Главная    Инструменты    Интуитивный подход    Предпосылки возникновения методов поиска новых технических идей и решений

Методы интуитивного поиска технических решений

Кудрявцев А.В.

Введение

Методы случайного или интуитивного поиска имеют довольно длительную историю. Они зародились в первой трети двадцатого века, в пятидесятых годах привели к появлению методического бума и к настоящему времени стали одним из признанных инструментов, используемых при решении широкого круга задач. До сих пор идут и вероятно будут продолжаться споры относительно эффективности данного подхода.

Большое количество работ, ориентирующих пользователя на применение "логических" методов создали у части аудитории ощущение ненужности, устарелости подходов, основанных на свободном порождении новых идей. Ото мнение ошибочно, необходимость в таком продукте сохраняется до сих пор, его значимость все возрастает. К сожалению крайне мало литературы, освещающей данное направление методологии. До сих пор не изданы работы собственно авторов основных методов интуитивного решения проблем - мозгового штурма и синектики. Большинство имеющихся описаний поверхностны либо даны в рамках пропаганды альтернативных направлений.

Автор предполагал дать подробное описание сути мозгового штурма и синектики, осветить опыт их использования и преподавания, иными словами предложить "инструкцию" по озарению, повышению вероятности неожиданной находки, переходов через "разрывы в логике" лежащих в основе изобретений. Этому способствует и то, что взгляд на интуитивный поиск с точки зрения сегодняшнего понимания творческих процессов позволяет увидеть в нем ряд элементов, допускающих обучение.

Практика показывает, что при ровном отношении к методам, основанным на разных подходах, они отлично уживаются в процессе комплексного решения сложных проблем. Идея гармоничного сочетания различных подходов - вот основная линия развития методологии творчества. И в этой связи методы интуитивного творчества должны восприниматься не как рудименты прошлого, а в качестве равноправных участников сложного процесса порождения нового.

Книга может быть полезной в первую очередь преподавателям методов технического творчества, лицам, профессионально работающим в области методологии творческой деятельности, всем интересующимся проблемами творчества.

Глава1 Предпосылки возникновения методов поиска новых технических идей и решений

Методы поиска новых технических идей и решений (в дальнейшем - методы поиска) возникли как инструменты, обеспечивающие высокую эффективность труда при выполнении специфической формы производственной деятельности - совершенствовании техники и технологии. (Мы будем рассматривать здесь только область совершенствования техники. Учет таких областей, как военное дело, юриспруденция, обществоведение, социальное строительство, искусство, иными словами расширенное рассмотрение областей постоянного приложения человеческого творчества, дало бы совсем иную картину).

Сами по себе идеи, направленные на совершенствование техники, утвердились как товар в XIX веке, т. е. в период становления промышленности. Этому способствовало распространение машин, фабричного подхода к производству, практически на все отрасли человеческого общественного труда. Именно тогда производители впервые обостренно столкнулись с конкуренцией в самой технике. Появилась возможность снять ограничение, накладываемое на процессы интенсификации труда человеком - производительность, себестоимость продукции менялись с каждым совершенствованием в технической сфере. Парадоксальная фраза Ф. Бэкона "Знание - сила" наполнилась содержанием для очень многих людей. Увеличение спроса на новые машины, постоянное стремление поднять их эффективность и расширить их возможности привело к созданию новой области промышленного производства, которую можно назвать производством идей.

Необходимость такого выделения объясняется резким увеличением количества, людей, время и труд которых были целиком посвящены созданию нового. Однако у этого процесса была своя предыстория.

Производство новых идей в технике прошло в своем развитии большой и исторически протяженный путь.

Применим для анализа этого пути подход, данный К. Марксом при исследовании развития промышленного производства. Маркс писал, что процесс производства (его характерные формы, их эволюция) нисколько не меняется при изменении предмета труда, а зависит в основном от спроса на этот предмет, а следовательно от количества людей, занятых в процессе труда. Естественно, что мы будем исходить из предположения о том, что поиск идей является специфическим видом производства.

В "Капитале" выделены следующие основные этапы развития организационных форм производства: натуральное хозяйство - ремесленное - кооперация - мануфактура - развитое фабричное (машинное) производство. Рассмотрим эти этапы применительно к интересующему нас предмету.

Зарождение "натурального хозяйства" в области производства идей относится к тому же периоду, что и появление орудий вообще. Естественно, что каждый владелец инструмента, делая его для себя, исполнял его по готовым образцам. Но в ряде случаев незначительные изменения накапливались, происходило приспособление стандартного орудия, инструмента под человека или под изменившиеся условия внешней среды.

Однако чрезвычайно медленный, а значит в большой степени бессознательный характер таких изменений не позволяет считать его исполнителей людьми, создающими новую технику. Метод натурного эксперимента, используемый археологами, позволил им оценить прирост производительности труда, обеспечиваемого однофункциональными предметами труда различных эпох. По оценкам академика С. Г. Струмилина такой прирост составлял 1-2 процента в течении многих сотен лет. Можно сделать вывод о том, что отсутствовали массовые попытки сознательного улучшения орудий их изготовителями. Естественно предположить, что и в то далекое время были люди, стремящиеся изменить окружающий мир, а не только приспособиться к нему. Однако колоссальные затраты энергии и времени, расходуемые на поддержание функционирования, не давали человеку возможности вырваться из круга обыденности. (Интересно, что современный инженер на большинстве предприятий находится практически в подобном положении-творить некогда, "текучка заедает". Отсюда и сходные с неолитом приоритеты при оценке нового, а зачастую и сходный уровень создаваемой техники.) Практически возможность целенаправленно заниматься развитием орудий труда появилась только в период перехода к ремесленническому способу производства. Человек, вся деятельность которого состоит в изготовлении конкретного продукта с помощью набора определенных инструментов, глубже разбирается в процессах, происходящих во время работы. Изготавливая продукт не для себя, а для выноса на рынок, он изготавливает его с учетом двух факторов: стремясь обеспечить большое количество продукта и при этом выработать высокое качество, требуемое покупателем. Непрерывное осуществление одних и тех же операций позволяет находить все более оптимальные формы работы и требует все более изощренных орудий. Так ремесленник начинает сам обеспечивать себя измененными, усовершенствованными орудиями производства. Увеличение числа ремесленников приводит к возникновению обслуживающей их инфраструктуры - появляются первые изобретатели-профессионалы.

Следует отметить, что в средние века философская картина мира не включала в себя необходимости изменять что-либо. Прирост населения был минимальным. Фактически каждое следующее поколение просто-напросто замещало предыдущее. В этих условиях технические нововведения часто не только не приветствовались, но и запрещались.

"При первом взгляде на прошлое складывается впечатление, что отвергание обществом технических нововведений было постоянным явлением. Критика техники оказывается столь же древней, как и сама техника. И действительно, из истории почти всех высоких культур до нас дошли голоса, в которых можно уловить скептическую настроенность по отношению к технике и пользе изобретений, или по крайней мере техника рассматривается в демонически - зловещем свете... Также и образ техника, искусного механика, изобретателя, алхимика, проектировщика почти до самого Нового времени воспринимался с магическим трепетом, который тоже связывали с действиями темных сил и с вызовом естественному порядку" (Р.П. Зиферле, в сборнике "Философия техники в ФРГ").

Свято хранила нормы деятельности и цеховая структура ремесленников. Вот образец одного из нормативных положений - Устава ремесленников города Торна (Германия), датируемого 1523 годом: "Ни один ремесленник не должен придумывать ничего нового или применять его, но каждый должен следовать за своим ближним из побуждений гражданской и братской любви".

Р. П. Зиферле отмечал, что понимание мира как переходного состояния от существующего устройства жизни к иному, более лучшему - это изобретение XIX и XX веков. Именно на рубеже XIX века начала ломаться система, в которой будущее - это повтор настоящего. Огромные массы людей испытали на себе переход к индустриализации. Динамичность техники потребовала ломки существовавших огранизационных структур, т. е. по сути всей структуры общества.

Появление института изобретателей - это не просто эпизод, а фиксация новых ценностей общества. По состоянию изобретательства в стране проверяется фактическое отношение к изменениям.

Первые попытки выделения изобретательской деятельности в самостоятельное ремесло относятся к рубежу XVI и XVII веков. Дж. Бернал писал по этому поводу в своей книге "Наука в истории человечества" [3]: "Конец 16 и начало 17 веков видели первых представителей из ряда прожектеров, позднее названных изобретателями. Они не только говорили, как это делал Роджер Бэкон, о чудесных новых машинах, но и предлагали .сами сделать их за известное вознаграждение, а иногда даже действительно делали". Использовали ли эти талантливые люди какие-то осознанные приемы для организации своей деятельности или нет - сказать трудно. Известно лишь, что при решении задач в иных областях человеческой деятельности подобные приемы и эвристики использовались еще в глубокой древности.

Возникновение инженерного дела как отдельной специальности, связанной с разработкой проектов, относится к XVIII веку. В этот период большое развитие получили такие системы как флот, фортификационные сооружения, проводилось иное военное и гражданское строительство. Уже на этом этапе возникают первые методические правила, ориентированные на повышение эффективности творческой деятельности. Во второй половине XIX века приемы и методики активизации творческой деятельности создавались рядом авторов. Была также осознана необходимость в создании объединений, коопераций разработчиков новой техники с целью дальнейшего повышения производительности их труда. Такие объединения появились почти одновременно в ряде промышленно развитых стран. Так, в 1871 г. при Мюнхенском политехническом институте была образована первая лаборатория, занимающаяся разработкой новых приборов для бурно развивавшейся техники низких температур. Наиболее известным примером промышленно-исследовательских лабораторий может служить лаборатория Т. Эдисона, созданная им в 1872 году в г. Менло-Парк (США). Итоги деятельности лаборатории говорят сами за себя. За шесть с половиной лет было получено около 300 патентов (что составляет 1 патент за 8 дней). Еще более усовершенствовал систему поточного производства патентов А. Белл. С 1879 по 1900 год сотрудники лаборатории его компании получили свыше 3000 патентов, т. е. в среднем 1 патент за каждые два с половиной дня в течение 12 лет.

Методический подход к решению задач, все еще уникальный, осознанный не полностью, применяемый далеко не всеми, начал, тем не менее, приносить прибыль. Производство новой техники подстегивало ее разработку в еще больших размерах. Обострение конкурентной борьбы в условиях промышленных кризисов заставляло компанию все более усиливать поиск новых идей по двум направлениям: как в области совершенствования средств производства, так и в области создания новых товаров. Большой вклад в разработку методического обеспечения был внесен в начале нашего века. В это время появились методики, описывающие различные аспекты творческой деятельности.

Индустрия производства новых идей развивалась все более быстрыми темпами, и к 40-м годам нашего века обостренно встал вопрос о переходе к следующей форме организации труда.

Налицо были следующие факторы:

- увеличение спроса на новые идеи, особенно обострившиеся в преддверии и во время Второй мировой войны;

- острый недостаток в квалификационной рабочей силе;

- высокая стоимость обучения и оплаты труда подобных специалистов;

- необходимость концентрации большого числа специалистов для решения комплексных, масштабных задач в ограниченные сроки.

Переход к новой форме организации труда был предопределен. Он неминуемо должен был произойти и происходил там, где спрос на новые идеи был особенно велик. По всем характеристикам этот переход является переходом к мануфактурному способу организации труда.

Процесс поиска новых идей и решений приобретает следующие характерные черты мануфактуры:

1. Процесс обработки и получения продукта состоит из ряда относительно изолированных друг от друга последовательных этапов.

2. Каждый этап обработки выполняет отдельный работник или работники, специально подобранные и максимально подходящие для этого по физическим и умственным качествам.

3. Процесс обучения резко упрощается, т. к. сводится к обучению одной операции.

4. Выполнение этапов, операций осуществляется с помощью специализированных инструментов.

5. Появляется необходимость в системе управления, определяющей общую цель работ, степень детализации, контролирующей выполнение операций и их качество.

Важнейшим теперь будет выяснение содержания этапов, операций. Их выбор тоже носит закономерный характер. "Для правильного понимания разделения труда внутри мануфактуры существенно обратить внимание на следующие пункты. Прежде всего расчленение процесса производства на его особые фазы совершенно совпадает в данном случае с разложением ремесленной деятельности на ее различные частичные операции... Базисом остается ремесло". (Маркс)

Нам осталось найти эти этапы, вычленить их из практики новаторов для того, чтобы стала понятна сущность "мануфактурных" методов организации творческой деятельности.


Главная    Инструменты    Интуитивный подход    Предпосылки возникновения методов поиска новых технических идей и решений