Главная    Конференция    Товарные знаки как оружие в борьбе интеллектов

Товарные знаки как оружие в борьбе интеллектов

А. Ершов

В информационном письме № 19/2003, датированным 30 июлем 2003 года Президент МАТРИЗ Рубин М.С, сообщил общественности, что:

"6. Сегодня (31 июля 2003 года) мы получили из Российского агентства по патентам и товарным знакам свидетельство на товарный знак № 251307 с приоритетом от 19 декабря 2003 года. Этим свидетельством признается, что МА ТРИЗ является обладателем товарного знака "ТРИЗ" и "TRIZ".

Сайт "Методолог" поздравляет МАТРИЗ с регистрацией знака, дающей ассоциации еще один атрибут хозяйствующих субъектов. Однако, в последние недели повысилась активность обсуждения вопросов, связанных именно с данным объектом промышленной собственности. Выяснилось, что факт регистрации товарного знака занимает многих специалистов и любителей ТРИЗ. В частности, на сайте "Энциклопедия ТРИЗ" появилась статья В.А. Королева "Теория - товар - тугрики?" В этой статье нашли мы следующие строки: "Теперь, надо полагать, все организации, что некогда неосмотрительно включили в своё название аббревиатуру "ТРИЗ", будут расплачиваться за свой энтузиазм данью чиновникам МА ТРИЗ. Какое же мощное - финансовое - средство управления (помимо "сертификатов") заполучили чиновники МА ТРИЗ в своё монопольное распоряжение! Какой прекрасный кнут!"

Похожие отклики, близкие к паническим, появились и на некоторых иных страницах Сети.

Известно, что эмоциональная оценка ситуации не всегда способствует адекватному ее отражению. Насколько же судьбоносным явилось 11 июля 2003 года - день регистрации товарного знака, о котором сообщил Президент МАТРИЗ? Может быть действительно отменен "Юрьев день" и на каждый факт употребления аббревиатуры "ТРИЗ" требуется особое разрешение? И мы решили в этом разобраться.

Итак, ситуация представляется ряду авторов как конфликтная. Но где конфликт, там должен быть закон. Поэтому рассмотрим ситуацию с использованием открытых для всеобщего пользования документов и нормативных актов. Начнем с Закона о товарных знаках.

"Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"

Статья 1. Товарный знак и знак обслуживания

Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак) - обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (далее - товары) юридических или физических лиц.

Статья 3. Свидетельство на товарный знак

1. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак.

2. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Статья 4. Исключительное право на товарный знак

1. Правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами.

Никто не может использовать охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения правообладателя.

2. Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

при выполнении работ, оказании услуг;

на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

в предложениях к продаже товаров;

в сети Интернет, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными.

Статья 7. Иные основания для отказа в регистрации

...

3. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

Теперь, вооруженные Законом, рассмотрим ситуацию, сложившуюся к настоящему времени.

Анализ ситуации с использованием обозначения ТРИЗ в качестве товарного знака.

До июля 2003 года нам были известны три товарных знака, включающих наименование "ТРИЗ" и "TRIZ", два знака со сходным до степени смешения наименованием "ТРИЗА" и порядка десяти знаков, в наименованиях которых элемент ТРИЗ фигурирует как важный составной элемент.

Рассмотрим, какие товары и услуги покрываются этими свидетельствами.

№ 112095 "TRIZ TRAINING CENTER TC" товарный знак был зарегистрирован с приоритетом от 06.06.91. В 2001 году право на обладание товарным знаком было продлено на очередные 10 лет (до 06.06.2011 года).

Права владельца распространяются на обучение и услуги типа "инжиниринг".

В 1994 году Санкт - Петербургская компания "Петропатент" зарегистрировала на себя два товарных знака: № 135833 "ТРИЗ-ШАНС Система профессиональных разработчиков, консультантов и преподавателей"; и № 135834 "ТРИЗ-ШАНС".

Оба товарных знака были впоследствии переуступлены и теперь ими владеет ассоциация "ТРИЗ-ШАНС".. Знаки действуют до 12.07.2004 года.

Права нынешних владельца распространяются на широкий комплекс услуг в рамках 35, 36 и 42 классов МКТУ. Среди них есть вполне серьезные для специалистов в области ТРИЗ (организация выставок, выпуск рекламных материалов, изучение рынка, исследования, оценки и экспертиза, консультации профессиональные, помощь в управлении промышленными операциями, технические анализы, службы специалистов, в том числе физиков, химиков, составление программ для вычислительных машин, исследования технические, дизайн, экспертиза инженерных работ, консультации по вопросам интеллектуальной собственности...)

Есть и вызывающие недоумение (например услуги манекенщиков, оценка шерсти, леса на корню, квартирные агентства, маклерство, операции по обмену денег, зубоврачебная помощь, дома для престарелых, кремация, похоронные бюро, опекунство, обслуживание обедов, свадеб, парикмахерские, уход за животными, уборка и уничтожение мусора, ясли детские...).

Таким образом, право использования обозначения ТРИЗ в хозяйственной деятельности в перечисленных областях целиком принадлежит владельцам трех вышеприведенных товарных знаков.

При регистрации новых товарных знаков могут возникнуть проблемы и в связи с тем, что уже действуют товарные знаки, которые из за - за их большого сходства с интересующим нас могут быть охарактеризованы как знаки сходные до степени смешения.

Их два:

  • № 175979 "ТРИЗА" Владелец - фирма "Триза Бюрстенфабрик АГ Триенген". Знак действует до 12.09.2007. в отношении товаров 03,07, 09, 11, 21 классов, а именно средств для чистки зубов, электрических домашних и кухонных приборов и аппаратов, отопительных, охлаждающих и вентиляционных установок, косметических наборов, щеток, кистей и проч.
  • № 229888 "ТРИЗА" Владелец ООО ТРИЗА ЭКСКЛЮЗИВ. Знак действует до 08.12.2010 в отношении товаров и услуг 16, 35, 41 и 42 классов, например в отношении периодических изданий, книг, сбора информации в базы данных , менеджмента в области творческого бизнеса, организации выставок просветительного назначения, организации и проведения коллоквиумов, организации и проведения семинаров, обучения.

Есть и иные знаки, включающие в себя обозначение "ТРИЗ" или "TRIZ" как составные элементы.

Анализ статуса знака по свидетельству № № 251307

Товарный знак № 251307 зарегистрирован на имя Международной общественной ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) 185035, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, 4, к.014

Приоритет от 19.12.2001

Рассмотрим перечень товаров и услуг, на которые распространяются права собственника данного знака:

Знак зарегистрирован по 40 классам Международной классификации товаров и услуг. 34 первых класса посвящены товарам и предназначены для товаропроизводителей.

Знак "ТРИЗ" "TRIZ" распространяется на все товары классов 1-34, в том числе на препараты для уничтожения вредных животных, вилки и ложки, огнетушители, зубные протезы, игральные карты, хлысты, кнуты, конскую сбрую, изделия из панциря черепах, веревки, мешки, тесьму и ленты, продукты питания, алкогольные напитки, табак, курительные принадлежности... (Выбраны самые неожиданные товары из огромного перечня для того, чтобы подчеркнуть бессмысленность регистрации в данной части. Но есть там и вполне серьезные товары - руды и металлы, машины и станки, музыкальные инструменты, трубы, битум, ткани, одежда, обувь...).

С классами, в которых расписаны услуги, ситуация сложнее. Как уже было показано выше, многое из того, что реально было бы нужно Ассоциации, уже давно принадлежит иным собственникам. Поэтому услуги 35 и 36 классов остались за ними. Услуги 37 - 41 классов закреплены за МАТРИЗ. Перечислим шапки классов:

  • 37- строительство, ремонт, установка оборудования
  • 38- связь
  • 39- перевозки, упаковка и хранение товаров, организация путешествий
  • 40- обработка материалов
  • 41- воспитание, обеспечение учебного процесса, развлечения, организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий

Кроме того, товарный знак зарегистрирован для части услуг 42 класса (так как частично он уже был занят другими собственниками). Перечислим эту часть списка полностью:

Аренда машинного времени, аренда машинного времени для доступа к базам данных, восстановление компьютерных данных, калибровка измерительных приборов и инструментов, компьютерный системный анализ, контроль качества, определение подлинности произведений искусств, организация встреч по интересам, организация религиозных собраний, открывание замков с секретом, перевод с языка жестов, пожаротушение, разбрасывание воздушным и поверхностным способом удобрений и других сельскохозяйственных химикатов, служба переводов, услуги дворецких, услуги переводчиков, услуги психологов, экспортные услуги.

Теперь мы знаем, в отношении чего МАТРИЗ сможет (если, конечно, захочет) использовать свои права собственника.

Список, конечно, большой и местами забавный. Но еще и практически бесполезный в значительной своей части. Дело в том, что в законе о товарных знаках есть положения о досрочном прекращении действия знака.

Одно из них касается выявления владельцами иных товарных знаков, (тождественных или сходных до степени смешения) факта нарушения их прав. У таких граждан есть еще целых пять лет на опротестование регистрации в интересующей их части товаров и услуг. Кроме того, есть положение о неиспользовании товарного знака.

Ст 22 п 3. Правовая охрана товарного знака может быть прекращена досрочно в отношении всех или части товаров в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием может быть подано любым лицом в Палату по патентным спорам по истечении указанных трех лет при условии, если этот товарный знак не используется до подачи такого заявления.

Таким образом, любое лицо, захотевшее выпускать под маркой ТРИЗ лосьоны для волос, либо аппараты, перемещающиеся по земле, воде и воздуху, а может быть даже и оказывать услуги дворецких, начиная с 11.07.2006 года сможет аннулировать Свидетельство № 251307 в интересующей его части и получить этот товарный знак на себя.

А как же быть уже созданным организациям, имеющим в своем названии аббревиатуру "ТРИЗ"? Закон о товарных знаках дает им преимущество, зафиксированное в статье 7. Поэтому широко известное в Москве предприятие "ТРИЗ", продающее провода и кабель, или ряд предприятий из Санкт Петербурга могут быть спокойны - в течение всего срока действия знака он может быть опротестован в доказанном объеме реально ведущейся и соответствующей уставу деятельности.

Естественно, что все вышеизложенное распределение собственности относится только к России. Запретить использование обозначения в иных странах владелец российского товарного знака не может.

А вот в Украине с 5 мая 1999 года действует свидетельство № 22831, на товарный знак "ТРIЗ" (на украинском языке) выданное "Товариществу реализации инженерных задач" г. Сумы. Этот город вообще продвинут по части защиты товарных знаков. Так до апреля 2001 года в России действовал товарный знак "Веполь", принадлежавший малому коллективному предприятию "Веполь", г. Сумы.

И ничего, никому это не мешало.

Так что, дорогие товарищи, воспылавшие чувствами по поводу факта регистрации, не волнуйтесь и продолжайте свою созидательную работу на ниве ТРИЗ. Правда, помните, что "контроль качества, определение подлинности произведений искусств" все таки закреплены за МАТРИЗ!

А родной ассоциации также хотим пожелать не делать впредь нужную работу столь непрофессионально. Все - таки "ТРИЗ" хоть теперь формально и в собственности немногих, но слово то родное, нашенское... И нам по привычке за него обидно.

P.S.: Мы готовы в данной рубрике опубликовать мнения по этому поводу всех причастных и просто заинтересованных лиц.

Наш адрес: info@metodolog.ru


Главная    Конференция    Товарные знаки как оружие в борьбе интеллектов