Главная    Конференция    ТРИЗ - чтения 2005

Слайды, сопровождающие доклад

О развитии ТРИЗ как науки

М.Рубин, 2005 г.

Настоящие тезисы отражают личное мнение автора и предназначены в первую очередь для дискуссии и обмена мнениями с коллегами.

Как и в любой науке, развитие ТРИЗ можно разделить по разным направлениям и уровням. Каждый из них важен для системы в целом.

1. Методические разработки: программы обучения, контрольные задания, система аттестации, диагностика знаний, учебники, рабочие тетради и т.д. Необходимо вырабатывать единую терминологическую систему. При моделировании в ТРИЗ необходимо использовать единые для всех языков обозначения, как в химии, физики или математике. Методологические разработки - неотъемлемая часть ТРИЗ как научной системы и содержит элементы исследовательской деятельности.

2. Обновление, модернизация и детализация базовых инструментов ТРИЗ. Основная часть инструментов ТРИЗ разработана 20-40 лет назад. Необходимость их обновления очевидна. Необходимо подбирать новые, более современные примеры, устранять неточности и несоответствия, например, в системе стандартов.

3. Развитие известных и разработка новых инструментов и понятий ТРИЗ. В качестве примера можно привести принцип объединения альтернативных систем. Его можно рассматривать как одну из форм перехода к би-системам, но он имеет важное прикладное значение, высокую степень инструментальности. Развитие указателей эффектов - еще один пример этого направления развития ТРИЗ-теории. Необходимо более четко разделить инструменты ТРИЗ от ТРТС и максимально формализовать связи между ними. Например, закон стремления к идеальности - это ТРТС, а методика формулировки ИКР - ТРИЗ. Необходимо по возможности четко разделять: 1) механизмы преобразования одной ситуации (модели) в другую: 2) механизмы разрешения задач и противоречий; 3) законы и закономерности развития; 4) механизмы творческого мышления; 5) механизмы развития человека, общества, цивилизации.

4. Создание аналитических комплексов анализа ситуации, поиска решений и прогнозирования. В реальных ситуациях методы ТРИЗ применяются в комплексе с другими методами: ФСА, 6-Сигма, методами анализа в бизнесе, компьютерными программами, базами данных и т.д. Эти комплексы, как правило, имеют принципиально новые возможности, более эффективны. При этом происходит развитие и механизмов ТРИЗ.

5. Уточнение предмета, методов и особенностей ТРИЗ. Формализация ТРИЗ и ТРТС как науки. Предметом ТРИЗ является процесс творчества. Под творчеством понимается деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творческая деятельность касается одновременно двух областей: материального мира в его развитии и творческого мышления - мышления, связанного с созданием нового. В отличие от психологии творчества и креативности, ТРИЗ занимается не столько изучением, сколько формированием творческого мышления на основе закономерностей развития материальных систем. В связи с этим ТРИЗ изучает объективные законы развития материальных систем. ТРИЗ изучает материальные системы в их развитии, способы изменения этих систем и процессы мышления, связанные с изменением этих систем. Предметом ТРИЗ является диалектическая логика: логика системных, качественных переходов, создания новых мысленных моделей и образов (в отличие, например, от формальной логики). Особенностью методов ТРИЗ является их инструментальность и результативность, использование идеальных образов и моделей, возможность передавать и обучать этим методам мышления других людей. Для формирования ТРИЗ как науки необходимо построить научную систему понятий и законов ТРИЗ. При этом необходимо формировать связи с другими науками, действующими в этой же области: психологией творческого мышления, диалектикой и др.

6. Развитие теории на основе применения ТРИЗ в нетехнических областях: в научных исследованиях, в бизнесе, в художественных системах и др. Все инструменты ТРИЗ делятся на те, которые применимы для развития любых систем (их большинство) и те, которые можно применять только в технике. Практика и теория применения ТРИЗ в нетехнических системах позволяет не только провести четкую грань между этими группами, но и найти более универсальные формулировки инструментов ТРИЗ, расширить представления, свойства и возможности известных механизмов ТРИЗ. Это направление приводит к постепенному развитию терминологии ТРИЗ. Например, оперативная зона в нетехнических системах должна рассматриваться не как наше обычное пространство, а как векторное (матричное) пространство свойств рассматриваемой системы. Это требует изменения в отображении и в способе анализа оперативной зоны конфликта в нетехнических системах.

7. Теория развития творческой личности. Творческая деятельность неотделима от личности. Выявление объективных закономерностей развития творческой личности и создание инструментальных методик формирования творческой личности важны для повышения эффективности творческой деятельности. Необходимо отделить управляемые элементы качеств ТЛ от неуправляемых. Может быть проведен сравнительный анализ ТРТЛ с известными теориями личности: Фрейда, Маслоу, Фромма, Адлера, Мадди и др. Как и в ТРТЛ, личность в них рассматривается как модель, включающая в себя идеальные стратегии, внутренние и внешние конфликты и пр.

8. ТРИЗ в обществе и природе. Основы теории развития материальных систем (ТРМС). Законы развития техники и личности неразрывно связаны с законами развития общества и природы - это единый процесс. Его можно представить как процесс преобразования обществом природной среды в искусственную. Живая и неживая материя не просто переходят в друг в друга, они развиваются по единым законам. Одно из главных свойств материальных систем - стремление к захвату (подчинению, управлению) окружающих и сохранению собственных ресурсов (вещества, энергии, поля, информации, времени). В результате захвата возникают новые системы (объединения элементов) и надсистемы (объединение систем). Важнейшие понятия ТРМС - вещество, поле, системный онтогенез, системный филогенез. Как и вещества, поля СТП-взаимодействия (социально, технического и природного взаимодействия) могут развиваться, образовывать надсистемы. Онтогенез и филогенез могут переходить друг в друга, образуя иерархические слои: конкретный компьютер - компьютеры типа Pentium - персональные компьютеры - все известные и неизвестные компьютеры.

На каждом системном уровне системы стремятся к наибольшему захвату ресурсов при минимальных или отсутствующих затратах. Способы захвата ресурсов развиваются в направлении: от жесткого, силового захвата - к добровольному, без сопротивления и борьбы, от захвата веществ - к захвату полей, от захвата плохо управляемых - к захвату легко управляемых систем.

Анализ показывает, что развитие нематериальных систем во многом соответствует законам развития материальных систем, используются те же приемы и механизмы развития. Стремление к захвату других материальных и нематериальных систем, возникновение противоречий развития, системный онтогенез и филогенез - все это характерно и для нематериальных систем, которые объединены понятием культуры: искусство, наука, экономика, юриспруденция, письменность, речь и т.д. Таким образом, следует говорить о создании Теории развития систем (ТРС), включающей развитие и материальных, и нематериальных систем.

Кризис науки связан с необходимость анализа систем, объектов, время изменения которых соизмеримо со временем их изучения. Законы ТРС относятся к быстроизменяющимся и сложным системам, это законы изменения, законы-производные процессов развития. Вместо законов, описывающих системы - законы и механизмы как они изменяются.

9. ТРИЗ-мировоззрение: от мышления к переживаниям и формированию систем ценностей. ТРИЗ-мировоззрение - это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы деятельности и познания, сформированные на базе и под влиянием ТРИЗ. Оно основано не столько на процессах мышления, сколько на процессах ощущений, системе ценностей. Первоисточником любых противоречий развития являются системы ценностей (СЦ), приоритеты, которые заложены в развивающейся системе. Как и любая система, системы ценностей может анализироваться, развиваться, в ней возникают противоречия, она может развиваться, к ней могут применяться приемы и механизмы, известные в ТРИЗ. Идеальной системой ценностей является такая СЦ, которая позволяет исходной системе бесконечно развиваться (захватывать ресурсы) не вступая в противоречия с другими системами. История развития цивилизации - это история смены ее ценностей. Несмотря на общность развития с материальными системами, системы ценностей, их формирование и развитие имеют и принципиальные отличия, связанные в первую очередь с переходом от процессов мышления к процессам восприятия и ощущений. Например, игра как способ моделирования системы ценности, приобретает важное методологическое значение. Механизмы развития систем ценностей имеют и прикладное значение для формирования стратегий развития организаций, фирм, обществ, решения задач в художественных и иных нематериальных системах.

Анализ уровней и направлений развития ТРИЗ как науки может быть продолжен на основе изучения публикаций в Журнале ТРИЗ, в Фонде ЧОУНБ и других публикаций по ТРИЗ. Все эти направления должны развиваться не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. Это возможно только коллективными усилиями исследователей в области ТРИЗ.

Литература.

1. Г.С. Альтшуллер, М.С. Рубин. Что будет после окончательной победы. 8 мыслей о природе и технике. Сборник "Шанс на приключение". Петрозаводск, "Карелия", 1991 г.

2. М.С. Рубин. Проблемы развития ТРИЗ-ТРТЛ. Журнал ТРИЗ 2.2.91.

3. М.С. Рубин. Цивилизация как форма развития материи. Международная научно-практическая конференция "Творчество во имя достойной жизни". Тезисы докладов, Петрозаводск, 16-17 августа, 2000 г.

4. М.С. Рубин. Наука развивающегося мира. Доклад на научно-практической конференции "Творчество во имя достойной жизни", Великий Новгород, 11-12 июля 2001 года.

5. М.С. Рубин. Теория Развития Материальных Систем (ТРМС). Научно-практическая конференция "Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ". Тезисы докладов, Петрозаводск, 18-20 июля 2003 г.

6. М.С. Рубин. Принципы модельного мышления в ТРИЗ. Научно-практическая конференция "Развитие системы подготовки преподавателей, специалистов и исследователей ТРИЗ". Тезисы докладов, Петрозаводск, 18-20 июля 2003 г.

7. Сальваторе Р. Мадди "Теории личности: сравнительный анализ", изд. "Речь", 2002 г.

2005-04-29


Главная    Конференция    ТРИЗ - чтения 2005