Главная    Академия     Технология новых знаний. Мир открытий

Размещено на сайте 04.12.2007.

Технология новых знаний. Мир открытий

Скворцов Г.Е., Кондратьев А.Н.

Санкт-Петербург. 2007 г. – 148 с.
УДК  001
ББК  Ч210,  Ч210.1,  Ч210.9,  Ч210.51



Представляется впервые построеная теория новых знаний и подробно даётся главный её раздел – технология новознания. Технология применяется для анализа, получения и прогноза открытий. Все, кто относит себя к новаторам: учёные, изобретатели, инноваторы, а также любители нового в науке, технике, социальной деятельности найдут для себя много интересного и полезного.

Книга может быть использована как руководство в развивающем образовании среднего и высшего уровней. Она поддерживает Созидающую Технологию Обучения и обеспечивает сферу рационального творчества.

© Скворцов Г.Е., Кондратьев А.Н., 2007 г.

Оглавление


Введение
Глава 1. О теории новых знаний
1.1. Основные положения
1.1.1. Основные объекты
111.1. Творцы нового знания
111.2. Общие качества
111.3. Что должен знать и уметь новатор
1.1.2. Основные понятия теории новых знаний
112.1. Базовые понятия
112.2. Разностороние понятия
112.3. Основные методические понятия
1.1.3. Системные основания теории новых знаний
113.1. Система, системный подход
113.2. О теории систем знаний
113.3. Систематизация новых знаний
1.2. Законы и принципы теории новых знаний
1.2.1. Законы и принципы базиса
1.2.2. Законы основных связей
1.2.3. Законы системности и структурности
1.2.4. Законы причино-следственых связей
1.2.5. Законы реакции
1.2.6. Законы динамики знаний
1.2.7. Законы случайного
1.2.8. Законы эволюции
1.2.9. Закон подобия
1.2.10. Закон сложного знания
1.3. Открытия в зеркалах законов и принципов
1.3.1. Открытия первое и второе.
1.3.2. Открытие аномальной релаксации (ОТ–3)
132.1. История ОТ-3
132.2. Описание ОТ-3 в рамках законов и принципов
132.3. Первый этап ОТ–3
1.3.3. Открытия из фонда
133.1. Астрономические ОТ
133.2. Химическое ОТ
133.3. Биологические ОТ

Глава 2. Технология новых знаний
2.1. Основные положения технологии открытий
2.1.1. Предшественики, описание ОТ, системный образ
211.1. Предшественики
211.2. Описание открытия
211.3. Системное представление выявляемого ОТ
2.1.2. Принципы – технологический инструмент
212.1. Принцип организации знаний
212.2. Демонстрация применения принципов
212.3. Принцип подобия
2.1.3. Обзор основных методов
213.1. Эвристические методы
213.2. Актулизация. Лестница знаний
213.3. Комбинатория
2.2. Базис технологии открытий
2.2.1. Знания для открытий
221.1. Общие требования к знаниям
221.2. Упорядочение знаний
221.3. Актулизация–2
2.2.2. Инструмент законов
222.1. Получение теорий
222.2. Получение разделов теорий
222.3. Получение ОТ
2.2.3. Методы открытий
223.1. Эвристика
223.2. Актулизация–3
223.3. Композиция–1
2.3. Методика получения открытий
2.3.1. Эвристические методы
231.1. Метод фокусирующей сущности
231.2. Гипотезы
231.3. Как возникает мотив
2.3.2. Причино-упорядочение и следство-анализ
2.3.3. Универсальная методика открывательства

Глава 3. Как делать открытия
3.1. Как делались открытия явлений
3.1.1. Аномальные зависимости
3.1.2. Открытие композиционых явлений
3.1.3. Открытия концентрационых явлений
3.2. Как открывались закономерности
3.2.1. Закономерности
3.2.2. Закономерность с механизмом
3.2.3. Анализ реакции клетки
3.2.4. Гармония реакций адаптации
3.3. Как и какие делать открытия
3.3.1.  Как делать открытия
331.1. Общие предпосылки успешного открывательства
331.2. Метод естественого упорядочения сущностей
331.3. Открытие Митрофанова
3.3.2. Открытия разных сфер
332.1. Величайшее открытие
332.2. Первейшие задачи
332.3. Как можно решать первейшие задачи
3.3.3. Как делать открытия в ключевых направлениях
333.1. Открытие Созидающей Технологии Образования
333.2. Открытия в технологии и энергетике
333.3. Социально-экономические и оздоравливающие  открытия

Заключение. Потенциальные открытия

Список использованых сокращений

Литература

В даной картине (К3), развивающей результаты К1 и К2 и обогащающей новыми, представляется панорама рационального творчества: механизм, процес, итоги и перспективы. Обогащение предполагает не только расширение познания, но и развитие творческих способностей читателя, генерацию новых знаний в форме открытий (ОТ). Изучивший эту книгу досконально, несомнено, сделает ОТ.

Эта форма творчества имеет свои особености по сравнению с двумя другими известными видами: изобретательством и законотворчеством. Открывательство является более популярной формой, поскольку не требует професиональной выучки. Таковая, как правило, препятствует открытиям из-за тяжкого груза стереотипов професии («узкий специалист подобен флюсу»). Часто ОТ делают любители, проявившие в силу разных обстоятельств обострёный интерес к незнакомому или одержимые какой-либо идеей. Один из авторов (СГЕ), математик по образованию, являет собой типичный пример непрофильного открывателя, и второй автор также. Да и даная картина заслуживает ранга ОТ неведомо какой специальной привязки.

1. Вкратце содержание этого неведомого плода сводится к представлению основ теории новых знаний. Новознания, если они имеются, то уже – не новые, а если их нет, то в чём предмет теорнозии. Для этого неопознаного объекта строится технология (технозия), и в результате получаются знания, отсутствующие в прочих авангардных трудах.

По-видимому, читателю стало легче, так как уяснили суть новых знаний; это те, что появляются только в одной публикации (хотя могли бы сто лет в умах находиться). А если во второй, то это уже – не новые? Часть прояснилась, а остальное по сути теорнозии будет высветлено в первой главе. Для восприятия нового нужен особый настрой, который к началу чтения главы 1, пожалуй, и образуется. Для введения в это состояние, активацию, используются необычные слова, а также выкидываются ненужные удвоеные согласные (что также расшатывает стереотипы).

Разъясним понятие открытия. В согласии с принятым определением [3], открытиями считаются обнаружения существеных свойств материального мира, явлений, закономерностей, раскрытие механизма явления. В стандартной формулировке [3] отсутствует указание механизма и ограничивается область признания ОТ естествознанием. Следует расширить диапазон, включив математику, технологию, социо-экономику, лингвистику, образование и прочие сферы, новации в которых могут оказать заметное влияние на общественый прогрес.

Например, несомнено следует считать открытием разработку конструкции идеального государства, решающего с помощью нетрадиционых методов все основные проблемы. К открытиям правомерно относить достаточно обоснованые гипотезы прогнозного характера из разных областей. Например, можно будет признать в качестве ОТ предсказание своеобразного матриархата к 2021 году. Этот достаточно обоснованый прогноз был сделан СГЕ в 2002 г. Как показала практика за эти годы, он может реализоваться и ранее.

Очевидно, одним из величайших ОТ является международный язык эсперанто (Заменгоф). Столь же беспорное ОТ «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) сделано Альтшуллером Г.С. Читатель, ознакомившись с этой картиной, по всей вероятности, признает К3 открытием.

2. Что же за новое, интересное, полезное в ней содержится? Во-первых, технология знаний, нацеленая на получение новых знаний и ОТ, в том числе. Предшествеником таковой можно принять ТРИЗ; принять условно, следуя изобретательской практике предъявлять прототип. Эту теорию вряд ли можно приспособить для получения ОТ, хотя ряд её элементов (идеализация результата, инструмент противоречия и веполный анализ) вполне можно использовать для открывательства.

Вторым прототипом можно считать «Лоцию открытий» [4]; третьим – книгу Митрофанова В.В. [5]. Об этих очень интересных произведениях далее поведаем достаточно. Четвёртым очень своеобразным аналогом является замечательный труд Лапшина [6]. Это своего рода энциклопедия изобретательства во всех областях знания. Несмотря на солидный возраст, она полностью сохраняет, и даже увеличила, своё значение на даное время. Сравнение с указаными трудами демонстрирует оригинальные качества К3.

Во-вторых, в К3 технология новых знаний предваряется основами теории новых знаний. По этому направлению прототип найти не удастся. Хотя она построена по схеме ONStLPMPb, использованой в К1,2, но схема наполнена новым содержанием: законами и принципами, применительно к весьма необычному полю объектов новознания. Напомним, что эти девять букв означают: объекты (О), основные понятия (N), система тематическая (St), законы (L), принципы (P), методы (M), проблемы (Pb); далее для краткости будем называть её «GS-схема» (генератор G наук Sci).

Третьей примечательной особеностью К3 является наряду с широким привлечением фонда ОТ [3], раскрытие хода ряда ОТ от самых истоков, а также указание перспективных областей открывательства и конкретных тем и вопросов. Можно надеяться, что даное руководство для новаторов, направляющих свой интерес и усилия в сторону ОТ, окажется весьма полезным.

3. Впервые под богатый опыт получения новых знаний высшего уровня подводится теоретическая база в виде теории новых знаний. Впервые представлена технология получения ОТ, вобравшая в себя многочисленые рекомендации, схемы и методики разного рода, нацеленые на высшие результаты. Всем им не хватало чего-нибудь существеного, они не составляли системы и страдали фрагментарностью. Только полносистемный подход способен дать твёрдое основание любой технологии. В этой картине он применён, и положительные результаты налицо.

Сказаное не означает, что дана полная картина получения ОТ; нужно дальнейшее продвижение по указаному пути. Следует развивать теорию и технологию, расширяя и оттачивая их с целью интенсивного освоения множества полей, сулящих урожай новых знаний. В главе 3 указываются перспективные направления, а всюду в тексте даются заготовки ОТ разного рода, уровня и степени зрелости.

4. Следует, как для любой системы, выявить основные функции даной картины. Их четыре: удовлетворение познавательного интереса, ознакомление с высшим разделом технологии знаний, повышение эфективности инновационой мыследеятельности, ознакомление с богатым арсеналом потенциальных открытий.

Ознакомление реализуется в главе 1, где изложены основы теории новых знаний. Эфективность достигается путём овладения технологией новознаний, содержащейся в главе 2. Богатый арсенал обеспечивается, главным образом, главой 3.

Наряду с указаными главными функциями К3 имеет ряд дополнительных, которые для конкретных интересов могут выступить на первый план. Прежде всего, это удовлетворение интереса  к оригинальному знанию (инстинкта нового). Любителей необычных фактов, возможно, порадует обретение ими своего биополя (через его узаконивание). Приспособленцам новых знаний к своим задачам отвечает функция актуализации знания. Реализуется она, например, для биологов, которые познакомятся с последовательностью режимов состояния организма. Пристрастные к новой энергетике не пройдут мимо сведения о водородном генераторе. Имеются новые факты из всех областей, включая русловые процесы. Не обойдены вниманием и социологи.

Для качественой реализации указаных функций от читателя потребуется соблюдение ряда правил изучения этого непростого труда. Среди них правило многократного постижения первоначального общего охвата, выделение наиболее интересного и внимательного его изучения. Практика показывает, что обилие нового материала при сплошном его восприятии, чтении или изучении, перегружает мозг и внимание вплоть до их отключения. Поэтому следует овладевать материалом дозировано, выделяя места наиболее интересные. Только разобравшись с интересным, можно переходить к изучению возможно более полезного. Целесообразно вносить своё понимание и опыт в изучаемое; имено, в этом и заключается усвоение. Следует фиксировать основные вехи пройденого короткими резюме.

Если Вам удастся выполнить все эти предписания, успех обеспечен. Пусть он сопутствует Вам всюду, где сочтёте необходимым улучшить что-то, особено себя. В себе, в каждом из нас, постояного обновления требует мозг, он питается новым и развивается, воспринимая новое из внешнего мира. А также, что особено важно, изнутри. Побуждая его, себя рождать идеи и делать открытия мы, тем самым, усиливаем его, свою интелектуальную, мощь вплоть до высот, превосходящих уровень себя десятилетнего в милион раз. Это вполне возможно в отличие от физического совершенствования. Последнее также необходимо, и в детстве имено физическое развитие способствует умственому. В зрелом и, особено в преклоном возрасте, умственая доминанта поддерживает физическое здоровье и даёт ощущение радости жизни вплоть до последних дней.

Уважаемые будущие читатели, приславшие нам заявки, просим с учётом указаной цены подтвердить своё намерение и согласие с обычным порядком оплаты. Все желающие высылают указаную суму, чётко прописаный адрес, с тем, чтобы мы могли в двух-трёхдневный срок послать Вам требуемое. Всего Вам наилучшего, авторы.

Просим не удивляться по поводу граматических особеностей, они введены специально для поддержания Вашего внимания на должном уровне, поскольку текст не простой.

Адрес для пересылки платы: 197 198, С.-Петербург, ул. Мал. Пушкарская, д. 34, кв. 3. Скворцову Генриху Евгеньевичу.

Глава 1. О теории новых знаний

Что может означать название главы?

Вариант 1. В теории новых знаний (теорнозия) должны рассматриваться уже полученые знания переднего края науки с целью их систематизации и рекомендации для использования. Такая теория была бы очень полезна. Её следует формировать и развивать, но это очень дорогое удовольствие. Заниматься такой теорией (и практикой) должен солидный институт инноваций.

Вариант 2. Теорнозия, поставленая на фундаментальную основу – прогностическая наука, указывающая прорывные направления и точки концентрации усилий с возможными перспективными результатами. Нечто подобное строгой научной фантастике. Очень была бы полезна такая наука. На продвижение её также нужен солидный ресурс.

Остаётся вариант 3, который пригоден для широкого круга любознательных. Теорнозия – действеная рекомендующая наука о том, как получать ценые новые знания, не имея в руках научной машины, подобной РАН.

Это вполне возможно. Новые знания имеют разную глубину, значимость и перспективность. Можно приводить примеры эпохальных открытий, сделаных одним-двумя исследователями, и долговременые многозатратные изыскания, результаты которых оказались бесперспективными. Многие индивидуальные ОТ будут детально рассмотрены далее. А милиардные исследования по управляемой реакции ядерного синтеза – не будут, поскольку могут быть запущены перспективные безопасные и значительно более дешевые источники энергии, например, водородные генераторы.

1.1. Основные положения

Объекты, основные понятия, системное представление.

11.1. Основные объекты. Основными объектами, базовыми элементами теорнозии являются новатор, его знания и умения.

Личность новатора многократно обсуждалась, как в общем плане, так и конкретные персоны. Мы укажем величайших из них, а, главное, – познакомим с малоизвестными широким кругам, но хорошо – авторам, достойными открывателями. Их опыт получения ОТ известен авторам, и он может служить прекрасным методическим пособием.

Необходимые знания новатора можно характеризовать вкратце тремя качествами: системность, широта, вариативность. Далее обсудим их более подробно. Главное свойство методики каждого успешного новатора – результативность. Это качество развернём в последующем изложении как можно подробней.

111.1. Творцы нового знания. Для знакомства с главным объектом ОТ обозначим когорту величайших открывателей. Аристотель с теорией правильного мышления (логика), Архимед, открывший первые законы (плавания и рычага), Леонардо Винчи – гигант изобретений, исследований, живописи, Лейбниц (великие идеи, вселенский закон сохранения, диференциальное и интегральное исчисления, универсальный арифмометр), Ньютон (закон всемирного тяготения, диференциальное исчисление, законы механики), Ломоносов (кинетическая теория, физико-химия, фабрика смальт, мозаичные картины, лингвистика), Эйлер – величайший математик (математическая физика – малая часть его творений), Максвелл (электромагнитная теория), Менделеев (закон системы элементов), Печчеи – открыватель инструмента всемирного влияния – Римского клуба.

Всех открывателей (о многих поведаем далее) выделяет широкое мышление, разнообразие интересов и сфер деятельности. Затруднительно определить професию Аристотеля, Леонардо Винчи, Ломоносова. Менделеев наряду с известным законом сформулировал ряд экономических, а также предсказал (за 33 года) жестокие репресии в России. Дипломированый врач Богданов А.А. создал (1911-25) теорию систем-фундаментальных конструкций всего сущего. Предвидение это было настолько опережающим время, что за него взялись лет через 30 и доселе большинство наук пребывает в несистемном виде. Приведение их в системную форму – прекрасный источник открытий.

Просветим деяния Ломоносова, поскольку этот гений неизвестен в полный рост, хотя равных ему пока не появилось. Даже крупными мазками обозначеное творчество Ломоносова изумляет. Круг его деятельности с оригинальными результатами: руская граматика и сочинительство, ряд разделов физики и химии, создание физико-химии и кинетической теории, включая закон сохранения материи, астрономия (открыл атмосферу Венеры), оптика (телескоп ночного видения), технические изобретения, минералогия и горное дело (энциклопедия), экономика и история, мозаичное искусство, уникальная фабрика стекла. Это всё за 25 лет! Невиданая концентрация творчества, при условиях далёких от благодати.

Список основных качеств открывателей не является исчерпывающим. Достаточно поставить в ряд великих Гегеля, как железная логика, которая не должна приводить к качествено новым результатам, обнаружит высокую творческую способность. Законы, открытые Гегелем, свидетельствуют о новом качестве логики, если она превзойдёт некий количественый барьер (закон границы качества). Далее будут подробно разобраны качества личности новаторов, способствующие успеху великого дела – открытию нового значимого в веках иысячелетиях.

Разнобразие палитры новаторов затрудняет поиск инвариантов интелектуального творчества. Кажется, что их нет. Хотя общую схему открытия новознания можно сформулировать: мотив, идея, гипотеза, метод, результат (МИГМеР). Однако их составляющие столь вариативны, что, кажется, они не имеют рамок.

Разнобразие свидетельствует о большой любознательности, которая также присуща всем первопроходцам. Любознательность соседствует с наблюдательностью, вниманием к ключевым «мелочам». Конструктивный интерес Гальвани к сокращениям мышц лягушек, можно сказать, открыл эру электричества. Внимание Беккереля к засветившейся фотопластине, лежащей вблизи радия, также, можно сказать, открыло эру ядерной энергетики. Не следует превозносить такие случайности, но и недооценивать их нельзя.

Наблюдательность – непременое качество открывателей всех уровней и направлений. Уловив гармонию во многих тысячах наблюдений Тихо Браге, Кеплер открыл три закона, которые, в свою очередь, способствовали открытию закона всемирного тяготения Ньютоном. Внимательность судового врача Мейера к отличию цвета крови в средних широтах и вблизи экватора привело его к общей формулировке закона сохранения энергии.

Важным качеством открывателей, способствующим изощрёности ума, является умственое трудолюбие. Все замечательные исследователи были трудоголиками, постояно думающими над доказательствами своих многочисленых гипотез.

111.2. Общие качества, указаные выше, весьма своеобразно преломляются в конкретных случаях.

1. Приведём пример хорошо известного одному из авторов (СГЕ) открытия Вилунаса Ю.Г. – метода оздоровляющего дыхания. Открытие произошло 18.03.78. Измученый четырьмя болезнями (диабет, ишемия и ещё две не лучше), перепробовавший все известные методы лечения, однако не сомневающийся, что имеется универсальный способ оздоровления, утром этого дня попробовал сделать лёгкую гимнастику в постели. С трудом смог поднять руки, бессильно их уронил и от отчаяния заплакал. Плакали по поводу своего нездоровья многие, однако только ВЮГ смог уловить и осознать последовавший момент улучшения. Руки поднялись, послушно проделали несколько движений. Заплакал, точно копируя первоначальное рыдание. Самочувствие улучшилось, и даже захотелось слегка пробежать. Не поверил – попробовал. Побежал, сохраняя рыдающие движения. Состояние ещё улучшилось. Ещё пробежал и остановился поражёный. Снова заплакал, но уже от радости, ещё полегчало. Воспроизвёл каждую фазу рыдания. Стал пробовать небольшие вариации с тем, чтобы зафиксировать процедуру улучшения состояния через плач, а затем, подхватив её, через адекватное плачу дыхание. Отчаяние отошло, возникла увереность, что удалось обнаружить универсальный механизм оздоровления. Несколько месяцев искал точный рецепт дыхания, пробуя на себе и своих близких, наверное, через год смог вывести достаточно определёную формулу рыдающего дыхания. Оно описано в десятке его книг.

Описаный сюжет является совершено уникальным. Впрочем, и все ОТ имеют определёную степень исключительности. Несмотря на исключительность, даное ОТ соответствует схеме МИГМеР. Мотив ясен – угроза жизни, идея – увереность в наличии универсального способа оздоровления. Имено благодаря этой идее Юрий Георгиевич заметил малое облегчение, несмотря на овладевшее им отчаяние. Постарался зафиксировать эфект и т.д. В качестве гипотезы выступала увереность в универсальности личного улучшения состояния и, более того, – оздоровления. Далее он пробовал способ на других и искал наилучший вариант воздействия. Так он установил три режима оздоровления (запомним это для дальнейшего).

Проведём небольшой анализ ОТ Вилунаса. Во-первых, отметим, что физиологический механизм вылечивающего сотни болезней рыдающего дыхания пока остаётся неясным. Выявление его – тема ОТ. Во-вторых, дыхание Вилунаса соединяет в себя два известных отрицательных момента: оно осуществляется только ртом и неглубоко, в противовес известным рекомендациям дышать носом и дышать глубже. Похоже, два минуса дали прекрасный плюс. Третьим замечанием является указание восхищёного дыхания, которое наряду с физиологическим подобием рыдающему имеет явное психологическое преимущество.

Во время написания К3 поступило ещё одно, наряду с сотнями, яркое подтверждение мощи метода Вилунаса: по ТВ были показаны испытуемые, которые голыми провели 2 часа при температуре –20oС с рыдающим дыханием и не замёрзли.

2. Представим Митрофанова, другого знакомого нам открывателя. На заре микроэлектроники возникало множество физико-химических технологических проблем, которые часто проявляли себя в виде брака. Брак – это нарушение предписаных технологией результатов. А на языке науки – это возникновение непредусмотреных процесов и их следствий, нарушающих производство. Как правило, процесов неясных с точки зрения существующей науки: результат имеется, а его причины не понятны. Выявление причин, механизма возникновения даного результата – благодатная тема для ОТ, тем более, что часто результаты противоречат принятым научным представлениям. В таких условиях находился Митрофанов – ведущий технолог одного из крупных предприятий.

Возьмём первый пример, описаный в его книге [6]. Шлифуется с двух сторон тонкая пластина из некоторого материала (кремния). Для удобства обработки она приклеивается к жёсткой основе, и после обработки одной стороны переворачивается, чтобы обработать другую. Представьте себе, Вы отклеиваете пластину после шлифовки, с тем, чтобы довести до кондиции её противоположную поверхность. Как только она отклеивается – сильно изгибается, а то и вообще переламывается, иногда на много кусков. Форменое безобразие, нарушается технологический цикл, возникает брак! А ведь до этого всё было, как положено. В чём дело? Какой из многих факторов воздействия оказался гибельным, или их сочетание? Если такой феномен науке не известен – считайте, что у Вас в руках потенциальное ОТ.

3. Выше описаны мотивационые обстоятельства. Мотивация является первичной фазой любого ОТ, более того, только мотивация определёного уровня побуждает к постижению новых качеств. Закон границы качества и в этом случае действует.

Для Ломоносова исходным мотивом его глобального заключения о сохранении материи и движения явилось наблюдение, противоречащее установленому Бойлем факту. Бойль в результате многих опытов пришёл к выводу, что при прокаливании различных веществ итоговый их вес в исходно запаяной пробирке увеличивался. В опытах Ломоносова он не изменялся. В чём дело?

Пастер обрёл мотив для своего ОТ – диссиметрии живой материи, из незначительного обстоятельства: наличия правой и левой скошеных площадок у кристалов двух виных кислот одинаковых по составу. Это противоречило существующему положению: вещества одинакового химического состава должны приводить к одинаковым реакциям. В даном случае одна из одинаковых кислот вращала свет вправо, а другая – влево.

В описании ОТ Вилунаса и Митрофанова и в двух последующих фрагментах показаны исходные мотивы. Они совершено разные фактически, но имеют сходства по трём характерным признакам. У каждого из новаторов действовал инстинкт нового, у первых двух он побуждается достаточно сильными внешними обстоятельствами, а у двух последних он развит в такой степени, будто ухватывает соломинку иного цвета из стога. Вторым признаком служит готовность прояснить неясное, вскрыть суть в той мере, как это возможно.

У всех четырёх не было возможности досконально изучить явление, открыть его механизм. Но можно с определёностью сказать, что они сделали всё, что позволяли их ресурсы. Они смогли высказать гипотезы об общей сущности (уровня 1) наблюдаемого, по его проявлению. Более глубокое познание (уровня 2, 3, …), которое бы установило механизм явления, требовало ресурса, которого они не имели.

Особено наглядно это показывает последовательность открытий на пути установления общего закона сохранения материи и её качественой и количественой характеристики – энергии. Далее она будет продемонстрирована от истоков до нынешних законов L1 и L3.Каждый из открывателей внёс свой вклад по полной творческой мере и ограниченым техническим возможностям. Не следует их путать или подменять одно другим. Творческий и материальный ресурсы – разные субстанции, которые лишь изредка соединяются. Как правило, они противоположны количествено, или лишь некоторые исключения, подобные Эдисону, подтверждают это правило.

111.3. Что должен знать и уметь новатор. Знания должны охватывать широкое тематическое многообразие. Для использования нужного знания в нужное время оно должно быть упорядочено, чтобы его незамедлительно можно было бы привлечь (если оно есть), либо получить без особого труда подсобное знание. Как упорядочивать знания, рассмотрим далее.

Система законов и принципов N-теории.

Система состоит из 10 класов, каждый из которых включает нужное число законов и принципов.

1.2.1. LN1. Законы и принципы базиса.

LN1.1. Закон базовой триады. Производство новых знаний требует согласованого взаимодействия базисной триады: знаний, новатора, технологий.

PN111. Принцип знаний. Успешное получение новых знаний необходимо обеспечивать широкой системно-закономерно организованой базой знаний (внутрених и внешних) доступной открывателю.

PN112. Принцип качеств новатора. Для плодотворной деятельности новатор должен обладать в достаточной мере следующими качествами: интерес к новому (любознательность), умственое трудолюбие, способность выявить противио, выдвинуть гипотезу, осуществить её проверку и актуализировать свой результат.

Актуализировать – означает добиться признания нового результата, встроить его в поле наличного знания, получить значимые и полезные следствия.

PN113. Принцип технологии. В получении нового знания существеное значение имеет наличие у новатора эфективной методики перехода от обнаружения противио к открытию. Такая методика должна охватывать логическо-алгоритмическую и интуитивно-эвристическую фазы поиска. При достаточной универсальности методика переходит в разряд технологии.

В настоящее время разработана и используется алгоритмическая технология получения изобретений (ТРИЗ); эвристическая сторона в ней представлена слабо.

Первые технологии открытий были даны в книгах «Лоция открытий» [5], «От технологического брака к научным открытиям» [6], «Ноты открытий» [7] и в компьютерной програме «Машина открытий». Все положительные моменты этих первичных методик учтены в представленой далее технологии.

LN1.2. Закон созидателя.

Созидающее начало в человеке первично. Созидание во всех его формах и проявлениях невозможно без созидателя.

Созидатель, новатор, творец обладает особым набором качеств. Созидателю присущи любознательность; умственое трудолюбие; широта, глубина, изобретательность и критичность ума. Одним из основных его качеств является широта и организация знаний. Деятельная любознательность способствует открытиям и придаёт настойчивость в достижении цели.

Способности заложены с рождения, но требуют развития. Качества приобретаются посредством большой работы ума.

Поиск истины лежит через возможные заблуждения, и здесь вступает в дело критичность. Без самокритичности невозможно продвижение по пути открытий. В новаторе должны быть соединены, как правило, противоположные качества: интуиция и логика, увлечёность и холодный ум, фантазия и критицизм, широта мышления и способность сосредоточения на мелком, ключевом факте. «Великое произрастает из малого».

PN12. Принцип созидателя. Созидателю присущ ряд непременых качеств: чувство нового, способность увидеть необычное и предложить его объяснение (гипотезу), технологичность (способность построить цепь доказательств гипотезы).

LN1.3. Закон источников новых знаний.

Производство новых знаний осуществляется новаторами из следующих источников: опыта, гипотезирования, комбинирования и исходной базы знаний.

Роль этих источников при получении новознания такова: первые три можно считать независимыми, их действия определяются личными качествами и свойствами мыследеятельности новатора, последний, базовый источник служит непременым основанием для действия каждого из трёх. Его можно считать пасивным по отношению к трём активным. Активные источники имеют свои методы получения новознания. Каждый источник подразделяется на ряд видов, из которых выделяем по два полярных. В итоге получаем такой набор вариантов: опыт теоретика, экспериментатора, гипотезирование идейное, конкретное; комбинирование: сущностное, объектное; исходная база общая, специальная.

Среди великих новаторов можно выделить приверженцев каждого из трёх источников. Например, Аристотель исходил из умозрительных конструкций, Роджер Бэкон – приверженец экспериментального источника новознания, Менделеев – любитель пасьянсов (конкретное комбинирование). Величайшие новаторы Леонардо Винчи и Ломоносов использовали в своём творчество все три подхода и, несомнено, обладали мощной исходной базой знаний. Хорошо известно, как она формировалась у Ломоносова из описания его заграничного учения. Ньютон также черпал свои великие открытия из трёх источников, причём любопытно, что его экспериментальные изыскания по оптике принесли плоды, а долгие опыты по химии – не принесли. Последнее объясняется, по всей вероятности, несостоятельной исходной гипотезой о возможности получения золота из ртути. Этот факт поучителен, указывая, что ложные исходные идеи обесценили многие упорные изыскания. Известным примером на эту тему служит долговременая попытка Эйнштейна построить единую теорию гравитации и электромагнетизма. В настоящее время можно указать, в чём заключался изъян его исходной идеи или гипотезы.

Глава 2. Технология новых знаний

Технология в прямом смысле означает последовательность операций, алгоритмию, приводящую к определёному результату.

Технология новых знаний расширяет это понятие, включая в него наряду с предписаными логическими операциями необходимые ситуативные решения, требующие изобретательности. Процес получения новознания, как известно, имеет ключевые интуитивные шаги, не поддающиеся алгоритмизации.

Повысить эфективность интуитивной деятельности можно с использованием набора подходящих рекомендаций. Каждая из них не является предписанием, и лишь используя их набор совместно с общими указаниями, можно добиваться успеха. Такой набор и общие указания даются далее. Сказаное означает, что технология новознания имеет конструктивно- рекомендательный характер. Конструкция её достаточно основательна.

Следует понимать, что продуктивность технологии в интуитивной части зависит от личных качеств новатора. По сути, у каждого творца наряду с общей внешней имеется своя внутреняя технология, которую не просто выявить. В ней также есть общая весьма полезная часть, которую мы постараемся высветить.

В поисках продуктивного инварианта внутрених технологий следует анализировать творческую деятельность великих созидателей. Большую помощь в этом оказывает превосходный труд Лапшина [4] в части мотивов и психологии открывательства. Мы синтезируем его анализ и получаем целостное представление, которое стремимся передать в К3. Конструктивные методики получения новых знаний в [4] практически отсутствуют.

2.1. Основные положения технологии открытий

2.1.1. Предшественики, описание ОТ, примеры.

211.1. Предшествениками предлагаемой технологии открытий по праву можно считать [4, 5, 6, 2, 7]. Остановимся на первых трёх, поскольку авторы последних двух высвечиваются в даной картине более подробно.

Замечательная книга Лапшина содержит наиболее полный анализ рационального творчества во всех областях (наука, техника, философия, социология, литература) в рамках мотивов и психологии. Характеристику сделаного и его масштаб лучше всего отражает перечень глав.

1.1. Общие предпосылки. 1.2. Пробуждение призвания. 1.3. Кризис сомнений. 1.4. Творческая память. 1.5. Творческое воображение. 1.6. Творческая мысль. 2.1. Генезис творческой мысли. 2.2. Творческий эрос и архитектонический инстинкт. 2.3. Творческая воля. 2.4. Творческая интуиция. 2.5. Генезис творческой воли. 2.6. Три пути в философии изобретения.

Правомерно утверждать, что анализ Лапшина, охвативший более 1000 творцов из всех областей, выявил почти все характерные обстоятельства, свойства личности и методы открывательства. Можно думать, что эта энциклопедия достаточна для овладения мастерством открытия. Из неё многое удаётся почерпнуть, но в ней не достаёт методики. Многие констатации не имеют конструктивного преломления. Недостаточность конструктивности обусловлена отсутствием должной организации знаний. Во времена написания книги должной не было, к ней подошли недавно.

Совсем иной характер имеет «Лоция открытий» Гуревича [5]. В ней рассматриваются перспективы открывательства в области естествознания и социологии. Также даётся алгоритм получения ОТ посредством использования качественых зависимостей новознания от основных факторов: времени, пространства, энергии. Предпочтительно дать описание этого оригинального труда, приведя названия разделов и подразделов.

1. Неживая природа. Факты. Расстановка. Обзор. Горизонты. Закономерности. Неведомое. Гипотезы (о многих возможных ОТ). 2. Жизнь. Схема содержания подобная предыдущей, ориентированая на жизнь, ряд интересных закономерностей, большой перечень возможных ОТ. 3. Общество. Схема та же, содержание, соответствующее, интересное, обсуждаются перспективы социального развития в форме ОТ. 4. Наука. Схема, методы познания, общие науки, предсказания открытий. Наиболее конструктивные из «Лоции» будут демонстрироваться далее.

Отличается существено по содержанию от первых двух книга Митрофанова [6] «От технологического брака до научного открытия». Как и первые две, она представляет новый жанр. По занимательности и своеобразию материала, она не уступает книге Лапшина, но это совсем другое сочинение, иное видение, иной опыт. Достаточно взглянуть на оглавление.

1. Что такое брак? 2. Технология изготовления схем. 3. Как делаются открытия. 4. Несостоявшиеся и состоявшиеся открытия. 5. Противоположный эксперимент. 6. Противоположности и противоречия. 7. Эфект Тваймана и асиметрия. 8. Принцип компенсации и эквивалентности. 9. Идеальное конечное решение. 10. Исследование эфекта Рассела. 11. Вепольный анализ. 12. Объединение альтернативных систем. 13. Где искать открытия. 14. Использование аналогий. 15. Допустить недопустимое. 16. Момент истины. 17. О методах научных исследований. 18. Каждое открытие – шок. 19. Сверхэфекты. 20. Предел и уровень понимания научных истин. 21. Использование «нот». 22. Гении на час. 23. Невидимое должно стать видимым. 24. Ищи, где потерял. 25. Противоречие и диссимметрия. 26. Перенапряжение на катоде. 27. От брака к открытию. 28. Учёные не всегда профессионалы. 29. Как можно делать открытия. 30. Гипотеза о тайне Пастера. 31. Жизнь как химия. 32. Живая вода Тринчера. 33. Исследования Перельмана. 34. О структуре молекул белка. 35. Нобелевская лекция Фейнмана. 36. О поисках единой теории природы. 37. Разнообразие живого. 38. Почему мы не похожи. 39. Как решал задачи Вуд. 40. Советы из книги Абрагама. 41. Таинственая семёрка. 42. Применение вепольного анализа. 43. Импровизации. 44. Возникновение жизни. 45. Неприглаженые мысли. 46. Проба сил.

Краткое обозрение этих творений, которые, несомнено, являются открытиями высокой пробы, позволяет указать их место в теории новознания. Но «пришивать» их не очень хочется, хотя бы потому, что потенциал их, пока не раскрытый, велик (потряси – посыпятся ОТ навалом). Это означает, что они входят во все разделы теории, отражаются в законах и наполняют их, развивают и дублируют многие принципы, содержат существеные части технологии ОТ, которую представляем в этой главе.

211.2. Описание открытия.

Опишем объект нашего внимания – ОТ более полно.

2112.1. Определение ОТ, даное в [3], справедливо, но ограничено естествознанием. Оно расширяется посредством включения прочих наук. Итак, открытие – это новое знание – «установление неизвестных ранее объективных (НРО) свойств, явлений и закономерностей материального мира, вносящих кореные изменения в уровень познания». Выделяются три категории ОТ. Явление – НРО проявление сущности объекта материального мира. Имеется в виду установление факта и условий его осуществления. Свойство – качественая сторона объекта. Имеется в виду выявление причины, следствий и условия его обнаружения. Закономерность – существеная устойчивая связь между явлениями или свойствами, проявление действия закона.

Мы расширяем понятие ОТ, включаем в него психологию, социально-экономическую сферу и общую технологию. Биологические ОТ расширяются до общих эфективных методов оздоровления и лечения. ОТ в области психологии могут отражать и парадоксы мышления, механизмы творческой мыследеятельности преобразования психики в зависимости от внешних условий, и состояния личности. ОТ в социальной области могут представлять собой существеные социальные проекты. Например, это может быть модель идеального государства или технологии гармоничного развития России. Сюда же могут быть отнесены достаточно универсальные технологии образования. Экономическое ОТ можно сопоставить с тем, за что даются Нобелевские премии. Также открытием будет установление законов экономического и социального развития общества.

Технологическим ОТ может служить модель водородного генератора высокой эфективности или проект водяной энергетики, создание компактного компьютера терабайтного объёма и супербыстродействия. Открытиями являются методы оздоровления и лечения, такие как способы дыхания Вилунаса, Бутейко и Стрельниковой. Несомнено, открытием будет указание универсального механизма оздоровления.

Учитывая введёные области открывательства, следует принять общее определение ОТ, дополнив мир природы указаными мирами психологии, социо-экономическим и другими, а также включив в круг ОТ механизмы.

2112.2. Градация открытий. Последовательность объектов новаций (ранги общности), рационализация, изобретательство трёх степеней творческой значимости, открытия трёх степеней и на самом верху законы, которые также можно оценить тремя градациями (рангами). Эти градации таковы: 1. Всеобщие или универсальные законы. 2. Законы, общие для наук и их основных разделов. 3. Законы, справедливые для подразделов наук.

В К2 приведена система законов ранга 1 и продемонстрирован переход к законам ранга 2 и 3. Далее рассмотрим актулизацию детально, поскольку это один из универсальных способов получения ОТ. Собствено к ОТ следует отнести пионерские изобретения, не имеющие прототипа, закономерности, а также законы ранга 3.

Законы ранга 1 и 2 можно называть супер-открытиями. Они отличаются от законов ранга 3 качествено. Последние можно получить методом индукции, а законы ранга 1-2 – нельзя. К ОТ ранга 3 следует отнести многие решения технических задач, заслуживающих и получивших Нобелевскую премию: радиосвязь (Попов), радиоактивность (Кюри), расшифровка генетического кода (Гамов; Крик и Уотсон), схема получения энергии расщепления ядра (Жолио Кюри), лазер (Фабрикант, ОТ № 12; Прохоров, Басов, Таунс), транзистор (Шокли), голография (Денисюк, ОТ № 88; Габор), томограф (Иванов), цветомузыка (Термен, Скрябин). К ОТ ранга 2 относятся десятки известных законов: теплодифузионых, электромагнитных, химических, физиологических, закон прибавочной стоимости (Маркс). К ОТ ранга 1 следует отнести более общие закономерности: законы Кеплера, социальные деяния: фабрика стекла (Ломоносов), Римский клуб (Печчеи). Есть ещё ОТ, их немного, которые выходят за указаные класы. Их стоит назвать супер-ОТ. В них заключены новые законы и закономерности,поскольку они посвящены изучению сложных явлений.

Наряду с указаным ранее, ударно-волновым исследованием, отметим знаменательное рассмотрение адаптационых явлений, то есть приспособительных реакций живого существа на всевозможные воздействия разной интенсивности. В общем смысле, это стандартная постановка вопроса: как ведёт себя, реагирует система при воздействии на неё различных факторов разной силы.

Решение этого вопроса – проблемы, применительно к животным и человеку, осуществлено в ОТ адаптации столь широко и глубоко, что оно попадает в разряд супер-ОТ.

2112.3. Степени ОТ. Охарактеризовав ОТ по силе и значимости результатов, отметим ещё одну градацию ОТ – степень проникновения вглубь проблемы. Здесь можно указать три степени ОТ. Первая степень ограничивается установлением полной достоверности свойства, явления и закономерности. Таковы многие ОТ, указаные в [3], например, быстрые колебания Солнца, качественые изменения спектра космических лучей, закономерность регуляции пола животных (ОТ № 2). Метод дыхания Вилунаса также относится к первой степени.

ОТ второй степени, наряду с достоверным установлением факта, содержит его первичное объяснение, общий механизм. Показательным здесь может служить ОТ № 63 «Явление снижения концентрации норадреналина… ».

Глава 3. Как делать открытия

В этой главе приводятся примеры ОТ сделаных, а также потенциальных, из разных областей знаний. Анализ Фонда ОТ чрезвычайно полезен. Разумеется, он будет сопряжён с общими рекомендациями и методиками, изложеными ранее. Для читателей будет интересен, а возможно и послужит побудительным мотивом к деятельности приведёный набор потенциальных открытий, то есть таких, которые актуальны, но пока не сделаны, либо имеются отдельные их части, не собраные пока в целое.

Известным примером такого рода является водородная энергетика. На использование энергии расщепления и синтеза ядер затрачены колосальные средства. Первое сделано, а второе нет, но в обоих сценариях энергетического развития есть существеные отрицательные стороны, которые в случае расщепления ядер не преодолены, а при синтезе имеются и дополнительные (пока не оглашаемые специалистами). Конечно, преобразование воды в топливо не столь энергопродуктивно как ядерные источники, но зато само топливо имеется в изобилии, и результатом сгорания является вода. Природное равновесие при этом не нарушается. Всех смущает основная цепочка, которая должна быть реализована: вода – энергия – вода. Действительно, прямое действие не приведёт к успеху. А какие обходные пути для этого можно использовать? Обнаружились лишь немногие и были продемонстрированы, но суть положительного энергобаланса пока вряд ли кому-нибудь ясна. На этот счёт имеются правдоподобные гипотезы, как и способы, на них основаные. Довести всё это до реализации – вот прекрасное ОТ!

Законы и принципы теории новых знаний, разнообразные методы, представленые в двух первых главах, применим к различным задачам и проблемам, решение которых вполне заслуживает ранг ОТ. В качестве демонстрации теории в трёх её ипостасях, как правило, выступали естественонаучные задачи и проблемы, решёные ранее. Фактически, они выполняли роль руды, из которой выплавлялась теоретическая маса и роль форм, куда заливалась эта маса с тем, чтобы приобрести вид деталей. Из деталей можно строить машины, которые и являются открытиями. Эти машины и механизмы в свою очередь служат для производства интелектуальной продукции. Теория, как известно, применяется для решения насущных задач и проблем, а N-теория – для получения открытий. Набор же использованых выше открытий – руда для теорий. Кажется, попали в ловушку яйца и курицы. В даном случае всё проще: приведёные ОТ сделаны до рождения N-теории, теория же создавалась на основе осмысления открытого многообразия. Следовательно, оно было исходным, хотя порядок изложения – обратный. Последнее же соответствует принципу гипотезы. Законы рождались в виде гипотез, которые подтверждались и уточнялись на базе подходящих фактов.

3.1. Как делались открытия явлений

Самый широкий класс открытий связан с аномальными явлениями. Как показывает анализ, это 80% фонда [3]. Они, как правило, обнаруживаются при изучении разнообразных процесов, когда характерные параметры переходили через определёные значения.

3.1.1. Аномальные зависимости. Класическая наука любит монотоные зависимости типа законов напряжения (Гук), тока (Ом), дифузии, теплопроводности. Зависимости S- и N-образного вида требуют дополнительного, иногда очень сложного модельного объяснения, а последовательности таких зависимостей ни одна теория не берётся объяснять.

Если экспериментатор доверяет себе и апаратуре и склонен обнаружить новое, то он замечает аномалию и начинает изучать её. Таким образом получено более половины ОТ, приведёных в [3]. Например, в ОТ № 294 «Многозначная электропроводность в сильном электрическом поле» (Грибников и др.) обнаружено, что с ростом поля при достижении им определёного значения включается многозначная, слоевая электропроводность. Она сопровождается не только расслоением образца, но и появлением отрицательной проводимости: ток с ростом поля не увеличивается, как обычно, а уменьшается (инверсия).

Описаная картина в точности сответствует законам реакции, которые позволяют вычислить критическое значение поля инверсии. Заметим, что теоретическое описание открытого явления отсутствует.

Казалось бы, рецепт таких средних ОТ достаточно прост, однако это можно сказать с нынешней вершины знаний, а тогда переступить через привычный барьер было нелегко, да и изучение механизма – сложная экспериментальная задача.

А какой фурор вызвало обнаружение ударных волн (УВ) разрежения – ОТ № 231 (Зельдович Я.Б., Кутателадзе С.С., Борисовы и др.). Устойчивый скачок разрежения, как предписывает второй закон термодинамики, невозможен. Хитроумный Яков Борисович не относился с почтением к законам, если они не согласовывались с его интуицией. Барьер новизны был бы непреодолим, как в ОТ-2, если бы не провидение одного из наиболее плодотворных физиков XX столетия. Предсказание такой аномальной возможности – большое дело, но доказать это опытным путём без должного ресурса Кутателадзе (директор института) и экспериментального искуства братьев Борисовых было бы невозможно (несмотря на 10 пядей во лбу ЗЯБ).

Выдающееся ОТ № 24 «Явление генерации радиоволн полупроводниковым диодом» (Тагер, Мельников и др.) также было получено в режиме напряжения близкого к пробивному. Это фундаментальное исследование выявило наряду с явлением и его необычный механизм. Можно считать это ОТ двойным или даже тройным. Доведёное до технического совершенства, оно обеспечивает СВЧ-связь посредством техники, широко используемой ныне в мобильных телефонах (о чём во времена подачи заявки, 1958 г., никто и не мечтал).

Описаный метод захода в аномальную область имеет универсальный характер в соответствии с законами границы качества, аномальности, чередования режимов. Его можно с этих позиций считать стандартным и поставить ОТ такого рода на поток. Если, конечно, есть ресурс, приборный и кадровый. Последний необходим не только для оригинального мышления, но и для искусной работы руками, поскольку опыты в аномальном режиме требуют высочайшей квалификации. Тонкость экспериментирования связана с тем, что оно проводится в неустойчивом режиме, где малое отклонение приводит к большим следствиям (далеко не всегда желательным).

Обратим внимание на то, что в переходной критической области имеет место закон концентрации ресурса. Его никто не знал, а область его действия узкая, поэтому его в открытиях аномальных явлений не фиксировали. Вместе с тем, в опытах иногда попадали на этот режим, но его трудно воспроизвести, не зная малого интервала его расположения. Для ОТ нужна была доказательность, повторяемость, поэтому такие сверх-аномальные режимы, как правило, в регистрируемые ОТ не попадали. Есть лишь одно ОТ, в котором такой режим указан.

Между тем ряд новаторов высокого ранга высказывали гипотезы о существовании такого режима, исходя из разных интуитивных соображений. В частности, принципиальную возможность концентрации энергии предсказал Энгельс. О возможности таковой с увереностью говорил Геккель в конце XIX века и великий изобретатель Тесла в 1892 году.

Ощепков П.К. основал в 1967 г. Общественый институт энергетической инверсии (ЭНИН), главной задачей которого было определение режима концентрации энергии. В его деятельности участвовали многие энтузиасты, которые получили много интересных результатов, но, как известно, главную задачу не решили. «Открыть более сложные законы, чем второе начало (запрещающее концентрацию энергии) суждено науке грядущего» – подводил итог многолетним поискам Ощепков в 1984 г., когда ЭНИН объединял более 1000 новаторов. В то время закон аномальности был сформулирован, а явление концентрации энергии равносильное аномальной релаксации многократно наблюдалось в опытах. Концентрация энергии на метастабильных состояниях составляло ядро ОТ, которому перекрыли дорогу бесталаные академики.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Академия     Технология новых знаний. Мир открытий