Главная    Конференция     ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ

Подкатилин А.В.,
Мастер ТРИЗ

Главные проблемы развития ТРИЗ:

1. "Зависание" "Теории решения изобретательских задач" на третьем этапе логистической кривой развития систем.

2. Отсутствие системы массового обучения творчеству, требующей обоснованных ответов на вопросы:

  • Чему учить?
  • Кого учить?
  • Как учить?

Так нам ехать - или "шашечки"?

Автор ТРИЗ, Г, С. Альтшуллер, напоминал: "ТРИЗ не имеет массы покоя". Какова "масса ТРИЗ" сегодня? Уже двадцать лет развитие ТРИЗ находится в глубоком застое развития. Каковы признаки этого застоя? В чем причины? Что делать?

Качественно ТРИЗ активно развивалась с 1960 по 1990 год, объективно показав себя лучшей в мире методикой решения изобретательских задач.

Два последних десятилетия под "развитием" ТРИЗ понимались разнообразные объединения ТРИЗ в "би-системы" с уже существующими методиками: (ФСА+ТРИЗ) и др.; с важными объективными закономерностями (АВИЗ) и др.; расширение информационного фонда (подбор различных эффектов: физических, химических, биологических, социальных, и т.д.); различные "пиар-статьи", посвященные ТРИЗ; углубленные теоретические разработки (АРИЗ СМВА; АРИЗ-90), и т.п.

Уточним терминологию.

"Развитие"; "успех", "прогресс" - это "увеличение эффективности во времени". "Развитие" - это вектор, направление, тенденция.

"Эффективность" - это отношение полученной полезной потребителю функции, к затратам ресурсов на получение этой функции.

"Функция" - это действие одного объекта непосредственно на другой, вызывающее изменение характеристики "другого" объекта.

Развитие возможно только при условии "выявления" и "разрешения" "Технического Противоречия".

"Техническое противоречие" (ТП) - это недопустимый для потребителя "Нежелательный Эффект" (НЭ), который возникает в процессе улучшения определенной, нужной потребителю, характеристики объекта

"Разрешение ТП" ("Изобретательское решение") - это решение, в котором нужная потребителю характеристика получена, а НЭ исчезает.

Т.е. "разрешение ТП" абсолютно всегда сопровождается "повышением эффективности".

Если в функции "разрешено ТП" - она "эффективна"

Декларируемая цель ТРИЗ - получение идеи изобретения, т.е. технического решения, обладающей новизной, полезностью, положительным эффектом. Латентная цель - выявление и разрешение "Технического Противоречия".

Выходит: ТРИЗ - это набор рекомендаций и уникальных целевых инструментов для повышения эффективности функции. ТРИЗ - это "эффективная функция"

В 1988 году Г.С.Альтшуллер произнес историческую фразу: "В ТРИЗ уже все выбрано". Это значило: "ТРИЗ исчерпала внутренние ресурсы развития; объективно должен начаться ее переход в надсистему ТРТС в качестве свернутой подсистемы".

"Сапожник - без сапог"

"Развитие" объективно начинается с выявления НЭ. Затем НЭ преобразуется в ТП и "разрешается", повышая эффективность. Затем ищется новый НЭ в полученном решении, и процесс повторяется.

Выявление НЭ, необходимых для развития - это неустанный поиск недостатков в системе; т.е. беспощадная критика существующего положения. Это - главнейшее условие развития.

Наблюдается парадокс: тризовцы, отлично знающие об этой закономерности, часто боятся применять ее по отношению к "развитию" ТРИЗ. Например, на критику ТРИЗ, реакция большинства тризовцев такова: "Вы искажаете теорию!"; "Вы пинаете ТРИЗ!"; "Вы не разбираетесь в ТРИЗ!", и т.п.

Такая реакция была оправдана для "выживания" ТРИЗ, как самостоятельной науки, в 70-80 годах, в период активных нападок; когда Академия Наук отзывалась о ТРИЗ как о "лженауке", печатались порочащие ТРИЗ статьи; а преподавание в ТРИЗ, например - в Москве, в оборонке, было вначале неофициально запрещено.

Сегодня ТРИЗ твердо стоит на "своих ногах", но традиция "не трогай наших", "не выноси сор из избы" - еще осталась в тризовских кругах. Сегодня это - тормоз развития!

Если мы хотим развивать ТРИЗ, нужно сознательно сосредоточить все внимание исключительно на ее недостатках. А их немало:

1. Фактическая реализация полученных по ТРИЗ идей очень мала; (примерно 3-5%);

2. Нет надежного инструмента контроля качества промежуточных решений в процессе решения сложных задач;

3. Нет инструмента контроля окончательного решения;

4. Время решения задач чрезмерно велико;

5. Обучение ТРИЗ сложное, не гарантирует практических навыков решения;

6. Законы развития структурно не согласованы между собой; часть законов требует доработки; нужны дополнительные закономерности;

7. Классификация изобретательских задач по уровням сложности неэффективна;

8. Отсутствует надежный механизм первичной постановки задач;

9. Отсутствует механизм оперативной коррекции при неожиданном введении нового ограничения.

10. Сложных "процессные" задачи ТРИЗ "не берет";

11. Скрытый потенциал ТРИЗ в рамках "деятельности" совершенно не используется;

12. Последовательность решения не согласована с индивидуальной психологией решателя;

13. Социальные вопросы, возникающие в результате решения технических задач, не рассматриваются.

14. Нет единого согласованного глоссария; некоторые термины противоречивы или не точны.

15. Закон "S-образного развития системы" детально не проработан для периода развития: включения системы, находящуюся на третьем этапе, в надсистему.

16. ЖСТЛ для настоящего времени не инструментальна, декларативна.

17. И т.д. и т.п.

Исторически ТРИЗ создана на базе задач, решенных с помощью МПиО. По сути ТРИЗ - это концентрированный опыт решений по МПиО.

При решении по МПиО решатели применяют определенную систему взглядов, т.е. парадигму: используют опыт, аналогии, ресурсы; запасаются временем, терпением, настойчивостью, и т.д.

Эта парадигма, выполненная на опыте деятельности исторических личностей, работавших по МПиО, заложена в ЖСТЛ. Ее суть известна: нужно выбрать Достойную Цель, видеть проблемы, работать по пакету планов на месяц, год, всю жизнь; иметь высокую работоспособность; хорошо решать задачи; уметь "держать удар".

Но для людей, профессионально применяющих инструменты ТРИЗ для получения практических результатов, нужна другая парадигма: не бояться задач, активно искать и быстро разрешать противоречия, мгновенно адаптироваться к новым требованиям, выбирать новые направления поиска, не подставляться "под удар", активно работать с людьми, и т.д.

О каких "долговременных планах" можно говорить, если, к примеру, сегодня нужно изучить "потребности", завтра - новый язык программирования для классификации этих потребностей; послезавтра - создавать структурную модель под эту классификацию, а затем - анализировать совершенно новые горизонты поиска, о которых ранее и не подозревал. И т.д. и т.п.

Процесс революционного перелома, сопутствующего развитию систем, всегда сопровождается резким изменением существующей технологии и парадигмы. Процесс детально проработан в книге Р. Фостера "Обновление производства" ("Атакующие выигрывают") М.; Прогресс; 1987.

Инструменты управления процессом достижения цели хорошо проработаны в книге В.К.Тарасова "Технология жизни"; Санкт-Петербург "Полтехника", 1992

Чему учить?

Чему важнее учить новобранца перед боем? Как драться кулаками? Как бить дубиной? Как быстро заряжать старинный однозарядный мушкет со ствола? Как метко стрелять из пулемета?

Все зависит от того, какое оружие имеется в наличии. Если нет ничего (МПио) - учат рукопашному бою. Если есть дубина (Мозговой штурм, Морфологический анализ; Фокальные объекты, и т.п.) - отрабатывают с ней приемы. Если есть однозарядный мушкет (ТРИЗ), - учат держать порох сухим, быстро заряжать мушкет с помощью шомпола; знать теорию горения пороха; уметь поражать противника одним выстрелом (на второй нет времени) Если есть пулемет ("Технология эффективных решений") - учат быстро выбирать цель, метко целиться; поражать массированного противника на расстоянии.

Нужно ли сегодня каждому новобранцу изучать "теорию адиабатического процесса горения пороха, теорию девиации полета пули, теорию прочности ствола мушкета", когда уже создан скорострельный пулемет?

ТЭР создавалась в оборонке с 1980 года, на базе практического применения разработок ТРИЗ Г.С.Альтшуллера, с целью повышения конкурентоспособности отрасли. Работы велись на большом массиве реальных задачах оборонного характера; информация была закрыта до 2000г.

Цель создания ТЭР - повысить практическую эффективность ТРИЗ во много раз; добиться "стопроцентного качественного внедрения" идеи. Путь достижения цели: на базе практических разработок, сделанных исключительно механизмами ТРИЗ, выявить новые закономерности, и создать новую эффективную структуру решения творческих задач.

Требования, заложенные в ТЭР, приводят обычно в состояние недоверия любого "тризовца".

В ТЭР полностью запрещены все компромиссные решения задач, возникающих в процессе внедрения. А ведь задач внедрения идеи - сотни. Критерий решения задачи по ТЭР - только эффективное практическое внедрение: "Если задача успешно не внедрена - она не решена!".

Это значит: абсолютно все задачи, появляющиеся на стадиях поиска цели, планирования, проектирования, конструирования, технологического обеспечения, наладки производственных процессов, серийного выпуска, логистики, эксплуатации, утилизации, и т.п. - решаются исключительно на изобретательском уровне, т.е. с "разрешением ТП".

А если в задаче изначально нет ТП - оно искусственно вводится по любой важной потребителю характеристике.

На практике это значит: для внедрения одной хорошей "изобретательской идеи" - нужно сделать добавочно десятки, сотни, и иногда - даже тысячи - дополнительных "изобретений".

Кроме того, что все решения должны быть "изобретательскими", введено еще ограничение по "минимальному расходу ресурсов", без ущерба качеству.

В ТЭР решен ряд задач для выполнения поставленной цели: создана система по автоматической корректировки поиска условия задачи; созданию системы объективного промежуточного и окончательного контроля решений; создана модель оперативного ввода ограничений, и т.д.

В процессе создания ТЭР, ТРИЗ прошла мощную проверку на практическую "профпригодность". Часть законов развития "Идеальность", "Противоречие"; "Динамизация", и др. - полностью подтвердили свою практическую значимость; часть - "Полнота", "Согласование", "Сквозной проход энергии" - потребовали дополнительной доработки. Часть законов совершенно исчезли из практики. Но взамен их появились новые: "Потребность"; "Производные функции", и т.д.

Классификация сложности решения задач по пяти "уровням сложности" была заменена принципиально новой, в которой 6 уровней определялись не конечной значимостью и трудоемкостью решения, а парадигмой решения и сложностью инструментов. Г.С. Альтшуллер, рецензируя книгу "Основы инженерного творчества", одобрил такую замену.

ТЭР за 27 лет практического применения дала стране экономию, измеряемую иногда миллионами рублей.

Уже второй год, как начались публикации массива задач, решенных по ТЭР. .

Как учить?

Хотя ТЭР разработана на базе применения инструментов ТРИЗ, обучение ТЭР имеет свои проблемы.

Как нельзя приступать к изучению курса "Сопротивление материала", не изучив высшую математику, так и нельзя приступать к ТЭР без изучения ряда новых дисциплин.

ТЭР состоит (образно) из двух частей :

1. Методики "быстрой постановк и решения и задачи" (0-2 уровни)

2. Методики "повышения эффективности" (3-5 уровни)

Первая базовая часть ТЭР, - это "Нулевой", "первый" и "второй" уровни; "основа быстрого решения изобретательских задач" - Для чего?

- Чтобы работать очень быстро, уметь делать до десятков изобретательских решений в день!

- Такой подход обычно вызывает недоверие у тризовцев. Но, как известно, единственный критерий истины - это практический результат! А результаты публикуются.

Раскрою маленький секрет - "сверхскорость решения"… - в принципе невозможна при способе, который обычно применяют некоторые тризовцы. Обычно они "наваливаются" на одну задачу, стихийно применяя законы, приемы, стандарты, АРИЗ, и т.д., организуя своеобразный "Мозговой ТРИЗ-штурм", и непрерывно бьются до получения каких-нибудь результатов. Результаты при этом обычно довольно слабые.

При работе по ТЭР выяснилось: решить достаточно сложную задачу "за один раз", без временного перерыва - в принципе невозможно. Обычно для этого необходимо несколько (не менее трех) отдельных подходов, разделенных во времени. Мозг создает очаг возбуждения - доминанту; чтобы ее разрушить - нужно время. Поэтому задача по ТЭР решается до создания образа ИКР, обзора ресурсов, затем решение "забрасывается" на некоторое время, обычно - на сутки) в "подсознание", о нем сознательно забывают. А тем временем - решается очередная задача; и т.д.

Оказалось, таким способом можно делать в среднем до нескольких десятков изобретательских решений в день (применяя, естественно, ТЭР)

Решение задачи по ТЭР всегда идет дискретно; с ориентацией на постоянно возникающие вновь ограничения. Предвидеть заранее появление этих ограничений практически невозможно. Поэтому основное качество, которое вырабатывает владение ТЭР - "небоязнь новых неприятностей"; они обязательно появятся - но будут ликвидированы.

Только после освоения базовой части ТЭР ("быстрорешения") - можно приступать к основным положениям ТЭР, создающим наибольшую эффективность деятельности. Для этого нужно дополнительно изучить дополнительный материал; познакомиться с парадигмой "деятельности" и парадигмой "параллельного мышления"; освоить графический язык программирования "Дракон", и т. д

Т.е. начинать изучение ТЭР нужно только с первой, базовой части: с методики "быстрорешения" и "быстрой постановки задач".

Проблема сегодняшнего дня: организация массового обучения базовой части ТЭР.

В чем проблема массового обучения; как ее можно решить?

В "оборонке" особых проблем с обучением ТЭР не было; обучение проводилось целый день, раз в неделю, с отрывом от производства, прямо на предприятиях, по 200 - 240 часовой программе. Занятия велись на "своих" практических задачах. Усвоение материала по ТЭР было хорошее. Кадры готовились "для себя", под крупные проекты.

Но сегодня, на "гражданских" предприятиях, появились серьезные проблемы. Время на обучение базовой части ТЭР резко сократилось. Кадровый состав качественно резко изменился. Старшее поколение специалистов ушло; молодежь технически подготовлена слабо, не мотивирована на развитие производства.

Обстановка позволяет сегодня проводить на предприятиях только непрерывные трехдневные или пятидневные семинары (редко - более длительные семинары-консультации); усвоение материала по "быстрорешению" качественно ухудшается. Спасают положение сегодня только повторные семинары с решением практических задач.

Опыт 107 практических 3-5 дневных семинаров по ТЭР за последние 6 лет в разных регионах России показал, что такого времени семинара минимально хватает на изучение только первой части ТЭР, т.е. только на "быстрорешение"

А как же обучать второй части ТЭР, дающей наивысшую эффективность?!

Выход найден такой: вначале организация массового обучения базовой части ТЭР ("быстрорешение") с помощью кейсов; а затем выборочное обучение второй части ТЭР на длительных семинарах.

Московская группа тризовцев "ТРИЗ-профи" уже два года вплотную занимается проблемой массового обучения базовой части ТЭР. Генеральный директор "ТРИЗ-профи" В.И.Тимохов детально разработал и оперативно внедряет вместе с коллегами, детальный план обучения базовой части ТЭР с помощью кейсов. В обозримом будущем планируется выпустить и растиражировать несколько десятков кейсов на бумаге, в виде брошюр. Каждый кейс разбирает решение новой практической задачи, содержит необходимую информацию по методике решения, проводит детальный разбор ошибок, содержит в себе массу изобретательских решений; структурно связан с другими кейсами.

Планируется обучение ТЭР и по Интернету.

Желающие обучаться "базовой" ТЭР смогут активно включиться в совершенствование процесса обучения: работая с кейсами, наладить обратную связь с авторами кейсов, делая необходимые замечания и предложения.

Кого обучать?

ТЭР - это не теория, а технология практического получения и внедрения эффективных решений.

Обучатся ТЭР нужно в первую очередь людям, желающим многократно повысить эффективность внедрения своих решений: руководителям, разработчикам новой техники; лицам, ответственным за качество; конструкторам, предпринимателям, и т.п. Желательно, чтобы это были молодые, самолюбивые люди, жаждущие успеха, высокой карьеры, и ставящие перед собой высокие общественно-полезные цели. Т.е. для обучения нужна мощная внутренняя мотивация; в этом случае ТЭР становится "образом жизни".

Время на обучение ТЭР в России практически упущено; его осталось очень мало. Вступление России в ВТО - это практически гарантированное банкротство неконкурентоспособных предприятий, не умеющих повышать своею эффективность, т.е. - "развиваться".

ТЭР - проверенный на сотнях практических задач "спасательльный круг" в предстоящем водовороте разорения неконкурентных предприятий. Всем ли утопающим ТЭР попадет в нужный момент?

Перспективы развития ТРИЗ.

Длительная практика ТЭР показала возможность выхода ТРИЗ на новые горизонты развития. Неожиданно для самих разработчиков, инструментарий ТЭР начал успешно применяться для эффективного решения управленческих задач. Появилась так же реальная возможность применения ТЭР в социологии.

На семинарах по ТЭР часто задают вопрос: "А берет ли ТЭР управленческие задачи?" Мне надоело отвечать: "Не знаю, не пробовал", и перешел в наступление: "Давайте ваши трудные управленческие задачи; попробуем их решить".

Сравнительные результаты решений оказались шокирующими.

Опыт нескольких десятков решенных управленческих задач показал, что высокие руководители решают задачи… на весьма примитивном уровне, лежащим по шестиуровневой шкале между "Нулевым" и "Первым" уровнем; что применяют они в основном неэффективные "компромиссные" решения…

От огласки и наказания за низкое качества управленческих решений их спасает…- конфиденциальность, скрытость информации на каждом отдельном предприятии.

Выяснилось, что решение подобных задач на 2-3 уровне по ТЭР позволило резко повысить эффективность почти всех озвученных управленческих решений, во много раз!

Все эти решения руководителями были приняты и немедленно закрыты для огласки.

Очевидно: ТЭР все больше начинает переходить с "технических" на "управленческие" рельсы.


Главная    Конференция     ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ