Главная    ПРОЕКТЫ    Обсуждение вопросов теории     ТПАнализ: общие замечания

Размещено на сайте 02.05.2008.

ТПАнализ: общие замечания

Эдуард Курги (Россия)



Замечание 1. ТПАнализ как один из методов современной ТРИЗ.

Корни ТПАнализа лежат в Классической ТРИЗ (Альтшуллер Г.С., 1988). Также как и корни Комплексного метода поиска новых технических решений (Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. и др., 1979) как метода наиболее близкого ТПАнализу в плане понимания сущности ТП.

Ни один метод современной ТРИЗ, в том числе и ТПАнализ, не может охватить ни все поле возможных задач, ни все поле возможных решений. Поэтому современный ТРИЗ целесообразно трактовать как сочетание (в идеале как систему!) принципиально различных подходов к решению изобретательских задач на устранение недостатков, на улучшение достоинств, на снижение себестоимости, на увеличение количества функций, на обход патентов, на синтез новых систем, на прогнозирование, на захват патентного поля.

Замечание 2. ТП и исходная система.

Как правило, в изобретательских задачах имеется отправная (исходная) система, которую необходимо улучшить. Место этой системы и вектор ее требуемого в соответствии с формулировкой задачи улучшения можно указать на диаграмме ТП (см. Рис.1).

Рис.1. Диаграмма ТП.

Замечание 3. Виды диаграмм ТП.

В зависимости от задач возможны следующие виды диаграмм ТП (см. Рис.2 и Рис.3).

Рис.2. Классификация диаграмм ТП по степени разрывности.

Рис.3. Классификация диаграмм ТП по степени криволинейности.

Замечание 4. Модель ТП.

Модель трех параметров (П1, П2 и ПП) не является единственной моделью ТП. Возможны и другие модели, в том числе модели с четырьмя, пятью, шестью и более параметрами (см. Рис.4).

Рис.4. Модель шести параметров.

Замечание 5. Диаграмма НР.

В рамках проходного пути решения наряду с общей диаграммой НР можно изображать еще и диаграммы, соответствующие каждому из четырех НР. (см. Рис.5).

Рис.5. Развернутая диаграмма НР.

Замечание 6. Идеальные решения.

Идеальные решения не являются единственно верными (лучшими) решениями. Наоборот, зачастую они являются нереальными, невозможными к реализации, неработоспособными (то есть худшими) решениями. Зачастую направления решения, ориентированные на получение идеальных решений, являются тупиковыми для развития данной ТС. Поэтому в рамках ТПАнализа (в отличие от АРИЗ) не делается исключительная ставка только на идеальные решения.

Замечание 7. Противоречие.

«Административные» (Альтшуллер Г.С.), «социально-технические» (Голдовский Б.И.) и «поверхностные» (Петров В.М.) противоречия не являются противоречиями ни по форме, ни по содержанию. Называть их противоречиями значит размывать само понятие противоречия.

Замечание 8. Симбиоз системного и диалектического подхода.

ТПАнализ позволяет взглянуть на пути и направления решения проблемы как системно (ЦЗ-НадЦЗ-НадНадЦЗ; Объекты и Внеобъекты Задачи; Проход-Обход-Отход; Идельные, Граничные и Компромиссные Решения), так и диалектически («встречная» взаимосвязь конфликтующих параметров через посредство переменного параметра узлового объекта задачи). Причем системный взгляд становится возможным именно благодаря выявлению и анализу ТП. Таким образом, ТПАнализ соединяет воедино две принципиально различные логики – системную и диалектическую.

Замечание 9. Объективность множественности.

Вместо объективности единственности, на которую опирается АРИЗ и ЗРТС, созданные в рамках Классической ТРИЗ (ТРИЗ-88), ТПАнализ опирается на объективность множественности. Нет лучшего решения самого по себе вне отрыва от внешних обстоятельств, как нет и однозначных законов развития ТС, определяющих развитие так и только так и никак иначе. А есть множество равноценных в плане получения конечного результата направлений развития ТС, по которым и развивается техника. Естественно, здесь речь идет только о работоспособных и эффективных решениях.

Замечание 10. «Маршрутная» карта развития ТС.

ТПАнализ является основой для составления «маршрутной» карты развития ТС (см. Рис.6), выявляющей перспективные и тупиковые направления развития ТС и лежащей в основе соответствующего метода прогнозирования (ЗРТС-97, Курги Э.Э.).

Рис.6. «Маршрутная» карта развития ТС.

Литература

1. Курги Э.Э. ТПАнализ: основные положения. Сайт «Metodolog.Ru», 2008.  

2. Курги Э.Э. ТПАнализ: задача об автобусе. Сайт «Metodolog.Ru», 2008.  

3. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. Справка «ТРИЗ-88». 1988. Сайт Официального фонда Г.С.Альтшуллера.  http://www.altshuller.ru/engineering16.asp

4. Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. и др. Комплексный метод поиска новых технических решений. Горький, 1979.

5. Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. Комплексный метод поиска решений технических проблем. Москва, 1990.

6. Голдовский Б.И., Вайнерман М.И. Рациональное творчество. Москва, 1990.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    ПРОЕКТЫ    Обсуждение вопросов теории     ТПАнализ: общие замечания