Главная    Энциклопедия    Рациональная классификация музыкальных инструментов

Муратов Сергей Витальевич

Рациональная классификация музыкальных инструментов

Каждый инструментовед при изучении музыкальных инструментов должен не только четко представлять себе конструкцию и музыкальные особенности изучаемого объекта, но и знать его отношение к другим объектам, ко всем музыкальным инструментам в целом. Кроме того, следует осознавать системность распределния музыкальных инструментов по группам, сохраняя единый классификационный критерий, исходя из основного принципа, положенного в основу предполагаемой классификации.

Попытки классифицировать музыкальные инструменты делались неоднократно и каждая последующая классификация учитывала положительные и отрицательные особенности предыдущей.

Инструменты классифицируются по-разному, некоторые из них частично совпадают. Китайцы делят их согласно материалу из которого они сделаны, например: каменнные, деревянные, шелковые, и металлические. Греко-Романские авторы различали три основных типа инструментов: духовые, струнные и ударные. Эта классификация, имеющая свою историю со Средних Веков, - самая популярная и дожила до наших дней с дополнением электронных инструментов. Некоторые авторы 16-го столетия исключали определенные инструменты из этой классификации. Так музыкальный теоретик Ludovico Zacconi (1555-1627) ушел так далеко что исключил из классификации все ударные инструменты, разделив остальные на четыре группы: духовые, клавишные, смычковые и щипковые. Другая четырехкратная классификация была принята Индусами по крайней мере еще в 1-е столетие до Нашей Эры: они признавали струнные инструменты, духовые инструменты, ударные инструменты из дерева или металла, и ударные инструменты с кожанной мембраной (то есть, барабаны). Этот древняя система, основанная на материале, производящем звук была принята Бельгийским изготовителем инструментов и акустиком Victor-Charles Mahillon (1841-1924), который назвал свои четыре основных класса:

- Autophones (самозвучащие), инструменты, изготовленные из звучного материала, (напр., колокола, трещетки);

- Membranophones (мембранные), в которых вибрирует растянутая кожа (напр., барабаны);

- Aerophones, в которых звук производится вибрирующим столбом воздуха (духовые инструменты);

- Chordophones, или струнные инструменты.

Эту схему развили и уточнили австрийский музыковед Erich von Hornbostel (1877-1935) и его немецкий коллега Curt Sachs (1881-1959). В основу их классификации положены два критерия - источник звука (групповой признак) и способ его извлечения (видовой признак). Они сохранили те же четыре группы Маийона - идиофоны (автофоны), мембранофоны, хордофоны и аэрофоны, но разбили их на многие отдельные виды.

Система Хорнбостеля-Закса получила самое широкое признание и ей пользуются и в наше время, несмотря на то, что с тех пор были сделаны попытки найти более рациональную и более научно-обоснованную классификацию музыкальных инструментов. Однако, все известные на сегодняшний день классификации страдают рядом недостатков:

- Во-первых, нарушениями классификационных критериев;

- Во-вторых, неправильным отношением к акустике духовых инструментов, что вносит определенную путаницу практически во все системы;

- В-третьих, внесением в системы "бытовых" названий музыкальных инструментов, нарушающих целостность предлагаемой классификации;

- В-четвертых, исключением из классификационных признаков такого важнейшего элемента музыкальных инструментов, как резонатор.

Таким образом, вышеперечисленные недостатки вызывают критическое отношение к известным классификациям у некоторых инструментоведов и музыкантов, что мешает принять какую-нибудь систему хотя бы за основу.

К вышесказанному можно добавить, что некоторые специфические термины инструментоведов не принимаются музыкантами в свой лексикон. Так, невозможно, например, заставить дирижера обращаться к оркестрантам, используя терминологию К.Загса. Если последнее не должно учитываться при разработке научной классификации музыкальных инструментов, то первые четыре положения требуют более серьезного отношения.

При изучении музыкальных инструментов обнаруживается определенная зависимость: если детальное изучение конструктивных и акустических особенностей инструментов помогает лучше их классифицировать, то строго научная классификация, наоборот, должна помочь лучше понять отдельный инструмент. Таким образом, можно сказать, что отсутствие на сегодняшний день правильной классификации музыкальных инструментов способствовало созданию неверных представлений об акустике этих инструментов. И наоборот, уточнение происходящих в инструменте акустических закономерностей продвигает вперед дело об их научной, а значит и рациональной, классификации.

Но, так как за последние годы многое в представлении об особенностях звукоо Здесь в самом невыгодном положении оказались духовые инструменты образования у духовых инструментов изменилось, можно говорить о возможности создания "правильной" классификации всех музыкальных инструментов.

Первую попытку критического отношения к системе Хорнбостеля-Закса предпринял П.Н.Зимин. Он пишет, что в основу их системы "кладется несколько признаков: а) способность или неспособность тел звучать самостоятельно, в силу своих природных особенностей, б) форма звучащего тела и в) физическое состояние вещества звучащего тела. Уже вследствие такой методологической пестроты, проникающей основные подразделения, можно ожидать такой же пестроты и в дальнейших мелких группировках" (П.Н.Зимини Принципы рациональной классификации музыкальных инструментов, труды ГИМН, Москва, 1926). Указывая о недостатках всех известных ему систем, Зимин приходит к выводу, что "основным дефектом всех этих систем является построение их по принципу классификационного дерева, т.е. расположение в плане однокоординатного построения". Он пишет, что такой принцип не может быть признан удобным и целесообразным и предлагает двукоординатный принцип, когда по горизонтали откладываются акустические особенности инструмента, а по вертикали - отношение инструмента к человеку, природе и механической силе. В конечном итоге, у Зимина получаются два "классификационных дерева", направленных и горизонтально, и вертикально, которые переплетаются в центре.

При всех достоинствах такого расположения материала в схеме отсутствует резонатор, что сильно обедняет предложенную классификацию. К тому же, его классификационные деревья построены нелогично и страдают рядом недостатков, что не способствует прояснению поставленной задачи.

Все инструменты Зимин делит на две большие группы:

1 - инструменты с звучанием твердого тела и

2 - инструменты с звучанием газового объема (аэрофоны), т.е. по физическому состоянию звучащего тела. Уже в самом начале совсем непонятно, что автор подразумевает под звучащим телом. Если это первичный источник звука, который впоследствии будет или нет усилен определенным резонатором, то газовый объем никак под эту категорию не подпадает. Если имеется ввиду источник звука, который воспринимается слушателем,то газовый объем как резонатор присутствует практически во всех инструмента: и в барабанах, и скрипках, и трубах, и арфах, и др. Я думаю, что воздушный столб внутри трубы Зимин принимает и за первичный источник звука, и за резонатор одновременно, а в его таблице "газовый объем" является первичным источником звука.

Далее, следуя его логике, можно было ожидать более подробное разделение инструментов по первичному источнику звука, как это было у К.Закса, но П.Зимин начинает делить инструменты на классы по совсем другим признакам. Так, I-ю группу он делит с позиции способа возбуждения звука, а именно: 1 - ударные, 2 - щипковые, 3 - фрикционные, 4 - вибрационно-динамические; а II-ю - по некоторым деталям конструкции инструмента: 5 - лабиальные, 6 - инструменты с клапанным прерывателем газовой струи. Точнее, надо было последние два класса объединить в один класс и назвать "духовые", что продолжало бы начатую им классификацию.

Наиболее удачным в классификации Зимина является раздел, посвященный ударным и щипковым инструментам. Эти два класса симметрично делятся на три подкласса. У ударных это: а) массивное звучащее тело, в) в форме упругой перепонки, с) струна. У щипковых: а) массивное, в) в форме упругой пластинки, с) струна. Таким образом, классификационный критерий первичный источник звука разбид вставкой - ударные и щипковые инструменты, что нарушает целостность схемы и логику развития классификационного дерева.

При всех недостатках такой классификации логично было ожидать такого же подхода и к фрикционным инструментам, но автор вместо слов "звучащее тело" пишет "звук образуется трением, т.е. просто переводит иностранное слово на русский язык и ставит эту фразу не на свое место в классификационной таблице. Далее идет уточнение о связующем веществе, участвующем в трении, но ни слова о "звучащем теле", хотя фрикционные инструменты так же могут быть и с массивным звучащим телом, и в форме упругой перепонки или пластинки, и со струной.

Таким образом, когда необходимо найти в таблице такие инструменты, как скрипка, альт, виолончель, контрабас или др. аналогичный, мы видим обозначение "смычковые струнные инструменты", т.е. вместо названия какого-нибудь инструмента Зимин проставил классификационные категории, которые "забыл" обозначить в нужном месте своей классификации.

Духовые инструменты, которые Зимин назвал аэрофонами (слепо повторяя заблуждения К.Загса) делятся на лабиальные и с клапаном. Клапан или, точнее, трости деревянных духовых инструментов или амбушюр у медных и является "первичным источником звука", а сама "труба" является только акустической надставкой, что и говорит сам автор этой противоречивой и запутанной классификации в разделе, где он делит язычковые инструменты на более мелкие подгруппы, например: "звуковой клапан может издавать несколько звуков, образующих натуральный звукоряд, подчиняющийся акустическому влиянию надставки".

Даже такой не совсем полный анализ труда П.Зимина показывает мое отношение к проблеме, на основе которого можно самостоятельно изучить все известные читателю классификации. Если труд Зимина мало известен и никогда не переиздавался, то я нашел нужным прокомментировать и популярную во всем мире книгу А.Модра "Музыкальные инструменты", в том разделе, где он касается классификации музыкальных инструментов.

"Каждый музыкальный инструмент" - пишет А.Модр, - "имеет свою специфику звукообразования, которая зависит от возбудителя колебания. Большинство музыкальных инструментов имеет также резонатор, усиливающий звук совместным звучанием. У струнных инструментов звукообразующими элементами являются струны, у духовых - язычки, грани среза (лабиум) или губы исполнителя, у ударных - натянутая кожанная оболочка или сам материал, из которого они сделаны. Возбудителями колебания являются смычок, плектор (медиатор), пальцы музыканта, выдыхаемый и вдыхаемый ток воздуха, молоточки и палочки. Резонатором музыкальных инструментов являются корпус, деревянная дека, воздушное пространство или столб воздуха, ограниченный стенками инструмента".

Как мы видим, для Модра главным признаком инструментов являются "источники звукообразования". Здесь он придерживается принципа, предложенного К.Загсом. Важное отличие у Модра является то, что он в духовых инструментах первичным источником звука называет не столб воздуха, как это мы видим у К.Закса, а язычки и губы исполнителя. Столб воздуха А.Модр заслуженно ставит на место резонатора. Удивление вызывает только отнесение к первичному источнику звука лабиум флейты. Дело в том, что лабиум является только конструктивной деталью инструмента, которая способствует рассеканию воздушного потока для образования периодических завихрений, а следовательно и связанные с этим местные сгущения и разрежения, ведущие к возникновению звуковых колебаний. Таким образом, у флейты первичным источником звука можно считать воздушные завихрения от краевого эффекта.

Если А.Модр не согласен с К.Загсом об определении духовых инструментов как аэрофонических, что совершенно справедливо, то и в своей классификации он четвертую группу инструментов называет по-другому - инструменты духовые, что полностью нарушает классификационную направленность первых трех групп, повторяющих систему Закса. Однако, уже в следующем разделе своей книги, где Модр подробно объясняет состав каждой группы, говоря о духовых инструментах, он в скобках определяет их как аэрофонические.

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (По Модру)

I. ИНСТРУМЕНТЫ САМОЗВУЧНЫЕ

А) с определенной высотой звука

В) с неопределенной высотой звука

II. ИНСТРУМЕНТЫ ОБОЛОЧКОЗВУЧАЩИЕ

А) с определенной высотой звука

В) с неопределенной высотой звука

III. ИНСТРУМЕНТЫ СТРУННЫЕ

А) скользящие

1. смычковые,

2. вращающиеся

В) щипковые

1. с грифом,

2. без грифа,

3. с клавиатурой

С) ударные

1. с клавиатурой,

2. с колотушками.

IV. ИНСТРУМЕНТЫ ДУХОВЫЕ

А) лабиальные

1. поперечные,

2. продольные.

В) с тростью

1. с простой тростью,

2. с двойной тростью

С) амбушурные (губные)

1. натуральные,

2. хроматические

а - кулисные

в - клапанные

с - вентильные

D) многоголосные

1. с клавиатурой

2. простые

Разберем эту классификацию подробно. Самозвучные инструменты (идиофонические), у которых источником звука служит материал, способный звучать без дополнительного натяжения (как струны или барабанные мембраны) могут быть не только с определенной или неопределенной высотой звука, но и отличаться по способу звукоизвлечения, как это приведено в классификации струнных инструментов. То же можно сказать и о мембранофонических инструментах (оболочкозвучащие).

Струнные инструменты А.Модр разделил на три группы: скользящие, щипковые и ударные. Следовало бы первую подгруппу назвать термином "фрикционные", так как скольжение не всегда сопровождается трением, достаточным для возбуждения колебаний. Дальнейшее подразделение группы А на смычковые и вращающиеся не выдерживают классификационного критерия. Если смычок - деталь инструмента, то вращение - это направленность в движении какого-то предмета. Следовало бы назвать эту группу - колесные.

Если группа А делится по принципу определения детали конструкции инструмента, участвующей непосредственно в возбуждении струны, то следовало бы так же поступить и с группой В, т.к. гриф и клавиатура относятся к совершенно разным классификационным порядкам. Если гриф участвует в звуковысотном изменении звучания струны, то клавиатура является частью механики, приводящей в действие щипковый или ударный механизм. С таким же успехом можно было делить и группу А на инструменты с грифом и без грифа.

Что касается группы С, то здесь совершенно нет логики, т.к. то же фортепиано имеет и клавиатуру, и колотушки (молоточки механики).

Класс духовых инструментов мы уже анализировали, когда говорили о лабиальных трубах. Введение в группы многоголосные инструменты вообще неуместно, так как многоголосными могут быть и лабиальные трубы, и с тростью (язычком).

Таким образом, классификация А.Модра полностью антинаучна. Такие классификации, какую представил А.Модр, могут полностью запутать любого музыканта. Так, по его классификации инструменты самозвучные и оболочкозвучащие - скорее всего ударные, но это никак не отмечено, хотя в струнной секции есть ударные инструменты. Скользящие (или фрикционные) могут быть инструменты как струнные, так и самозвучные с оболочкозвучащими.

Классификация музыкальных инструментов, представленная в энциклопедии Британика страдает еще большими недостатками. Так САМОЗВУЧНЫЕ инструменты (Idiophones) и мембранные (Membranophones) делятся по способу звукоизвлечения; струнные (Chordophones) - по конструкции резонаторов; воздушные (Aerophones) - вперемежку конструкция инструмента, первичного источника звука и наличие или отсутствие резонаторов. Вообщем - полная мешанина.

Из анализа вышеприведенных классификаций можно сделать вывод - все трудности по систематизации музыкальных инструментов проистекают из-за положения, когда на первое место ставится источник первичного звука. Тогда мы видим, как в одном ряду стоят совершенно разные инструменты как по своей конструкции, так и по музыкально-художественному содержанию. А инструменты достаточно родственные - разбросаны по различным классам. И то, и другое заметно осложняет изучение музыкальных инструментов.

В своей книге А.Модр указывает, что классифицировать можно и по другим признакам, например, акустическим, когда звук определяется или затухающим, или продолжающимся. Это достаточно существенный признак, который важен и для композитора (инструментовщика), и для исполнителя. К последнему можно добавить, что часто "бытовое" подразделение музыкальных инструментов достаточно четко классифицирует их по профессиональным и акустическим критериям, например: ударные и щипковые инструменты определяются и по профессиональному признаку, и по акустическому, т.к. все эти интрументы можно назвать инструментами с затухающим звуком; а духовые и смычковые (считай фрикционные) так же имеют и профессиональное подразделение, и акустическое, т.е. с продолжающимся звуком.

Работая над собственной классификацией музыкальных инструментов, я выделил три основных критерия, по которым следует систематизировать все имеющиеся в мировой практике инструменты:

- способ извлечение звука,

- источник первичного звука,

- резонатор.

Я уже высказывал свое мнение, что классификация по источнику звука не способствует прояснению поставленной задачи. Остаются два критерия, которые можно ставить на первое место в классификации: резонаторы и способ извлечения звука.

Для музыкальных мастеров главным признаком является резонатор, так как именно он определяет профиль мастера. Так, скрипичный мастер в состоянии, используя свои навыки, изготовить любой щипковый инструмент типа гитары или домры (и наоборот). Арфа и фортепиано уже требует других навыков. В таком же положении находятся и мастера духовых инструментов.

В мою задачу входит систематизация музыкальных инструментов как для мастеров, так и для исполнителей и композиторов.

Таким образом, самый лучший критерий для первичного подразделения музыкальных инструментов - это СПОСОБ ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ. Их всего четыре: удар, щипок, трение и дутье,- других нет.

Во-первых, при такой классификации почти полностью сохраняется их "бытовое" название, что удобно для всеобщего пользования.

Во-вторых, в своей классификации я использую четыре "дерева", которые "растут" вдоль классификационный критерий, связанных с резонаторами. Я использую два основных типа резонаторов с соответствующими подклассами, хотя, при желании, можно этот список увеличить без разрушения таблицы.

В-третьих, эта система выдерживает и акустические рамки: первые два с затухающим звуком, третий и четвертый - с продолжающимся звуком.

В-четвертых, определяю инструменты по профессиональной принадлежности (мастер и исполнитель).

В-пятых, избегаю смешения в одной группе неродственных инструментов.

Следовательно, первичное разделение всех музыкальных инструментов на ударные, щипковые, фрикционные и духовые соответствует классификационным критериям.

Далее каждый класс делится на группы, в которых также выдержано единство в категориях :

а) непосредственно органами человеческого тела

b) при помощи простого приспособления

с) при помощи какой-то механики.

I класс УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ делится на удары:

а) рукой

b) простым приспособлением (палочкой, колотушкой)

с) при помощи механики (как у фортепиано)

II класс ЩИПКОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ делится на щипок:

а) рукой

b) простым приспособлением (плектор)

с) при помощи механики (как у клавесина)

III класс ФРИКЦИОННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ делится на трение:

а) рукой

b) простым приспособлением (смычок)

с) при помощи механики (как у колесной лиры)

IV класс ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ делится на дутье:

а) непосредственно дыханием человека в инструмент

b) дыханием в промежуточную воздушную камеру (как у волынки)

с) простой или сложной пневматикой (от гармошки до органа)

Следующее разветвление всех четырех "деревьев" я предлагаю проводить по принципу первичного источника звука. Как известно, материалом для первичного источника звука в музыкальных инструментах могут служить как твердые тела, так и газообразные. Твердые тела могут быть растяжимые и нерастяжимые, находиться в свободном состоянии по отношению ко всему инструменту или как-то закреплены.

Твердые тела я расположил в том порядке, в котором проявляется их отношение к самому инструменту, т.е. от простого к сложному.

1 подкласс - СВОБОДНЫЕ ТЕЛА, которые К.Загс назвал идиофонами

а) массивные (как у ксилофона)

b) трубчатые (типа оркестровых колоколов)

с) выпуклые (от ложек и тарелок до церковных колоколов)

2 подкласс - ЯЗЫЧКИ (пластины, закрепленные с одного конца)

а) свободные (как у варгана)

b) проскакивающие (как в баяне)

с) бьющие (кларнетовые или гобойные)

3 подкласс - СТРУНЫ, который я не делил на группы.

4 подкласс - МЕМБРАНЫ, которые могут быть

а) растяжимые, закрепленные с двух сторон (губы духовика, береста)

b) растяжимые, закрепленные по периметру (как в барабане)

с) нерастяжимые (поющая пила)

5 подкласс - СВИСТ (воздушные завихрения от краевого эффекта) могут быть при:

а) поперечном вдувании в трубу

b) продольном вдувании в трубу (или в бутыль)

с) в свисток (особой конструкции мундштук духового инструмента)

Я специально не оговариваю материал, из которого сделан тот или иной первичный источник звука, т.к. их такое множество, что только усложнит и запутает классификацию, например, струны для скрипки могут быть изготовлены из различных металлов, синтетики или натуральных жил.

Как я уже говорил, я использую два вида резонанса: трубы и коробки.

А - ТРУБЫ. Независимо от формы и материала, из которого они сделаны, все трубы можно разделить на три группы:

а) постоянного размера (как в органе, трембите)

b) удлиняющаяся (как в тромбоне и трубе)

с) укорачивающаяся (за счет отверстий вдоль инструмента как в кларнете и флейте)

В - ЯЩИК. Конечно, это образное определение той конструкции, которую мы можем наблюдать и у скрипки, и мандолины, и рояля. Главным для меня является отношение его к окружающему воздушному пространству и некоторые характерные черты конструкции:

а) закрытый (как у скрипки, гитары или двустороннего барабана)

b) открытый (бубен)

с) котлообразный (мандолина, литавра)

При желании можно продолжить как более подробное разветвление этих двух резонаторов, так и добавить к имеющимся что-либо новое, например: струны, полость рта, пластины и др. Все это не поломает предложенную схему, а только уточнит некоторые детали.

В своей классификации я так же не уточняю акустический характер резонатора. Известно, что резонаторы бывают широкополосные (как у струнных инструментов, которые резонируют все частоты) и узкополосные (духовые инструменты, литавры), резонирующие только определенный тон, на который настроен данный резонатор. Помимо того, существуют резонаторы, которые частично влияют на высоту первичного источника звука как, например, у баяна.

К первым относятся различного рода "ящики", ко вторым струны, трубы и некоторые типы "котлов". Влияние на высоту первичного источника звука оказывает и такой резонатор, как полость рта.

Таким образом, я не только определил важнейшие особенности музыкальных инструментов, но и присвоил каждой категории определенный числовой или буквенный символ. В добавление к вышеперечисленным категориям, когда нам надо более подробно уточнить некоторые детали, например: количество струн, труб, отверстий на дудке, язычков и др. первичных источников звука или резонаторов, - сверху над соответствующим символом можно проставлять маленькие цифры. Если такие цифры проставить над буквой "с", которая указывает, что резонатор ТРУБА "В" является укорачивающейся "Вс", то мы можем определить, сколько отверстий имеет тот или иной вид духового инструмента.

Если по какой-то причине я не указал какого-либо характерного свойства инструмента, а этого требует какая-то справочная литература, составляемая любым автором, можно к вышеприведенным символам добавлять любые, которые пожелает сам автор, но с определенной пояснительной запиской. Таким образом, представленная классификация является универсальной моделью для любых применений, что определяется ее кодовым характером. Зная код инструмента, который можно составить по вступительной статье любой справочной литературы, можно быстро найти его в тексте и идентифицировать.

Кодовый характер классификации удобен еще и тем, что при небольшом объеме справочной литературы по символам можно определить не только местоположение какого-либо инструмента в системе, но и представить себе, хотя бы приблизительно, его внешний вид. Например, в статье приводится название малоизвестного африканского инструмента ИМЗАД с кодом IIIв.3.Сс. Расшифровка показывает, что это однострунный смычковый инструмент с котлообразным корпусом.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ КОДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ЗВУКА

I. Удар:

а) рукой

b) простым приспособлением

с) механика

II. Щипок:

а) рукой

b) простым приспособлением

с) механика

III. Трение:

а) рукой

b) простым приспособлением

с) механика

IV. Дутье:

а) в инструмент

b) в промежуточный резервуар

с) пневматика

ИСТОЧНИК ПЕРВИЧНОГО ЗВУКА

1. Свободные тела

а) массивные

b) трубчатые

с)выпуклые

2. Язычки

а) свободные

b) проскакивающие

с) бьющие

3. Струны

4. Мембраны

а) растяжимые, закрепленные с двух концов

b) растяжимые, закрепленные по периметру

с) нерастяжимые

5. Свист от краевого эффекта

а) при поперечном вдувании

b) при продольном вдувании

с) в свисток

РЕЗОНАТОРЫ

А. Труба

а) постоянного размера

b) удлиняющаяся (за счет дополнительных трубок)

с) укорачивающаяся (за счет отверстий)

В. Ящик

а) открытый

b) закрытый

с) котлообразный

Я уже говорил, что в случае уточнения некоторых конструктивных особенностей инструмента к вышеприведенной кодовой классификации можно добавлять дополнительные символы. Например, если желательно уточнить, с грифом или без грифа изготавливается тот или иной струнный инструмент, дополнительный символ ставится после символа, характеризующего резонатор. Там же ставится символ для духовых инструментов, если требуется уточнить некоторые особенности механики и т.п.

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Ia.4b.Са. - бубен, дойра (Узбек.)

Iа.4b.Св. - доли (Грузия)

Iа.4b.Сс. - дарбука (Алжир)

Ib.1а. - треугольник

Ib.1а. - ксилофон, гамбанг (Индонезия)

Xylophone [] Balo []

Ib.1а.Са. - колокольчики

Celesta [] Glockenspiel []

Ib.1а.Сс - маримба

Marimba [] Angklung []

Ib.1b. - трынг (Вьетнам)

Ib.1b. - колокола (оркестровые)

Bells []

Ib.1b - тубафон

Ib.1b.Ва. - вибрафон

Gender [] Vibraphone []

Ib.1с. - колокол, гонг, тамтам

Tam Tam [] Bell Chimes [] Gong Chimes [] Steel Drum []

Ib.1с. - кастаньеты, ложки

Ib.1с. - бонанг (Индонезия)

Ib.2с - трещетка

Ib.3.Сb. - монохорд

Ib.3.Сb. - цимбалы, чанг (Иран), сантур (Азия)

Cimbalom [] Dulcimer []

Ib.4b.Сb. - барабан, доол (Армения)

Tabla [] Atumpan [] Drum Kit []

Ib.4b.Сb. - тамбурин

Tambourin []

Ib.4b.Сс. - диплито (Грузия), литавры

Timpani []

Ib.4с. - флексатон

Iс.3.Сb. - клавикорд, фортепиано

Fortepiano []   Grand Piano []

ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

IIа.2а. - санса (Африка)

IIа.2а.Сb. - цанца (Африка)

IIа.2а. - варган

Bamboo jew's harp [я] Jew's Harp [я] Mbira [я]

IIa.3.Ва. - валиха (Мадагаскар)

IIa.3.Са. - ахымаа (Абхазия)

IIa.3.Сb. - домбра (Казахстан)

Berimbau [я]

IIa.3.Сb. - агач-кумуз (Дагестан)

IIa.3.Сb. - банджо

Banjo [я]

IIa.3.Сb. - гитара, виуэла (Испания), кифара

Electric guitar [я] Guitar [я] Lute [я] Ukulele [я]

IIa.3.Сb. - арфа, гусли, канклес (Литва)

Harp [я] Qin [я] Hawaiian guitar [я] Zither [я] Kantele [я] Kora [я] Krar [я]

IIa.3.Сс. - дутар, балалайка, мандолина

Mandolin [я] Balalaika [я] Sitar [я]

IIa.3.Сс. - вина (Индия)

Vina [я]

IIb.3.Сb. - бандура

Appalachian Dulcimer [я]

IIb.3.Сс. - домра, мандолина, кобза

Valiha [я] Bouzouki [я]

IIc.2а.Сb. - музыкальная шкатулка

IIc.3.Са. - клависин

Clavichord [я]

ФРИКЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

IIIa.1c. - стеклянная гармоника

IIIa.4b.Cb - бухай (Молд.)

Cuica []

IIIb.3.Са. - кобыз (Казах.)

Rebab [z] Rebec [z]

IIIb.3.Сb. - виоль, скрипка, альт, виолончель

Viol [z] Viola [z] Violin [z] Celo [z] Double Bass [z]

IIIb.3.Сс - имзад (Алжир)

Erhu [z]

IIIb.3.Сс - кеманча (Армения)

Kamanche [z]

IIIb.3.Сс - гиджак (Азия)

Sarangi [z]

IIIb.4с. - поющая пила

IIIc.3.Cb - колесная лира, харди-гарди

Hurdy gurdy [z]

ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

IVa.2b.Ba. - лушан, шан (Китай)

Sheng [ю] Khaen [ю]

IVa.2b.Bc - мабу (Китай), жалейка, балабан, дудук

Launeddas [ю] Diple [ю] Crumhorn [ю] Algaita [ю]

IVa.2b.Cb. - губная гармонь

Harmonica [ю]

IVa.2с.Bb. - пирамланг (Вьетнам)

IVa.2сВс. - кларнет, саксофон

Saxophone [ю] Clarinet [ю]

IVa.2сВс. - зурна, фогот, гобой

Bassoon [ю] Oboe [ю] Zummara [ю] Suona [ю] Sahnai [ю] Pungi [ю]

IVa.4а.Ва. - карнай, трембита

Alphorn [м] Didjeridu [м]

IVa.4а.Bb. - труба, валторна, тромбон

Horn [м] NatTrumpet [м] Trombone [м] Trumpet [м] Tuba [м] Bugle [м]

IVa.4а.Вс. - бюгельгорн, рожок

ConchTrumpet [м] RkangGling [м]

IVa.5а.Вс. - флейта, лимба, ди (Китай)

Di [ю] Flute [ю]

IVa.5b.Ba. - флейта Пана, свыриль (Укр.)

Panpipes [ю] Bullroarer [ю]

IVa.5b.Bc. - курай, ачарпан, камыль

Shakuhachi [о]

IVa.5с.Bc. - свирель, сопилка, дудка

Kena [ю] Flageolet [ю] Dvojnice [ю] Chalumeau [ю]

IVb.2в.Ba. - волынка, мюзет

Bagpipe [ю]

IVс.2b.Сb.- баян, гармонь

Accordion [x]

IVс.2b+2c+5c.Ba. - орган

Harmonium [x] Organ [x]

Примечание: у духовых инструментов под символом 4а (растяжимая мембрана, закрепленная с двух концов) подразумеваются губы исполнителя.

Ниже я привожу сводную классификационную таблицу музыкальных инструментов. В связи с тем, что экран монитора не может показать всю таблицу целиком, я разбил ее на четыре части. <


Главная    Энциклопедия    Рациональная классификация музыкальных инструментов