Главная    Конференция    О гениальности

О гениальности

В.В. Митрофанов

Известно, что первая фраза, с которой начинается заметка, определяет для читателя многое - читать дальше или нет, возник интерес, появилось желание и т.д. Поэтому мне хотелось так начать это размышление, чтобы заинтриговать читателя и увлечь его, так как моя цель показать величайшее достижение Природы - создание гениев. Однако можно родиться гением, но не стать им, если не будет выполнен еще целый ряд условий.

Несомненно, каждый человек имеет полное право сам считать кто есть кто. Так Г.Скворцов считает, что гением можно считать ученого, который открыл пять всеобщих законов.Я же полагаю, что и одного закона вполне достаточно, чтобы попасть в обойму гениев. Кандидат физ.мат. наук, академик Международной Академии Фундаментального Образования Г. Скворцов рассказал мне свою точку зрения на становление гениев (на основе расширенного и усовершенствованого им закона перехода количества в качество) и дал добро на публикацию ее на сайте "Методолог". Вы можете спросить, а почему он сам не хочет написать на эту тему? Хочет, но у него нет времени, и он в очередной книге об этом напишет. Для меня же такая публикация представляет огромный интерес по многим причинам.

Назову одну. Как - то так получилось, что я на протяжении более тридцати лет был "агитатором и горлопаном" ТРИЗ, и сейчас считаю, что очень важно обратить внимание всех тризовцев на подход Г.Скворцова. Я полагаю, что взятие и использование хотя бы одного элемента из его гипотезы уже даст положительный эффект.

Я хочу принести извинения за отвлечение от темы. Несколько дней я потратил на чтение подаренных мне книг и у меня появилось желание привести несколько мыслей из одной из них. Дэн Браун "Код да Винчи": "Будучи человеком, проведшим всю жизнь за изучением скрытой взаимосвязи между несопоставимыми символами и мировоззрениями, Лэнгдон смотрел на мир как на паутину тесно переплетенных между собой историй, событий. Эти связи могут быть невидимыми, часто говорил он на занятиях в Гарварде, но они обязательно существуют, вот только запрятаны глубоко под поверхностью..."

"Он был ученым, а.истинные ученые не переносят недопонимания..."

"Человек, поведавший миру правду, будет превозносим одними и презираем другими. Вопрос в том, достаточно ли у вас сил, чтобы выдержать это испытание..."

"В силу своей природы история-это всегда односторонняя оценка событий..."

"ВСЯКАЯ ВЕРА НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ ОСНОВАНА НА ФАБРИКАЦИИ. Это подпадает под само определение веры как таковой. Что есть вера, как не принятие того, что мы лишь считаем непреложной истиной, того, что мы просто не в силах доказать?.. В любой религии Бог описывается через метафоры, аллегории и преувеличения разного рода. В любой - от древних египтян до современных воскресных школ, метафора есть не что иное, как способ помочь нашему сознанию принять неприемлемое. Проблемы возникают, когда мы начинаем воспринимать метафоры буквально."

Мне представляется. что эти фразы, особенно о вере, очень важны. Итак, вернемся к гениальности.

1. Положительные задатки - гены. Очевидно, гены играют громадную роль. Но конечно этого мало.

2. Человек должен иметь центры открытия и понимания нового. Например, Д.И.Менделеев. Широко известный факт - он предсказал три элемента, которые не были известны. Это поразительно!

3. Среда, в которой живет, работает, учится,человек. Чтение, общение, исследования. Работа, работа, работа!! Несомненно, можно сказть, что среда должна быть интересной - в ней обсуждаются самые различные вопросы, проходят споры, если хотите-борьба мнений.

4.Широкое поле знаний. Очевидно, это означает, что человек интересуется самыми различными областями знании, искусства и т.д. Примером опять же можно назвать Д.И.Менделеева, которого интересовало очень многое кроме химии - изготовление чемоданов, воздухоплавание и т.д. Интересно, что его многое не только увлекало, но он САМ участвовал во многих делах - вплоть до подъема на воздушном шаре.

5. Одна из важных черт характера гения - это любопытство и оно обычно вознаграждалось получением новых знаний.

6. Мое мнение, что гений обязательно должен выполнить завет Г.Гессе, приведенный в книге "Игра в бисер" это лозунг, призыв - "ПЕРЕСТУПИТЬ ПРЕДЕЛЫ"!! Однако, есть и противоположное мнение - не переходи границы! Итак, мы сталкиваеися с противоречием - надо переступать пределы, чтобы понять и открыть новое, и в то же время нельзя, не надо переступать границы так как эти границы установлены и приняты либо обществом, либо наукой, либо самим человеком. Ранее я писал о приеме "допустить недопустимое". Эти приемы эквивалентны. Вообще говоря, тот кто осилил законы диалектики, понимает, что если есть сторонники какой то теории, то обязательно будут и ее противники, то есть можно предположить, что борьба, может быть возможно, и не яростной, но будет. Если есть теория, то она, следуя закону отрицания отрицания будет отрицаться и новая теория станет несколько иной, вобрав в себя все положительное, что было в исходной. И, наконец, любая теория, пройдя границу качества, изменится, то есть ее структура преобразуется.

Очевидно, что все эти преобразования происходят не мгновенно, а в зависимости от деятельности людей, работающих с этой теорией. Так, например, я недавно узнал, что один тризовец значительно шире ракрыл возможности разрешения противоречий, так, что через неделю занятий со слушателями после их окончания, его слушатели получают отличные решения! Каждый сам определяет, как понять этот призыв. Например, многие люди не верят, что они САМИ могут сделать изобретение. И вот, познакомившись с методологией изобретательства буквально в течение недели, они решая задачу находят решения на уровне изобретения. Несомненно для гениев такой проблемы нет - изобретения им даются легко, а речь у них идет об открытии новых законов Природы.

7. Каждый гений, хочет он или не хочет, но он имеет цель - самоусовершенствование, что приводит к расширению поля знании.

8.Генрих Евгеньевич утверждает, что гениальный человек должен, обязан поработать в различных областях знаний, и, естественно, в каждой оставить свой след, либо в виде статей, либо новых знаний, либо объяснений новых эффектов, явлений и т.д. Иногда таких людей, которые "прыгают" из одной области знаний в другую сравнивают с блохой, направление прыжка которой непредсказуемо.

9. При накоплении массива знаний в мозгу может произойти скачок - переход количества в качество. Человек начинает понимать, что голова не выдерживает такого массива, его надо как то систематизировать, надо придать массиву регулярный характер. Надо сжимать знания в общие положения. Человек принимает их как принципы, пока не понимая что на самом деле это законы.

10. Придавая регулярный характер массиву знаний - осуществляется свертвывание и тогда можно увидеть, что сформировались законы

11. Их надо проверить на разных феноменах, обнаруженных в различных областях наук.

12. Надо суметь, научиться свертывать научные знания, учитывая связи.

Ух, кажется все! Теперь я останавлюсь на некоторых вопросах, которые тоже, по моему, представляют интерес. Мне В.Ачкасов подарил книгу "100 великих гениев". Я так понял, что есть и простые гении, не великие. Меня очень удивило, что в книге нет описания жизни ни одного гениального инженера и это в то время, когда были изобретены транзисторы, интегральные схемы, персональные компьютеры, ИНТЕРНЕТ и высокие технологии!! Очевидно, для оценки гениальности нет высшей аттестационной комиссии, но в какой то степени Нобелевские лауреаты - все могут быть гениями!

Заканчивая отмечу, что если считать, что для достижения гениальности следует пройти границу качества, то следует ее каким то образом установить. А вторая противоположность - гениальность возможна и до перехода границы качества! Несомненно, из этих двух противоположностей можно сформулировать и разрешить противоречие, решение которого позволит посмотреть на гениальность под другими углами зрения! И уж совсем заканчивая спешу сообщить, что вышла книга Сальвадора Дали "Дневник гения", из которой приведу несколько фраз.

Из предисловия: "Не будет преувеличением сказать, что Дали - это ум, которому присуща ненасытная научная любознательность. Все открытия, все изобретения находят отзыв в его творчестве и слегка преображенные проявляются в его произведениях. Скажем больше, Дали опережает науку, рациональный прогресс которой он провидит каким-то странным иррациональным образом. Зачастую у него случаются приключения, достаточно необычные для творца: собственные изобретения обгоняют его, движутся быстрей, чем он, самоорганизуются без всяких стараний с его стороны. Пройдя в самом начале через период непонимания и непризнания, его творчество достигло той точки, когда кажется, будто его можно найти во всем. Более того, его идеи, с кажущимся беспорядком бросаемые природе, отныне, чтобы обрести жизнь и форму, больше уже не нуждаются в нем. Ему самому иногда случается удивляться этому..."

Из пролога: "Со времен Французской революцции в мире ширится порочная, кретинизирующая тенденция, которая пытается убедить нас, будто все люди одинаковы, то есть утверждающая, что гении (оставляя в стороне их творения) - это обычные человеческие существа, в большей или меньшей степени подобные прочим смертным. Наглая ложь. И если это ложь, когда речь идет обо мне, гении нашего времени, обладателе безмерной духовности, подлинном гении современности, то тем более стократная ложь, когда дело касается гениев, воплотивших вершинные достижения Ренессанса, к примеру полубожественного гения Рафаэля. Эта книга докажет, что повседневная жизнь гения, его сон, пищеварение, его воспарения, ногти, простуды, его кровь, его жизнь и смерть в корне отличаются от жизни и жизненных проявлений всех прочих представителей человечества. Ибо эта уникальная книга - первый дневник, написанный гением..."

И еще несколько афоризмов из "Непричесанных мыслей" Станислава Ежи Леца:

"Миг осознания своей бездарности есть проблеск гениальности...

Из гениальной мысли можно убрать все слова...

Умственно самодостаточны только гении и дураки...

О нем говорили с оттенком восхищения "Догоняет гениев!". Я с тревогой поинтересовался: "А с какой целью?"...

Можно ли силой создавать гениальные произведения? Да, нужно только обладать этой силой."

Ну, вот, я закончил.

В.Митрофанов.


Главная    Конференция    О гениальности