Главная    Академия    Выдержки из произведений (красная книжечка)

Мао Цзэдун

Выдержки из произведений
(красная книжечка)

"Изучайте труды Председателя Мао Цзэдуна, слушайтесь его советов, поступайте по его указаниям"
(Линь Бяо).

Линь Бяо
Предисловие ко второму изданию
(16 декабря 1966 г.)

Товарищ Мао Цзэдун является величайшим марксистом-ленинцем нашего времени. Он гениально, творчески и всесторонне унаследовал, отстоял и развил марксизм-ленинизм, поднял его на новую ступень.

Идеи Мао Цзэдуна есть марксизм-ленинизм эпохи всеобщего крушения империализма и торжества социализма во всем мире. Идеи Мао Цзэдуна есть мощное идейное оружие в борьбе против империализма, в борьбе против ревизионизма и догматизма. Идеи Мао Цзэдуна служат для всей партии, всей армии и всей страны руководящим курсом в любой работе.

Поэтому самая основная задача в идейно-политической работе нашей партии состоит в том, чтобы всегда высоко держать великое красное знамя идей Мао Цзэдуна, вооружать ими весь народ и неуклонно ставить их во главу угла в любой работе. Широкие массы рабочих, крестьян и солдат, широкие массы революционных кадров и интеллигенции должны по-настоящему овладеть идеями Мао Цзэдуна: надо, чтобы каждый изучал труды Председателя Мао Цзэдуна, слушался его советов, поступал по его указаниям и был его достойным бойцом.

Произведения Председателя Мао Цзэдуна нужно изучать в поисках ключа к решению того или иного вопроса, изучать и применять в тесной связи с жизнью, сочетать их изучение с применением, изучать прежде всего самое необходимое в целях получения немедленных и ощутимых результатов, прилагать максимум усилий к применению. Для того чтобы по-настоящему овладеть идеями Мао Цзэдуна, необходимо вновь и вновь изучать целый ряд основных положений Председателя Мао Цзэдуна. Некоторые наиболее яркие высказывания лучше всего заучивать наизусть, постоянно изучать и применять. На страницах газет необходимо в тесной увязке с действительностью регулярно публиковать выдержки из трудов Председателя Мао Цзэдуна, чтобы все могли их изучать и применять. Как показал опыт широких народных масс, накопленный ими за последние годы в ходе изучения и применения произведений Председателя Мао Цзэдуна в тесной связи с жизнью, выборочное изучение выдержек из трудов Председателя Мао Цзэдуна в поисках ключа к решению того или иного вопроса является прекрасным методом изучения идей Мао Цзэдуна, с помощью которого нетрудно добиться немедленных и ощутимых результатов.

Чтобы помочь широким народным массам ещё лучше изучать идеи Мао Цзэдуна, мы составили настоящий Сборник выдержек из произведений Председателя Мао Цзэдуна. Везде и всюду при организации учебы нужно выбирать соответствующие отрывки из Сборника с учётом данной обстановки, задач, идейного состояния масс, а также состояния работы.

Ныне наша великая Родина вступает в новую эпоху, эпоху, когда рабочие, крестьяне и солдаты овладевают марксизмом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна. Идеи Мао Цзэдуна - как только ими овладевают широкие народные массы - становятся неиссякаемой силой, всесокрушающей духовной атомной бомбой. Массовый выпуск Сборника выдержек из произведений Председателя Мао Цзэдуна является исключительно важным мероприятием в деле овладения широкими народными массами идеями Мао Цзэдуна и содействия революционизированию сознания нашего народа. Надеемся, что все товарищи будут серьёзно и упорно учиться, вызовут по всей стране новый подъём изучения и применения трудов Председателя Мао Цзэдуна в тесной связи с жизнью и под великим красным знаменем идей Мао Цзэдуна будут бороться за превращение нашей страны в великую социалистическую державу с современным сельским хозяйством, современной промышленностью, современной наукой и культурой и современной государственной обороной.

XXII. Метод мышления и метод работы

История человечества - это процесс непрерывного развития из царства необходимости в царство свободы. И этот процесс никогда не закончится. В обществе, где существуют классы, не может прекратиться классовая борьба. В обществе, где перестанут существовать классы, никогда не прекратится борьба между новым и старым, между правильным и ошибочным. В ходе производственной борьбы и научного эксперимента человечество непрерывно идет вперёд, непрерывно изменяется и природа, и этот процесс никогда не остановится на каком-то одном уровне. Следовательно, человечество всегда должно непрерывно обобщать опыт, открывать, изобретать, создавать и двигаться вперёд. Взгляды тех, кто верит в теорию застоя, впадает в пессимизм, бездействует или зазнается и проявляет самодовольство, являются ошибочными. Эти взгляды ошибочны потому, что они находятся в противоречии с историческими фактами общественного развития человечества, существующего примерно миллион лет; они находятся также в противоречии с фактами, известными нам вплоть до настоящего времени из истории природы (например, из истории небесных тел, истории Земли, истории органического мира, а также из истории природы, отраженной другими естественными науками).

Цитируется по "Докладу Премьера Чжоу Эньлая о работе правительства на первой сессии Всекитайского Собрания народных представителей третьего созыва" (21-22 декабря 1964 года)

Естественные науки служат людям одним из средств в борьбе за свободу. Чтобы обрести свободу в обществе, люди должны использовать общественные науки для познания общества, преобразования его, осуществления социальной революции. Чтобы обрести свободу в мире природы, люди должны использовать естественные науки для познания, покорения и преобразования природы, добиться от природы свободы.

Речь на учредительном собрании Общества естественных наук Пограничного района
(5 февраля 1940 года)

Марксистская философия - диалектический материализм - имеет две наиболее яркие особенности: первая особенность - это её классовый характер, открытое признание того, что диалектический материализм служит пролетариату; вторая особенность - это её практический характер, подчеркивание зависимости теории от практики, подчёркивание того, что основой теории является практика и что теория, в свою очередь, служит практике.

"Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I

Марксистская философия считает, что главное заключается не в том, чтобы, поняв закономерности объективного мира, быть в состоянии объяснить мир, а в том, чтобы использовать знание объективных закономерностей для активного преобразования мира.

"Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I

Откуда у человека правильные идеи? Падают они с неба? Нет. Искони присущи человеческому мозгу? Нет. Правильные идеи человека возникают только из общественной практики, из трёх её форм - производственной борьбы, классовой борьбы и научного эксперимента.

"Откуда у человека правильные идеи?" (май 1963 года)

Общественное бытие людей определяет их идеи. В свою очередь, правильные, представляющие передовой класс идеи - как только ими овладевают массы - становятся материальной силой, которая преобразует общество, преобразует мир.

"Откуда у человека правильные идеи?" (май 1963 года)

В ходе общественной практики люди ведут различного рода борьбу и приобретают богатый опыт, опыт успехов и неудач. Бесчисленные явления объективного внешнего мира находят отражение в голове человека через органы чувств - органы зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания, и вначале познание является чувственным. Когда данных чувственного познания накапливается в изобилии, происходит скачок к рациональному познанию, к идеям. Таков один процесс в познании. Это - первая ступень всего процесса познания, ступень перехода от объективной материи к субъективному духу, от бытия к идеям. Но здесь ещё нет подтверждений тому, правильно ли дух, идеи (теории, установки, планы, мероприятия и т.п.) отражают законы объективного внешнего мира, ещё нельзя установить их правильность или ошибочность. Затем следует вторая ступень процесса познания - переход от духа к материи, от идей к бытию. Это значит, что знания, полученные на первой ступени, применяются к общественной практике, что идет выяснение того, могут ли теории, установки, планы, мероприятия и т.п. привести к ожидаемому успеху. Вообще говоря, то, что завершается успехом, правильно, а то, что терпит неудачу, ошибочно. Это особенно относится к борьбе человечества с природой. Что касается социальной борьбы, то силы, представляющие передовой класс, иногда терпят поражение не потому, что их идеи неправильны, а потому, что с точки зрения соотношения сил в борьбе передовые силы временно уступают реакционным силам. Они терпят временные неудачи, но рано или поздно добиваются успеха. В результате проверки на практике в человеческом познании происходит новый скачок. Этот скачок имеет ещё большее значение, чем предыдущий. Ибо только он может доказать правильность или ошибочность идей, теорий, установок, планов, мероприятий и т.п., разработанных в процессе отражения объективного внешнего мира и являющихся результатом первого скачка в познании. Иного способа проверки истины нет.

"Откуда у человека правильные идеи?" (май 1963 года)

Правильное познание обычно достигается лишь после многократно повторяющегося перехода от материи к духу и от духа к материи, то есть от практики к познанию и от познания к практике. Такова марксистская, диалектико-материалистическая теория познания.

"Откуда у человека правильные идеи?" (май 1963 года)

Человек не может познать какое бы то ни было явление без соприкосновения с ним, то есть если его собственная жизнь (практика) не протекает в условиях этого явления… Если хочешь получить знания, то участвуй в практике, изменяющей действительность. Если хочешь узнать вкус груши, то тебе нужно её изменить - пожевать её… Если хочешь знать теорию и методы революции, то тебе нужно принять участие в революции. Все подлинные знания берут свое начало из непосредственного опыта.

"Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I

Познание начинается с практики; обретя через практику теоретические знания, нужно вновь вернуться к практике. Активная роль познания выражается не только в активном скачке от чувственного познания к рациональному познанию, но, что ещё важнее, в скачке от рационального познания к революционной практике.

"Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I

Всякому ясно, что, каким бы делом мы ни занимались, если мы не понимаем его условий, его характера, его связи с другими явлениями, то нам будут непонятны закономерности этого дела, мы не будем знать, как к нему приступить, и не сможем его выполнять.

"Вопросы стратегии революционной войны в Китае"
(декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I

Если люди стремятся добиться успеха в работе, то есть получить ожидаемые результаты, то им непременно следует привести свои идеи в соответствие с закономерностями объективного внешнего мира; в противном случае они потерпят поражение в практике. Потерпев поражение, люди извлекают уроки из самого поражения, изменяют свои идеи и приводят их в соответствие с закономерностями внешнего мира, и тогда они могут обратить поражение в победу; именно эту истину и выражают поговорки: "поражение - мать успеха" и "каждая неудача делает нас умнее".

"Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I

Мы - марксисты, а марксизм учит нас при рассмотрении любых вопросов исходить не из абстрактных определений, а из объективно существующих фактов, вырабатывать свой курс, свою политику, свои практические мероприятия на основе анализа этих фактов.

"Выступление на Совещании по вопросам литературы и искусства в Яньани"
(май 1942 года), Избранные произведения, т. III

Определять курс работы в зависимости от реальной обстановки - это самый основной метод, который обязан крепко помнить каждый коммунист в своей работе. Все допущенные нами ошибки, если проанализировать причины их возникновения, объясняются тем, что мы определяли курс своей работы субъективно, в отрыве от реальной обстановки в данное время в данном месте.

"Речь на совещании кадровых работников Освобождённого района Шаньси-Суйюань"
(1 апреля 1948 года), Избранные произведения, т. IV

В мире только идеализм и метафизика требуют наименьшей затраты усилий, ибо они позволяют людям городить всякий вздор, не считаясь с объективной реальностью и не подвергая сказанное проверке объективной действительностью. И наоборот, материализм и диалектика требуют от людей затраты усилий, ибо они основываются на объективной реальности и подвергаются проверке объективной действительностью. Если не прилагать усилий, то можно скатиться к идеализму и метафизике.

Предисловие к "Материалам о контрреволюционной клике Ху Фэна" (май 1955 года)

Ко всякому вопросу надо подходить с точки зрения его сущности, а внешние проявления рассматривать лишь как вехи, указывающие путь к порогу, переступив который мы должны схватить сущность вопроса. Таков единственно надежный научный метод анализа явлений.

"Из искры может разгореться пожар" (5 января 1930 года), Избранные произведения, т. I

Коренная причина развития вещей находится не вне, а внутри вещей, в противоречивой природе, внутренне присущей самим вещам. Любой вещи и явлению внутренне присущи противоречия. Они-то и порождают движение и развитие вещей. Противоречия, внутренне присущие вещам и явлениям, служат коренной причиной их развития, тогда как взаимная связь и взаимодействие одной вещи или явления с другими вещами или явлениями представляют собой причины второго порядка.

"Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I

Материалистическая диалектика считает, что внешние причины являются условием изменений, а внутренние причины - основой изменений, причем внешние причины действуют через внутренние. Яйцо, получив соответствующее количество тепла, превращается в цыпленка, но тепло не может превратить камень в цыпленка, потому что основа у них различна.

"Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I

Марксистская философия считает, что закон единства противоположностей является основным законом вселенной. Этот закон действует повсюду: и в природе, и в человеческом обществе, и в сознании людей. Противоположные стороны противоречия существуют в единстве и в борьбе, и это стимулирует движение и изменение вещей и явлений. Противоречия существуют повсеместно, но они отличаются по своему характеру в зависимости от природы самих вещей и явлений. Для каждой конкретной вещи (явления) единство противоположностей условно, временно, преходяще, а потому релятивно, тогда как борьба противоположностей абсолютна.

"О правильном разрешении противоречий внутри народа"
(27 февраля 1957 года)

Аналитический метод есть метод диалектический. Под анализом имеется в виду анализ противоречий, присущих вещам и явлениям. Правильный анализ невозможен без глубокого знания жизни, без подлинного понимания рассматриваемых противоречий.

"Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы"
(12 марта 1957 года)

Ленин говорит, что конкретный анализ конкретной ситуации есть "то, в чем самая суть, в чем живая душа марксизма". Многим нашим товарищам не хватает способности аналитически мыслить, при виде сложных вещей и явлений у них не возникает желания неоднократно и глубоко анализировать и изучать их, они предпочитают делать упрощенные выводы - либо абсолютно положительные, либо абсолютно отрицательные… В дальнейшем это необходимо исправить.

"Наша учёба и текущий момент" (12 апреля 1944 года),
Избранные произведения, т. III

Подход к вопросам у этих товарищей неправильный. Они не вникают в существенные и главные стороны вопросов, а делают упор на несущественном и неглавном. Необходимо указать, что нельзя игнорировать несущественные и неглавные вопросы, их нужно разрешать поочередно. Однако не следует рассматривать их как существенные и главные, иначе можно сбиться с курса.

"О кооперировании сельского хозяйства" (31 июля 1955 года)

Всё в мире сложно и обусловливается различными факторами. Любой вопрос следует рассматривать со всех сторон, а не с одной лишь стороны.

"О переговорах в Чунцине" (17 октября 1945 года), Избранные произведения, т. IV

Неизбежный провал ожидает только тех людей, которые смотрят на вещи субъективно, односторонне и поверхностно, которые, прибыв на новое место, не интересуясь обстановкой, не вникая в дело в целом (в историю дела и в его нынешнее состояние) и не добравшись до существа дела (характера данного дела и его внутренней связи с другими делами), сразу начинают самонадеянно распоряжаться и издавать приказы.

"Относительно практики" (июль 1937 года), Избранные произведения, т. I

При исследовании какого бы то ни было вопроса недопустимы субъективизм, односторонность и поверхностность. Субъективизм - это неумение подходить к вопросу объективно, то есть подходить материалистически, о чем я уже говорил в работе "Относительно практики". Односторонность выражается в неумении рассматривать вопросы всесторонне… Это и значит… из-за частного не видеть целого, из-за деревьев не видеть леса. При таком подходе невозможно найти метод разрешения противоречий, невозможно осуществить революционные задачи, невозможно выполнить порученную работу, невозможно правильно развертывать борьбу взглядов в партии. Сунь-цзы, разбирая вопросы войны, говорил: "Знай противника и знай себя, и ты будешь непобедим". Он говорил о двух воюющих сторонах. Живший в танскую эпоху Вэй Чжэн говорил: "Выслушаешь всех - узнаешь истину; поверишь одному - останешься в неведении". Он тоже понимал порочность одностороннего подхода. Однако наши товарищи часто подходят к вопросам односторонне и из-за этого нередко попадают впросак… Ленин говорит: "Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения". Нам нужно помнить его слова. Поверхностность состоит в том, что люди не учитывают ни особенностей противоречия в целом, ни особенностей различных его сторон, отрицают необходимость глубокого проникновения в сущность вещей и тщательного изучения особенностей противоречия, ведут наблюдение откуда-то издалека, подмечают сугубо ориентировочно общие черты противоречия и тотчас же пытаются разрешить его (отвечают на вопросы, разрешают споры, проводят работу, руководят военными операциями). Такой подход к делу всегда влечет за собой печальные последствия… Односторонность и поверхностность - это тоже субъективизм. Поскольку все объективно существующие вещи в действительности взаимно связаны и обладают внутренними закономерностями, а люди, вместо того чтобы правильно отразить это, рассматривают явления односторонне или поверхностно, не познают их взаимной связи и внутренних закономерностей, то подход этих людей является субъективистским.

"Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I

Односторонность есть абсолютизация во взглядах, иначе говоря, метафизический подход к вещам и явлениям. Одобрять или отрицать всё при оценке нашей работы значит проявлять односторонность… Одобрять всё - значит видеть только хорошее и не замечать плохое, дозволять только восхваление и не терпеть критику. Утверждать, будто в нашей работе всё хорошо, не соответствует действительности. Не всё хорошо, ибо есть ещё недостатки и ошибки. Но утверждать, что всё плохо, тоже не соответствует действительности. Нужно подходить аналитически. Отрицать всё - значит утверждать без конкретного анализа, будто дела из рук вон плохи, будто царит полный хаос и нет ничего хорошего в таком великом деле, как строительство социализма, в великой борьбе сотен миллионов людей. Многие из придерживающихся такого подхода всё же отличаются от тех, кто враждебен социализму. Тем не менее их взгляды весьма ошибочны и вредны, они обескураживающе действуют на людей. Как одобрение, так и отрицание всего при оценке нашей работы является ошибочным.

"Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы"
(12 марта 1957 года)

Рассматривая какой-нибудь вопрос, марксисты должны уметь видеть не только его часть, но и весь вопрос в целом. Лягушка, сидя в колодце, утверждала, что "небо величиной с колодец". Это неверно, так как ведь из колодца видно не все небо. Но если бы она сказала, что "некоторая часть неба величиной с колодец", она была бы права, так как это соответствовало бы фактам.

"О тактике борьбы против японского империализма"
(27 декабря 1935 года), Избранные произведения, т. I

Мы должны научится всесторонне рассматривать вопросы и видеть не только лицевую, но и оборотную сторону вещей и явлений. При известных условиях плохое может привести к хорошим результатам, а хорошее - к плохим результатам.

"О правильном разрешении противоречий внутри народа" (27 февраля 1957 года)

Мы признаем, что в общем ходе исторического развития материальное начало определяет духовное, общественное бытие определяет общественное сознание, но одновременно мы признаем, и должны признавать, обратное воздействие духовного начала на материальное, обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие, обратное воздействие надстройки на экономический базис. Этим мы не грешим против материализма, а, отвергая механистический материализм, отстаиваем материализм диалектический.

"Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I

Военный руководитель не может рассчитывать на победу, выходя за рамки, которые ставятся объективными условиями, но он может и должен деятельно добиваться победы в рамках этих условий. Арена деятельности военного руководителя ограничена тем, что допускают объективные условия, однако на этой арене он может создать много красочных, величественных постановок.

"О затяжной войне" (май 1938 года), Избранные произведения, т. I

Взгляды людей должны соответствовать изменившейся обстановке. Конечно, никто не должен предаваться беспочвенным фантазиям, планировать свои действия, выходя за рамки, которые ставятся объективными условиями, и пытаться через силу сделать фактически невозможное. Однако сейчас вопрос упирается в то, что во многих областях нам всё ещё мешают правоуклонистские, консервативные взгляды, из-за которых работа в этих областях не поспевает за изменением объективной обстановки. Сейчас вопрос в том, что многие считают несущественным то, что можно сделать при соответствующих условиях.

Предисловие к книге "Социалистический подъём в китайской деревне"
(27 декабря 1955 года)

Для каждого дела надо заставить свой мозг поработать. В народе говорят: "Только нахмуришь брови - в голове рождается план", то есть размышление рождает мудрость. Для того чтобы избавится от такой распространенной в нашей партии болезни, как слепота, надо ратовать за то, чтобы люди думали, владели методом анализа вещей и явлений и воспитывали у себя привычку к анализу.

"Наша учёба и текущий момент" (12 апреля 1944 года),
Избранные произведения, т. III

В любом процессе, если в нём существует много противоречий, всегда имеется главное, которое играет ведущую, решающую роль, тогда как остальные занимают второстепенное и подчинённое положение. Следовательно, при изучении любого процесса, если это сложный процесс, содержащий более двух противоречий, необходимо стремиться отыскать главное противоречие. Определив это главное противоречие, легко решать все проблемы.

"Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I

Из двух сторон противоречия одна непременно является главной, а другая - второстепенной. Главная - это та, которая играет в противоречии ведущую роль. Характер вещей и явлений в основном определяется главной стороной противоречия, которая занимает доминирующее положение. Но такое положение сторон противоречия не является неизменным - главная и неглавная стороны противоречия превращаются одна в другую, и соответственно изменяется и характер явлений.

"Относительно противоречия" (август 1937 года), Избранные произведения, т. I

Мы должны не только выдвигать задачи, но и решать вопрос о методах выполнения этих задач. Перед нами, скажем, задача - переправиться через реку, но если у нас нет моста или лодки, сделать это невозможно. Если не решить вопроса о мосте или о лодке, то все разговоры о переправе на другой берег останутся пустыми словами. Если не решить вопроса о методе, выполнение задачи сведется к болтовне.

"Заботиться о жизни масс, уделять внимание методам работы"
(27 января 1934 года), Избранные произведения, т. I

Не выдвинув общих призывов, распространяющихся на всех, невозможно мобилизовать широкие массы на выполнение какой бы то ни было задачи. Однако, если ограничиваться только общими призывами, если руководители не будут сами в ряде руководимых ими организаций конкретно и всерьез заниматься работой, к проведению которой они призывают, - чтобы, пробив первую брешь в одном месте и приобретя здесь опыт, затем использовать этот опыт для направления работы остальных руководимых ими объектов, - то они не смогу проверить, правильны ли общие призывы, с которыми они выступают, не смогут наполнить их конкретным содержанием, и тогда возникнет угроза, что эти общие призывы повиснут в воздухе.

"К вопросу о методах руководства" (1 июня 1943 года),
Избранные произведения, т. III

Ни один руководящий работник не может осуществлять общее руководство всеми руководимыми им объектами, если он не приобретает конкретного опыта в работе на отдельных объектах с отдельными работниками и по отдельным вопросам. Этот метод нужно широко популяризовать, чтобы руководящие работники различных звеньев могли им овладеть.

"К вопросу о методах руководства" (1 июня 1943 года),
Избранные произведения, т. III

В одном районе не может одновременно проводиться несколько основных работ; на определённом отрезке времени может проводиться только одна основная работа, дополняемая другими - второстепенными и третьестепенными. Поэтому главный руководитель района должен на основе учета истории борьбы в данном районе и нынешних условий этой работы отвести каждому виду работы соответствующее место, а не действовать без всякого плана, кидаясь от одного задания к другому по мере их поступления сверху, так как это приводит к возникновению множества "основных работ" и к неразберихе. Вышестоящие инстанции, со своей стороны, также не должны поручать нижестоящим учреждениям одновременно целый ряд работ, не разграничивая их по степени важности и срочности и не выделяя основные из них, так как это дезорганизует работу нижестоящих учреждений и не дает им возможности достигнуть намеченных результатов. Руководящий работник должен в соответствии с историческими условиями и нынешней обстановкой, сложившейся в данном районе, а также учитывая ситуацию в целом, правильно определять важнейшую работу и порядок её выполнения на каждый отдельный отрезок времени, после чего упорно проводить принятое решение в жизнь, добиваясь во что бы то ни стало определённых результатов, - в этом состоит одно из проявлений искусства руководства.

"К вопросу о методах руководства" (1 июня 1943 года),
Избранные произведения, т. III

Нужно постоянно следить за ходом работы, проводить обмен опытом и выправлять ошибки. Не следует ждать несколько месяцев, полгода или даже целый год, прежде чем созвать отчётное собрание для подведения общих итогов и выправления всех ошибок. При такой практике ущерб слишком велик, при своевременном же исправлении ошибок ущерба меньше.

"О политике в области промышленности и торговли" (27 февраля 1948 года),
Избранные произведения, т. IV

Не нужно браться за решение проблем лишь тогда, когда их накопилась целая куча и возникла большая неразбериха. Руководители должны всегда стоять впереди, а не позади движения.

Предисловие к статье "Контракт на сезонные работы" (1955 год),
"Социалистический подъём в китайской деревне", ч. III

Нам нужно сочетать энтузиазм с трезвостью ума, напряжённую работу - с организованностью.

"Вопросы стратегии революционной войны в Китае" (декабря 1936 года),
Избранные произведения, т. I

XXIII. Обследование и изучение

Все работники-практики должны обследовать положение в низах. Для тех, кто знаком только с теорией, но не знает реальной обстановки, проведение таких обследований тем более необходимо; в противном случае они не смогут увязывать теорию с практикой. "Кто не провел обследования, тот не имеет права высказываться!" Хотя эта фраза высмеивалась кое-кем как проявление "узкого эмпиризма", я и сейчас не раскаиваюсь в своих словах; и не только не раскаиваюсь, а по-прежнему твёрдо убежден в том, что, не исследовав, нельзя претендовать на право высказывать свое мнение. Очень многие с места в карьер, "едва сойдя с колесницы", начинают крикливо судить и рядить обо всем, высказывать свое мнение, критиковать и осуждать все и вся; на практике такие люди все без исключения терпят крах, потому что подобного рода суждения или критика, не основанные на тщательном исследовании, есть не что иное, как невежественная болтовня. Ущерб, который причинили нашей партии такие "высочайше уполномоченные", не поддается учету, а таких вездесущих "высочайше уполномоченных" у нас хоть отбавляй. Правильно говорит И.В. Сталин: "теория становится беспредметной, если она не связывается с революционной практикой", и, конечно, правильны также его слова о том, что "практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией". В "узком эмпиризме" можно обвинять только слепых, недальновидных практиков, не видящих перспектив.

"Предисловие и послесловие к "Материалам обследования деревни"
(март-апрель 1941 года), Избранные произведения, т. III

Такой подход означает стремление раскрывать в реальных фактах их подлинную сущность. "Реальные факты" - это всё объективно существующие предметы, явления; "подлинная сущность" - это внутренняя связь, то есть закономерность всех объективно существующих предметов, явлений; "раскрывать" - это значит изучать. Мы должны исходить из действительной обстановки в стране и вне её, в провинции и вне её, в уезде и вне его, в районе и вне его, выводить из действительной обстановки присущие ей, а не надуманные закономерности, то есть находить в происходящих вокруг нас событиях внутреннюю связь и руководствоваться этим в наших действиях. А для этого мы должны основываться не на собственном воображении, не на мгновенном порыве, не на мёртвой букве книги, а на объективно существующих фактах, должны тщательно знакомиться с материалом и, руководствуясь общими положениями марксизма-ленинизма, делать на его основе правильные выводы.

"Перестроим нашу учёбу" (май 1941 года), Избранные произведения, т. III

Многим товарищам в нашей партии всё ещё присуща безобразная манера, в корне противоречащая самому духу марксизма-ленинизма, манера, как говорится, "зажмурив глаза, гоняться за воробьем", "подобно слепцу, ощупью ловить рыбу", подходить к делу поверхностно, не вникая в детали, заниматься хвастливыми разглагольствованиями, довольствоваться обрывками плохо усвоенных знаний. Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин учат нас добросовестно изучать обстановку, исходить из объективной действительности, а не из субъективных желаний. Между тем многие наши товарищи действуют в прямой противоположности с этой истиной.

"Перестроим нашу учебу" (май 1941 года), Избранные произведения, т. III

Вы не можете разрешить какого-либо вопроса? Тогда беритесь за обследование его настоящего и прошлого! Когда вы проведете обследование и всё уясните себе, то найдете решение вопроса. Все выводы рождаются в конце, а не в начале обследования. Только глупец - в одиночку или с группой людей - не ведёт обследование, а ломает голову над тем, чтобы "найти решение", "подать идею". Следовало бы знать, что так не найти хорошего решения, не подать хорошей идеи.

"Против книгопоклонства" (май 1930 года)

Обследование напоминает "развитие плода в течение десяти месяцев", а решение вопроса - "разрешение от бремени в одно утро". Обследовать - значит решать вопрос.

"Против книгопоклонства" (май 1930 года)

Пользуясь теорией и методом марксизма-ленинизма, систематически и тщательно исследовать и изучать окружающую обстановку. В работе не полагаться только на свой энтузиазм, а действовать так, как говорил И.В. Сталин, - соединяя революционный размах с деловитостью.

"Перестроим нашу учёбу" (май 1941 года), Избранные произведения, т. III

Единственный метод, дающий знание обстановки, - это обследование общества, обследование самой жизни всех классов общества. Для руководящих работников основной метод познания обстановки состоит в том, чтобы продуманно наметить несколько городов и деревень и, следуя основному требованию марксизма - применяя метод классового анализа, - провести ряд тщательных обследований.

"Предисловие и послесловие к "Материалам обследования деревни"
(март-апрель 1941 года), Избранные произведения, т. III

На обследовательское собеседование нет нужды приглашать много народу: достаточно пригласить трёх-четырёх человек или семь-восемь человек. Для каждого такого собеседования нужно отвести соответствующее время, заготовить тематический план, самому ставить вопросы и записывать ответы, развертывать обсуждение вопросов с собравшимися. Стало быть, без большого энтузиазма, без решимости обращать свой взор вниз, без жажды знаний, без глубокого желания отбросить никчемное чванство и искренно перейти на положение ученика либо вообще нельзя выполнить эту работу, либо она будет выполнена плохо.

"Предисловие и послесловие к "Материалам обследования деревни"
(март-апрель 1941 года), Избранные произведения, т. III

Правильная группировка войск вытекает из правильного решения командира; правильное решение вытекает из правильной оценки обстановки, а правильная оценка обстановки основывается на необходимой и всесторонней разведке и на тщательном изучении всех её данных в их взаимосвязи. Командир использует все возможные и необходимые средства разведки для получения данных о противнике, изучает добытые разведкой данные, отсеивает шелуху и отбирая зерна, удаляя ложное и сохраняя истинное, переходя от одной стороны явления к другой, от внешнего к внутреннему; затем командир, сопоставляя эти данные с обстановкой у себя, изучает положение обеих сторон и их взаимосвязь и тогда производит оценку, принимает решение и составляет план. Это целый познавательный процесс, направленный на изучение обстановки военачальником до того, как он приступит к составлению стратегического, оперативного или тактического плана.

"Вопросы стратегии революционной войны в Китае" (декабрь 1936 года),
Избранные произведения, т. I

XXIV. Искоренять ошибочные взгляды

И даже если бы наша работа увенчалась величайшими успехами, все же нет никакого основания зазнаваться и самовозвеличиваться. Скромность помогает прогрессу, а зазнайство приводит к отставанию. Эту истину нам необходимо всегда помнить.

"Вступительная речь на VIII Всекитайском съезде Коммунистической партии Китая" (15 сентября 1956 года)

В связи с победой возможны появление и рост внутри партии склонности к зазнайству, кичливости заслугами, прекращению движения вперед, погоне за удовольствиями и нежеланию более переносить трудности и лишения в жизни. В связи с победой народ будет благодарить нас, буржуазия же будет льстить нам. Враг не может покорить нас силой оружия, и это уже доказано. Однако своей лестью буржуазия может покорить слабовольных из наших рядов. Возможно, среди коммунистов найдутся и такие, которые, хотя и не покорились врагу с оружием в руках и были достойны звания героя перед лицом такого врага, тем не менее не смогут устоять перед натиском тех, кто применяет "снаряды в сахарной оболочке", и будут сражены этими снарядами. Такое положение вещей мы должны предотвратить.

"Доклад на втором пленуме Центрального Комитета Коммунистической партии Китая седьмого созыва",
(5 марта 1949 года), Избранные произведения, т. IV

Есть очень много вещей, которые, если подходить к ним вслепую, несознательно, могут стать для нас грузом, бременем. Например: один совершил ошибку и считает, что теперь у него, так или иначе, имеется изъян, в результате чего он чувствует себя подавленным; другой ошибок не совершал и потому считает себя безупречным, и у него появляется зазнайство. В работе одного нет успехов, и потому он может упасть духом; в работе другого успехи есть, и потому он может задрать нос. Один лишь недавно включился в революционную борьбу и потому может безответственно относиться к работе; другой же в силу своего большого революционного стажа может почувствовать себя непогрешимым. Рабочий или крестьянин, гордясь своим славным происхождением, может свысока смотреть на интеллигента; а интеллигент, гордясь некоторой своей образованностью, может свысока смотреть на рабочих и крестьян. Наличие специальных знаний может привести к высокомерию и пренебрежительному отношению к другим. Даже возраст и тот можно использовать как предлог для чванства: молодой человек, считая себя умным и способным, может относиться презрительно к старикам, а старик, кичась своим богатым жизненным опытом, может относиться презрительно к молодёжи. Если ко всем подобным вещам не подходить сознательно, они могут стать бременем, грузом.

"Наша учёба и текущий момент" (12 апреля 1944 года), Избранные произведения, т. III

Некоторые товарищи, работающие в армии, заразились зазнайством, безобразно ведут себя по отношению к бойцам, к населению, к правительственным и партийным органам. Они во всем обвиняют товарищей, работающих на местах, а себя не винят ни в чем, замечают только свои успехи, но не видят своих изъянов; любят только славословие и не терпят никакой критики… Воинские части должны всерьёз заняться искоренением этих недостатков.

"Организуйтесь!" (29 ноября 1943 года), Избранные произведения, т. III

Трудная работа напоминает ношу, которая лежит перед нами и ждёт - посмеем ли мы взвалить её на себя. Ноша бывает и лёгкая, и тяжёлая. Некоторые предпочитают тяжёлой ноше лёгкую, они выбирают себе лёгкую и оставляют тяжёлую ношу другим. Это неправильное отношение к делу. Но есть товарищи, которые поступают иначе: блага оставляют другим, а ношу потяжелее себе; на лишения идут первыми, а за благами последними. Такие товарищи - хорошие товарищи. Такому коммунистическому духу мы должны учиться.

"О переговорах в Чунцине" (17 октября 1945 года), Избранные произведения, т. IV

Есть немало людей, которые относятся к работе безответственно, берут на себя дела полегче, а трудного боятся, тяжелую ношу перекладывают на других, оставляя себе легкую. Всякий раз, когда нужно что-либо сделать, они прежде всего думают о себе и лишь потом о других. Какой бы пустяк они ни сделали, всегда выдают его за подвиг, ходят и хвастаются, боясь, что иначе люди не узнают. К товарищам и к народу они относятся не с горячей любовью, а холодно, безразлично, бесчувственно. В сущности говоря такие люди не являются коммунистами или, во всяком случае, их нельзя считать настоящими коммунистами.

"Памяти Н. Бетьюна" (21 декабря 1939 года), Избранные произведения, т. II

Самостийничанье обычно неотделимо от склонности людей к выпячиванию своего "я" на первый план. Такие люди обычно неправильно подходят к вопросу об отношении между своей личностью и партией. На словах они тоже уважают партию, однако в действительности ставят себя на первый план, а партию - на второй. Ради чего лезут из кожи вон эти люди? Они добиваются славы, положения, дешевой популярности. Получая в свое ведение какой-нибудь участок работы, они немедленно начинают самостийничать. С этой целью они приближают к себе одних, оттесняют других и, занимаясь хвастовством, лестью и угодничеством среди наших товарищей, переносят в Коммунистическую партию подлые нравы буржуазных партий. Этих людей губит их бесчестность. К делу, как мне думается, нужно относиться честно, ибо без этого нельзя сделать хоть что-нибудь полезное.

"За упорядочение стиля в партии" (1 февраля 1942 года), Избранные произведения, т. III

Коммунисты должны понять ту истину, что интересы частного необходимо подчинять интересам целого. Если какое-либо соображение приемлемо с точки зрения частного, но с точки зрения целого неприемлемо, то следует частное подчинить целому. И если, наоборот, какое-либо соображение неприемлемо с точки зрения частного, но зато приемлемо с точки зрения целого, то и в этом случае следует частное подчинить целому. Это и значит считаться с интересами целого.

"Место Коммунистической партии Китая в национальной войне" (октябрь 1938 года),
Избранные произведения, т. II

Стремление к удовольствиям. В Красной армии имеется немало и таких людей, у которых индивидуализм проявляется в стремлении к удовольствиям. Им всегда хочется, чтобы войска направлялись в большие города. Они стремятся туда не ради работы, а ради удовольствий. Больше же всего они не любят работать в красных районах, где условия жизни тяжелы.

"Об искоренении ошибочных взглядов в партии" (декабрь 1929 года),
Избранные произведения, т. I

Нужно бороться против местнических тенденций, выражающихся в стремлении заботиться только о самом себе и не учитывать интересов других. Относиться безразлично к трудностям других, отказывать им в просьбе помочь кадрами или же выделять для них плохих работников, "подкапываться под соседа", полностью игнорировать интересы другой части, другого района, других людей - это и есть местничество. Это означает полную потерю коммунистического облика. Для человека, зараженного местничеством, характерно нежелание считаться с интересами целого, наплевательское отношение к другим частям, другим районам, другим людям. Среди таких людей нужно вести усиленную воспитательную работу, чтобы они поняли, что это сектантская тенденция, которая, если позволить ей развиться, становится очень опасной.

"За упорядочение стиля в партии" (1 февраля 1942 года), Избранные произведения, т. III

Либерализм проявляется в различных формах:

Заведомо знать, что человек поступает неправильно, но только потому, что он знакомый, земляк, однокашник, задушевный друг, любимый человек, старый сослуживец или подчиненный, не вести с ним принципиального спора, а позволять ему действовать и дальше в том же духе, только бы сохранить мир и дружбу; или же слегка пожурить его, но не разрешать вопрос до конца, лишь бы все было тихо и гладко. В результате наносится вред и всему коллективу, и данному лицу.

Позволять себе безответственную критику за спиной, но не ставить прямо вопросов перед организацией; не говорить в лицо, а разглагольствовать за спиной; на собраниях отмалчиваться, а после собраний заниматься болтовней. В сознании вместо принципов коллективизма царит либеральная распущенность.

Держаться от дела как можно дальше, когда оно не касается тебя; заведомо зная, что люди неправы, почитать за благо говорить поменьше: мудрец, мол, сторонится зла, лишь бы самому не согрешить.

Не подчиняться указаниям и свое личное мнение ставить превыше всего; требовать от организации заботы о себе, но не признавать дисциплину организации.

Не вести борьбы против неправильных взглядов, не оспаривать их в интересах сплочения, в интересах движения вперед, налаживания работы, а заниматься личными нападками, склоками, сведением личных счетов, стараться мстить.

Слышать неверные суждения, но не вступать в споры; более того, даже о контрреволюционных разговорах и то не сообщать, а относиться к ним равнодушно, как будто ничего не случилось.

При общении с массами не вести пропаганды и агитации, не выступать, не заниматься обследованием, не расспрашивать, не принимать к сердцу их насущные интересы, относиться к ним равнодушно. Забывать, что сам являешься членом Коммунистической партии, и опускаться до уровня рядового обывателя.

Видя поступки, наносящие вред интересам масс, не возмущаться ими, не убеждать, не пресекать, не вести разъяснительной работы, а терпеть их, смотреть на них сквозь пальцы.

К работе относиться несерьёзно, работать без определенного плана, без определенного направления, халтурить, все авось да небось, прожил день - и ладно.

Считать себя заслуженным революционером, кичиться своим стажем, с большими делами не справляться, а от малых отмахиваться, работать спустя рукава, к учебе относиться с прохладцей.

Совершив ошибку и уже поняв это, не желать её исправить и проявлять тем самым либерализм по отношению к самому себе.

"Против либерализма" (7 сентября 1937 года), Избранные произведения, т. II

Либерализм в коллективе революционеров крайне вреден. Он является своего рода разъедающим началом, вызывающим распад единства, ослабление спайки, пассивность в работе, идейные разногласия. Либерализм приводит к тому, что в рядах революционеров утрачивается крепкая организация и дисциплина, утрачивается возможность последовательно и до конца претворять в жизнь политические установки, и партийная организация отрывается от масс, которыми она руководит. Это - сугубо вредная тенденция.

"Против либерализма" (7 сентября 1937 года), Избранные произведения, т. II

Либералы рассматривают положения марксизма как абстрактные догмы. Они - за марксизм, но не намерены претворять его в жизнь или же не намерены претворять его в жизнь полностью; они не собираются заменять свой либерализм марксизмом. У них припасены и марксизм, и либерализм: на словах они марксисты, а в делах - либералы; для людей у них марксизм, а для себя - либерализм. В их багаже имеется и то и другое, для каждого - свое употребление. Так устроены мозги у некоторых людей.

"Против либерализма" (7 сентября 1937 года), Избранные произведения, т. II

Народное государство призвано защищать народ. Только при наличии такого государства весь народ имеет возможность в пределах всей страны с помощью демократических методов воспитывать и перевоспитывать себя, с тем чтобы освободиться из-под влияния внутренней и внешней реакции (это влияние в настоящее время всё ещё очень велико, оно будет существовать ещё длительное время и не может быть быстро искоренено), избавиться от дурных привычек и вредной идеологии, унаследованных от старого общества, не пойти по ошибочному пути, на который толкают реакционеры, и продолжать идти вперёд, к социалистическому и коммунистическому обществу.

"О демократической диктатуре народа" (30 июня 1949 года), Избранные произведения, т. IV

Сделать что-либо хорошее не так уж трудно; трудно всю жизнь делать только хорошее и не делать плохого, всегда поступать в интересах широких масс, в интересах молодёжи, в интересах революции, неизменно вести упорную и самоотверженную борьбу на протяжении целых десятилетий. Вот что самое и самое трудное.

"Поздравительная речь по случаю шестидесятилетия товарища У Юй-чжана" (15 января 1940 года)


Главная    Академия    Выдержки из произведений (красная книжечка)