Главная    Конференция     ТРИЗ И ПРИКЛАДНАЯ ДИАЛЕКТИКА
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений

ТРИЗ И ПРИКЛАДНАЯ ДИАЛЕКТИКА

Погребная Т.В., Россия, Козлов А.В., Россия,
Сидоркина О.В., Россия

Погребная Татьяна Владимировна - методист лаборатории ТРИЗ Красноярского краевого Института повышения квалификации работников образования (КК ИПК ПП РО). Профессиональные интересы - новые разработки в ТРИЗ-педагогике, подготовка педагогических кадров по ТРИЗ. В ТРИЗ 17 лет. Развиваемые направления: метод "переизобретения" знаний; метод инновационных проектов. Более 20 публикаций, патент на изобретение. Соавтор книги "Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи".

Козлов Анатолий Владимирович - заведующий лабораторией ТРИЗ КК ИПК ПП РО, исполнительный директор Координационного центра Российской программы "Шаг в будущее" по Красноярскому краю на базе Сибирского Федерального университета. Кандидат технических наук. Почетный работник общего образования РФ. Член Центрального Совета Российской программы "Шаг в будущее". В ТРИЗ 19 лет. Интересы и направления - те же. Более 80 публикаций, 2 изобретения. Соавтор вышеназванной книги.

Сидоркина Олеся Викторовна - научный сотрудник лаборатории ТРИЗ КК ИПК ПП РО. Дипломант Национальной общественной премии "Серебряный голубь" в области образования. В ТРИЗ 12 лет. Профессиональные интересы и направления - те же. Более 20 публикаций, патент на изобретение. Соавтор вышеназванной книги.

Цель работы - продолжение распространения ТРИЗ на неантропогенные (живые и неживые) и социальные системы, уточнение в связи с этим складывающегося термина "прикладная диалектика". Рассматриваются вопросы неоднозначности трактовки различными людьми понятий "идеальная система" и "ИКР", зависящей от систем ценностей этих людей, определения аналогов названных понятий для неантропогенных систем. Предлагается расширение трактовки принципов, приемов, стандартов ТРИЗ до уровня частных законов развития природы, общества и антропогенной среды.

На конференциях и встречах специалистов по ТРИЗ, в публикациях по ТРИЗ все чаще встречается термин "прикладная диалектика". Как правило, при этом имеется в виду, что аббревиатура "ТРИЗ" и словосочетание "прикладная диалектика" - синонимы. Обозначая одну и ту же науку, эти термины подчеркивают различные ее стороны: слова "Теория решения изобретательских задач" говорят о функции науки, для чего она предназначена, а слова "прикладная диалектика" - о внутренней структуре ТРИЗ, о ее родстве с диалектикой, так как основное содержание ТРИЗ - способы преодоления противоречий. Это родство подчеркивал и сам автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер, например, во введении книги [1], где говорил, что есть общие законы развития систем, изучаемые диалектикой, и законы развития технических систем, изучаемые ТРИЗ.

Понимание родства ТРИЗ с диалектикой - наукой о всеобщих законах развития мира, несомненно, способствовало расширению применения ТРИЗ за рамки проектирования чисто технических систем, для решения проблем в бизнесе, политике, искусстве, образовании и в других областях. В то же время, этот процесс способствовал все более частому употреблению термина "прикладная диалектика".

Активно проводящиеся разработки направлений применения ТРИЗ в образовании, в которых участвуют и авторы настоящей статьи, привели к необходимости вернуться к вопросу о том, являются ли термины "ТРИЗ" и "прикладная диалектика" синонимами.

При всей очевидной важности широкого применения ТРИЗ в современном инновационном обществе, для решения задач, поставленных, например, в таком Международном документе, как "Образование для инновационных обществ в XXI веке" [2], ТРИЗ пока не входит в Государственные стандарты ни высшего, ни среднего и начального образования. Поэтому образовательные учреждения не могут преподавать ТРИЗ в объеме часов, достаточном для качественного овладения ей. Это обстоятельство стимулировало разработки по применению ТРИЗ в изучении других школьных предметов и вузовских дисциплин, к формированию инновационной системы ТРИЗ-педагогика. Именно в ходе этих разработок в ТРИЗ-педагогике выяснилось, что для ее применения в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин и предметов требуется выполнить новые разработки в самой ТРИЗ.

Особенно остро такая необходимость стала осознаваться при создании метода "переизобретения" знаний, в который внесли вклад и авторы настоящей статьи [3]. Хотя важные идеи, положившие начало названным новым разработкам в ТРИЗ, были (возможно, в неявном виде) сформулированы раньше, применительно к биологии [4 - 6].

Метод "переизобретения" знаний [3] (в отличие от метода "переоткрытия" знаний в развивающем обучении) в изначальном виде, при изучении технических и других антропогенных систем, состоит в том, что в ходе учебного процесса "переизобретается" изучаемая система путем анализа и преодоления методами ТРИЗ противоречий в системе - предшественнице. При этом не имеет значения, что большинство существующих и, соответственно, изучаемых технических и других антропогенных систем были созданы без применения ТРИЗ. Все равно при их создании стихийно, неосознанно были преодолены противоречия, и преодолены теми способами, которые теперь известны, как законы, принципы, приемы, стандарты ТРИЗ. "Переизобретение" знаний дает тренинг в ТРИЗ и помогает лучше понять изучаемые системы. В режиме "переизобретения" знаний возможно создание новых решений, что следует считать наиболее ценным образовательным результатом.

Например, можно "переизобрести" двигатель внутреннего сгорания (ДВС) применением к паровому двигателю закона развертывания-свертывания (в части свертывания), "свертывая" вместе топку и цилиндры. В радиотехнике можно "переизобрести" принцип модуляции (амплитудной, частотной, фазовой и др.) применением принципа посредника и принципа копирования к проводному телефону и радиотелеграфу: посредник - колебания высокой частоты, амплитуда, частота или фаза которых "копирует" низкие звуковые частоты. В арифметике можно "переизобрести" операцию умножения применением закона развертывания-свертывания (в части свертывания) к сложению. Можно "переизобрести" алгебру применением закона перехода в надсистему к арифметике. В химии можно "переизобрести" гипотезу о циклической структуре молекулы бензола применением принципа сфероидальности к линейной модели органических молекул. И т. д. Таким образом, можно учиться изобретать с помощью ТРИЗ, изучая различные антропогенные системы, хотя бы они были созданы без применения ТРИЗ.

Однако во многих дисциплинах и предметах, других образовательных программах изучаются неантропогенные системы, т. е. системы, в происхождении которых люди не принимали участия. Тем не менее, применительно к одному из классов неантропогенных систем - живым (биологическим) в работах [4 - 6] показано, что можно учиться изобретать с помощью ТРИЗ, изучая такие системы. Об этом однозначно говорит даже само название книги [4] - "Изобретаем черепаху". Смысл изложенного в названных книгах состоит в том, что если применить ТРИЗ для преодоления противоречий, существующих у живых организмов, то можно "спроектировать", "переизобрести" более совершенные живые организмы, которые уже и так созданы эволюцией. Классический пример из [4] (приведенный также на сайте http://www.trizland.ru) - прозрачные веки на глазах змеи, устраняющие физическое противоречие: веки должны быть открытыми и веки должны быть закрытыми.

Названный вывод и является отправной точкой для разработок, инициированных развитием ТРИЗ-педагогики, но далеко выходящих за ее рамки, относящихся к науке ТРИЗ в целом. Одним из результатов этих разработок может стать разграничение понятий "ТРИЗ" (или, во всяком случае, "классическая ТРИЗ") и "прикладная диалектика", при сохранении теснейших связей между ними.

Что означает сделанный выше вывод о том, что с помощью ТРИЗ можно "спроектировать", "переизобрести" живые системы? Очевидно, то, что за законами, принципами, приемами, стандартами ТРИЗ, "действующими" в антропогенном мире, стоят более общие закономерности, "действующие" и в антропогенном, и в неантропогенном живом мире. В антропогенном мире эти закономерности реализуются через решения и действия людей, а в неантропогенном живом мире - через ход эволюции.

Подтверждением этого может служить нередко встречающееся в книгах, телевизионных и радиопередачах выражение "изобретательная природа", а в особенности известный мультсериал "КОАПП". Однако здесь выражения "изобретательная природа", "изобретения природы", "авторские права природы" и т. п. являются метафорами. По существу, такими же метафорами являются слова "принцип", "прием", "стандарт" в работах [4 - 6] и др., посвященных применению ТРИЗ при изучении биологических систем. Приведенные выше понятия, в их строгом научном значении, применимы только к человеческой деятельности.

Таким образом, возникает необходимость введения новых понятий, частным случаем которых, применительно к антропогенным системам, являлись бы принципы, приемы и стандарты ТРИЗ. По мнению авторов, их можно назвать законами преодоления противоречий. Что касается более общих законов развития систем, содержащихся в ТРИЗ (развертывания-свертывания, повышения динамичности и управляемости и т. д.), то в силу самого слова "законы" нет необходимости создания для них новой терминологии.

Для антропогенных систем известно, что их развитие идет в сторону повышения степени идеальности. Очевидно, требуется найти аналог понятия "идеальность" для живых систем. Из экологии и ряда других наук известно, что в живом мире действует закон экспансии жизни: жизнь стремится занять все больше сфер обитания. Так как развитие живых организмов идет в этом направлении, то естественно принять экспансию жизни, расширение сфер обитания за аналог повышения степени идеальности для живых систем. На первый взгляд, это противоречит общеизвестному определению "идеальная система - та, которой нет, но ее функции выполняются". Но названное определение относится к антропогенным системам. Их создают люди, но сами антропогенные системы - внешние по отношению к людям, со-системы людей. Люди - субъекты созидания, а антропогенные системы - объекты созидания. Уменьшение антропогенных систем (субъектов) по количеству, размерам и другим параметрам не уменьшает количество людей (объектов), т. е. тех, кому требуются функции этих систем. Напротив, человечество имеет явную тенденцию к увеличению своей численности. Живая природа же "изобретает" сама себя. Уменьшение биомассы, сфер распространения жизни уменьшает количество живых организмов, т. е. тех, кому нужны функции этих биомассы и сфер.

Факт общности законов развития антропогенных и живых систем обусловливает вопрос о том, распространяется ли эта общность также на неживые системы? Существует также другой класс систем, который пока недостаточно анализировался с помощью ТРИЗ - социальные системы.

Если выдвинуть правдоподобную гипотезу о том, что идеальным состоянием для неживых систем является состояние с минимумом потенциальной энергии, то оказывается, что законы преодоления противоречий применимы и к неживым системам. Например, при образовании звезд из межзвездного газа, планет из протопланетного облака минимум потенциальной энергии вещества, собравшегося в эти звезды и планеты, достигается за счет их шарообразной формы ("закон сфероидальности" - аналог принципа сфероидальности). Образование гор и океанских впадин при столкновении дрейфующих по поверхности Земли литосферных плит - это проявление "закона перехода в другое измерение" - аналога принципа перехода в другое измерение, а также "закона местного качества" - аналога принципа местного качества. Литосферные плиты в большей степени сближаются, когда небольшая часть их вещества в местах столкновения (местное качество) движется вверх или вниз (переход в другое измерение). Квант света (фотон) излучается при переходе электрона на более низкий уровень ("закон отброса и регенерации частей" - аналог принципа отброса и регенерации частей, в части отброса, а регенерация может произойти при попадании этого кванта на другой атом). Ток возникает в проводнике при наличии разности потенциалов ("закон динамичности" - аналог принципа динамичности). Экзотермические (идущие с выделением тепла) химические реакции состоят, как правило, в синтезе боле сложных молекул из более простых (проявление "закона объединения" - аналога принципа объединения). Тепло переходит от более теплого тела к более холодному (аналогично току в проводнике - "закон динамичности" - аналог принципа динамичности). И т. п. Разумеется, в природе происходит немало процессов, сопровождающихся увеличением потенциальной энергии: распад космических тел; образование гор; возбуждение электронов в атоме, т. е. их переход на более высокие уровни; эндотермические химические реакции (как правило, связанные с разложением молекул на более простые) и др. Однако этот местный рост потенциальной энергии есть следствие большего снижения потенциальной энергии в других областях пространства ("закон местного качества" - аналог принципа местного качества).

Характерный и очень интересный пример идеальности как минимума потенциальной энергии - колебания (механические, электрические и др.). Хотя эти колебания происходят, как правило, в антропогенных, в особенности в технических, системах, тем не менее "в подсистеме" эти технические системы используют природные (т. е. неантропогенные) процессы. Например, отклоненный маятник, стремясь снизить потенциальную энергию, набирает кинетическую ("закон динамичности" - аналог принципа динамичности). Когда он достигает нижнего положения, набранная кинетическая энергия, снижаясь, "заставляет" его вновь набирать потенциальную энергию. И т. д. Можно сказать, что противоречие между потенциальной и кинетической энергией преодолевается по "закону периодического действия" - аналогу принципа периодического действия. При этом потенциальная энергия маятника снижается постепенно, с уменьшением отклонения в каждый следующий период колебания за счет "перехода в надсистему" - выхода за пределы маятника тепловой энергии, выдяляющейся при трении (об ось, на которой он держится, о воздух и др.). Даже если предположить, что трение отсутствует, а маятник находится в вакууме, то все равно маятник, пусть и через очень продолжительное время, остановится, так как при колебаниях излучает, пусть и очень слабые, гравитационные волны (еще не зафиксированные экспериментально, но предсказанные теоретически). Аналогичные рассуждения можно провести в отношении, например, электрических колебаний в колебательном контуре. Незатухающие колебания (маятник в часах, контур в автогенераторе и т. п.) возможны только при "подкачке" энергии извне, а источник этой энергии извне всегда, в конечном счете, связан со снижением потенциальной энергии других тел (в часах опускается груз или ослабевает пружина, у автогенератора снижается химическая энергия батарейки, химическая энергия угля в топках ТЭЦ, потенциальная энергия воды из водохранилища ГЭС и т. п.). Здесь также антропогенные системы "груз", "пружина", "батарейка", "ТЭЦ", "ГЭС" и др. "в подсистеме" используют неантропогенные процессы.

Таким образом, можно учиться изобретать с помощью ТРИЗ при изучении любых неживых систем: как антропогенных, так и неантропогенных. Можно "переизобрести" шаровую форму звезд и планет, образование гор и впадин, излучение света возбужденными атомами, химические реакции, колебания, волны и многое другое.

Рассмотрим теперь социальные системы. Прежде всего, возникает вопрос, к каким системам их следует отнести: антропогенным или неантропогенным? С одной стороны, общество состоит из людей. Но значит ли это, что общество создано людьми? Здесь важно следующее уточнение. Все рассмотренные выше антропогенные системы есть результат сознательной деятельности людей. Хотя большинство идей по созданию этих систем были найдены методом проб и ошибок, перебора вариантов, "по озарению" и т. п., тем не менее после нахождения каждой идеи она подвергалась осмыслению. Т. е. антропогенные системы созданы осмысленной деятельностью людей. Социальные же системы, как показывает вся история человечества, лишь частично являются результатами воплощения определенных осмысленных человеческих планов, а в определенной (в некоторые исторические эпохи и значительной) степени есть результаты противоборства различных, часто про-тивоположных, устремлений различных людей. Итоги такого противоборства несут в себе значительную долю случайности, стихийности. Поэтому общество несет на себе черты как антропогенных, так и неантропогенных систем. Возможно, социальные системы следует отнести к отдельному классу систем по отношению к антропогенным и неантропогенным.

Тем не менее, общество, так же, как и другие системы, развивается по законам диалектики. Следовательно, можно предположить, что в нем "работают" и законы прикладной диалектики. Это предположение подтверждается практикой авторов и педагогов, работающих под их руководством. Историю человечества можно рассматривать, как историю проблемных задач, решенных или не решенных (несвоевременно решенных) людьми: государственными и политическими деятелями, полководцами и военачальниками, учеными, деятелями искусства, религии и др. Когда в очередной теме по истории изучается удачное решение какого-либо деятеля, то важно найти в этом решении проявления законов развития систем, содержащихся в ТРИЗ (хотя этот деятель применил названные законы стихийно, по озарению, даже не зная и не формулируя их). Если же изучается какое-либо неудачное решение, то очень полезен анализ на основе ТРИЗ других возможных решений. Таким образом, можно учиться ТРИЗ, изучая историю и при этом практически опровергая известные крылатые фразы "история не терпит сослагательного наклонения" и "история учит тому, что она ничему не учит". Классический пример - стратегия М.И. Кутузова, который сдал Москву (принцип предварительного антидействия), в результате чего достиг эффекта, близкого к идеальному конечному результату (ИКР): Наполеон ушел из Москвы сам, вследствие голода и холода.

Аналогичный подход возможен и целесообразен при анализе и изучении художественных систем. Рассмотрим вначале литературу. Литературные произведения, конечно, создаются людьми, но в них часто, по намерению писателей, герои совершают непродуманные или недостаточно продуманные действия, либо писатель сам не видит, как герой мог бы успешно выйти из той или иной проблемной ситуации. Возможно и целесообразно создать принципиально новый подход к литературной критике (а также к написанию, например, школьных сочинений), состоящий в анализе того, как героям следовало бы поступать для решения своих проблем, а решения об этом принимать на основе ТРИЗ. При анализе тех произведений, где герои решают свои проблемы, очень полезно вскрывать методы ТРИЗ, которые они (точнее, писатели) стихийно применили.

Такой же подход возможен и целесообразен при анализе и изучении других искусств, где образ меняется во времени, например, театрального, кино- и телевизионного искусства. В целом можно сказать, что развитие сюжета во всех названных произведениях идет по известной в ТРИЗ S-образной кривой: 1-й этап - экспозиция; 2-й этап - завязка; 3-й этап - кульминация; переход на следующую S-образную кривую (в произведениях со счастливым окончанием) либо разрушение системы (в произведениях с трагическим окончанием) - развязка.

Даже в коротких литературных произведениях (в стихах, или, например, классических японских хайку) можно найти S-образную кривую (возможно, не плавную, "ломаную"). Возьмем, например, хайку японского поэта Исса (1763 - 1827): "Вот выплыла луна, и самый мелкий кустик на праздник приглашен" (перевод Веры Марковой). "Вот выплыла луна" - это 1-й этап S-образной кривой (экспозиция). "И самый мелкий кустик" - это не законченное предложение, но по существу - это 2-й этап (завязка) с переходом на 3-й этап (кульминацию), так как описывает процесс освещения луной всей природы, завершая самым мелким кустиком. "На праздник приглашен" - это переход на новую S-образную кривую (развязка).

Есть целый ряд искусств, в которых образ не меняется во времени (пластических искусств): изобразительное искусство, скульптура, архитектура и др. Однако существуют известные в психологии закономерности восприятия образов, согласно которым образ и зрительно воспринимается, и анализируется мозгом последовательно. S-образная кривая развития при восприятии произведений пластических искусств проходится каждым зрителем индивидуально. Она все равно есть, но "выносится" из произведения в мозг зрителя (принцип вынесения).

По существу, вышесказанное подтверждает целесообразность технологического подхода к созданию литературных и других произведений, чему Ю.С. Мурашковский посвятил статью [7].

Исключительно интересный объект для ТРИЗовского анализа - языки (русский и иностранные). По мнению авторов, каждое предложение русского и других языков можно рассматривать, как информацию (копию, модель) о каком-либо событии (происходящем, происшедшем, которое произойдет в будущем, которое должно произойти, или о котором необходимо выяснить, происходит ли оно, происходило ли, произойдет ли). Всякое событие состоит в том, что некоторая система выполняет некоторую функцию. При этом такой член предложения, как подлежащее, описывает систему, с которой связано событие. Сказуемое описывает функцию этой системы. Определения описывают свойства системы. Другие члены предложения (второстепенные) описывают со-системы , надсистемы, подсистемы, не-системы, анти-системы по отношению к основной системе, к ее функции, а также к другим со-системам, надсистемам, подсистемам, не-системам, анти-системам. В зависимости от набора этих второстепенных членов предложения формируется дополнительная информация о событии.

В развитие работ Т.А. Сидорчук [8] можно сказать, что культура и образность устной и письменной речи в целом может формироваться путем конструирования предложений методами ТРИЗ. По мнению авторов, основанному на анализе ряда литературных произведений и образных выражений, образность письменной и устной речи состоит в том, чтобы сопоставить некоторой системе другую систему, являющуюся ее не-системой по ка-кой-либо функции (т. е. выполняющую ту же функцию), и одновременно являющуюся анти-системой по другой функции (выполняющей противоположную функцию). Например, в классической фразе из "Одиссеи" Гомера, описывающей восход Солнца: "Встала из мрака младая, с перстами пурпурными, Эос" богиня утренней зари Эос предстает, как не-система самой заре по красоте, по цвету, и в то же время как анти-система по одушевленности и разуму. Конструирование образной речи может состоять в составлении не только отдельных образных предложений, но и коротких речей, рассказов, в которых не-системами и одновременно анти-системами являются разные предложения.

Из изложенного следует, что можно учиться ТРИЗ и при изучении произведений литературы и искусства.

ТРИЗ (прикладная диалектика) позволяет составить свой взгляд на такую фундаментальную проблему человечества, как проблема добра и зла. Этот взгляд основан главным образом на законе повышения степени идеальности.

Когда человек планирует и осуществляет какие-либо действия, то он, как правило, имеет в виду получение какого-либо результата. Этот результат есть более идеальное, с его точки зрения, состояние какой-либо системы. Такой системой может быть сам этот человек, его социальное окружение, какая-либо техническая система и др. У разных людей могут быть разные точки зрения на то, что такое идеальное состояние. Эти разные точки зрения определяются системами ценностей этих людей. У разных людей бывают разные системы ценностей. Есть те, кто считает высшей ценностью человека в высоком смысле, т. е. всех людей, вместе взятых. А есть другие, кто считает высшей ценностью самого себя или какую-либо социальную группу. Есть и промежуточные состояния между названными. Система ценностей у некоторых людей может изменяться.

При планировании своих действий человек, по существу, в неявном виде составляет функцию степени идеальности для какой-либо системы. Положительные факторы и факторы расплаты в ней он (в неявном виде) расставляет в соответствии со своей системой ценностей. Если система ценностей у человека ущербная, то своими действиями он может нанести большой вред другим людям, так как не включает этот вред в число факторов расплаты (классический пример: высказывание Людовика XV "После нас хоть потоп").

Если методами ТРИЗ (именно только методами преодоления противоречий) овладеет человек с такой ущербной системой ценностей, то, решая, например, социальные (а в некоторых случаях и технические) задачи, он создаст систему, которая, возможно, будет полезна ему (в его ущербном понимании пользы), но будет вредна другим людям.

Поэтому для тех, кто изучает и применяет ТРИЗ, особенно важно иметь высокую систему ценностей. И сама ТРИЗ содержит для этого важнейший инструмент: системный подход. Последовательное применение системного подхода формирует представление о системном единстве мира, об универсальной взаимосвязи различных его частей, процессов и явлений. Системный подход показывает, что неучет какого-либо вредного фактора (фактора расплаты) может привести к разрушению какой-либо системы - части нашего мира. И разрушение этой системы может привести к нарушению полноты частей, или их минимальной работоспособности, или согласования, или сквозного прохождения энергии и информации в какой-либо надсистеме. А эта надсистема повлияет на более крупную надсистему, и этот процесс может идти дальше. Системный подход, особенно в виде системного оператора, помогает учесть все существенные полезные факторы и факторы расплаты. Системный подход способствует формированию высокой системы ценностей у человека.

Подводя итоги изложенному, можно сделать следующие выводы:

- Распространение ТРИЗ в сферу образования и педагогики привело к постановке перед ТРИЗ новых задач, т. е. потребовало новых разработок в самой ТРИЗ;

- Эти новые задачи, поставленные перед ТРИЗ, некоторые подходы к решению которых изложены в настоящей статье, состоят в распространении ТРИЗ на анализ неантропогенных (живых и неживых) и социальных систем (художественные системы можно здесь рассматривать, как специфичный класс социальных систем);

- Развитие неантропогенных и социальных систем идет по тем же закономерностям преодоления противоречий, по которым идет и развитие антропогенных систем. Именно поэтому изобретательству на основе ТРИЗ можно учиться не только при изучении антропогенных систем, но и при изучении неантропогенных и социальных систем;

- Так как человек не является субъектом развития неантропогенных систем, то понятия "принцип", "прием", "стандарт", относящиеся к человеческой деятельности, могут применяться к их развитию только как метафоры. В строгом научном смысле эти понятия необходимо расширить до уровня частных законов развития, которые авторы предлагают называть законами преодоления противоречий;

- Применение ТРИЗ при изучении и анализе социальных систем привело к необходимости учета неоднозначности трактовки различными людьми понятий "идеальная система" и "ИКР", зависящей от систем ценностей этих людей;

- Для неантропогенных систем потребовалось ввести аналоги понятия "степень идеальности", представления об идеальных системах, к которым стремится их развитие. При этом не всегда идеальной системой является та, "которой нет", так как только человек развивается, развивая окружающий его мир. Неантропогенные же системы находятся в состоянии саморазвития.

Проведенные в названных направлениях исследования, результаты которых описаны выше, позволяют разграничить понятия "классическая ТРИЗ", как наука о создании новых систем людьми и "прикладная диалектика", как ТРИЗ, расширенная на все классы систем: антропогенные, социальные, неантропогенные.

Литература [к началу]

1. Альтшуллер, Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии. (Теория и практика решения изобретательских задач) / Г. С. Альтшуллер, Б. Л. Злотин, А. В. Зусман, В. И. Филатов. - Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1989. - 382 с.

2. Документы саммита Группы восьми. Образование для инновационных обществ в XXI веке. Санкт-Петербург, 16 июля 2006 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://g8russia.ru/docs/12.html. - Загл. с экрана.

3. Джеус, А.В. Молодежные интенсивные школы инновационной эпохи. Современное научное творчество и изобретательство учащихся / А.В. Джеус, И.В. Романец, Т.В. Погребная, А.В. Козлов, О.В. Сидоркина. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 300 с.

4. Бухвалов, В. А. Изобретаем черепаху. Как применять ТРИЗ в школьном курсе биологии: Книга для учителей и учащихся / В. А. Бухвалов, Ю. С. Мурашковский. - Рига, 1993.

5. Тимохов, В. И. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ: учеб. пособие / В. И. Тимохов. - СПб.: ТРИЗ-ШАНС, 1996.

6. Модестов, С. Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: пособие для учителя / С. Ю. Модестов. - СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

7. Мурашковский, Ю.С. "Конструктор" для сюжетов, или История "Капитанской дочки" / Ю.С. Мурашковский // Педагогика + ТРИЗ. Вып. 6 / Под ред. А.А. Гина. - М.: Вита-Пресс, 2001. - С. 42 - 48.

8. Сидорчук, Т.А. Пьем по утрам остаток черной ночи... или Два приема составления метафор [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.trizway.com/show.php?id=72. - Загл. с экрана.


Главная    Конференция     ТРИЗ И ПРИКЛАДНАЯ ДИАЛЕКТИКА