Главная    Конференция     География распространения ТРИЗ-образования среди детей школьного возраста в РФ
"ТРИЗ-Конференция - 2007" Список участников и тематика выступлений



Степанчикова Марина Анатольевна,
Московская ОО ТРИЗ,
зам. директора Московского дома научно-технического и художественного творчества, автор ряда публикаций в различных изданиях по использованию элементов ТРИЗ в дополнительном образовании детей и молодёжи.

География распространения ТРИЗ-образования среди детей школьного возраста в РФ

Степанчикова М.А., Россия



Попытка проанализировать взаимосвязь между действием региональных ОО ТРИЗ и образовательными учреждениями, где обучающиеся изучают ТРИЗ.

На приведённом в конце статьи списке городов РФ указаны те города, где идёт преподавание ТРИЗ (в той или иной форме) в системе дополнительного образования детей. Города указаны по информационным материалам всероссийских конкурсов, проводимых по линии Минобрнауки РФ в 2003-2007 гг.

За последние четыре года практически остаётся неизменным количество образовательных учреждений, и территорий, где обучающиеся изучают ТРИЗ/РТВ.

Если совместить список городов, где действуют общественные организации ТРИЗ и список городов, где работают педагоги-одиночки, то получится, что только 11 городов из 43 имеют общественные организации.

Благодаря чему идёт преподавание ТРИЗ в городах, где отсутствуют ОО ТРИЗ? В большинстве случаев педагог имел возможность самостоятельно познакомиться с литературой по ТРИЗ и, как правило, нашёл себе единомышленников, включая и директора образовательного учреждения.

Программы педагогов очень разные, но говорить о каких-то региональных особенностях не приходится. Большинство программ комплексные и элементы ТРИЗ, заложенные в них, несут в себе часто вспомогательную функцию. В отсутствие типовых или примерных программ педагогу сложно сориентироваться с определением приоритетов при составлении программы.

В особую группу следует выделить группу программ для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования, которые имеют ярко выраженную профессиональную направленность. Главным образом такие программы представлены городами: Костромой, Нижним Новгородом, Новосибирском, Самарой, Челябинском.

Настало время, чтобы заняться «собиранием камней» и объединить индивидуалов-педагогов, хотя бы в межрегиональные (кустовые) сообщества. Только вопрос: кто этим будет заниматься и кому это нужно?

Северск Томской области, Нижний Новгород, Челябинск, Новосибирск, Бердск Новосибирской области, Будёновск Ставропольский край, Красноярск, Нальчик (Республика Кадардино-Балкария), Ижевск (Удмуртская Республика), Орск и п. Новоорск Оренбургской области, Набережные Челны, Ульяновск, Ставрополь, Сыктывкар (Республика Коми), Майкоп (Республика Адыгея), Кемерово, Кострома, Улан-Удэ (Республика Бурятия), Уфа и Салават (Республика Башкортостан), Петрозаводск (Республика Карелия), Санкт-Петербург, Москва, Комсомольский (Республика Мордовия), Киров, Щёкино Тульской области, Курган и г. Шадринск Курганской области, Пермь, Мурманск, Воронеж, Омск, Норильск, Иркутск и Анегарск Иркутской области


Главная    Конференция     География распространения ТРИЗ-образования среди детей школьного возраста в РФ