Главная    Академия    Индийская телесная тренировка

Индийская телесная тренировка

(Часть 10, раздел "Ступени сознания")
Heinrich Schwab Verlag, 786 Schopfheim, Lebensweiser - Edition, 1960

Сахаров Б.

(перевод Бубенцова В. Ю.)

Космическая жизнь во вселенной обнаруживает себя в двух различающихся друг от друга состояниях: эти состояния обозначают как материю и дух, форму и идею, жизнь и сознание и т. д. Всё живущее есть сложное целое, и развитие его происходит по этим двум линиям, формы и идеи. Здесь создаются различные комбинации этих двух принципов, охватывающие все ступени известной нам жизни. Мы можем представить эти все ступени систематически, если представим себе, что существует все возможные комбинации из четырех элементов (форма, идея, проявленное, непроявленное) по два.

По известной формуле число таких комбинаций будет равно 12.

Обозначив форму, идею, проявленную и непроявленную, по начальным буквам, получим:

проявленная форма = F
проявленная идея = I
непроявленная форма = f
непроявленная идея = i

Затем мы получим 12 комбинаций : FI; IF; Fi; iF; fi; if; fI; If; Ff; fF; Ii; iI.

Последние четыре, именно Ff; fF; Ii; iI, как противоречащие и невозможные (например, Ff есть "форма проявленная и непроявленная", что одновременно невозможно) мы исключим, и у нас останется восемь комбинаций: FI; IF; Fi; iF; fi; if; fI; If.



Дух, идея

Материя, форма

Представим эти группы графически, используя для терминов ("проявленный" и "непроявленный") восходящие и горизонтальные линии.

Толстая линия здесь показывает развитие материи или формы, пунктирная - идеи или сознание. В первой точке слева внизу начинается развитие. Поэтому эта точка обозначена равенством fi и if, поскольку, когда развитие только начинается, то форма и идея еще равно не проявлены, и преобладание одного или другого еще не может быть выявлено; вообще же первая буква обозначает преобладающий фактор.

Рассмотрим же ступени этого развития:

1. Форма развивается (толстая линия возрастает), идея еще не развивается; это первая ступень, которую мы обозначим как Fi.

2. Внешняя форма жизни развилась, теперь идея (сознание) начинает приноравливаться к внешней форме. Это обозначено нами как fI. Когда это приноравливание закончено, достигается равновесие (компромисс) между формой и идеей, что обозначено как FI, и обозначено как вторая точка (поворотная точка между обоими четырехугольниками). Таким образом, совершена эволюция формы. Идея приспособилась к форме и находится в равновесии. Но эта гармония есть лишь ложное равновесие, которую нельзя считать законченной целью эволюции. Начинается новая фаза: сознание начинает расти из старой формы, рождается новая идея. Это мы видим на втором четырехугольнике.

3. Новая идея старается набрать старую форму, и мы получаем комбинацию If; это борьба духа с материей, битва Зигфрида с драконом. Если дух падет, он упадет обратно в материю, в старую форму, и снова будет в точке FI. Если же Зигфрид все же поборет дракона, то наступит последняя фаза.

4. Идея триумфирует, теперь она ищет подходящую форму. Новая форма пригоняется по победившей идее - это обозначено как iF. Когда это процесс завершается, то проявляется Дух (сознание) в новой форме, и это есть вершина развития - гармония идеи и формы. Во всех языках мира это передается определением "правда", "Истина"; это обозначено у нас как IF.

Это графико - математическое представление показывает тебе все возможные ступени развития любой идеи. Теперь ты можешь в любом случае всегда определить нужную ступень и согласовать свои действия с этим. 4 - я ступень соответствует математически - точно истине в любом случае. Прежде чем я дам примеры, я еще раз должен вернуться к графическому изображению.

Это есть математическая систематизация древнего индийского учения о трех гунах. По этому учению, есть в природе три различных состояния материи и энергии:

1. Тамас - леность, неразвитие, инерция, косность, вялость, слабость (это ступени 1 и 2 нашей схемы).

2. Раджас - энергия, борьба, страдание (ступень 3)

3. Саттва - гармония, равновесие, покой (ступень 4)

Все материальное - в этих трех (точнее четырех) ступенях. Первая - тамас - по форме тождественна состоянию после третьей - саттва. Поэтому их очень трудно (тамас и саттва) различить. Поэтому мы разложили состояние тамас на две части, первая часть собственно тамас, состояние не - развития, а вторая часть представляет саттва-подобное состояние тамаса. Это саттва-подобное состояние мы обозначили как "ложная гармония" и назвали асаттва. Если мы используем европейскую номенклатуру, мы можем представить это так:



Идея

Форма

Здесь первый пункт (нулевая точка) есть первый синтезис, весь первый четырехугольник - тезис; вторая точка - асинтезис, и третья точка (гармония) есть второй или высший синтезис. Поскольку эти три пункта есть собственно отдельные моменты развития, и собственно развитие есть постояное возрастание, постоянное движение от одной из этих точек к другой, можно наши обозначения (Fi и т. д.) очень упростить, без ущерба для достоверности. Вместо Fi (первая ступень) можно просто поставить fi (поскольку это исходит из нулевого пункта). Тогда ступень 2 будет просто FI (поскольку эта ступень стремится к поворотной точкеFI).

Ступень 3 останется, как и раньше, If, а последняя ступень, поскольку она стремится к истинной гармонии (3 точка), обозначим IF. Так мы получаем 4 ясных обозначения: fi (тамас), FI (асаттва), If (раджас) и IF (саттва), которых для практического применения вполне хватит.

(В действительности обе линии нашей формулы есть комбинированные кривые синуса и косинуса совместно с минус - синусом и минус - косинусом. С помощью дифференциального и интегрального исчислений высшей математики можно рассчитать законы развития формы (кривая синуса) и сознания (кривая косинуса) с математической точностью. Мы могли бы далеко зайти с этой проблемой, но мы ограничимся приведенной формулой).



Идея

Форма

Согласно этому, саттва (истина) может быть достигнута лишь тогда, когда будут преодолены низкие ступени древнего тамаса и раджаса. Тамас есть элемент заблуждения развития (поскольку при этом материя берет верх над духом), асаттва есть ложь (ложь есть ничто иное, как попытка приспособить истинную идею к внешней форме, чтобы получить ложную гармонию). Раджас есть правильное, а саттва есть истинное. Отсюда следует, что древний принцип "золотой середины" должен быть откорректирован, постольку поскольку точку, где эта золотая середина (синтезис - по западной философии) может быть достигнута, лежит не между обоими экстремумами, злом (первый четырехугольник, тезис) и добром (второй четырехугольник, антитезис), а лишь за последним. Средний же пункт (поворотная точка) есть истинное зло, глубочайшая точка несчастья (здесь первый ромб - зло, второй - добро, кривая формы представляет внешний мир, кривая идеи представляет сознание).



Сознание

Внешний мир

Проблема добра и зла предстает теперь немного в другом свете:

(1) Нулевая точка - добро и зло еще не разделены. Человек не прилагает усилия думать об этом.

(2) Тамас - зло (материальное) берет верх бессознательно "искушение".

(3) Асаттва - человек сознательно следует злу.

(4) Поворотная точка - грехопадение.

(5) Раджас - борьба со злом. Аскеза.

(6) Саттва - преодоление зла добром и знанием (мудростью).

(7) Пункт гармонии - высочайшее добро, гармония между злыми и добрыми силами.

Другая проблема: судьба и свободная воля.

Элементы:

судьба= кривая формы
воля= кривая идеи
связанная= первый ромб
свободная= второй ромб



Воля

Судьба

"Тамас" - судьба определяет жизнь, воля (сознание) парализована. Обычный человек.

"Асаттва" - воля приспосабливается к судьбе, следуя формуле малодушных - судьбу не изменишь. Фаталист.

"Раджас" - воля ищет возиожности любыми средствами изменить судьбу и определить ее. Фанатик.

"Саттва" - воля работает в гармонии с космическими законами. Мудрец.

Каждый человек в своем развитии проходит эти ступени в той или иной степени, и может определить теперь, какие ступени ему еще предстоит преодолеть.

Можно приводить еще много примеров приложения этой теории, поскольку она охватывает все в жизни, и здесь лишь говорится о некоторых границах, в которых может быть осуществлено дифференциирование и интегрирование. Эта теория дает возможность безошибочно решать любую проблему развития с легкостью.


Главная    Академия    Индийская телесная тренировка