно, если бы были проведены предложенные эксперименты, тайна бы приоткрылась. Но продолжим.

Прием 7. Допустить недопустимое. Допустим, что нам удалось мгновенно заморозить (остановить) весь объем воды и закрученного воздуха. Теперь можно изучить все свойства, зная которые можно приоткрыть тайну эффекта.

Прием 8. Закономерная случайность. Есть ли в этом эффекте, то, что открыватель не заметил? Например, газовый смерч, который вылетает из ведра, изменение свойств воды?

Прием 9. Сверхэффекты. Пока не вижу.

Прием 10. Как мы умудрились это проглядеть? По видимому, никто и не смотрел внимательно на пятно. А может быть такие скорости не достигали, и поэтому пятна и не было видно.

Прием 11. Расширяйте свои творческие возможности. Здесь и далее попробуйте поработать самостоятельно.

Прием 12. Неравновесная точка…

Прием 13. Несоответствие между теорией и практикой.

Прием 14. В пространственном угле богатая информация.

Прием 15. Принцип противоречия

Прием 16. Мать природа - помоги.

Прием 17. Поиск врага.

Прием 18. Не проходите мимо.

Прием 19. Спусковой крючок.

Прием 20. Внешний ресурс.

Прием 21. От любого шока есть прием - допустить недопустимое.

Прием 28.Принцип разделения .

После того как я выписал приемы, с которыми надо работать, я пообедал и лег отдохнуть. При этом я совершенно не думал о задаче. Когда ко мне пришла мысль, от этого толчка я мгновенно проснулся. Попил чай, и сел за компьютер, чтобы написать эти строчки. Вот эта мысль - почему бы Вам не покрутить горячую воду.? Если работает эффект Ранка, то никакого рисунка не будет, пока вода горячая. Ну, вот, пожалуй, и все.

2 июля 2006 года.


Главная    Работа    Из рабочих журналов    Попытка объяснения эффекта с помощью приемов решения научных задач