Главная    Конференция    Несколько слов о творчестве

Несколько слов о творчестве

В.В. Митрофанов

Вот интересно, как приходят в голову мысли. Я прочитал "Творчество" Оша, прослушал защиту А.Кудрявцева, дал прочитать свою работу А.Селюцкому, который сказал, что ничего в ней не понятно, и пока я ему объяснял, о чем же собственно хотел написать, пришла мысль, вдруг подумал, а почему оператор РВС рассматривает только состояние от нуля до бесконечности, и не рассматривает обратную и противоположную задачи, при переходе этих и других выбранных параметров через ноль! Например, стоимость: можно было бы выражать не только затраты, но и прибыль; время: посмотреть, что было в прошлом; размеры: менять их вплоть до нанометров. Не думаю, что такое рассмотрение даст уж очень яркие результаты, но все же оператор будет перекрыт во всем спектре изменений, значений параметров, что позволит быть уверенным, что ни один из важных приемов решения научных задач не забыт, а используется, позволяя получить интересные подсказки.

И после осознания такой мысли возник вопрос - ведь область деятельности ТРИЗ и ее совершенствование - это научно исследовательская работа, для проведения которой следовало бы применить приемы решения научных задач! Пока этот вопрос открыт.

Приведу несколько рассуждений Ошо, автора книги "ТВОРЧЕСТВО", которые мне импонируют. Книга начинается с фразы, которая заставляет сразу задуматься и о которой я уже писал ранее. "Творчество - величайший в существовании БУНТ" Теперь представьте, я вымучил программу "Машина открытий". Цель ее создания - помочь технологам, работающих на заводах, предприятиях, выпускающих продукцию с присутствием брака. С помощью этой программы вы можете чуть легче найти причину брака, изучить его, а затем попытаться раскрыть эффект, явление, которые формируют брак. Так как я составлял программу на базе своего опыта, то я ввел в нее оценку черт характера решателя, не используя тесты психолога. И вот я показывал МО выпускникам нашего Университета. И каждый, кому я показывал МО, рассказывал мне, что надо сделать, чтобы МО стала лучше. В пределе - я должен МО задать вопрос, а она должна мне выдать ОТКРЫТИЕ, вот это будет МО!

Таким образом, те, кого мы обучали творчеству, несомненно, были бунтарями, и каждый из них строил методологию решения задач под себя. Не сразу в процессе обучения, а чуть позже, когда набирался опыта. И еще. Мы должны отвечать за судьбу тех людей, у которых мы разбудили творчество. Мы их вдохновили, а что дальше? Они должны найти применение своему творческому потенциалу. И они должны выйти за наши рамки, если они действительно творцы. Но мы, иногда, считаем, что те кто нас подправляет - это неверно, нехорошо, чуть ли не предательство! Но они же по определению БУНТАРИ!!

Приведу еще несколько определении творчества из Оша. "Творчество - это аромат индивидуальной свободы. Когда человек действительно здоров и цел, творчество становится его естеством, в нем возникает жажда творчества. Настоящая жизнь есть творчество. Когда ты творческий, амбиции исчезают. Когда ты творческий, ты уже то, чем всегда хотел быть. Стань ребенком, и ты снова станешь творческим. Все дети - творческие. Творцы всегда считались сумасшедшими людьми. Мир их признает, но слишком поздно. Творцы эксцентричные люди. Риск-это любовный роман. Если хочешь быть творческим, тебе придется рискнуть всем".

Есть такая присказка, что каждый ответственный человек должен, обязан делать свою работу отлично, а плохо она и так получится. Делать отлично - в идеале означает предусмотреть все то, что может произойти хорошего и плохого. Если ТРИЗ предназначена для развития у человека веры в собственные возможности, то диверсионка, разработанная Б.Злотиным и А. Зусман призвана для разработки мер, предотвращающие самые различные неприятности, которые могут возникнуть, начиная как от катаклизмов в земле, воде атмосфере, так и от технических, и от других самых разнообразных причин.

"Не для литья пустой воды
Бог дал нам дух и речь,
А чтобы даже из беды
Могли мы соль извлечь."
И.Губерман

Некоторые из предпринимателей Южной Кореи уже давно, более 10 лет не только поняли, но и стали приглашать к себе на работу специалистов, владеющих ТРИЗ. Если корейские специалисты не могут справиться с проблемой, ее решение поручают консультантам - тризовцам, которые эти проблемы решают. Вот, что пишет мастер ТРИЗ Кынин из Кореи "Я в субботу (21) был на семинаре Корейской ТРИЗ Ассоциации (КТА). Это профессура, которые читают ТРИЗ в своих университетах и руководители маленьких консалтинговых фирм, которые ТРИЗ используют в работе. Такого монстра, как "Алгоритм" в Корее нет, но зато их больше". Вот так, преподают в Университетах! А мы на родине ТРИЗ до сих пор такие занятия если и проводим в Университетах, так всего курсы по нескольку десятков часов.

Для решателя несомненно, играет и фактор с одной стороны жестких условий - ограниченное время решения, а с другой стороны отменная оплата и почти мгновенное исполнение и реализация идей. Но сейчас я хочу поговорить не о том, что у нас не обращают внимание на то, что ТРИЗ разработана в нашей стране Г. Альтшуллером, которому 15 октября этого года исполнилось бы 80 лет, а о том, что применяя диверсионку, можно было бы сохранить жизни людей. Мы предпринимаем меры только тогда, когда несчастье уже произошло. А ведь можно было предусмотреть, ответив на вопрос - что надо сделать, чтобы ЭТО не произошло?

Я себе представляю, что мимо меня проходит состав со сказочным названием ЭВОЛЮЦИЯ. Я вскочил на подножку вагона, осмотрелся и зашел в вагон. А в нем расположены методологии творчества - ТРИЗ, ФСА, МОЗГОВОЙ ШТУРМ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ и т.д. В отдельных купе расположились методы обучения детей, школьников, студентов, аспирантов. Вот купе обучения изобретателей, следователей и т.д. А вот новые бунтари, которым представляется, что все надо делать не так, а совсем наоборот. Надо ввести антизаконы, теорию захвата, деревья эволюции, тонкую структуру идеальности…. Несомненно, все нововведения должны быть подкреплены, подтверждены пользой для выполнения двух критериев - ускорению решения задач и возможности реализации полученной идеи.

Обратите внимание на эволюцию техники. Еще недавно мы радовались миниатюрному приемнику, цветному телевизору, а уже появились мобильные телефоны с фотоаппаратами и даже кинокамерами. На очереди нанотехнология и лекарства продлевающие жизнь и т.д. И все это на протяжении жизни одного поколения. Но ведь от такого ускоренного движения меняется и жизнь людей, их психология, их отношения и т.д. С одной стороны появилась какая то неустойчивость, не постоянство, а с другой стороны многие смогут заняться ТВОРЧЕСТВОМ, во всем его многообразии. Когда я впервые прочел строчки морского писателя Виктора Конецкого, приведенные в книге "За доброй надеждой", я не смог ее дальше читать, пока не пришел в себя и не смирился с этим страшным выводом: " Если мы будем казаться будущим людям дураками, а это произойдет обязательно, то не только за низкий коэффициент полезного действия двигателя внутреннего сгорания. Они будут удивлены вопиющей бесхозяйственности в расходовании мозговой энергии. Миллионы тонн мозгового вещества в головах человечества работают вхолостую. Представьте себе Азовское море, заполненное до краев серым человеческим веществом, и вся эта масса мозга решает вечером вопрос пойти в кино или нет? И эта планета мозга родила за миллион лет атомную бомбу и несовершенную ракету и это нам представляется космическим достижением человеческого гения! Гора, родившая мышь, работала производительней в бесконечное число раз. Простой станка на заводе, или судна у причала мы считаем видом аварий. Тогда простой мозга надо почитать катастрофой, но мы укладываем миллионы неотработанного мозга в могилы или сжигаем в крематориях. Вот отчего будут рвать на головах волосы будущие люди, если, конечно, они сохранят волосатость"

Призыв В. Конецкого о том, что человечество должно быть творческим, пока не было услышано. Мы считаем, что процесс эволюции человечества протекает чрезвычайно медленно. Однако, были высказывания о том, например, мозг сформировался революционным путем, т.е. быстро. И вот, сейчас Природа как будто услышала призыв писателя мариниста. Журнал "Итоги" опубликовал в № 43 от 23 октября 2006 г статью "Дитя цвета индиго: глас божий или новая ступень эволюции?" .Дмитрий Серков в разделе "Парадокс" опубликовал статью "Тайна цвета индиго" Кого заинтересует эта проблема тот может найти материалы в интернете, но я все же приеду небольшой отрывок из этой статьи. "Дети нового сознания", "дети света", "дети индиго"- все эти термины обозначают новое поколение, которое, по мнению ряда ученых, являются не чем иным, как следующим эволюционным этапом в развитии человечества. Так, согласно данным, которые собрал кандидат медицинских наук психолог Владимир Пугач, дети индиго развиваются семимильными шагами. Если сегодня в возрастной группе от 17 до 29 лет присутствуют приблизительно от 6 до 12 процентов людей с феноменальными способностями, то среди подростков от 14 до 16 лет таких уже порядка 25 процентов. А в возрасте 10-11 лет, оказывается, сегодня почти каждый второй ребенок может считаться индиго. Как же отличить "ребенка нового сознания" от обычных детей? Это, как правило, взбалмошный непоседа, вступающий в прямую дискуссию с учителем и тем самым нередко вызывающий его раздражение. Ребенок индиго не может ровно выводить буквы в тетрадке, но в то же время бойко и с явным удовольствием расскажет, как сформировалась Вселенная или что такое сила тяготения. Он может не знать, сколько будет дважды два, зато охотно рисует и музицирует, одержим новаторскими идеями. Его любимые вопросы - "Зачем? и "В чем смысл?" Он может критиковать работу правительства и ставить под сомнение необходимость реформы русского языка, но при этом оставаться на вид самым обычным ребенком".

Посмотрим, что будет дальше.


Главная    Конференция    Несколько слов о творчестве