Главная    Инструменты     Какой алгоритм нужен инженеру?

Размещено на сайте 13.02.2008.



Геннадий Иванович Иванов прислал мне свою работу и предложил, если есть возможность, поставить ее для обсуждения на сайт. Возможно такие предложения, о том, что для каждого типа задач должен быть свой алгоритм, и были ранее, но я впервые увидел проекты таких алгоритмов. Мне представляется, что предложение не только интересное, но и ценное. Конечно, все кто заинтересован, могут принять участие в обсуждении этой работы и давать предложения по совершенствованию предлагаемых алгоритмов...

Я позволю себе обратить внимание Г.И. Иванова на одну деталь , которая должна присутствовать во всех алгоритмах. Речь идет о психологической части, которая должна предшествовать п.1 Что заставляет человека решать задачу? В ряде случаев есть нужда, обязанность, желание и т.д. Я, например, в «Машине открытий» привел черты характера исследователя, которые позволяют самому исследователю себя оценить и управлять, совершенствовать некоторые свои качества характера. Г.Скворцов в своей книге «Мир открытий» говорит о мотиве, который должен присутствовать у человека, который хочет сделать открытие. Этому вопросу А.Кудрявцев посвятил несколько работ, которые стоят на «Методологе». Ведь это человек решает задачу, а мотив, который вначале мог быть очень сильным, в процессе решения может ослабнуть, а иногда и вообще затухнуть.

А как сделать, чтобы слушатели решали учебные задачи с удовольствием, а не по принуждению?

И второе предложение - в алгоритме решения исследовательских задач здорово, что введены противоположные эксперименты, но отсутствуют идеальный и обратный эксперименты.

И еще одно предложение. Естественно, у Г.И. Иванова просто громадный запас знаний из различных областей техники. У него, точно я не знаю, больше сотни А.С. и много патентов. Но как же молодому человеку перескочить от ФП к гипотезе, идее, ИКР, правильному ответу? Вот, что пишет А.С. Пушкин в поэме «Евгений Онегин»:

«Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;
Пересмотрел все это строго;
ПРОТИВОРЕЧИЙ ОЧЕНЬ МНОГО,
Но их исправить не хочу».

Итак, много возникает ФП, пока не найдешь идею!

У решателя должны быть гены творчества, знания из области науки и техники и умение использовать свои собственные ресурсы, и, если есть возможность, ресурсы окружающих. Под ресурсами я понимаю умение мобилизовать все свои силы - психологические, интеллектуальные, физические, на решение задачи.

Мне очень понравился подход автора к работе с рабочим органом. Этим вопросом Г.И. Иванов занимается уже лет двадцать. И я думаю, что он его доведет до практического применения в ТРИЗ.

Разработанные алгоритмы будут очень полезны, давайте свои предложения. Ниже приводится работа Г.И. Иванова. Прочтите ее и поразмышляйте над ней.

В.В. Митрофанов

Какой алгоритм нужен инженеру?

Иванов Г. И.
genivanov@irmail.com

- Идите туда, где ищут истину, и
бегите оттуда, где ее нашли.-

 Сократ

Невозможно одним лекарством лечить все болезни. Невозможно решать все задачи в технике одним алгоритмом, пусть даже самым универсальным. Мир бесконечно разнообразен.

Инженерная практика показывает, что АРИЗ 85В хорошо работает на предварительно очищенных задачах, то есть на задачах где ясна исходная ситуация и понятна конечная цель. Кроме того, этот алгоритм требует какого- либо предварительного решения (прототипа), основываясь на недостатках которого возможно получение нового решения. На реальном производстве такие условия не всегда присутствуют. Нет ясной задачи, часто нет и прототипа. Исходная ситуация, как правило, имеет массу неопределенностей и неточностей, что приводит к ошибкам уже в начале анализа. Сложность взаимосвязей и многоярусность отношений в иерархии технических систем затрудняют выявление главного звена в цепи нежелательных явлений. А если нет сформулированной задачи и нет прототипа, то невозможно и применение АРИЗ 85В. Поэтому вопрос выявления задач из производственной ситуации остается актуальным.

Еще в начале 80 годов сам Генрих Саулович Альшуллер отмечал необходимость развития первой части АРИЗ, в которой выявлялась и формулировалась задача. Усилия многих разработчиков были направлены на решение именно этой проблемы. Некоторые успехи в этой области имеются, но они еще недостаточны, чтобы с полной уверенностью заявить о том, что проблема выбора задач решена.

У профессионалов четко сложилась мысль о том, что для производственно -технологической проблемной ситуации нужен свой специальный алгоритм.

Этот алгоритм должен выявлять место и время возникновения первопричины и устранять ее, привлекая имеющиеся ресурсы,и разрешая физические противоречия.

Похожая, но все же иная ситуация в конструкторской деятельности, когда требуется изменить уже известный конкретный узел или машину в целом. В этом случае понять исходную ситуацию и выбрать задачу немного легче, так как имеется прототип. Однако, требуется определить на каком этапе развития находится рассматриваемая система и какой, в соответствии с ЗРТС, требуется следующий шаг приближающий систему к идеалу. После этого, как и в предыдущем случае, мы должны выявить физические противоречия и применить инструменты их разрешения. Для того чтобы уверенно делать такую работу требуется уже свой конструкторский алгоритм.

Особняком стоят измерительные задачи. В них, как правило, требуется анализ входящих и выходящих полей, несущих информацию. Это накладывает свои особенности, которые, к сожалению, в существующем алгоритме не учитываются. Возникает необходимость создания своего специализированного алгоритма для измерительных задач.

Совсем не похожая ситуация наблюдается при аварийных и научно-исследовательских проблемных ситуациях. В этих случаях почти отсутствует информация о предшествующих событиях, а есть только последствия,причина которых так же не всегда ясна. К сожалению, существующий алгоритм решения изобретательских задач и в этих случаях почти не применим. Нужен иной подход,иные методические приемы.

Итак, многолетняя практика использования АРИЗ85В привела к мысли о необходимости разработки как минимум пяти специализированных алгоритмов для различных проблем. Сложившееся положение вовсе не означает, что АРИЗ 85В устарел и ни на что не стал годен. Напротив, это говорит только о том, что заложенные в нем принципиальные идеи верны, но они должны развиваться, конкретизироваться и специализироваться по видам проблем.

Генрих Саулович Альшуллер заложил фундамент и построил стены здания под названием ТРИЗ. Пришло время обустраивать это здание, создавать внутри различные помещения, подводить коммуникации и делать многое другое. Нам жить в этом здании еще многие годы.

Следует сразу же подчеркнуть, во всех будущих специализированных алгоритмах должны присутствовать все те же основополагающие диалектические понятия ТРИЗ - системность и законы развития систем, идеальность и составление ИКР,противоречия и принципы их разрешения, ресурсы и их использование. Эти коренные понятия Г,С, Альшуллер первым ввел в изобретательскую практику, они прошли проверку временем и составляют суть современного изобретательского мышления.

Для того, чтобы определиться какие требуются специализированные алгоритмы нужно определить виды существующих технических проблем и их признаки. Предлагаем следующие:-

Производственно – технологические проблемы

Признаки: - Выход технологических параметров за приделы допускаемых норм, Сбои, остановки, возникновение брака, неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Конструкторские проблемы.

Признаки: - Низкая производительность, большие энергоемкости, масса, размеры, ненадежность, недолговечность и сложность конструкции.

Конструкторские проблемы имеют подвиды:-

Развитие существующих систем.

Изменяются все части системы кроме рабочего органа, принцип работы остается прежним.

Создание новых систем.

Изменяется рабочий орган, который использует принципиально иной принцип работы. В соответствии с изменением рабочего органа изменяются и другие части системы

Измерительно – обнаружительные проблемы

Признаки: - Отсутствие информации о промежуточных или крайних состояниях технической системы или ее частей.

Научно – исследовательские проблемы

Признаки: - Отсутствие информация о каких-либо процессах, несовпадение полученных результатов с ожидаемыми, возникновение ранее неизвестного явления.

Аварийные проблемы

Признаки: - Возникновение в технической системе саморазвивающихся, неуправляемых процессов, приводящих к разрушению самой технической системы и окружающей среды.

Возможно, перечислены не все виды технических проблем,для которых требуется свой алгоритм. Поэтому мы будем благодарны за уточнения и дополнения.

Ниже мы предлагаем для рассмотрения и обсуждения принципиальные схемы некоторых специализированных алгоритмов. В предлагаемых схемах алгоритмов содержатся только основные части (блоки), которые еще нужно детализировать, уточнять и проверять. Это большая работа, на выполнение которой потребуется много времени.

Из намечаемых специализированных алгоритмов в настоящее время разработан, испытан и проверен пока только один - алгоритм для решения производственно-технологических проблем. Алгоритм прошел достаточно длительную проверку на различных производствах, и авторы рекомендуют его к применению. Полный текст этого алгоритма, с разбором задач, предполагается опубликовать в «Журнале ТРИЗ», а так же в Интернете на сайте http://www.metodolog.ru и других.

Иванов Г.И. 2007.

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ АЛГОРИТМА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ - АРП 2008 (ПТ)

(Алгоритм разработан, используется в практике)

Лист 5
Иванов Г.И. 2007 г.

ОСНОВНЫЕ БЛОКИ АЛГОРИТМА РЕШЕНИЯ НАУЧНО -
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХПРОБЛЕМ - АРП (ни)
(алгоритм в стадии начальной разработки)

ПРЕДЛАГАЕМ ВСЕМ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ ПРЕДЛОЖЕННОЙ ТЕМЫ – СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ АЛГОРИТМЫ.

С уважением Геннадий Иванов.
genivanov@irmail.com

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Инструменты     Какой алгоритм нужен инженеру?