С е к ц и я 1 РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТРИЗ В МИРЕ
К ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ И РАЗВИТИИ ТРИЗ В ГЕРМАНИИ
А.А. Толмачев, Германия
В данной статье нам хотелось бы если не проанализировать, то хотя бы сделать попытку оценить состояние использования и развития ТРИЗ в Германии.
Почему важна оценка состояния ТРИЗ за рубежом? Ответ, казалось бы, напрашивается сам собой. Интерес к ТРИЗ за рубежом доказывает, что ТРИЗ - как методологический инструмент технического творчества актуален, силен, работоспособен и конкурентоспособен по сравнению с другими применяемыми на Западе методиками.
Однако ТРИЗ как система определенных знаний состоит из различных знаньевых компонентов или подсистем. Все ли компоненты используются в равной степени за рубежом? Берем на себя смелость утверждать, что не все.
В связи с этим можно выдвинуть следующее утверждение. Анализ состояния ТРИЗ за рубежом позволяет не только судить о значении ТРИЗ вообще, но помогает также дать качественную оценку содержательным компонентам отечественного ТРИЗ, т.е. позволяет выявить наиболее слабые, неработоспособные (или недостатчно работоспособные) и не представляющие особого интереса компоненты. Мы полагаем, что это может способствовать дальнейшему развитию ТРИЗ.
Мы остановимся на следующих моментах, позволяющих судить об использовании и развитии ТРИЗ в Германии:
1. Применение програмных продуктов, созданных на базе ТРИЗ.
2. Систематическое обучение ТРИЗ, тематика проводимых семинаров по ТРИЗ.
3. Теоретические разработки, попытки модификации, усовершенствования отдельных элементов ТРИЗ, описанные в издаваемой немецкой литературе по ТРИЗ-проблематике.
Наиболее ясная и определенная картина вырисовывается по первому пункту. На рынке Германии представлен ряд программных продуктов: американских, собственно немецких, испанских и т.д. Мы не будем останавливаться подробно на характеристике отдельных продуктов, поскольку для этого требуется специальное исследование.
Но все же хотелось бы отметить деятельность созданной в 1997 году консалтинговой фирмы TriSolver (Hannover), основателями которой являлись наши соотечественники Павел Ливотов и Денис Мурников. Уже в 1998 году на рынке появляется программный продукт TriSolver 1.0. затем его следующая версия: TriSolver 2 "Ideengenerator und Manager". К настоящему времени свыше 400 предприятий используют программный продукт TriSolver 2.2. В настоящее время на рынке уже четвертая версия фирмы TriSolver4.net.
Приведем перечень отраслей, в которых используется продукт фирмы TriSolver. Это: автомобильная и химическая промышленность, электроника и электротехника, машиностроение, точная механика и ортопедическая техника, производство медицинской, бытовой техники и электроприборов, фармокология и другие.
Среди Фирмы, использующих программный продукт фирмы TriSolver можно назвать: ABB, ATMI, Autoliv, Behr, Blaupunkt, BMW, C&E Fein, Cherry, DaimlerChrysler, Diehl AKO, Dow Chemical, EHT, Eisenmann, Geberit, Handtmann, Hauni, Hella Fahrzeugkomponenten, Infineon Technologies, Jenbacher, Kennametal, Knorr-Bremse, Krone, Lanz, Lechler, Mahle, Mann+Hummel, Masterfoods, Mettler-Toledo, Miele, MTU Aero Engines, Philips Semiconductors, Phoenix ASP, Roche, Rohm and Haas, RUAG, Sanyo Electric, Schlafhorst, Schmalz, Schmitz Cargobull, Schunk, Sick, Siemens Dematic, Takata-Petri, Teck Cominco, Tehalit, Trox Hesco, Trumpf Austria, Volkswagen, Westfalia Landtechnik, ZF Sachs и другие.
Необходимо отметить, что фирмой TriSolver издается подробная и качественная литература по ТРИЗ на немецком языке, позволяющая пользователям с большей эффективностью работать с программами.
Наряду с программами TriSolver на рынке существуют такие продукты как:
· Программный пакет INTEC (авторы: Rudrich, Kuhn, Matzpol), поддерживающий пользователя при решении технических проблем, предлагая ему стратегию поиска важных для решения проблемы принципов действия и эффектов. Для выбранных эффектов и принципов показываются примеры использования по соответствующим патентным классам.
· TechOptimizer (особенно его версия 2.5 - разработка фирмы Invention Machine Corp.), который можно, на наш взгляд, оценить как дальнейшее развитие известной программы Invention Machine Lab. 2.11.
· Innovation WorkBench (продукт фирмы Ideation International).
· TRIZ-Explorer (INSYTEC B.V.) - представляющий собой электронный справочник по ТРИЗ.
· TRIZ-Solution-Karte, TRIZ-Poker (Etzold & Dr. Michalak, Instant Innovation) - как форма раздаточного материала для работы творческих групп, занимающихся анализом и формулировкой проблемы, может также использоваться при проведении, например, мозгового штурма.
· и другие.
Ряд специалистов, работающих с данными программами, считают, что эффективность их применения все же недостаточно высока. Вероятной причиной, как нам представляется, является то, что для эффективной работы с ними пользователь должен иметь солидную базу теоретических знаний по ТРИЗ, т.е. пройти специальное обучение, что не всегда соблюдается. Здесь мы подходим к проблеме систематического обучения ТРИЗ в Германии.
В основном знания по ТРИЗ можно получить на платных обучающих семинарах, проводимых отдельными консалтинговыми фирмами. Большинство семинаров по ТРИЗ-проблематике проводятся в рамках более общих направлений, например, "Ideenmanagement". Для популяризации идей ТРИЗ подобный подход мы считаем достаточно продуктивным.
В число фирм, организаций, проводящих такие семинары входят:
· InterQuality Service AG (Augsburg)
· Technologie-Quelle Fraunhofer-Gesellschaft
· Steinbeis - Transferzentren Qualitat im Unternehmen (Prof. Dr. Jurgen P. Blasing) и другие.
Программы семинаров по ТРИЗ, как правило, охватывают вопросы, характерные для отечественных ознакомительных семинаров по ТРИЗ:
· Краткая история становления ТРИЗ
· Эволюция ТС. Законы развития технических систем
· Понятия противоречия. ИКР
· Основные приемы разрешения ТП
· Матрица
· АРИЗ (чаще АРИЗ.77)
· Очень краткие сведения по Системе стандартов (практически не освещается вепольный анализ)
Необходимо отметить зачастую относительно невысокий уровень подобных семинаров. Проблема недостатка квалифицированных преподавательских кадров для обучения ТРИЗ существует и в Германии. Как обязательная дисциплина в учебных заведениях ТРИЗ не преподается. По крайней мере, нам не известны такие факты. Существуют отдельные дипломные работы студентов, случайно узнавших о ТРИЗ и заинтересовавшихся им. Но это скорее реферативные работы, посвященные анализу литературных источников. Нам удалось познакомиться с группой педагогов-энтузиастов Кассельского университета, делающих попытки популяризировать ТРИЗ в Германии, активно способствующих проявлению к нему большего интереса.
Интерес теоретиков и дальнейшее развитие получили основные идеи ТРИЗ такие как: понятие противоречия, ИКР, приемы разрешения противоречий, матрица для поиска подходящих приемов, АРИЗ.
Парадоксально, но некоторые направления, источником для которых явился в свое время ТРИЗ, известны в Германии (в основном кругах инженерно-технических работников) в большей степени чем собственно ТРИЗ. В качестве примера можно привести так называемую Wiederspruchsorientiertе Innovationsstrategie WOIS (можно перевести как Инновационная стратегия, ориентированная на разрешение противоречий) Линде [4]. Причем, некоторые специалисты, знакомые с этой теорией ничего не слышали о ТРИЗ, полагая, что данная стратегия - продукт немецкой технической мысли.
Отдельные компоненты ТРИЗ (такие например, как приемы разрешения противоречий) не воспринимаются немецкими специалистами догматически как неизменные. Предпринимаются попытки совершенствования и развития известной системы приемов. Так в одной из последних работ Дитмара Цобеля предлагается новый сокращенный список приемов [5].
Как уже отмечалось, достаточно подробное и точное изложение понятий и положений ТРИЗ можно встретить в книгах, издаваемых специалистами фирмы TriSolver. Это полностью является заслугой авторов, прекрасно знающих ТРИЗ и занимавшихся им еще в России.
Можно с уверенностью сказать, что "железный ТРИЗ" доказал свою состоятельность в Германии, чего нельзя сказать о таких его компонентах как ТРТЛ, ТРТК. Нам не удалось обнаружить какого-либо интереса к этим направлениям ни в литературе, ни в содержании проводимых семинаров, ни просто в частных беседах со специалистами, интересующимися ТРИЗ.
Почему? Этот вопрос дискуссионный. Мы постарались на него ответить, изложив свои соображения в книге "Диагноз ТРИЗ" [3]. Хотелось бы, чтобы над этим вопросом задумались, люди, занимающиеся сейчас разработками в данном направлении. Рискнем предположить, что изначальные положения, такие, например, как список качеств творческой личности, предложенный Г.С. Альтшуллером, недостаточно инструментальны, что не позволяет создать по ним эффективные технологии формирования, о чем неоднократно говорил и что мечтал видеть Генрих Саулович [1].
Мы полагаем, что необходимы дальнейшие серьезные разработки в направлениях ТРТЛ и ТРТК, учитывающие современные достижения, в первую очередь, психологии. Изучение проблемы мотивации достижений, на наш взгляд, в практическом плане даст гораздо больший эффект для развития личности, чем знакомство с ЖСТЛ. А разработка вопросов управления творческими коллективами окажется более результативной в рамках исследования проблемы эмпауэрмента. ТРИЗ не должен обособляться в особую систему знаний, претендуя на открытие новых "теорий" и закономерностей. ТРИЗ - это прежде всего инструмент для использования в самых различных областях.
Возвращаясь к вопросу об информационном обеспечении ТРИЗ в Германии, заметим, что оригинальная литература по ТРИЗ, переведенная с русского языка, в Германии существует, но это, как правило, переводы времен существования ГДР. Создается впечатление, что интерес к подобной литературе из России в настоящее время невелик. В то же время в Германии отмечается кризис образовательной системы, следствием чего является нехватка высококвалифицированных кадров, например, программистов. Все острее ставится вопрос о поисках новых подходов в образовании.
С одной стороны, Германия нуждается в новых образовательных технологиях, которые могла бы предложить со своей стороны Россия. С другой стороны, наблюдается некое недоверие ко всему, что связано с советской, а следовательно, и с Российской (т.е. постсоветсткой) педагогикой. Многие педагоги бывшей ГДР потеряли свою работу после объединения Германии. Не признается педагогическое образование приехавших в Германии на постоянное место жительства переселенцев из стран бывшего СССР.
Мы полагаем, что необходимо искать пути "экспорта образовательных технологий" из России в Германию. Перспективным направлением могло бы стать использование элементов ТРИЗ в образовании. Один из возможных путей на рынке образовательных услуг мы видим в разработке программного обеспечения для школьников, учащихся технических колледжей на основе ТРИЗ. Мы уже сделали некоторые шаги в этом направлении и готовы к сотрудничеству с заинтересованными организациями. Нам очень хотелось бы видеть на Европейском рынке именно российский ТРИЗовский продукт, тем более что все необходимые условия для этого в настоящее время существуют.
Литература:
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986
2. Толмачев А.А. Психолого-редагогические факторы продуктивности индивидуальной педагогической деятельности по развитию технического творчества учащихся профтехучилищ. - автореферат канд. диссертации, Ленинград - 1990.
3. Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ. - Санкт-Петербург, 2004.
4. Linde H., Hill B. Erfolgreich erfinden. Wiederspruchsorientiert Innovationsstrategie fur Entwickler und Konstrukteure. - Hoppenstedt Technik Tabellen Verlag, Darmstadt,1993.
5. Zobel D. Systematisches Erfinden - Methoden und Beispiele fur den Praktiker. - Expert Verlag, 2001.
Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"
|