Главная    Конференция     «Игра в бисер» 2

Размещено на сайте 13.10.2008.

«Игра в бисер» 2

В.В. Митрофанов



«И музыке вселенной внемля стройной,
И мастерам времен благословенных,
На праздник мы зовем, на пир достойный
Титанов мысли вдохновенных.
Волшебных рук мы отдаемся тайне,
Где все, что в жизни существует врозь,
Все, что бушует и бурлит бескрайне,
В простые символы слилось…..»

Кнехт. «Игра в бисер».

Начало статьи

Продолжим рассмотрение книги.

«А Вальдцель родит семью искусников, играющих в бисер», гласит старинное изречение об этой знаменитой школе Из всех касталийских школ второй и третьей ступени она была наиболее художественной, то есть если в других школах совершенно отчетливо преобладала какая – то определенная наука, в Кейпергейме, например, классическая филология, в Порте-аристотелевская и схоластическая логика, в Планвасте- математика, то в Вальдцеле, наоборот, искони поддерживалась тенденция к универсальности и к сближению между наукой и искусствами, а высшим воплощением этих тенденций была игра в бисер.

Правда, и здесь, как и во всех школах, она отнюдь не преподавалась официально и как обязательный предмет, но зато частные занятия вальдцельских учеников были посвящены почти исключительно ей, а, кроме того, городок Вальдцель был ведь местом официальной Игры и ее упражнений; здесь находились знаменитый зал для торжественных игр, гигантский архив Игры с его служащими и библиотеками, а также резиденция Ludi magister. И хотя эти институты, существовали совершенно самостоятельно, и организационно школа никак с ними не объединялась, в ней все – таки царил дух этих институтов, и что-то от обрядности больших публичных игр было в самой здешней атмосфере».

Мне представляется очень интересным прием, который использовали в школе для подготовки игроков.

«Уже в древнейшие времена педагогической провинции вошло в обычай требовать от младших, то есть еще не принятых в Орден, студентов подачи от поры до поры особого вида сочинения или стилистического упражнения, или подробного жизнеописания, то есть вымышленной, перенесенной в любое прошлое автобиографии. Задачей учащегося было перенестись в обстановку и культуру, в духовный климат какой нибудь прошедшей эпохи и придумать себе подходящую жизнь в ней; в зависимости от времени и моды предпочтение отдавалось то императорскому Риму, то Франции XVII или Италии XV века, то перикловским Афинам или моцартовской Австрии, а у филологов стало обычаем писать романы своей жизни языком и стилем той страны и того времени, где происходило их действие; получались порой весьма виртуозные жизнеописания в канцелярском стиле папского Рима XII-XIIIвеков, на монашеской латыни, на итальянском языке «Ста новелл», на французском Монтеня, на барочном немецком Лебедя Боберфельского…. Это было, конечно, не верой в строгом смысле и подавно не учением; это было упражнением, игрой фантазии, попыткой представить себе собственное «я» в измененных ситуациях и окружении».

Как Вы могли уже заметить? это противоположный подход к фантастической литературе, которая направлена в будущее, хотя есть примеры, когда она тоже направлена в прошлое, а есть примеры объединения прошлого и будущего.

«Кнехт к обеим оценкам относился спокойно ; ему было безразлично, превозносит ли его студенческая молва как оригинала или поносит как выскочку и карьериста. Важны были ему только его занятия, целиком теперь связанные с областью Игры. Важен был ему, кроме этого, только, может быть, один вопрос: действительно ли Игра - самое высшее, что есть в Касталии и стоит ли отдавать ей жизнь. Ведь с проникновением во все более сокровенные тайны законов Игры и ее возможностей, по мере того как он осваивался в запутанных закоулках архива и сложного внутреннего мира игровой символики, его сомнения вовсе не умолкали, он уже знал по своему опыту, что вера и сомнения неразрывны, что они обусловливают друг друга, как вдох и выдох, и с его успехами во всех областях микрокосма Игры росла, конечно, и его зоркость, его чувствительность ко всем проблематичным ее сторонам».

Мне очень понравились слова вера и сомнения, вдох и выдох. Это неразрывная связь двух противоположностей, прямого и противоположного экспериментов - обязательно должен быть выдох, сомнения! А это значит, что когда нас убеждают, верьте и вы обрящете, следует сказать, как быть с сомнением, которое возникает независимо от человека.

В первой части своего рассказа о «Игре в бисер» я привел пример на перенапряжение, но забыл упомянуть, что любая физическая деятельность человека сопровождается перенапряжением, если только он хочет добиться рекордов для себя. В 23 года я купил велосипед, и решил доехать до Пушкина - это не далеко от моего дома – примерно 20 км. Я доехал, но обратно полз как черепаха, перенапрягаясь и глядя на поля , которые я проезжал, не оставил ли кто- нибудь морковку. Есть хотелось очень.

Можно сказать, что перенапряжение-это преодоление внутреннего или внешнего сопротивления, которое создают и окисные пленки, и человеческий организм, и люди, не принимающие новые идей и т.д. Можно сказать, что с перенапряжением мы сталкиваемся гораздо чаще, чем мы полагаем. Продолжим.

«Причиняло ему боль некое потрясение его детской веры в незыблемость касталийского совершенства. В том, что существовали мальчики и юноши, которые, сподобившись счастья и благодати быть принятыми в элитные школы Провинции, упускали и проматывали эту благодать, - для него, относившегося к своему призванию с такой священной серьезностью, таилось что – то потрясающее, свидетельство могущества некасталийского мира. Возможно также - доказать это нельзя, - что подобные случаи пробудили в мальчике первые сомнения в непогрешимости Педагогического ведомства, поскольку оно то и дело принимало в Касталию таких учеников, от которых вскоре должно было избавиться. Так или иначе, играла ли какую- то роль и эта мысль, то есть первая попытка критического отношения к авторитету, каждое посрамление и отчисление элитного ученика воспринималось мальчиком не только как несчастье, но и как неприличие, как бросающееся в глаза уродливое пятно, наличие которого уже само по себе было упреком и возлагало ответственность на всю Касталию. Тут- то, нам кажется, и коренится это чувство потрясения и растерянности, овладевавшее в таких случаях школьником Кнехтом. За пределами Провинции существовали мир и жизнь, которые противоречили Касталии и ее законами, не укладывались в здешние понятия и нравы и не могли быть ими обузданы и утончены. И конечно, он знал, что этот мир есть и в его собственном сердце. У него тоже были порывы, фантазии и влечения, противоречащие законам, которым он подчинялся, порывы, поддававшиеся укрощению, лишь постепенно и с великим трудом».(за счет перенапряжения).

В этом отрывке автор показывает, как Кнехта мучают сомнения и как он с ними борется, но они не уходят. И они таки привели Кнехта к принятию решения покинуть Касталию. Но и у нас в ТРИЗ были и остаются люди, полностью замкнувшие себя в мир теории, не выходящие наружу и не знающие даже, что там, во внешнем мире делается. Они не видят того, как эти миры могут быть объединены. Поступок Кнехта, не удовлетворившегося игрой как таковой, для меня – важнейший сигнал о том, как следует поступать для возврата гармонии в душу и в деятельность.

Занимаясь аутотренингом необходимо расслабиться и постараться убрать из головы все мысли. Вчера сел, расслабился и вдруг приходит мысль. Ты рассмотрел перенапряжение, сопротивление, а где же емкость, где другие параметры – индукция, самоиндукция, ток и т.д.

Действительно, каждый параметр-это тема для игры. Например, если рассмотреть ток,надо обратиться ко всем токам, потокам и можно получить очень интересную картину и токов в организме, и водопроводе, и на гидростанции, и в приемнике, телевизоре, транзисторе, ИС, и т.д. и найти общее выражение-меру для тока, потока. И очень может быть, что мы увидим несколько изобретательских ситуации. А найдя общую меру , мы возможно поймем для чего она нам необходима!

Продолжение следует.

В тексте сохранены авторская орфография и пунктуация.


Главная    Конференция     «Игра в бисер» 2