Главная    Конференция     Брюс Липтон «Биология веры» - 3

Размещено на сайте 04.08.2008.

Брюс Липтон «Биология веры» - 3

В.В. Митрофанов



«Мне кажется сегодня, что едва ли
в одних только успехах наша сила:
 откуда бы меня, не изгоняли-
 всегда мне это пользу приносило».

Игорь Губерман.

Читаю Б.Липтона и в голову непроизвольно приходят самые разнообразные воспоминания и мысли. Несомненно, Липтон имеет богатейшую картотеку. Каждую высказанную мысль он подкрепляет результатами своих экспериментов и обязательно подкрепляет ее цитируя ссылки многих ученых, причем ссылка приводится с громадным уважением к автору. Например, Кендис Перт: «в своей книге «Молекулы эмоции» (1997г) она рассказывает о том, как ей, с помощью достаточно тонких экспериментов удалось показать, что «сознание», не сосредоточено в голове человека, а распределено, благодаря сигнальным молекулам, по всему телу. Не менее важен и другой вывод Перт: «молекулы эмоции» синтезируются не только вследствии реакций организма на информацию, полученную из окружающей среды, но и в результате активного сознания. Это значит, что влияние сознания на организм может вести как к физическому выздоровлению, так и к телесным заболеваниям….. «Молекулы эмоций»- чрезвычайно познавательная книга, в которой прекрасно описан процесс научного открытия. Она также проливает свет на некоторые причины ожесточенных дискуссий, провоцируемых попытками представить новые идеи в кругах официальной науки - увы, эта тема хорошо знакома и мне»! (стр.188).

В главе «Слова благодарности» автор пишет: «Что касается физической реализации этой книги, то я хочу совершенно искренне поблагодарить нью - йоркские издательства, ее отклонившие. Благодаря этому я смог создать свою собственную книгу - именно такую, как хотел».

Мне представляется, что автор имеет не привычную нам картотеку неких эффектов, но картотеку разных удивительных примеров лечения и выздоровления больных. И он не проходит мимо таких случаев, а пытается их объяснить, в отличие от многих ученых и врачей, которые в них не верят. Если вспомнить, сколько опубликовано самых разнообразных фактов, которые не находят объяснения (а ведь по какому то ведомству они должны проходить), то можно сказать, что ученый народ мира не любопытен, и не хочет искать объяснения этим поразительным фактам. У меня есть хороший знакомый, обыкновенный гений, Генрих Скворцов. Читая Б.Липтона я вспомнил что у Генриха есть, я правда не знаю, как назвать этот материал, это не картотека, хотя и от нее что то есть, но там сборище многих собственных задач, изобретении и открытий. Пока их 1380, и относятся они к различным областям деятельности человека. В основе каждой задачи лежит мотив, который заинтересовал Генриха. А я рассматриваю это как обнаружение нежелательного эффекта. Приведу несколько примеров. Горение воды, сбор малины, обучение основам математики, физики и химии школьников и студентов, прогноз - когда наступит матриархат, повышение эффективности лазера, работа катализатора, проблемы неравновесности, новые законы и т,д.

Я знаком с одним биологом, и я ему один раз задал вопрос - что для него в биологии интересно и непонятно. Он ответил, что его интересует, как произошло образование многоклеточного организма. Так я, от биологии далекий человек, впервые узнал, что такая проблема существует. Поэтому, когда я прочел у Б.Липтона, его точку зрения на этот вопрос, я понял, что это действительно проблема.

 Автор обращает внимание читателя на тот факт, как образовался многоклеточный организм, и распространяет этот подход не только на обучение студентов, но и противопоставляет его законам Дарвина.

«Клетки как маленькие человечки» -так называется одна главка. Как оказалось впоследствии, этому курсу лекций суждено было стать интеллектуальной вершиной моей академической преподавательской карьеры. Я сполна воспользовался своей свободой и излагал материал так, как считал нужным, согласно тем представлениям, которые уже несколько лет зрели в моей голове.

Я всерьез полагал, и полагаю теперь, что понять физиологию и поведение клеток гораздо легче, если уподобить их маленьким человечкам. Как тут не вспомнить мои давние детские фантазии. Почему я, если можно так выразиться, очеловечиваю клетки?

Потому, что годы, проведенные у микроскопа, не лишили меня пиетета перед сложностью и могуществом того, что на первый взгляд кажется незамысловатыми комочками, движущимися в чашке Петри. Вероятно, вы помните из школьного курса, основные элементы клетки: ядро, в котором содержится генетический материал, митохондрии-клеточные электростанции, защитная оболочка-мембрана и цитоплазма, заполняющая внутриклеточное пространство. Однако простота строения клетки обманчива; клетка - это целый мир, она использует сложнейшие технологии, в которых ученым еще только предстоит разобраться.

С точки зрения большинства биологов, мое представление о клетках, как о миниатюрных человечках - откровенная ересь. Подобные аналогии называются антропоморфизмом. Для истинных ученых антропоморфизм - смертный грех; тех, кто ему подвержен, они подвергают остракизму. Но не антропоморфна ли, по сути, и сама ортодоксальная наука? Биологи наблюдают за природой и придумывают гипотезы о том, как она устроена. Затем они разрабатывают и ставят научные эксперименты, позволяющие им проверить свои гипотезы на практике. Однако о какой свободе от антропоморфизма тут может идти речь? И гипотезы, и эксперименты - результат чисто человеческого мышления самих биологов. Иными словами, они неизбежно очеловечивают изучаемые ими объекты, и, значит, хочется им этого или нет, оказываются виновными в антропоморфизме.

Бессмысленный запрет на антропоморфизм-пережиток мрачного средневековья, когда церковные авторитеты не допускали и мысли о сходстве между человеком и другими Божьими творениями. Согласен, абсурдно очеловечивать электрическую лампочку, радиоприемник или перочинный нож, но изгонять эту мысль из современной биологии, по меньшей мере, глупо. Мы, люди, - существа, состоящие из множества клеток, уже одно это позволяет предположить, что у нас с ними есть нечто общее… Если вы посмотрите на себя с точки отдельной клетки, ваш взгляд на мир и на собственное тело кардинально изменится. Вы увидите не знающее покоя сообщество из более чем 50 триллионов отдельных клеток… В человеческом теле нет ни одной функции, которой не было бы в отдельной клетке. Всякая эукариота(клетка, обладающая ядром) имеет функциональные эквиваленты человеческой нервной системы, системы пищеварения, системы дыхания, выделительной системы, костно-мышечной системы, системы кровообращения, наружных покровов (человеческой кожи), репродукционной и даже примитивной иммунной системы,функционирование которой обеспечивается семейством особых антитело-подобных белков, называемых убиквитинами.

Кроме того, я собирался показать, что каждая клетка - разумное существо, способное жить самостоятельно… Как и у людей, у клеток есть свои желания; всем им присуща целеустремленность - они ищут благоприятные для них условия и избегают агрессивных ядовитых сред. Как и люди, клетки анализируют тысячи сигналов, поступающих извне, от их микроокружения. Анализируя эти сигналы, они вырабатывают необходимые поведенческие реакции, обеспечивающие их выживание.

И так же как люди, клетки способны учиться. Они приобретают опыт взаимодействия с окружающей средой, помнят о нем и передают его своим потомкам.»Далее автор рассказывает о работе иммунной системы на клеточном уровне.

Следующая глава - «Умные клетки объединяются». «Не следует удивляться тому, что клетки такие умные. Ископаемые окаменелости свидетельствуют о том, что одноклеточные организмы были первыми формами жизни на этой планете. Они существовали уже спустя 600 миллионов лет после возникновения Земли. В последующие 2,75 миллиарда лет наш мир был населен одноклеточными организмами - бактериями, водорослями и амебоподобными простейшими. Около 750 миллионов лет назад возникли первые многоклеточные формы жизни. Поначалу они представляли собой колонии свободных одноклеточных организмов, насчитывающие от нескольких десятков до нескольких сотен «сограждан». Позднее клетки оценили эволюционные преимущества совместной жизни и появились сообщества, включающие миллионы, миллиарды и даже триллионы взаимосвязанных и социально взаимодействующих клеток…

Эволюционным толчком к разрастанию многоклеточных сообществ стало стремление к выживанию. Чем больше организм информирован о своем окружении, тем выше его шансы выжить. Объединяясь, друг с другом, клетки кардинально увеличивают свою информированность о внешнем мире… Высокая плотность «населения» клеток в организме заставила их структурировать свою среду обитания. Оказалось, что им гораздо выгодней специализироваться. Причем эффективность распределения между ними их функций даже не снилось сегодняшним большим корпорациям. В процессе цитологической специализации, которая начинается еще на стадии зародыша, формируются конкретные ткани и органы. Распределение обязанностей между членами таких клеточных сообществ запечатлевается в генах каждой входящей в них клетки, что существенно увеличивает эффективность всего организма и его способность к выживанию…»

Я представляю себе, что в случае образования многоклеточных отлично сработал закон перехода количества в качество. И еще несколько слов о практических выводах из уроков клеток.

«Годы преподавания на медицинском факультете убедили меня в том, что наилучшим воплощением дарвиновского закона выживания сильнейшего являются студенты-медики. Их жесткой конкуренции и взаимному подсиживанию могут позавидовать даже юристы. Но откуда, столь оголтелый дарвинизм, у тех, кто готовится получить профессию врача, подразумевающую искреннее сострадание к людям? Это всегда казалось мне несколько странным.

Тяготившие меня стереотипы по поводу студентов-медиков изрядно пошатнулись на Карибах. После произнесенной мной вдохновенной речи мои незадачливые бойцы сплотились в настоящую команду и сотворили невозможное - они все вместе успешно завершили семестр! Более сильные помогали отстающим и благодаря этому сами становились сильней.

В итоге все закончилось голливудским хэппи-эндом. Экзамен, который им пришлось сдавать, был ничуть не легче, чем в Висконсинском университете. И я не могу сказать, что эти «отверженные» справились с ним хоть сколько-нибудь хуже, чем их «элитарные» коллеги в США. Позднее многие из моих тогдашних студентов рассказывали мне, что вернувшись домой и, встречаясь со сверстниками, окончившие американские университеты, они с удовлетворением убеждались в том, что лучше понимают принципы, которым подчинена жизнь клеток и целых организмов… Сейчас, обосновавшись на научной территории, которую, как уже было сказано, многие считают владениями слегка сумасшедшего доктора Дулиттла, я полагаю, что успех моих студентов во многом объясняется тем, что они отказались от поведения, принятого в среде их американских коллег. Вместо того чтобы копировать эгоистичных умников-студентов, они поступили так, как ведут себя умные клетки, - объединились и стали еще умней… И еще, я думаю (тогда мне это тоже не приходило в голову), что еще одной причиной успеха моих студентов стало то, что я не ограничился похвалой в адрес клеток. Я хвалил их самих»!

Конечно, каждый сам для себя выбирает каким законам верить - борьбе или взаимопомощи. Я предпочитаю не «или–или», а «и-и».

Я думаю, что клетки должны иметь какие-то отличия в зависимости от национальности, от климата в котором проживают люди, от национальной еды, и т.д. Автор книги считает, что клетки умные и миролюбивые. Но ведь есть и у клеток олигархи, которые питаются за счет других клеток, например раковые клетки, которые забирают кислород у своих соседей. Ясно одно - изучение клеток очень интересная работа для многих профессий и изобретателей.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     Брюс Липтон «Биология веры» - 3