Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 4

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ТРИЗ

С.А. Вершинина, Россия

Умение рассматривать проблемную ситуацию, возникшую в процессе деятельности, как задачу является важнейшей составной частью субъективной позиции личности.

С проблемными ситуациями учащиеся сталкиваются в различных сферах школьной жизни: на уроках, в общении со сверстниками и взрослыми, при участии в общественной жизни школы, в процессе решения собственных жизненных задач.

В рамках школьного эксперимента по внедрению здоровьесберегающих технологий введен урок здоровья в 5-ом классе школы №3 г.Дудинки. Школьным психологом был апробирован учебный психологический курс для учащихся 5-х классов "Развитие проектного мышления", автор М. Битянова, кандидат психологических наук.

В рамках психологического курса автор предлагает учащимся для ознакомления и практической проработки 5 проблем. Предложенные проблемы мы попробовали рассмотреть через ТРИЗ. Каждая проблема предлагается детям в виде метафоры, специфического зрительного образа и конкретного поясняющего определения и дополненного нами описания проблемы через ТРИЗ (см. табл.).

Таблица. Проблемные ситуации и подходы к их решению.

Название проблемыПредложенный детям образФормулировка для детейТризовская суть проблемы
Проблемы, похожие на мозаику.Проблема, похожая на мозаику, состоит из нескольких отдельных частей. Проблема в целом решается, когда решается каждая ее часть.По системному оператору работают все элементы подсистемы. Элементы минимально работоспособной системы - МРС и воссоздание системы из этих элементов, выполняющей главную функцию. Вся система работает при работоспособности каждой ее части.
Проблемы, похожие на многослойное желе.Решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. Такие проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке.Совершаются все действия и в правильном порядке. По системному оператору (от НС к ПС или наоборот) или только в определенном порядке во времени. Можно назвать "дорожкой" - последовательность действий по структуре или во времени.
Проблемы, похожие на снежинку.Проблема, похожая на снежинку, имеет много вариантов решения. Необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший.Так как снежинки имеют разные формы и могут замыкаться лучший вариант "солнышко с лучиками". Каждый лучик - найденное решение. Идеальный результат определяется с использованием ИКР.
Проблемы, похожие на олимпийские кольца.Такие проблемы возникают из-за того, что люди не помогают друг другу, работают только на свой результат. Каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать остальным участникам. Здесь речь идет о настоящем сотрудничестве. Детям трудно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому. Образ олимпийских колец затруднен для детей, поэтому мы предлагаем "возьмемся за руки друзья".
Проблемы, похожие на притчу о слоне.Четверо слепых впервые в жизни встретились со слоном. Один из них дотронулся до хобота и сказал: "Слон похож на толстый канат". "Слон похож на столб", - сказал другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: "Слон похож на огромную бочку". "Он похож на циновку", - потрогав слона за ухо, возразил четвертый.Такие проблемы возникают из-за того, что люди по-разному понимают значение слов или поступков. Для того чтобы решить такую проблему, необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию.При решении подобных проблем необходим выбор общих критериев. Для понимания друг друга необходимо определиться с выбором единых критериев и уровней по каждому критерию.

Дополненная четвертая колонка значительно упрощает усвоение детьми сложного материала высокого уровня обобщения, помогает им легко перейти от понимания сути проблемы к методам работы с ней, а также практически применить полученные ранее знания по ТРИЗ и убедиться в их эффективности.

Возврат к Доклады на конференции "MATRIZ Fest 2005"


Главная    Конференция    Конференция МА ТРИЗ Секция 4