Главная    Конференция     Два коротеньких рассказа

Два коротеньких рассказа..

В.В. Митрофанов



Мне особенно запомнились два рассказа, которые не только интересны по содержанию, но и любопытны с точки зрения методологии и технологии. Первый, это рассказ из книги А.Бек «Жизнь Бережкова», а второй я прочитал давно в газете и не помню ни его названия, ни автора, что, естественно, не делает мне чести, но он так интересен, что я все же решаюсь его изложить. Оба рассказа я читал лет тридцать назад и использовал их при проведении занятий по ТРИЗ, и, конечно, в моем изложении сейчас они могут много потерять, но все же очень хочется их изложить, хотя бы в память Бек ...

Итак, первый рассказ. Надо сказать, что автор «Жизни Бережкова» блестяще показал изобретателя в разных ситуациях. Однажды Бережков попал в Париж и пошел в музей. В музее он увидел небольшую картину Каро, на которой были изображены четыре лица с выражением ужаса. Он так долго рассматривал их, что привлек внимание служителя музея, который подошел к нему и спросил его, что его так заинтересовало? –«Ужас изображен так натурально, что я его сам чувствую!» - ответил Бережков. -«А знаете ли Вы историю написания этой картины»? - спросил служитель. «К сожалению, нет». -«Ну, если Вы желаете, я Вам ее расскажу». И служитель начал излагать историю создания этой картины. Я буду ее излагать без кавычек, т.к. это изложение будет в моей интерпретации, но суть - как написал Бек.

Представьте себе Неаполитанский залив, прекрасно светит солнце, плещут небольшие волны и на песке лежат и спят люди, причем у некоторых на пятках написаны цифры, обозначающие, что если кто-то захочет нанять их работать, то оплата должна быть такая, как указана на пятке. Среди десятков людей с цифрами на пятках проходит прекрасно одетый синьор, приглядываясь к лежащим людям, как будто ищет либо знакомого, либо отбирает для работы подходящего человека. Наконец, он нашел такого молодого человека, рослого, смелого лицом, и синьор его разбудил и предложил ему хорошую работу и отличную оплату. Надо только сначала дойти до здания и там перенести тяжелый предмет с одного места на другой. Лежебока согласился, - есть-то что-то надо, а тут предлагают приличные деньги. И вот эта пара тронулась в путь, и через какое то время они подошли к приличному солидному зданию, вошли внутрь, опустились по ступенькам в подвал и оказались в небольшом зале, посередине которого стоял открытый гроб с покойником. Сеньор попросил пришедшего с ним парня перенести гроб в другое место. Парень подошел к гробу, наклонился, чтобы удобнее его взять и поднять, и в это время «покойник» сел в гробу, и парень отпрянул от него с ужасом и начал кричать о том, что так не договаривались, что над ним издеваются и … В это время, как только лжепокойник присел и раздался вопль, из четырех углов выскочили четыре молодых человека и начали , поглядывая на парня рисовать его лицо, на котором были выражены негодование и ужас. Что же вы делаете, с негодованием закричал парень? И тогда сеньор спокойно сказал. Вы знаете мы вас пригласили в академию искусства, и сегодня у нас урок под названием «УЖАС». Для того, чтобы изобразить ужас, мы ежегодно устраиваем вот такое практическое занятие, и я приношу вам извинение, за то, что вас напугали. Парень попросил ему показать, что нарисовали студенты, и спросил, а разве нельзя нарисовать ужас без такого эксперимента. Конечно, нет, ответил сеньор. Тогда парень попросил дать ему, на чем можно рисовать и чем рисовать и он буквально через короткое время показал сеньору картину с изображением четырех студентов, лица которых были объяты ужасом. Вот посмотрите, как я изобразил лица ваших студентов, а ведь я не пугал их. Этот парень и был Каро, чья картина произвела на вас такое сильное впечатление.

Можно сказать, что есть ученые, конструкторы, которые имеют такое воображение, что они ВИДЯТ то, чего нет. Например, Микельанджело который увидел Адама, Бога, Давида; самолет, который увидел Чернявский; Шокли, увидевший транзистор и т.д. И.К.Айвазовский никогда не писал море с натуры, а также морские сражения. А как? Только с помощью воображения!

Не знаю, можно ли научить воображению, или это природный дар. Тем не менее курс – «Развитие творческого воображения», разработанный Г.С. Альтшуллером, применяется, и есть успехи и у школьников, и у слушателей, изучающих ТРИЗ.

Теперь перейду ко второму рассказу.

В одном провинциальном зарубежном городке был клуб врачей , который возглавлял всеми уважаемый хирург, глубоко познавший эту профессию мистер Нейл. Одно из главных дел клуба было ежемесячное заседание врачей, на котором Нейл допрашивал и разбирал все случаи, которые заканчивались трагически. Молодых врачей в клуб брали не охотно, а только после достижения ими определенного мастерства. Во время сбора каждый врач, у которого произошел «прокол», подробно докладывал обо всем цикле лечения, анализов, операции и т.д. После этого и происходило обсуждение всеми врачами рассматриваемого случая, т.е. можно сказать, что происходило повышение квалификации врачей. Проходило очередное заседание, на которое впервые был приглашен молодой хирург Янг, который своим понурым видом демонстрировал, что и у него произошел конфуз. Нейл дал слово врачу, у которого пациент умер буквально после рентгена. Оказалось, что пациент принял бариевую кашу для наблюдения его желудка, но что-то попало в эту кашу и она закристаллизовалась в желудке, превратившись в твердый раствор. Что послужило причиной? Высказывались все. Ну а теперь заслушаем нашего молодого коллегу. Янгу было задано много вопросов. Он рассказал, о том, что дружил с молодым «цветным» парнем, поэтом. Он вдруг чем-то заболел, и его мать попросила Янга положить его в больницу, что он и сделал. Взяв все анализы, он решил его оперировать и вот в процессе операции он «ушел». Нейл, и другие врачи буквально насели на Янга, допрашивали какие у него были симптомы, как вело себя сердце, как работал желудок, и т.д. Допрос продолжался час, после чего Нейл подвел итог – резюмируя, что по всем показателям у больного где-то в желудочном тракте засела косточка. Янг, поблагодарил всех врачей и Нейла, и, покидая заседание, сказал, что он еще не делал операцию и теперь, получив столько советов, идет ее делать. Он быстро добрался до больницы, там больной уже был на столе и он принялся его оперировать. Во время операции он оглянулся, и увидел, за стеклянной дверью стоят члены клуба, а Нейл, прильнул лбом к стеклу, и все внимательно наблюдали за ходом операции. И, вот, наконец–то, у Янга в руках эта злополучная косточка, с которой он подошел к двери и показал ее Нейлу и остальным членам клуба.

Что же произошло? Янг организовал мозговой штурм, но не первую его часть, а вторую, - профессионалы оценили ситуацию и предложили единственно правильную идею для устранения причины брака. Они ничего не боялись, полагая, что пациент то уже ушел, они были раскованы. Если бы Янг проводил консилиум, возможно, они бы так не раскрылись.

После того, как я написал оба рассказа, у меня в гостях был Марат Гафитулин, и он рассказал очень много интересного о работе с детьми и как он применял методы развития творческого воображения. Я думаю, что мы можем сразу согласиться с тем, что методов воспитания детей существует много – сколько родителей, столько и методов, от полного пренебрежения к воспитанию, до того, что ребенка нельзя оставлять без надзора ни на минуту и заставлять его делать то, что родители считают правильным.. Если мы полагаем, что каждая ТС имеет в своем составе вредную ТС, то мы должны согласиться с тем, что каждый живой человек должен также иметь в своем составе «вредняшку». И она всегда есть, и она срабатывает, иногда, помимо нашего желания. Конечно, между нормальной и вредной составляющими у каждого человека есть определенное соотношение, но мне представляется, что резкой границы нет, она, пожалуй, диффузная. Конечно, для каждого «вредняшка» может быть различной - это и неблагодарность к родителям, и обман, и воровство идей и предметов, и злословие, и сплетня, и насилие, и насмешки, и т.д. Меня поразила одна цифра, приведенная «Российской газетой» от 6 июля 07г. №143. 100 тысяч убийц сегодня отбывают срок в местах лишения свободы в России по данным Федеральной службы исполнения наказаний. Это же целый город! Я помню, как мальчик, которому тренер говорит - «дай ему сдачи, он же тебя ударил», отвечает - «Я никогда не буду бить человека!» Возможно, эти 100тыс. и убили 100тыс. таких, которые не могут ударить человека.

Но вернемся к беседе с Маратом. Он инженер–конструктор авиасистем пошел работать в школу, где начал учиться его сын. Он преподавал основы ТРИЗ, РТВ. Сыну предложили и он стал заниматься в музыкальной школе игре на скрипке. Он ее окончил. Он стал заниматься гимнастикой. Но самое интересное, к сыну каждую субботу приходили из школы мальчики и девочки числом 7-9, и они решали самые различные задачи. Конечно, для проведения таких занятий требовалось время на подготовку. Например,каждому выдавалось персональное домашнее задание и руководителю тоже. Представьте, на картоне нанесены дырочки так, что если подключить воображение, то можно по ним построить фигуру рака, лебедя, змеи и т.д. как созвездия на ночном небе. Ребята рассматривали вопросы - «Как дать достойный ответ», «Как познакомиться с незнакомым человеком», «Как успешно выступать перед аудиторией» и т.д.

Этот кружок работал до окончания школы. Все ребята поступили и окончили университеты, кто-то защитился, кто-то работает за рубежом, но у всех в памяти остался «дядька», который, пренебрегая своими интересами, тратил на них время и придумывал остроумные задачи и помогал им сокращать размеры своей «вредняшки» А вот, что по поводу «вредняшки» сказал Рэй Брэдбери. На вопрос – «Какие человеческие качества вы считаете ценными?» - он ответил.

-«Умение любить, жертвовать собой. Умение побеждать страх. Я оцениваю людей, разглядываю их через призму своей личности. Несовершенен я, несовершенны и прочие. Есть в людях и нехорошие черты: надменность, тщеславие, жадность… Таким пороком я, к счастью, не подвержен. Для меня все люди равны, независимо от цвета кожи, языка, на котором они говорят, их возраста…»


Главная    Конференция     Два коротеньких рассказа