Главная    ПРОЕКТЫ    Обсуждение вопросов теории     Отклик на публикацию "Мое понимание ТРИЗ"  Н.Шпаковского

Размещено на сайте 14.01.2008.

Отклик на публикацию "Мое понимание ТРИЗ"  Н.Шпаковского

А.Б. Бушуев

Санкт-Петербургский государственный  университет
информационных технологий, механики и оптики


Меня, как представителя государственного технического вуза, прежде всего затронул следующий абзац статьи Н.Шпаковского.

"Здесь есть еще одна серьезная проблема. ТРИЗ может исчезнуть как явление, если не впишется в существующий процесс школьного и, в первую очередь, высшего образования. Этого мало, нужно, чтобы ТРИЗ вписалась не столько в систему образования, сколько в инфраструктуру науки, обрела статус науки в университетской среде. Для этого надо четко показать, что ТРИЗ – это прикладная наука со своим предметом изучения, областью исследования, методологией и структурой. То есть, романтический этап развития ТРИЗ должен смениться прагматическим, ТРИЗ должна «повзрослеть".

Позвольте высказать свое мнение по этому вопросу. Буду говорить только о технической или "железной" ТРИЗ, поскольку имею к этому отношение.

Вопрос о закреплении ТРИЗ в вузах, в университетской среде, в науке, тянется давным-дано. И если в советские времена было в этом отношении кое-что сделано, и то не конкретно для ТРИЗ, а для технического творчества вообще, то теперь об этом говорить не приходится. По крайней мере, у нас в Санкт-Петербурге. В наших технических вузах  ТРИЗ уже умерла,  еле тлеют порой,  кое-где, какие-то старые осколки советских времен, скоро от них даже и дыма не останется.

Возьмите, например, последние 2-3 конференции ТРИЗФест. От высшей школы СПб по направлению  технической ТРИЗ можно упомянуть участие Г.Е.Скворцова (СПбГУ), да В.С. Черняк в 2006 году рассказал об  институте инноватики нашего Политеха. А когда я его спросил, что там за ТРИЗ преподается, так оказалось 17 часов  для специальности "Менеджмент". А ведь у нас 49 гос.вузов, из них 3/4  связаны с техникой.

Инноватика, с разными вариациями из менеджмента - пожалуйста ! А изобретать, т.е. делать то, на что можно получить патент на изобретение,  ни в какой степени не учим.  

Меня часто спрашивают представители промышленности, изобретатели и инженеры советской подготовки  на тех же конференциях ТРИЗфест: "Кому нужна ваша математика в ТРИЗ?  Кого вы готовите, чему учите студентов? Какие же это дипломные проекты, в которых нет конструкторской части? Мы вынуждены их слишком многому доучивать!"

Отвечаю всем и сразу. Учим тому, что знаем сами, а готовим бакалавров и магистров. А дипломных проектов теперь больше нету, а есть выпускная квалификационная работа. Да и откуда взяться проектам? Раньше нас, высшую школу, подпитывала промышленность в виде хоздоговорных НИР. Тогда и были проекты, и живое дело.  Соревнование было между кафедрами, у кого больше студентов авторские свидетельства получат. А теперь вся система связи с промышленностью лопнула (вместе с промышленностью). И денег на патентование нет! Так чего же Вы хотите от нас?

Мы в высшей школе работаем в рамках жестких ограничений. Чтобы выжить, мы должны получить государственный грант, а его получить не так-то просто. Желающих много, а грантов мало, и большинство грантов  касаются фундаментальных проблем, на них денег меньше надо, чем на прикладные темы.  А по  изобретательству вообще  грантов нет!  Вот мы и пишем в своих статьях  фундаментальную математику (мне уже один оппонент по статье о Бартини написал, что это никому не надо, и никто этим заниматься не будет, так как у всех свои заботы).

А потом мы эту математику засаживаем в учебный процесс. А на оборудование для подготовки инженеров у нас денег нету. Поэтому не удивляйтесь, когда к Вам приходят наши выпускницы-электрики, которые в глаза электрического мотора не видели. Жужжит там чего-то в компъютере, ну и ладно ( скажите спасибо, что она хоть компъютер-то  видела!).

Правда, в программах магистров есть обязательные 34 часа научно-технического творчества. А знаете, кто, в основном, ведет этот предмет? Тот, кто "пробил" его в министерстве - кафедры философии. Они, что, учат как изобретать?   Это смешно!

Конечно, в России есть и другие города, а в них свои вузы, и дела там по обучению ТРИЗ обстоят лучше. Но у нас так.  И ТРИЗ не признана, и ни одной кафедры технического творчества нет, не говоря уже о выпускающей кафедре.  Но этого и  в России нету.

Теперь о предложениях по этой ситуации.

Вот  Н.Шпаковский для продвижения ТРИЗ в  университеты предлагает  "четко показать, что ТРИЗ –  это наука и т.д". 

Кому это он собирается что-то четко  показывать ?  Тут показывать некому, кроме как высшей школе, тем же университетам.  А для нас сейчас один аргумент признания:  "Давайте деньги, и мы, что хошь, признаем наукой, не то, что ТРИЗ! Естественно, отлакируем, наведем свой глянец, и будет наука хоть куда!"

Согласится ли та же "Профи-шанс" дать денег вузу на подготовку тризовцев, вот вопрос? Не уверен, поскольку  у нее есть свои  образовательные программы, зачем же кормить конкурентов? Собственно, и Самсунг Электроникс также поступает, собирая наших выпускников со всего СНГ. 

Но все это до поры, до времени, пока мы (высшая школа)  окончательно не упали, и есть  небольшой запас старых кадров, которые могут еще выпускать толковых ребят. Их и подхватывают "Профи-шанс"  и Самсунг Электроникс для послевузовской подготовки.

Высшая  школа  консервативна, как консервативны  фундаментальные науки, но сейчас она еще более консервативна, так как  выпало  целое поколение преподавателей, нет среднего звена. А молодые преподаватели еще мало что могут, да и им не до преподавания,  надо насущное пропитание добывать.

А где это среднее звено? За границей, или в той же "Профи- шанс" (что фактически одно и то же).  Но если Вам нужна  математика, физика, механика, электротехника, придется возвращаться в том или ином виде в высшую школу со своими задачами, программами, с живым делом, к которому Вы ближе. И, естественно, с финансированием (Без денег не пустят! Да и без денег невозможно контролировать учебный процесс в нужном направлении). 

А дальше продвигать ТРИЗ, развивая ее уже внутри самой высшей школы совместно с местными кадрами.  Это и есть прагматический этап развития ТРИЗ   - вписывание в инфраструктуру науки и высшего образования.  И   всё Вам (нам всем!) тогда будет: и признание ТРИЗ , и государственная специальность "изобретатель" , и ученые степени, и звания, причем заслуженно, и по справедливости.

Другой путь не просматривается, поскольку уже совершенно ясно, что государство высшую школу пока из рук не собирается выпускать, а частный вуз создавать дороже. Устанете аттестацию проходить. Мы, когда ее проходим, все на ушах стоим. Что уж о частном вузе говорить!

Собственно, всё что здесь сказано,  и так всем известно. И если пока это не делается, значит, не очень надо, чтобы ТРИЗ была университетской наукой. Ведь есть же аттестация МАТРИЗ, а   вузам зачем лишняя морока без денег? А  диссертацию и по математике защитим!  Да и бизнесу не надо:  зачем дедукция - нужна продукция!

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    ПРОЕКТЫ    Обсуждение вопросов теории     Отклик на публикацию "Мое понимание ТРИЗ"  Н.Шпаковского