Главная    ПРОЕКТЫ     Размышления о переносе ТРИЗ опыта в другие области человеческой деятельности

Размещено на сайте 05.12.2007.

Размышления о переносе ТРИЗ опыта в другие области человеческой деятельности

Григорий Френклах
Израиль



Было немало попыток перенести ТРИЗ опыт в другие области человеческой деятельности такие, как управление, маркетинг, реклама, выборы, образование и т.д. Некоторые из этих попыток были более успешными некоторые менее успешными.

В большинстве случаев представленные инструменты ограничивались приёмами. В тех же работах, где обсуждались те или иные закономерности они (за исключением нескольких работ) не превратились в конкретные инструменты.

Почему?

Чтобы это выяснить давайте возьмём абстрактную техническую систему (объект ТРИЗ) и попробуем описать её на различных уровнях.

  1. Каждая система предназначена для удовлетворения той или иной потребности - результат от системы. Это первый уровень.
  2. Этот результат может быть достигнут разными методами и/или путями. Это второй уровень.
  3. Один и тот же метод может базироваться на разных технологиях (группе физ., хим. и т.д. еффектов и явлений) Это третий уровень.
  4. Технология может быть реализована тем или иным набором тех. средств. Это четвёртый уровень.
  5. И наконец, то или иное теx. средство обладает набором параметров.

В качестве примера давайте возьмём холодильник:

  1. Ресультат - сохранение продуктов.
  2. Метод - охлаждение (хотя есть и другие методы достижения результата - сохранения продуктов)
  3. Технология на которой базируется метод - адиабатическое расширение/сжатие и фазовых переходов. Но метод (охлаждение) может базироваться и на другой технологии, например, связанной с термоэлектрическими явлениями.
  4. Есть множество конструкций холодильников, которые (в качестве тех. средства) реализуют технологию адиабатического расширения сжатия и фазовых переходов для охлаждения продуктов с целью их сохранить.
  5. Каждая из конструкций обладает своим набором параметров.

Если восникла проблема, связанная с конкретной конструкцией холодильника - решение может быть найдено за счёт внесения изменения на одном из приведенных выше пяти уровней. При этом уровни, находящиеся ниже уровня решения перестраиваются.

Инструменты ТРИЗ дают рекомендации внести то или иное изменение в систему - каждый инструмент на своём уровне. Есть инструменты, которые рекомендуют изменить результат, есть, которые метод, технологию и т.д.

Давайте вернёмся к переносу ТРИЗ опыта в другие области человеческой деятельности.

Становится ясно, что подобная ТРИЗ методика решения задач в области, например маркетинга или управления должна охватывать все пять уровней:

  1. Результат
  2. Метод
  3. Технологию
  4. Средства
  5. Параметры

Давайте назовём такой подход "много-уровневый анализ" Его использование довольно неплохо подходит для оценки методик решения задач.

В качестве отдельного инструмента он позволяет взглянуть по-новому на кассификацию инструментов ТРИЗ. Дополнительная исследовательская работа позволит построить базирующийся на много-уровневом анализе интересный механизм решения изобретательских задач в технике.

Другое интересное ипользование многоуровневого анализа - альтернативный подход к определению уровня изобретения, который хоть и корелирует, но всё таки отличается от принятого в ТРИЗ.

Ещё одно из применений - помощь при написании технического задания (см таблицу с примером)

Заполнение таблицы перед написанием тех. задания, помогает определиться со степенью свободы предоставляемой субподрядчику при выполнени тех.задания.

Пример заполнения таблицы для конвейера к принтеру

Жизненные стадии системы

 

 

Уровни

 

Установка и настройка

Работа в нормальных условиях

Работа в аварийных условиях

Обслуживание и ремонт

Развитие системы

Результат

Лёгкая переход от изделия к изделию Изменение скорости Изменение положения принтерной головки

Печать высокого качества на пластиковой поверхности

Простые процедуры по обслуживанию и ремонту

Безопасность персонала и защита оборудования от поломки

Возможность перехода к автоматической системе

Метод достижения результата

Замена приспособлений спутников Изменение скорости электродвигателя XYZ перемещение принтерной головки

Перемещение изделий под принтерной головкой с постоянной (предварительно установленной) скоростью

Простой доступ к обслуживаемым и ремонтируемым агрегатам

Остановка движения Полная остановка оборудования Сигнал

Доступ к позиция загрузки изделия

Технология, на которой базируется метод

Предоставление свободы действий субподрядчику

Укладка иделий в приспособление спутник установленное на движущемся под принтерной головкой конвейере с автоматическим сбросом изделия в бункер после печати

Предоставление свободы действий субподрядчику

Предоставление свободы действий субподрядчику

Предоставление свободы действий субподрядчику

Средства, поддерживающие технологию

Предоставление свободы действий субподрядчику

Конвейер Приспособления-
спутники XYZ держатель принтерной головки Бункер Педаль Таймер

Предоставление свободы действий субподрядчику

Предоставление свободы действий субподрядчику

Предоставление свободы действий субподрядчику

Параметры средств

Предоставление свободы действий субподрядчику

Предоставление свободы действий субподрядчику

Предоставление свободы действий субподрядчику

Предоставление свободы действий субподрядчику

Предоставление свободы действий субподрядчику

Но одного многоуровневого анализа недостаточно ни для оценки, ни для переноса ТРИЗ опыта в такие, например области, как управление, образование, искусство и т.д. Чтобы убедиться в этом попробуйте провести много уровневый анализ какой-нибудь системы из одной из приведенных выше областей человеческой деятельности.

Объекты ТРИЗ - технические системы. Это "простые" объекты и поэтому, чтобы провести многоуровневый анализ нет необходимости брать в расчёт объекты самих технических систем. Поэтому у нас не возникло проблем с описанием холодильника на пяти уровнях.

Чем же отличаются системы из области управления, образования, рекламы и т.д.?

В этом случае мы имеем дело со сложным объектом - цепочкой объектов, которая может состоять из двух, трёх и более звеньев

Например, если "объект" нашей методики решения задач рекламные системы - нужно брать в расчёт изменения не только самих рекламных систем, но и их объектов".

Для рекламных систем "объектом" является человек => методика решения задач, которая занимается переводом рекламной системы из состояния А (задача) в состояние Б(решение)должна текже брать в расчёт человека, который тоже должен быть "переведен" из состояния А (задача) в состояние Б (решение). И закономерности такого перевода отличаются от закономерностей ТРИЗ, которые некоторые авторы могут автоматически перенести на рекламные системы.

В случае если "объект" нашей методики решения задач управленческие системы - нужно брать в расчёт изменения не только самик управленческих систем, но и их объектов".

Для управленческих систем "объектами" является человеские коллективы => методика решения задач, которая занимается переводом управленческой системы из состояния А (задача) в состояние Б(решение)должна текже брать в расчёт коллектив, который тоже должен быть "переведен" из состояния А (задача) в состояние Б (решение). И закономерности такого перевода отличаются от закономерностей ТРИЗ, которые иногда могут автоматически переноситься на управленческие системы.

А коллективы имеют свои "объекты" - дело которое тоже должно быть "переведено" из состояния А (задача) в состояние Б (решение). И закономерности такого перевода отличаются от закономерностей перевода коллективов из А в Б.

Давайте назовём подход, использованный нами для выявления звеньев цепочки сложного объекта "анализ цепочки объектов". Его также можно использовать отдельно для оценки методик решения задач, но лучше использовать вместе с многоуровневым анализом.

Примечания:

  1. Многоуровневый анализ может производиться для каждого звена цепочки объектов.
  2. Закономерности последнего звена цепочки объектов являются определяющими, поскольку они связаны с уровнем "результат" всей цепочки.

Используемые вместе многоуровневый анализ и анализ цепочки объектов позволяет нам описать сложные объекты на пяти уровнях (результат, метод, технология, средство, параметры) за счёт построения "карты объекта" в той области, куда мы хотим перенести опыт ТРИЗ для построения методики решения задач.

Следующий вопрос "Как можно привязать к этой "карте" инструменты ТРИЗ, такие, как приёмы, стандарты эффекты? Нет ли тут какого трюка?

Разумеется "трюк" есть и автоматически это сделать нельзя. Нужно выявить, например:

  • Что заменит "вещество" и "поле" в системе стандартов для новой методики решения.
  • Эффекты и явления каких наук заменят физику химию и т.д.
  • Какие приёмы можно использовать и как их привязать...

Давайте обсудим "трюки".
.

Стандарты базируются на вепольном анализе. Вепольный анализ - это в общем-то структурный анализ, который занимается построением, разрушением и развитием структур технических систем. Это мостик между техникой и физикой, химией и т.д. Следовательно стандарты для новой ТРИЗ подобной методики решения задач должны иметь в качестве базы подобный "мостик". И тогда первый вопрос который возникает это "Что заменит физику, химию и т.д.?"

Предварительно сделанный анализ цепочек объектов отвечает на этот вопрос. Закономерности изменения "последнего звена" почти с математической точностью выводят на ту область науки, эффекты и явления которой будут использоваться вместо физ. и хим. эффектов.

Судите сами - в наших примерах "последнее звеном" были человек и дело.

Давайте вернёмся к вепольному анализу. При внимательном рассмотрении этого инструмента мы увидим, что вещества изменяются полями и наоборот - поля веществами. Более того при глубоком переходе на микро-уровень разница между полем и веществом почти исчезает.

Таким образом вещество и поле должно заменить нечто обладающее такими же свойствами.

Например, образ-эмоция, деньги-товар, текст (в семиотическом смысле)- информация и т.д.

Привязка приёмов и стандартов требует построения хотя бы простейшего алгоритма для постановки задачи

Корректно сформулированная задача включает четыре основных элемента: функция (действие), объект функции, носитель функции и нежелательный эффект связанный с носителем функции. Дополнительный (пятый) элемент - внешняя среда.

Пример алгоритма:

Есть два типа проблемных ситуаций:

  1. Первый возникает, когда нужно выполнить функцию, а средство её выполнения отсутствует или неизвестно.
  2. Второй связан с нежелательным эффектом в уже существующей системе

В случае проблемной ситуации первого типа рекомендуется:

  1. Сформулировать функцию (действие) для реализации которого отсутствует средство.
  2. Определить объект функции
  3. Выбрать какое-нибудь более или менее подходящее средство для выполнения функции
  4. Определить нежелательный эффект, который возникает, если использовать это средство.

В случае проблемной ситуации второго типа рекомендуется:

  1. Определить нежелательный эффект - источник проблемы.
  2. Определить элемент связанный с нежелательным эффектом
  3. Сформулировать функцию элемента системы, связанного с нежелательным эффектом
  4. Определить объект функции элемента, связанного снежелательным эффектом.

В качестве дополнительного (пятого) элемента для двух случаев определить внешнюю среду.

Приёмы могут быть легко разделены на группы, каждая из которых затем может быть привязанна к одному из элементов корректно сформулированной задачи. Кстати, в ТРИЗ приёмы таким образом и используются, без чётких указаний на этот счёт в ТРИЗ литературе.

Примечание: Привязка физических и химических приёмов к новой методике весьма и весьма затруднительна.

Стандарты можно "привязать" на стадии выбора направления решения задачи - следующей после формулировки задачи.

Есть два возможных направления решения задачи:

  1. Выполнение функции без носителя функции (связано либо с изменением объекта либо с получением информации об объекте функции)
  2. Устранение нежелательного эффекта (связан либо с вредным взаимодействием либо с недостаточной эффективностью)

Стандарты после перехода от веществ и полей к чему-нибудь более подходящему для новой методики решения задач могут быть разделены на четыре группы, две из которых привязываются к первому направлению решения задач, а две оставшиеся ко второму.

Резюме:

  1. Если Вы собираетесь построить ТРИЗ-подобную методику решения задач для той или иной области человеческой деятельности - используйте многоуровневый анализ и анализ цепочки объектов для построения "карты системы"
  2. Многоуровневый анализ требует описать объект будущей методики на пяти уровнях: ресультат, метод, технология, средства, параметры.
  3. Анализ цепочки объектов требует представить объект будущей методики в виде цепочки объектов.
  4. "Карта" объекта методики построена, когда для каждого звена цепочки объектов выполнен многоуровневый анализ.
  5. "Последнее звено" в цепочке объектов определяет науку(и), которая заменит физику, химию и т.д., в качестве "поставщика" эффектов и явлений для уровня "технология"
  6. Намёк "вещество изменяется полем, а поле веществом" поможет оценить, была ли замена вещества и поля чем-нибудь более подходящим для новой методики, правильной. Чтобы построить нечто подобное стандартам.
  7. Приёмы должны быть разделены на пять групп, каждая из которых привязывается затем к одному из элементов корректно сформулированной задачи: функция (действие), объект функции, носитель функции, нежелательный эффект и внешняя среда.
  8. Стандарты (когда и если они созданы) должны быть разделены на четыре группы и привязанны к возможным направлениям решения задачи - по две группы к каждому направлению.

Конечно, всего выше изложенного недостаточно для переноса ТРИЗ опыта в другие области человеческой деятельности с целью построения ТРИЗ подобной методики решения задач, но процесс переноса облегчает.

Успехов в построении методик!

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    ПРОЕКТЫ     Размышления о переносе ТРИЗ опыта в другие области человеческой деятельности