Главная    Конференция    Размышление перед тем как описать гениальность

Размышление перед тем как описать гениальность

В.В. Митрофанов

Двадцатого февраля, накануне моего дня рождения, ко мне нагрянули гости - двое молодых ребят и рассказали о том, что на Руси не перевелись люди, которые понимают, что инженеров и рабочих необходимо приобщать к научно техническому творчеству. Оказалось, что они не только понимают, но и осуществляют на деле эту благородную идею! На Урале в одном городе на металлургическом заводе москвичи проводят обучение ТРИЗу сотрудников завода, и самое интересное, что в очередной приезд, преподавателям показали список поданных рацпредложений и заявок на патенты, теми, кто прошел обучение!

Почти как на "Самсунге", где руководство уже давно поняло, что такое ТРИЗ и, как рассказывают очевидцы, устроило "уголок"Г.С. Альтшуллера!! В наше смутное время -это сообщение вызвало у меня необычайный подъем духа и хотелось вскрикнуть - Ай да Генрих Альтшуллер - молодец!!!

Я уже обращал Ваше внимание, дорогой Читатель сайта, на некоторое правило - откуда то появляется очаровательная, любопытная идея, ты начинаешь ею интересоваться, как-то тут же начинает приходить интересная информация по этой идее, причем буквально с доставкой ее на дом! Позвонил мне Г.Е.Скворцов и с нескрываемым удовольствием сообщил, что он знает кто такие гении. Я его часто называю гением, но на тему гениальности особенно не размышлял, так как считаю для себя этот вопрос вне моей компетентности. Однако, когда он мне сказал, как он пришел к пониманию гениальности-я ему поверил. Буквально, на следующий день я случайно приобрел книгу Аниты Мейсон "Иллюзионист", прочел ее и она мне понравилась по многим эпизодам. Приведу беседу двух героев.

"Кефа промолчал. - Мы оба были не правы, - сказал Симон. - Мы совершили одну и ту же ошибку, хотя мы совершенно разные люди и выбрали разные дороги. Дорога, которую выбрал я, показала мне , что я был не прав: такова ее природа. Но дорога, которую выбрал ты, никогда не покажет тебе, что ты не прав: такова ее природа. Поэтому на мою долю выпало сказать тебе об этом... - Это не так просто. Можно начать с разных мест. Можно начать с чего угодно. Вернее, с любых двух вещей. Например, с нас двоих, сидящих в этой комнате. Всегда есть пара. - Я знаю, ты веришь, что существует два Бога,-сказал Кефа с некоторым раздражением. - Ты это хотел мне сказать? - Если угодно. Но я такж имею в виду день и ночь, мужчину и женщину, сладкое и кислое, правильное и неправильное. - Ну и что? - сказал Кефа. - Я говорю о материи и тени, - сказал Симон. - Я говорю о суше и море, о звуке и тишине, о холоде и жаре. Я говорю о жизни и смерти, о спасении и осуждении на вечные муки. Я говорю о том, что есть, и о том,чего нет. - Или о парах, - сказал Кефа. - Я понимаю. - Нет, не понимаешь, так как пар не существует. А есть лишь двойственность в природе. И из этой двойственности возникают все пары противоположностей как отражение друг друга. Помести источник света в комнату с металлическими предметами разной формы, и свет создаст на их поверхности различные рисунки; но на самом деле это всего лишь серия искажений - искажений одного источника света. Дуализм един. Это выражает материя, как только появляется на свет, - иначе не может быть. Это выражает наш ум в каждой рождаемой им мысли - иначе не может быть. Корень мироздания раздвоен."

Дальше продолжать не буду, кто хочет может прочесть сам. Но вот какие я сделал для себя выводы. Понятие дуализма рождалось в муках. Мы, почти всегда, видим только то. о чем нам рассказывают авторы, не имея достаточно полного представления о эпохе, в которой протекают события. Такое впечатление,хотя я это и не утверждаю, что понятие противоречие до сих пор не рассмотрено так полно, как хотелось бы. Конечно, противоположности могут быть различными: реальными, - например, по физическим свойствам, нереальными - например, рай и ад, ангелы и демоны: одна противоположность реальная, а другая воображаемая, или потенциальная - жизнь и смерть. Противоположности, которые существуют одновременно: например, свет и тень, лист стекла, который одновременно и тонкий и толстый:и т.д. Также возможно взаимодействие противоположностей - слабое, сильное, реальное, воображаемое, вещественное, полевое...

Мне представляется, что чем больше мы будем знать о противоположностях, тем легче сможем сформулировать противоречие, и, естественно, его разрешить. Я как-то писал о В.Леняшине, который решает много задач, работая в Корее, причем он даже в обычном разговоре использует противоречия. Он недавно приезжал в отпуск и рассказал, как в Корее была решена задача по перевозке горячего шлака. Его никуда не увозят, а здесь же на рабочем месте изготавливают шарики из шлака. Некуда им отвозить шлак!

Если бы кто нибудь у нас предложил такое решение, очевидно оно бы не прошло.

Но вот пример который меня поразил, так как наши сотрудники предлагали аналогичное решение, но оно было с яростью отвергнуто. Клайв Синклер в Англии из нестандартных полупроводниковых элементов начал выпускать конструктор "Сделай сам", которые он продавал за бесценок. Он не гонялся за прибылью, и в то же время гонялся! Чем выбрасывать - лучше продать за гроши! Мы же выбрасывали транзисторы, которые могли бы использовать радиолюбители.

Теперь я вернусь к теме гениальности. Когда читаешь какую нибудь книгу и знаешь на что надо обратить внимание, то видишь в ней значительно больше, нежели при простом чтении. Я буквально за несколько дней прочел подаренный мне бестселлер Дэна Брауна "Ангелы и демоны", в конце которого автор благодарит порядка 60 человек за оказание помощи, начиная от своих родителей и кончая Ватиканской обсерваторией! это здорово!

Я приведу несколько выдержек.

"- Отец задумал провести эксперимент, который, как он надеялся, сможет разрешить одно из самых острых противоречий между наукой и религией.

Интересно, какое противоречие она имеет в виду, подумал Лэнгдон. Истории известно огромное их множество. - Отец имел в виду проблему креационизма - проблему вечного спора о том, как возникла наша Вселенная. Вот это да, подумал Лэнгдон. Значит, речь идет ни много ни мало о том самом споре!...

Идея о том, что Бог смог создать" нечто из ничего", полностью противоречила общепризнанным законам современной физики и потому отвергалась ученым миром... -

Когда в 1927году католическая церковь впервые предложила теорию Большого взрыва... -

-Простите,- прервал ее Лэнгдон, - неужели вы хотите сказать, что идея Большого взрыва первоначально принадлежала церкви? Витторию его вопрос, казалось, несказанно изумил. -

- Ну, конечно, - ответила она. Ее в 1927 году выдвинул католический монах по имени Жорж Лэметр" -

И еще: "Наука и Религия никогда не противостояли друг другу, просто

наука очень мопода, чтобы понять это..."

"... разогнал в ускорителе два тончайших луча частиц. Когда два луча с невообразимой скоростью столкнулись, произошло их взаимопроникновение, и вся энергия сконцентрировалась в одной точке... И в этой энергетической точке внутри ускорителя буквально из ничего начали возникать частицы материи. ...эксперимент продемонстрировал, что Большой взрыв и акт Творения объясняются присутствием колоссального источника энергии... Наука и религия утверждают одну и ту же истину: источником творения является чистая энергия..."

"Возможности имеются всегда, их надо лишь увидеть... Какие данные тебе нужны? Какую цель ты себе ставишь?"

В журнале "Популярная механика" номер 2 за февраль 2005года.

приводится статья "И стал свет!!" и великолепная динамическая картинка - иллюстрация Большого взрыва с показом, что образуется в каждую еденицу времени. Там же мелким шрифтом отмечается автор этой теории, даже без упоминания его имени - просто аббат Леметр. И конечно, приводится задача - НУЛЕВАЯ ТОЧКА ОСТАЕТСЯ ЗАГАДКОЙ.Что же было в самом начале вселенной????

По видимому, надо обратиться к монахам, чтобы они подумали, должен же появиться третий священнослужитель - был Джордано Бруно, приверженец Коперника, Жорж Лэметр... КТО СЛЕДУЮЩИЙ???

Теперь посмотрим как толкует гениальность философский словарь. "Гений-высшая степень творческой одаренности: человек, которому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между Г. и талантом, можно отметить, что творения Г. характеризуются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого общества, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти человечества. Г. не мистическое существо, не сверхчеловек (как полагают некоторые философы идеалисты), а человек, сумевший в силу своих выдающихся способностей и огромного труда продвинуть вперед развитие человечества." Возможно я не прав, но мы признаем диалектику, а она вся построена на противоположностях и дуализме и это означает, что у Гения должна быть вторая противоположность, не только развития, но и торможения общества, не только сохраняются в памяти, но и вычеркиваются из памяти, не только продвинуть вперед развитие человечества, но и продвинуть назад, не затормозить, а именно продвинуть назад!! Конечно, я очень многого не знаю, но в моем представлении человек, много сделавший для человечества - Луи Пастер-гений! Он сделал 5 открытий для человечества и спас миллионы жизней, а как назвать людей, которые уничтожили миллионы жизней? А гениев тормозящих развитие вспомните сами.

И заканчивая, хочу обратить Ваше внимание, что мы часто встречаемся с упоминаниями гениев в различных аспектах - это и добрый гений, и злой, безымянный, заразный, великий, мелкий...

Гении - это люди дождя, такую статью я прочитал в газете" Известия - Наука" (2004, номер132) автор Александр Хазен, профессор, Нью-Джерси, США. "Американцы бьют тревогу: в последнее время все чаще американским детям ставят диагноз "аутизм". Версии на этот счет существует множество. Одни специалисты убеждены, что человек навечно останется повелителем компьютеров, другие предрекают наше грядущее бессилие перед машинами. Чтобы дать ответ на этот вопрос, надо понять, что скрывается в физиологии человека за интуитивными представлениями о гениальности Существуют ли ограничения для роста мозга как основы разума человека. Человек, страдающий аутизмом (пример:персонаж Дастина Хофмана из кинофильма "Человек дождя") теряет контакт с окружением, замыкается на себя. В детстве речь у них развивается поздно, но память великолепная. Очень высока их способность к абстракциям, к дедуктивной логике. Они хорошо осваивают арифметику. Для них естественно понятие о нуле, трудное для большинства детей. Аутизм, несомненно, носит характер наследуемых генетических вариаций. В науке немало ярких ученых, которые вплотную подошли к аутизму, не переступив грань патологии, Ньютон,Эйнштейн, Дарвин, Больцман, Планк, Менделеев, Карно, Эренфест, Шредингер и многие другие... Казалось, гениальность-это способность к более глубокой и полной логической обработке информации. Но потомки ценят Ньютона и Эйнштейна за другое. Их результаты невозможно получить логическим развитием прежних теорий. Они создали новые аксиомы, главная особенность которых- в невозможности их логического доказательства. Аутизм, увеличивающий способности к логической обработке информации, становится источником гениальности, которая разрывает бесконечное логическое пережевывание известного. Гениальность ассоциируется с созданием такого нового, которое недоказуемо логически.... Но логика принципиально ограничена в возможностях создавать новое... Приходится слышать, что были другие ученые, кто написал уравнения теории относительности одновременно с Эйнштейном. Однако никто не спорил о приоритете. Дело в том, что они не хотели и боялись взять на себя ответственность за изменение аксиоматики (что сделал Эйнштейн).

Подобная история была с Альфредом Уоллесом, который написал работу,очень близкую к знаменитой книге Дарвина о происхождении видов. Кстати, Уоллес признавал приоритет Дарвина... Наоборот, существование логически недоказуемых утверждений означает, что мозг человека всегда способен найти принципиально новые решения. Какие бы трудности ни накапливались в науке, всегда существует принципиально новое решение проблем. Это гарантирует отсутствие тупикового предела в познании природы мозгом человека... Известный российский генетик Владимир Эфроимсон писал о том, что в истории от первобытных племен всегда существовал культ нестандартных людей. Диапазон:от альтруистов до крайних форм - юродивых и дурачков. Аутичные личности, не переходящие пределов патологии, обладают большими возможностями к интуитивным находкам в познании природы".

Оказывается, что по вопросу гениальности, как впрочем и по любому другому вопросу, существует много мнений.

В.Митрофанов 28.02.2005


Главная    Конференция    Размышление перед тем как описать гениальность