Главная    Конференция    Выбор технической системы для усовершенствования
"ТРИЗ-Саммит - 2007" Список участников и тематика выступлений

Выбор технической системы для усовершенствования

О.Ю.Абрамов, Россия

Аннотация

Правильный выбор технической системы (ТС) для усовершенствования является сложной задачей в случае, когда целью является получение прибыли от реализации полученных технических решений.

Классический ТРИЗ позволяет определить перспективные направления дальнейшего развития любой ТС, обеспечивающие улучшение выполнения ее главной полезной функции (ГПФ), и получить сильные технические решения, продвигающие ТС в этих направлениях. Однако нет никакой гарантии, что эти технические решения будут востребованы на конкретном рынке, поскольку классический ТРИЗ не учитывает ряд факторов, влияющих на рыночный спрос. Кроме того, ТРИЗ не дает ответа на вопрос как быстро будет развиваться та или иная ТС, что не позволяет прогнозировать сроки получения прибыли от перспективных технических решений и планировать бизнес.

В данной работе обсуждается методика выбора перспективной ТС и направлений ее усовершенствования, учитывающая рыночные тенденции и динамику развития ТС.

Введение

Прогнозирование развития ТС на основе открытых Г.С. Альтшуллером и детализированных его последователями законов развития ТС (ЗРТС) (к решательным инструментам ТРИЗ относятся АРИЗ, Функционально-Ориентированный Поиск информации, Feature Transfer, и др.) широко используется при выполнении консультационных ТРИЗ-проектов. В сочетании с «решательными» инструментами ТРИЗ это позволяет получить сильные технические решения когда Заказчик четко указывает какая именно ТС должна быть усовершенствована и какие проблемы должны быть решены.

Однако зачастую Заказчик проекта не знает в усовершенствование какой именно ТС перспективнее всего вложить капитал. В этом случае ТРИЗ-консультант должен решить две задачи:

1 Сначала определить наиболее перспективную ТС и/или ее компонент, усовершенствование которого может принести наибольшую прибыль.

2 Затем найти технические решения, которые эту прибыль принесут.

Если для решения второй задачи можно использовать весь богатый арсенал ТРИЗ, то инструментов для решения первой задачи в настоящее время мало. Проблема в том, что выбор наиболее коммерчески перспективной ТС из числа конкурирующих и альтернативных ТС, а также выбор перспективных компонентов этой ТС требует изучения рынка, производственных и финансовых возможностей Заказчика и других факторов. (Под конкурирующими ТС понимаются ТС, выполняющие одинаковую главную полезную функцию (ГПФ) и использующие для этого один и тот же принцип действия. Альтернативные ТС – это ТС, выполняющие одинаковую ГПФ, но использующие для этого различные принципы действия.)

Для сложных высокотехнологичных ТС дополнительная трудность связана с наличием большого числа компонентов, усовершенствование которых может дать положительный эффект, в то время как нужно выбрать только один компонент, усовершенствование которого даст наибольшую отдачу.

В настоящее время прогнозирование развития ТС по ЗРТС и прогнозирование рынка чаще всего выполняются отдельно друг от друга. При этом ТРИЗ-прогнозисты и маркетологи-аналитики часто не могут прийти к общему мнению, какая ТС наиболее перспективна.

В работе [2] сделана удачная попытка поставить в соответствие рыночные тенденции в некоторых областях техники и тенденции развития вытекающие из ЗРТС. Однако результаты этой работы представляются пока недостаточно инструментальными для практического применения в ТРИЗ-проектах.

Следует отметить что в методологии G3:ID разработан мощный инструмент – Main Parameter of Customer’s value (MPV) -анализ [3]. MPV-анализ позволяет найти параметр (MPV) ТС, который выгоднее всего улучшать и наиболее перспективную ТС, позволяющую достигнуть максимального значения MPV. При этом используются результаты и ТРИЗ- , и рыночного прогнозов. Этот метод дает хорошие результаты в проектах. К его недостаткам можно отнести сравнительно большую трудоемкость, связанную с определением MPV.

В работе [4] автор предложил менее трудоемкий подход к определению наиболее перспективной ТС и ее перспективного компонента. Однако в предложенной методике не были отражены следующие важные аспекты:

- Перспективные ТС должны выбираться с прицелом на конкретный рынок.

- Перспективные ТС должны выбираться с учетом скорости их эволюции. Цель данной работы - восполнить этот пробел.

Перспективные ТС должны выбираться с прицелом на конкретный рынок

Наиболее коммерчески перспективная ТС должна обладать высоким техническим и рыночным потенциалом (см. Рис. 1).

Рис. 1. Общая структура процесса поиска наиболее перспективных ТС.

Как отмечено в [], перспективная ТС должна иметь достаточный резерв для улучшения технических и стоимостных характеристик и для создания сильной интеллектуальной собственности. Это определяет технический потенциал ТС.

Кроме того, перспективная ТС должна быть востребована на рынке именно в тот период, когда планируется получать прибыль от вложения капитала. Объем рынка для данной ТС определяет ее рыночный потенциал.

Следует подчеркнуть, что в одно и то же время на разных рынках наиболее перспективными могут быть разные альтернативные или конкурирующие ТС, поскольку для разных рынков могут быть важны разные их параметры (В терминах MPV-анализа можно сказать, что MPV на разных рынках могут различаться). Это связано с тем, что на разных рынках ТС может находиться на разных стадиях своей эволюции.

Пример 1. Рынок сотовых телефонов с разной функциональностью.

- На рынке развитых стран, где сотовой связью охвачена практически вся территории и все население, востребованы сравнительно дорогие телефоны с большой функциональностью, включающую поддержку высокоскоростных технологий (WCDMA, EDGE, EV-DO и т.п.).

- На рынке развивающихся стран, где сотовая связь охватывает лишь небольшую часть территории и населения, большим спросом пользуются недорогие аппараты с базовой функциональностью.

При этом объемы обоих рынков весьма велики.

Пример 2. Рынок сотовых телефонов, использующих различный стандарт связи.

- В США большую часть рынка занимают телефоны, использующие стандарт CDMA и совместимые с ним технологии (EV-DOи др.).

- В большинстве других стран большее развитие получил стандарт GSM и совместимые с ним технологии (EDGE, WCDMA и др.).

При этом даже рынок США, не говоря уже об остальных странах, достаточно велик чтобы представлять собой коммерческий интерес.

Как видно из приведенных выше примеров, задачи по усовершенствованию ТС (сотового телефона) будут совершенно различны в зависимости от того, на какой рынок нацелена разработка.

Это значит, что при поиске перспективных ТС нужно сначала определить целевой рынок, на котором планируется коммерциализация ТС.

Перспективные ТС должны выбираться с учетом скорости их эволюции

Для получения коммерческой отдачи от усовершенствованной ТС очень важно правильно оценить время, когда эта ТС будет востребована на рынке.

Плохо, если разработка запоздает и усовершенствование, которое могло быть востребовано на момент начала работы, к ее концу морально устареет.

Так же плохо, если усовершенствование сильно опережает свое время и рынок еще долгое время не будет в нем нуждаться, например, по причине того, что существующая инфраструктура (В терминологии ТРИЗ - надсистема) не может использовать преимущества новой ТС. При этом вложенный в разработку капитал надолго омертвляется и малая или даже средних размеров фирма, вложившая в разработку большую часть своих денег, может и не дожить до момента, когда вложенный капитал начнет приносить прибыль...

Оптимальной представляется ситуация, при которой усовершенствование появляется на рынке в период между концом 2-го и началом 4-го этапа эволюции ТС, когда ТС пользуется максимальным спросом (Рис.

2).

Рис.

2. Оптимальное расположение начала коммерциализации ТС относительно этапов ее жизненного цикла.

Для того чтобы оценить, будет ли это условие выполнено, можно предложить следующий подход:

1 Сделать прогноз развития рынка интересующей нас ТС, используя известные в маркетинге методы.

Альтернативный вариант - приобрести готовый отчет с результатами такого прогноза, сделанный специалистами по анализу данного рынка.

2 Убедиться, что в момент планируемой коммерциализации прогнозируемый объем рынка для данной ТС достаточно велик.

Такой прогноз, особенно долгосрочный, не всегда обладает достаточной достоверностью, поскольку делается обычно путем простой экстраполяции существующих рыночных тенденций. Поэтому его рекомендуется сверить с прогнозом, сделанным на основе ЗРТС (см. следующие шаги).

3 Определить на каком этапе эволюции находится ТС в настоящее время.

Для этого нужно использовать эволюционный анализ по закону S-образного развития ТС.

4 Оценить скорость эволюции данной ТС.

Оценка скорости эволюции ТС, не достигшей еще 3-го или даже 2-го этапа развития представляет наибольшую трудность. Такую оценку можно сделать, усреднив скорость эволюции (или длительность различных ее стадий) для нескольких конкурирующих и альтернативных ТС, которые недавно достигли 3-4 этапа развития.

5 Зная скорость эволюции, определить на каком этапе развития будет находиться ТС к моменту планируемой коммерциализации.

Пример 3. Скорость эволюции стандартов беспроводной связи.

Исследование скорости эволюции различных стандартов беспроводной сотовой связи (рассматривались стандарты GSM, GPRS, EDGE, WCDMA, CDMA (IS-95A,B), CDMA 2000, EV-DO, HSDPA) показало, что порядок времени от начала рассмотрения стандарта до его окончательного утверждения, начала развертывания первых коммерческих сетей и появления первых миллионов пользователей у всех стандартов примерно одинаков. Так, от момента утверждения стандарта до появления первых миллионов пользователей проходило от 2 до 5 лет.

Интересно, что примерно с такой же скоростью идет и эволюция беспроводных локальных сетей различных стандартов (802.11a/b/g/n).

Заключение

Предложенные дополнения к методике выбора наиболее коммерчески перспективных ТС и их компонентов, изложенной в работе [], позволяют повысить достоверность получаемых результатов без существенного усложнения процедуры.

При этом выбор конкретного рынка для коммерциализации ТС и оценка его объема должны осуществляться в самом начале проекта, до начала работы по методике []. Дальнейшая работа продолжается только если прогнозируемый объем выбранного рынка на момент коммерциализации ТС достаточно велик.

Учет скорости эволюции ТС должен осуществляться при выполнении последнего шага методики выбора наиболее перспективной ТС для более надежного оценки стадии развития ТС на момент коммерциализации. (ТС может считаться коммерчески перспективной, если прогнозируемый объем рынка для нее достаточно велик, а ЗРТС-прогноз при этом подтверждает, что ТС к моменту ее коммерциализации будет находиться на 2-3 этапе эволюции.)

Эффективность предлагаемых дополнений была подтверждена при выполнении реальных консультационных проектов.

Литература

1 Любомирский А.Л., Литвин С.С. ЗАКОНЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ – опубликовано на сайте http://www.metodolog.ru/00767/00767.html, февраль 2003.

2 Буш Е.Д., Кудрявцев А.В. СООТВЕТСТВИЕ РЫНОЧНЫХ ТРЕНДОВ И ЗАКОНОВ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ – Доклад на конференции ТРИЗ-фест 2006, 16-18 октября 2006. Опубликовано на сайте http://www.metodolog.ru/00840/00840.html#1 .

3 S. Ikovenko. MAIN PARAMETERS OF VALUE AS THE BASIS FOR INNOVATION – GEN3 presentation, 2006-2007, can be found at www.aitriz.org/ai/articles/InsideTRIZ/0507.pdf .

4 O. Abramov. MARKET-ORIENTED FORECASTING OF ENGINEERING SYSTEMS EVOLUTION - Journal of TRIZ, №2, 2006, p.p. 13-17. (на русском языке http://triz-summit.ru/ru/section.php?docId=3732 )


Главная    Конференция    Выбор технической системы для усовершенствования