Главная    Работа    Из рабочих журналов    Еще немного о законе перехода количества в качество

Еще немного о законе перехода количества в качество

В.В. Митрофанов

Я купил журнал "Итоги". Конечно, в этом журнале есть много интересных статей, но я обычно начинаю его рассматривать со второй страницы. На ней обычно приводится прекрасная фотография на тему дня. Затем смотрю последнюю страницу - там пять анекдотов, а затем предпоследнюю страницу - там каждый раз какая - нибудь статья в рубрике "парадокс". Несомненно, в каждом номере есть много интересных материалов на злобу дня, экономические новости и т.д. но, как я уже сказал, начинаю с фотографии.

И вот, раскрывая журнал, я увидел блестящую фотографию Антона Носика "31октября, Москва, Садовое кольцо. Многочасовая автомобильная пробка стала причиной больших и маленьких неприятностей москвичей и гостей столицы".

Первая мысль - муравейник! Когда смотришь на картину сразу появляется оценка - хорошо или не очень. Оценка происходящего чудовищна, несмотря на то что, автор фото говорит о больших и маленьких неприятностях для москвичей. Я примерно посчитал там показано около тысячи машин и в каждой минимум по одному человеку. Кто куда опоздал, кого не довезли до больницы, сколько сорвалось встреч, совещаний и т.д. не сосчитать.

Но ведь и иные последствия от этой пробки, по - видимому, колоссальные. Если учесть, что в машине по одному человеку, то вся эта масса машин перевозит воздух. Я вспомнил как мой приятель В.В.Иванов, выступая на заводе радиоламп, поздравлял завод со столетием и говорил сколько вакуума они перевезли. Аналогично в этой пробке, можно сказать, что это воздушная пробка!

Мы много знаем, много, как нам представляется, понимаем, но тем не менее многого не понимаем до конца, если он есть. Существует закон перехода количества в качество. Каждый скажет, чего его понимать, вот вода, а вот пар, переходят друг в друга при различных температурах и все! Однако этот закон не только о кипении воды, но и о кипении страстей человеческих, о громадном количестве автомобилей на улицах городов, которые не приспособлены для автомобилей, это и загрязнение воздуха, которого скоро не будет хватать для дыхания, и т.д.

Когда количество недовольных переходит некую границу, которая известна как граница качества, следует ожидать неких революционных событий. Прямо на наших глазах демократы в США побеждают на предварительных выборах республиканцев. А что происходит в Киргизии? Год назад была революция, и вот президент, который на этой волне пришел к власти не смог сделать так, чтобы она не повторилась. Каждый человек понимает историю, так как он сам ее понимает. Я напомню, что сделал Наполеон придя к власти. Почему все крестьяне, а стало быть и весь народ Франции был за него? Он сделал так, что крестьяне стали 80% процентов продукции оставлять себе, а 20% отдавать владельцам земли (до этого было наоборот). Почему у нас произошла революция 17 года? Царь не понимал, что землю давно пора отдать крестьянам. И он перестал быть царем.

Не понимаешь - не царь! Большевики поняли, обещали отдать землю. Чем кончилось все мы знаем. Очень важно, чтобы "царь" понимал этот закон. А ведь человек называет себя царем природы! Я неоднократно встречался с ситуацией, когда руководство завода не понимало, что резкое увеличение плана приводит к плохим последствиям. Когда же я пытался объяснить, что это может плохо кончится, мне не верили. Приходилось пару месяцев работы проводить в очень трудных условиях.

Это все рассуждения о крупных событиях. Так, что же делать с машинами? Тут есть несколько путей. Конечно, первый путь - не допустить такое громадное количество машин в города. Зная, что это будет, произойдет, строить дороги. То, что можно предусмотреть, спрогнозировать, - надо прогнозировать, верить в прогноз и исполнять то, что требуется.

Второй путь - что делать сейчас? Например, ввести карточную систему поездки по городу. Сейчас при бурном развитии сети, и компьютеров, можно все рассчитать и каждый владелец машины предпочтет выполнять какие-то правила, чем по несколько часов проводить в пробке. Складывается впечатление, что те, кто отвечает за движение, не хотят ничего делать, их устраивает такое состояние дел.

(одновременно с письмом Волюслава Владимировича, пришла любопытная информация, тоже про "что делать". Московское правительство обсуждает вопрос строительства новых дорог в ситуации, когда места для такого строительства уже нет. Обсуждается, помимо строительста очередных - четвертой и пятой кольцевых дорог, сооружение широких "выездных" автомобильных магистралей, которые предполагается провести над железнодорожными путями идущими в город (переход в иное измерение), а также возможность переноса начала рабочего дня муниципальных служащих на 7 часов утра (разнесение частей потока во времени) - Редактор)

Если посмотреть на проблему закона широко, то честно говоря, становится не по себе. Быстрый рост городов требует новой структуры управления и их защиты. Все ресурсы требуют защиты. Это и защита воды, воздуха, домов, и т.д. Но как показывает практика - это не совсем выполняется. Например, загрязнение воды в Севастополе. А что происходит во многих странах с ростом населения и его миграцией? Я считаю, мы не полностью представляем действия этого закона.

Несомненно, каждый знает, что этот закон всеобщий. Он работает и в науке, и в технике, и в отношениях между государствами и между людьми, и в медицине, и в спорте и т.д. Суть его в том, что достигнув определенного количества, система резко изменяет качество. Изменение качества это изменение структуры системы. Так, например, накопление знаний приводит кого- то к открытию, и на его базе начинается накопление новых знаний.

Например, открытие Коновалова, самовосстановление белков и т.д. привело к исследованиям, которые также будут трамплином для новых открытий. Представляет интерес и то, что сообщил нам П. К. Энгельмейер, из 1911г. (СМ. сайт "МЕТОДОЛОГ"). Во -первых, он сообщил, что были попытки обучать развитию интуиции, а во -вторых, "бросается в глаза тот факт, что основатели новых наук и авторы таких совершенно новых изобретений, какова паровая машина Уатта, бессемерование стали и т.п., уже по тому одному должны быть причислены к самоучкам, что, за неимением работ предшественников по данной специальности, они сами были вынуждены приобретать нужные познания. Много самоучек дали выдающиеся изобретения по электротехнике. Назовем хоть Грамма, Яблочкова, Тесла."

Конечно, это не совсем так, у самоучек был запас знаний, но очевидно после их изобретений начиналось разработка этих изобретении вширь и вглубь. В наше время такие случаи тоже были. Так, например, после изобретения лазера, его какое - то время считали самой дорогой игрушкой 20 века. А теперь трудно назвать область, где бы не применялись, лазеры. Аналогично и с нанотрубками. По видимому, можно сказать, что для некоторых гениев, талантов накопленных знании хватило, чтобы они перешли границу качества и придумали новое, а затем для многих наступило время на этой базе делать изобретения.

Таким образом, можно высказать мысль о том, что проявляются две тенденции рождения открытий - одна через закон перехода количества в качество, и другая, я бы назвал обратный подход - открытие, позволяющее создать новое направление в науке, технике и т.д.

Очаровательный пример-транзистор - прибор, который не только изменил мир, но и породил новые направления в науке (кристаллография полупроводников, физика и химия поверхности кристаллов и т.д.) и в технологии -обработка и выращивание монокристаллов кремния до диаметра 300 мм, имплантация, эпитаксиальное выращивание пленок кремния и других полупроводниковых материалов и т.д. Заканчивая, мне представляется, что глубокое понимание рассмотренного закона может помочь многим предусмотреть и предотвратить возможность появления нежелательных, или наоборот ускорить наступление необходимых событий, открытий. Я по поводу этого закона вообще то уже писал, но, увидев картину "воздушной" пробки, и над ней невидимое облако отработанных газов, почему- то меня вывело из равновесия, и я вновь вернулся к этому закону.


Главная    Работа    Из рабочих журналов    Еще немного о законе перехода количества в качество