Главная    Литература    Goodbye, my love, goodbye

Goodbye, my love, goodbye

Бойко-Назарова Татьяна Александровна:
другие произведения.

      О настоящей любви можно говорить только в прошедшем времени: "Я Вас любил...."

И вот стремительно приближается момент, когда я начну говорить о Сеуле только в прошедшем времени: "Я там была..."

"Goodbye, my love, goodbye ..." поет Demis Russos.

С этой мелодией в душе я хожу теперь по Сеулу, делая последние снимки, прощаясь с любимыми местами. Их много.
 []
Впервые в Сеуле.

Прошло три года с того дня, как я впервые оказалась в Сеуле. Эта первая поездка началась как трагикомедия. С круглыми от страха и удивления глазами я вела себя в метро как "чукча" в русских анекдотах. Ничего не зная, не понимая ни слова по-корейски, я терзала окружающих вопросами и картами на английском. Язык они понимали, карты на английском - нет. Ну а карта Сеула на русском языке из московского путеводителя смешила добрых корейцев просто до слез.

  

К счастью, в центре Сеула заблудиться было трудно. Стоило только в растерянности открыть рот или карту, тут же слышалось: "May I help You?". Это помогало, особенно морально. Больше всего меня смущало Сеульское метро. Наверное, я не привыкла к такой заботе о человеке.

 []
Платформа Сеульского метро. Для непонятливых обозначены места, куда надо ставить правую и левую ногу, чтобы входя, не мешать выходящим из вагона.

Но, к хорошему привыкаешь быстро, и уже на следующем переходе мне стали казаться само собой разумеющимися и лифты для инвалидов, и движущиеся дорожки, и цветные полосы на стенах, указывающие направление перехода на нужную линию. Сеульское метро состоит из 10 линий, у каждой свой номер и свой цвет. Это очень удобно для иностранцев, даже если не знать ни одного из европейских или восточных языков, в таком "разноцветном" метро трудно заблудиться. Но после московского метрополитена, предупредительность сеульского сбивала меня с толку. Например, я, как "чукча", думала сначала, что "16" это номер станции, а это, оказывается, был просто номер выхода на поверхность с данной станции.

Но вскоре я успокоилась и поняла, что в сеульском метро потеряться не так уж плохо. Из него можно вообще месяцами не выходить: вагоны чистые и светлые с велюровыми сидениями, а в переходах чего только нет: и банкоматы, и камеры хранения, и магазины, и рестораны, и концертные площадки, и места для отдыха с книжными стеллажами, и художественные выставки и чистота как в аптеке. И на каждой станции горячая вода с мылом в бесплатных Rest room.

Древний Сеул

   Но вот я осмелилась покинуть комфортабельное метро и выйти в жизнь, т.е. на залитые солнцем сеульские улицы. Для начала я решила пройти проторенным туристическим путем вдоль по центральной улице Сеула Sejongno Boulevard. Она начинается от старинных Южных ворот Namdaemun, считающихся сокровищем No 1 Кореи. Раньше это был въезд в древний Сеул, а теперь Sejongno Boulevar,он же Седжонг стрит, ведет от Namdaemun прямо в Большой Королевский Дворец Gyeongbokung - Генгбокунг, крупнейший дворец династии Чосон (1392-1910).

Надо вам сказать, что в течение семи веков основной идеологией и философией династии Чосон было конфуцианство. А основа конфуцианства - уважение старших, сохранилось и по сей день. Без этого уважения умом Корею не понять. "Заметьте, что неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности" -писал А.С. Пушкин. А уж дикой Корею никак не назовешь. Расцвет корейского королевства Чосон длился на протяжении четырех монархий. На этот период и пришлось правление Сеждонга Великого (1397-1450 гг.) Для Кореи Сеждонг Великий все равно, что Петр Великий для России. Как великий политик Седжонг создал первое в Азии уникальное государственное образование прогрессивного типа. Как великий мыслитель Седжонг создал Академию Наук в виде коллективных научных центров, где ученые со всей Кореи за государственные деньги занимались поисками истины, а не грантов. Видимо, благодаря корлевскому финансированию науки при Седжонге Великом были созданы невиданные в Азии "высокие" технологии работы с металлом, книгопечатания, астрономии, обработки почв, орошения и т.д. Под руководством Седжонга Корея достигла высот в музыке, живописи, скульптуре, архитектуре дворцов и зданий. Но, главное, Седжонг Великий упростил пресловутую китайскую грамоту и создал краткий и понятный простому корейцу и иностранцу корейский алфавит "хангыль". Седжонг был действительно Великим и названия на современных картах Сеула легче зрительно запоминать на "хангыль" чем на английском, ведь на "хангыль" они пишутся в четыре раза короче.

 []
Адмирал Ли Сун Син.

   А на бульваре им. Седжонга я встретилась с еще одним героем, до странности знакомым. Выглядел он как наш Илья Муромец: те же кольчуга, шлем, меч и борода. Это был Адмирал Ли Сун Син - второй после Седжонга национальный герой Кореи.
    []
Памятник кобуксонам - надводным
"субмаринам - черепахам",
сконструированным Адмиралом
Ли Сун Син в 1592 г.
  
   Дело в том, что в конце XV века японские армии практически оккупировали страну и за две недели дошли до Сеула - столицы Чосон. Королевству грозил полный крах, но Адмирал Ли Сун Син спас Корею. В 1592 он изобрел и построил первые в мире бронированные суда с крышей -кобуксоны, этакие надводные "субмарины - черепахи". Эти "черепахи" не только разгромили тогда японский флот, но и на долгие годы отбросили назад японские морские силы. Корея стала доминировать на море. С тех пор Ли Сун Син - признанный военный стратег и тактик морских сражений во всей Азии и даже в Японии. Однажды Адмрал Ли Сун Син потопил в одном морском сражении более 200 японских кораблей. Японцы полностью использовали тактику Ли Сун Сина в победоносных морских сражениях русско-японской войны. Так что, всегда полезно знать и уважать героев других стран, не говоря уж о своих.
  
   Сейчас памятник Адмиралу Ли Сун Сину высится в центре Седжонг стрит, а за ним из зелени парков поднимаются в небо скалистые вершины, от которых даже в Down Town веет альпинизмом. В эти горы мне захотелось сразу, но мечта моя осуществилась только через год, когда во время одного из hiking (так здесь называется наш горный туризм) я попала в национальный парк Bukasan, там-то и находятся эти величественные горы, отделенные от Большого Королевского Дворца древней крепостной стеной, типа китайской, но меньше.
  


 []
Одно из зданий Большого Королевского Дворца Генгбокунг времен династии Чосон.
   Вообще, в Сеуле шесть больших дворцов, и два из них занесены в реестр ЮНЕСКО. Но меня они больше всего поражают возрастом. И вот, посетив в первый же день Большой дворец, я как можно ближе познакомилась с непривычной для меня корейской архитектурой, а также военной и научной элитой времен королевства Чосон.


 []
Генералы королевства Чосон.


 []
Академики королевства Чосон.


 []
Крыши королевства Чосон.

      Закончив свой первый тур-пробег по старине, и сняв из окна ресторана Top Cloud крыши Down Town, я заставила себя вспомнить о делах.

 []
Крыши современного Сеула.

Оставив позади необходимые туристу достопримечательности и зажав в руке бумажку с названием станции, где находилось агентство Аэрофлота, я поехала а сдавать обратный билет на Москву, теряя на этом кровные 700 us$. Настроение было соответствующим.

Молодой Сеул

      И вот, три года тому назад я впервые вышла из метро на станции "Samseong" No 219. И вот, что я увидела тогда. И вот почему я сразу забыла о 700 us$.


 []
COEX (Convention and Exibition Center). Здесь есть все, что душе угодно. Это место проведения международных выставок, , конференций и кинофестивалей. Место деловых встреч ученых, бизнесменов, буддистов, артистов, художников, студентов, школьников, дошкольников, бабушек, дедушек и т.д. А так же место развлечений после этих встреч.

     Синее небо, солнце, простор, деревья, цветы и тишина. Не верилось, что это деловая часть 22-миллионного мегаполиса. А над всем этим сливающаяся в своей голубизне и прозрачности с небом, стена 55-эажного здания World Trade Center. Или, проще, Trade Tower. Полностью Trade Tower в мой объектив не вмещается, а уж весь COEX даже профессиональная камера охватить не может. Покажу-ка я лучше вам схему хотя бы того, что находится в COEX над землей.


 []
Схема наземной части COEX. В центре 55-этажные "близнецы" Trade Tower
Надо сказать, что 55-этажей Trade Tower - это лишь вершина айсберга: площадь COEX под землей еще больше, чем на поверхности. Например, 10 лет назад COEX Mall считался самым крупным торговым и развлекательным центром в Азии. В подземных этажах COEX раскинулись не только кинотеатры, магазины и рестораны, но и самый крупный в Сеуле Аквариум.

Но World Trade Center, или же Traid Tower, действительно трудовой центр. Вчера я случайно сфотографировала промышленных альпинистов, его обслуживающих. Это до боли знакомо. В эпоху Перестройки мои дети с первого курса и до защиты диссертаций зарабатывали промышленным альпинизмом на высотных зданиях Москвы Жизнь в любой стране - это труд. Но ведь, это труд создал человека. И в повседневном труде выкристаллизовались молодые семьи моих детей и их друзей. А мудрые корейцы воздвигли современный памятник Труду, назвав его World Trade Center.


 []  []  []
Верхняя часть 55-этажного здания World Trade Center.
Средняя часть World Trade Center и обслуживающие его альпинисты Trade Center - это не только международные выставки, но и повседневный труд

COEX стал моим вторым открытием Сеула. Сеул не похож на другие столицы, в его архитектуре как и в поведении корейцев, столько же древней мудрости, сколько незапятнанной молодости. И эта мудрость не мешает молодости, а молодость не отбрасывает вековой опыт предков. COEX стал для меня не только лицом молодого Сеула, но надеждой на то, что так может быть и в других местах. Ведь большинство нашей молодежи не Duhloss и работает не хуже корейцев. Но, не буду травить душу, ведь сейчас я пишу о любимом Сеуле.

В течение трех лет, сколько бы я ни бродила со своим путеводителем по традиционным маршрутам музеев, дворцов, парков, по электронным и прочим рынкам, "золотым" и "ювелирным", наземным и подземным улицам и магазинам Сеула, метро и мысли всегда возвращали меня в COEX. Он был для меня лучше всего этого вместе взятого и даже лучше еще более высоких, еще более современных и еще более воздушных корейских небоскребов нового тысячелетия. Все эти три года COEX продолжал меня поражать, оставаясь неисчерпаемым и самым любимым. Также как и его маленький действующий буддистский темпл Бонгеунса, зеленеющий в окружении деловых небоскребов.


 []
Шаманский Дух Гор из темпла Бонгеунса благосклонно взирает и на буддизм, и на современную архитектуру
  
Муж мой, конечно, был не в таком в восторге, но это, наверное, потому что в COEX проходило большинство научных конференций, а доклад - это нервы. К тому же, в COEX много магазинов хороших и разных, а это всегда нервы. Ну а я, "когда на сердце тяжесть и холодно в груди", ехала в COEX, и в его каменных руках мне всегда становилось легче. Все прекрасное воспринимается легко. Может поэтому, попав в COEX, я впервые почувствовала себя легко и свободно в неизвестной столице неизвестной страны. А может, это потому, что здание World Trade Center - это стиль 70-х годов, время моей студенческой жизни. А может еще и потому, что последние годы я занимаюсь кристаллографией и в легких корейских небоскребах я чувствую себя, как внутри идеального кристалла.


 []
Одно из кафе под стеклянной пирамидой COEX. Прямо из кафе вход в Аквариум.


 []
Аквариум. Южные моря в подземельях COEX.

Прошло три года.

И вот вчера я бродила с камерой по COEX в последний раз. . .

Осенний COEX


Осенний COEX был прекрасен. Так что, вчера я сделала 246 снимков. Не пугайтесь, я выкладываю лишь 25. Ведь, женщина отличается от мужчины тем, что не может сказать "до свидания" менее чем в 22 словах.

В Корее больше всего почитают 10 святынь "сапчансэн", которые с древнейших времен мистически были связаны с долголетием, счастьем и благополучием. "Сапчансэн" - это горы, скалы, вода, облака, цветы, сосны, черепахи, олени, журавли и солнце. Кем бы вы ни были, дорогой читатель, но и вас это, наверное, радует. И все это есть в COEX.


 []
Карта Южной Кореи из желтых хризантем. Внизу остров Jeju-do.


 []
"Сапчансэн" - облака, цветы, сосны, журавли и солнце в зеркале небоскребов COEX


 []
Роскошь увядания


 []
Скромное обаяние маленьких цветов. Как хорошо, что все они разные, и как хорошо, когда они все вместе.

Глобальная Деревня


А еще я люблю гулять по чисто корейским районам Сеула. Например, в Сеуле в районе старейшей торговой улицы Джонгно. Там мало кто говорит по-английски, там одеты просто, там у прохожих есть время остановиться и перекинуться шуткой, там шумят народные корейские рынки с сытной и незамысловатой едой. Но главное, весной, все тротуары Джонгно завалены саженцами, горшками с цветами и рассадой. И на этом садово-огродном участке Сеула корейские мужчины "копаются" в цветах, саженцах и рассаде, еще больше чем женщины. А вечерами, в сквериках, простые корейцы танцуют танго и фокстрот под магнитофон. А на соседних улицах гремит и сияет современный Сеул. И все это дополняет друг друга, и все это Корея.


 []
Цветы в Корее любят все.

Цветы для корейцев - одна из древнейших святынь. Современный кореец мечтает, чтобы цветы, а не ракетные установки и дымяшие трубы, покрывали земной шар, и чтобы на всей земле царил мир и покой, чистый воздух и цветы, как в деревне. Мечта корейцев нового тысячелетия - мирный труд и чистый воздух на всем земном шаре, как в глобальной деревне.


 []
Деревня в центре COEX. Глобальная деревня в миниатюре.

Корейцы уже сделали цветущей Южную Корею и с полным правом создали "Сеульскую декларацию нового тысячелетия",или "Магна Карта глобального сообщества"

"Мы, Объединившиеся Люди, намерены провести в жизнь мировой глобальной деревни человечества XXI века движение Второго Возрождения со всеобщим доверием, человеческим достоинством, духом примирения и сотрудничества между людьми"


 []  []
Мечта корейцев - цветущий земной шар в надежных трудовых руках, как символ всеобщего доверия, примирения и сотрудничества между людьми". Скульптура из цветов в центре COEX Третья балетная позиция рук? Или листья? Или надежная защита? Или Объединившиеся Люди XXI века? Скульптура из камня рядом с World Trade Center

Фото автора.


Главная    Литература    Goodbye, my love, goodbye