Главная    Инструменты    Итог как новое начало

Итог как новое начало

А.Захаров

Ну вот, опубликованы объемные статьи об Универсальной Схеме Эволюции и ТРИЗовской картотеке. Нужен следующий шаг, но, вроде бы, все сказано - статьи самодостаточны, могут жить своей жизнью. Куда же дальше?

Обратившись к УСЭ, увидим подсказку для поиска путей дальнейшей эволюции - объединить системы, исчерпавшие ресурсы самостоятельного развития. И в результате такого объединения система "Схема эволюции + Картотека + USESoft" зажила новой жизнью. Действительно, новой - получены результаты, напрямую ни из Схемы, ни из Картотеки, ни из USESoft не вытекающие. Говоря по-ТРИЗовски, получен сверхэффект.

В Табл. 1, как итог, который реально стал началом нового цикла, приведен процесс исследования - от причины (мотивации) до сверхэффекта.

Табл. 1
Обобщенное описание этапов процессаКонкретные элементы процесса
Причина (мотивация) - что подвигло?Произвольный список законов развития технических систем, который почему-то назвали и продолжают называть системой.
Несогласованность законов, описывающих развитие объектов на разных уровнях иерархии единой природы.
Информационный фонд - что изучено?Набор известных фактов и явлений:
  • В природе - неживая природа, флора и фауна
  • В обществе - государство, политическое устройство, организации
  • В производственой системе - промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, оборона, наука, здравоохранение, образование, искусство, религия и т.д.
  • В технике - методы проектирования, устройства и процессы
  • Результат - к чему пришел?Формулирование гипотезы о единстве законов развития объектов на разных уровнях иерархии "техника - производство - общество - природа"
    Проверка результата - то, что получено - соответствует опыту?Проверка гипотезы о единстве законов развития объектов на разных уровнях иерархии "техника - производство - общество - природа"
    Использование результата - что с этим можно сделать?
  • Альтернативное объяснение известных фактов и явлений
  • Объяснение известных, но непонятных (т.е. плохо или никак не объясненных в ТРИЗ) фактов и явлений
  • Предсказание новых фактов и явлений, которые ТРИЗ предсказать не может
  • Сверхэффект от результата - неожиданный дополнительный результат?Отслеживание сверхэффекта из гипотезы, оформленной в виде схемы эволюции и ее компьютерной реализации:
  • Уточнение понятия "Обучающий Мир"
  • Уточнение разработки Г.С.Альтшуллера по идеальной творческой стратегии "максимального движения вверх"
  • Набор известных фактов и явлений [1]

    2. В природе - неживая природа, флора и фауна

    Существует настоятельная необходимость разработки общей, универсальной концепции развития. На наших глазах во второй половине XX века стало ясно, что в природе развивается абсолютно все, а вот общей естественнонаучной теории развития не существует до сих пор. Общая теория развития в естествознании ... будет строиться в значительной степени с биологического фундамента. Именно в биологии явления развития можно наблюдать в очень разнообразных формах, и в этом смысле она - прекрасный объект для построения общей теории. [2]

    2. В обществе - государство, политическое устройство, организации

    … изучение конкретного исторического материала позволило выявить общезначимую зависимость между развитием инструментального и гуманитарного интеллекта - закон техно-гуманитарного баланса (или закон эволюционных корреляций): чем выше потенциал производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства сдерживания агрессии необходимы для выживания общества. [3]

    При исследовании устойчивости общественных структур по результатам самых разных экспериментов - с помощью клеточных автоматов, автономных агентов и нейронных сетей - были получены примерно одинаковые результаты.

  • Если государство стимулирует работу коммуникационных механизмов между индивидуумами, то такое общество развивается на порядок быстрее, чем общество с "мертвыми" средствами связи, а если эти средства поддерживают режимы самообучения (в реальной жизни аналогом такого режима должны быть научные подразделения, разрабатывающие способы оптимизации информационного трафика), то скорость развития увеличивается в сотни раз.[4]

    3. В производственой системе - промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, оборона, наука, здравоохранение, образование, искусство, религия и т.д.

    Дж. Бауэр и К. Кристенсен (Школа Бизнеса, Гарвард) считают, что компания должна состоять из набора самостоятельных бизнес-единиц, жизнь которых конечна. Одни бизнес-единицы только зарождаются, другие находятся в стадии расцвета, третьи умирают. Для того чтобы выжить, корпорация не должна мешать развитию молодых бизнес-единиц и своевременно закрывать умирающие.

    Научно-технический прогресс ... можно представить процессом удешевления материальных благ. Электричество вышло из научной лаборатории в обыденную жизнь общества только после того, как в результате лабораторных исследований достаточно подешевела его добыча. Изучив рост производства и связанный с ним рост потребления энергии в мире с 1845 года до наших дней, американский физик Артур Розенфельд пришел к выводу, что ежегодно удельная энергоемкость производства падает на один процент. За 150 лет набирается существенная экономия. Так, для производства товаров на один доллар (в пересчете на цены 1992 года) в 1845 году требовалось 59000 джоулей энергии, а в наше время - всего 13200 джоулей. [5]

    Эволюция научного знания представляет собой в основном эволюцию в направлении построения все лучших и лучших теорий. Это - дарвинистский процесс. Теории становятся лучше приспособленными благодаря естественному отбору. Они дают нам все лучшую и лучшую информацию о действительности. (Они все больше и больше приближаются к истине.) Все организмы - решатели проблем: проблемы рождаются вместе с возникновением жизни.

    С эволюционной точки зрения теории (как и всякое знание вообще) представляют собой часть наших попыток адаптации, приспособления к окружающей среде. Такие попытки подобны ожиданиям и предвосхищениям. В этом и состоит их функция: биологическая функция всякого знания - попытка предвосхитить, что произойдет в окружающей нас среде. [6]

    Р.Фейнман: Мы просто обязаны, мы вынуждены распространять все то, что мы уже знаем, на как можно более широкие области, выходить за пределы уже постигнутого. Опасно? Да. Ненадежно? Да. Но ведь это единственный путь прогресса, только на нем наука оказывается плодотворной.

    Как угадать, что нужно сохранять, а чем можно и пожертвовать? Иногда это значит, что нам нужно расстаться с какой-то идеей. Весь вопрос как раз и сводится к тому, что сохранить, а что отбросить. Смена парадигм - самый сложный из всех процессов развития науки. Какая теория лучше? Здесь встает проблема критериев. Целостность, способность описать бОльшую совокупность фактов, внутренняя непротиворечивость. Истину можно узнать по простоте и изяществу, истина всегда оказывается проще, чем можно было бы предположить. [7]

    4. В технике - методы проектирования, устройства и процессы

    …новые методы проектирования появились как реакция на повсеместную неудовлетворенность традиционными приемами. Описанные методы возникли в основном за последние 10-20 лет. Одни из них были заимствованы из смежных дисциплин, другие созданы заново.

    Термин "проектирование" становится большим препятствием к пониманию того, о чем идет речь в этой книге. "Проектирование чего?", - спрашивают те, кто слышит это слово, и выражают некоторое недоверие, узнав от меня, что это проектирование "чего угодно". Такой ответ отчасти вводит их в заблуждение, так как подразумевается, что методы проектирования предназначены только для проектирования "вещей", материальных объектов и отражают специальные знания и опыт архитекторов, инженеров, промышленных дизайнеров и т.п. Правильнее сказать, что методы проектирования предназначены для проектирования "всех вещей вместе", для разработки "всей ситуации в целом" [8]

    Самонастраивающийся бортовой компьютер прошёл тяжёлое испытание. 29 июля 2003 года разработанный специалистами NASA и Университета Джона Хопкинса (John Hopkins University) бортовой компьютер нового типа успешно прошёл испытание космическим излучением.

    Модуль адаптивного оборудования (Adaptive Instrument Module - AIM), установленный на австралийском спутнике FedSat 1, подвергся "бомбардировке" космической радиацией - так же, как и любая другая аппаратура на любом спутнике. В результате произошёл сбой в блоке оперативной памяти AIM, однако модуль сумел в автономном режиме обнаружить ошибку и перестроиться так, чтобы ошибка в памяти не вызвала сбоев в обработке данных. [9]

    Перспективное направление - использование в технике эволюции "по Дарвину", реализуемой с помощью генетичеких алгоритмов, т.е. алгоритмов моделирования эволюции. Впервые эта методология была предложена Холландом в 1975 г. к приложении к искусственным системам. Биологическая основа для адаптационных процессов - эволюция от одной генерации к другой путем исключения "слабых" и оставления лучших элементов.

  • Генетические алгоритмы успешно используются при проектировании СБИС в задачах размещения элементов и задач канальной трассировки. [10]

  • Компания US West - оптимизация построения телекоммуникационной сети с целью повышения ее жизнеспособности.

  • Компания Unilever - оптимизация химического состава моющих средств [11]

  • Компания DaimlerChrysler Aerospace - разработка крыла самолета. Эволюционный подход позволил получить значительно лучшие результаты по обтеканию и распределению давления, чем при применении обычных методов проектирования. [12]

  • Evolutionary Metallurgy - изучение 4-компонентного сплава с помощью метода, реализующего дарвиновскую эволюцию. Сплавы подвергались "мутациям" по составу и случайному комбинированию (гибридизации). Лучшие по стабильности "выживали" и участвовали в следующем цикле эволюции. [13]

    Компьютерная программа как живое существо:

  • Кроме поведения, компьютерная программа обладает еще одним свойством "живого" - способностью к размножению. Чаще всего этот процесс совершается опосредованно и при участии человека, который размножает объектный код программы при перезаписи ее с одних носителей на другие, но в случае распространения исходных текстов программы возрастает и число ее "мутаций" - видоизменений, выполненных другими программистами. Существуют и саморазмножающиеся программы, хорошо известным примером которых является печально знаменитый класс программ-вирусов.

  • Большинство программ подвержены естественному отбору (при помощи человека), в котором лучшие программы заставляют "вымирать" более слабых конкурентов. При этом "выжившие" часто задают начальный уровень качества и определяют ключевые идеи, широко используемые в дальнейшем.

  • Многие программы обладают большими или меньшими способностями к самоорганизации (еще одной особенностью, присущей живой материи). Они могут самостоятельно упорядочивать и переупорядочивать те данные, которые накапливаются в их памяти за время взаимодействия с внешним миром и даже "отчуждать" от себя эти данные в виде отчетов, файлов, баз данных, а иногда - вместе с программами обработки этих данных - и в виде целых "организмов", способных к дальнейшему самостоятельному существованию. [14]

    Приведенный, но далеко не исчерпывающий, набор фактов и явлений приводит к гипотезе о единстве законов развития объектов на разных уровнях иерархии единой природы:

    Все системы - природные, общественные, производственные, технические и пр. - могут быть описаны универсальной эволюционной схемой, где, в пределах одного цикла развития, начальным и конечным пунктами является разная величина способности системы к выживанию.

    Взяв за основу список законов развития из ТРИЗ, где законы развития выявлены наиболее полно, дополнив этот список законом повышения способности систем к выживанию, и представив полученную совокупность в виде эволюционной схемы, предлагается использовать эту схему как универсальный инструмент анализа систем, прогноза их поведения и преобразования.

    Гипотеза согласуется с известными фактами и явлениями

    Это положенние можно не комментировать - гипотеза ведь и построена именно на основе известных фактов и явлений. Главный прогресс последних лет состоит в том, что то ощущение общности решаемых инженерами и Природой задач, которое не так давно только витало в воздухе, сегодня переросло в уверенность, что мир органических репликантов и мир культурных репликантов, к каковым относятся и научные идеи, развиваются по одинаковым законам, а значит, нам есть чему учиться у Природы. [15]

    Гипотеза позволяет альтернативное объяснение известных фактов и явлений

    Все дотризные методы - МПиО и методы активизации творческого мышления, а также инструменты ТРИЗ можно объяснить на основе УСЭ. Это - одна и та же схема эволюции систем, но с различной степенью понимания этапов, разработанности рекомендаций и их реализации на этапах эволюции.

    Так, рассмотрение МПиО показало, что в нем в нераскрытом виде используются блоки схемы эволюции:

  • исходная задача в форме "Надо что-то делать" - это на схеме блок № 1 "Пониженная жизнеспособность системы", и

  • пути изменения системы в форме "Будем делать так" - это на схеме блок № 8 "Преобразование системы".

    С помощью УСЭ наконец-то явно представлено неоднократно продекларированное единство инструментов ТРИЗ: Таблицы выбора приемов разрешения технических противоречий, Системы стандартов на решение изобретательских задач, АРИЗ'а, Диверсионного анализа и т.д. Исходя из универсальности, [16] можно предположить, что вообще всех инструментов ТРИЗ, даже еще не созданных!

    Гипотеза позволяет объяснить известные, но непонятные (плохо или никак не объясненные) факты и явления

    Один из самых популярных сегодня терминов, использующийся для объяснения строения естественных и искусственных объектов - фрактал. В подавляющем числе случаев понятие "фрактал" вводится через способ его построения, через геометрию - это самоподобная структура на уровнях иерархии материи:

    "Фракталы все чаще привлекают для описания разнообразных предметов, структур и явлений, где проявляется самоподобие. Самоподобные структуры можно наблюдать в строении веток деревьев и кустарников, самоподобие проявляется в строении снежинок, его можно наблюдать в строении облаков, в изломах береговых линий, в изломах молнии, в турбулентном течении жидкости, в строении кровеносной и нервной системы и т.д. По утверждению Бенуа Мандельброта - геометрия природы фрактальна. Фракталы очень широко представлены как в математике, так и в Природе". [17]

    Бронхи и бронхиолы легкого человека (слева) похожи на порожденный компьютером фрактал (справа); и то, и другое - на деревья и травы, кораллы и кровеносную систему. Природа экономна в расходовании графических идей, многообразна в их использовании; разум человека умножает это разнообразие, двигаясь в той же логике, что и природа.

    Но на вопросы: "Почему в природе фрактал так распространен? Почему объекты в процессах природы принимают фрактальную форму?", авторы так и не отвечают! Предлагаемая гипотеза помогает ответить: геометрические формы, отражающие взаимодействия элементов на множестве уровней иерархии системы, [18] приобретают вид, который и получил название "фрактал".

    Таким образом, совершенствующиеся системы (т.е. системы, становящиеся все более идеальными в ТРИЗовском смысле) обязательно предстают в фрактальной форме. Именно отсюда становится понятным причина фрактального строения природы: постоянство и повсеместность естественного отбора максимально идеальных (в ТРИЗовском смысле) процессов и принимаемых ими форм. Фрактальность - проявление отбора по критерию "идеальность".

    Вот почему "…чтобы минимизировать энергию, требующуюся для перемещения какого-либо ресурса через систему, сеть должна быть ветвисто-фрактальной". Фрактальную и только фрактальную структуру примет система передачи вещества (энергии или информации) через систему, если реализовать эволюцию на всех уровнях иерархии системы с целью повышения ее способности к выживанию, т.е. в соответствии с Универсальной схемой эволюции.

    Гипотеза позволяет предсказать новые факты и явления

    Самое трудное, но отважусь: похоже, что проблема создания реального Искусственного Интеллекта (ИИ) будет решена с помощью подхода в виде УСЭ или очень близкого.

    В конце 1980-х гг. многие специалисты по ИИ занялись попытками создавать пластичные, быстро работающие компьютерные модели, выживающие в среде, где существуют реальные животные. Эти модели не имеют предварительной схемы мира, они должны строить ее под существующую среду. Такие системы адаптируются к среде с помощью набора элементарных поведенческих модулей, каждый из которых отвечает за какую-то независимую элементарную форму поведения, а затем методом проб и ошибок происходит отбор и фиксация таких модулей по результатам их действий. Планы, цели, схемы поведения не закладываются. Они эмерджентны, складываются "снизу вверх" из результатов адаптивного поведения.

    Я вижу здесь аналогию с изобретательскими задачами, которые всегда решал человек на протяжении всей своей истории:

  • задачи когда-то были РЕАЛЬНО поставлены, например, сохранить огонь, который случайно был зажжен молнией

  • решение задач давало РЕАЛЬНЫЕ выгоды - о пользе огня для человека можно не говорить...

  • задачи не имели алгоритмического решения - действительно, при первой, да и ...надцатой встрече человека с огнем, опыта сохранения огня не было. Опыт, т.е. некий осознанный и заученный порядок действий, приводящих к желаемой цели (алгоритм), появился только в результате множества проб и ошибок, и, наконец, проб и успеха.

  • чувствовалось, что решить задачи как-то можно, но как конкретно, не очень понятно - вероятно, если человек сумел заметить явление, т.е. выделить его на фоне других явлений, то это означает, что он уже готов хотя бы к примитивному осознанию явления, а затем и к его использованию.

    Практически всю историю, до середины ХХ века, изобретательские задачи так и решались - методом проб, ошибок (чаще всего) и удач (иногда). Одни задачи решались и были решены несколькими поколениями (эстафета изобретателей), другие - большими коллективами (распараллеливание работы), другие и эстафетой, и распараллеливанием.

    Сегодня такой метод решения задач уже не годится - задач все больше, сложность их все выше, выявленные или созданные, но нерешенные задачи (природные и техногенные катастрофы, болезни, социальные проблемы и пр.) обходятся человеку все дороже.

    Сначала был предложен мозговой штурм и его модификации. Но эти методы быстро показали свою ограниченность при решении сложных задач, поскольку стимулирование сознания - это стимулирование того, как человек воспринимает и обрабатывает образы объектов, но не сами объекты. Это все равно, что пытаться улучшать не сам объект, а его изображение в кривом зеркале.

    В 50-е гг. ХХ века было предложено изучить законы, по которым развиваются сами объекты, прежде всего - технические системы (ТС). Именно для ТС существует огромный фонд информации - описание развития практически от неолита до сегодняшнего дня, систематизированный обширный патентный фонд с точным описанием "что с ТС было" и "что с ТС стало".

    Эти законы были выявлены и начали успешно применяться с середины 70-х годов для направленного изменения систем. Т.е. сформулированая проблема была решена буквально - создан ИИ, сегодня частично компьютеризированный, частично работающий в ручном режиме, т.е. при участии человека, который ЕДИНООБРАЗНО [19] решает большинство задач из БД задач для ИИ. Сегодня ИИ в такой интерпретации называется ТРИЗ. Осталось "структурировать ТРИЗ", а это и есть УСЭ, и вытеснить человека-пользователя [20] из системы "УСЭ + Человек"!

    Сверхэффект от разработки Универсальной Схемы Эволюции

    1. В разработке УСЭ уточнено понятие "Обучающий Мир", сформулированное в 1991 году. [21]

    В работе о прогнозировании будущего школы вообще, и Школы научно-технического творчества в частности, был сделан вывод, что наиболее общая форма обучения - обучающий мир! Т.е. АБСОЛЮТНО все, что существует в мире, должно обучать - демонстрировать законы преобразования, изменения, т.е. законы эволюции.

    После разработки универсальной Схемы эволюции систем стало понятно, что обучающий мир и реализуется через нее: Схема демонстрирует развитие любых систем, информация о развитии любых систем укладывается в Схему! Мир действительно стал обучающим - можно брать любую систему (начать с первого слова в любом словаре и до последнего!) и на истории этой системы демонстрировать эволюцию:

  • а капе´лла (итал. a cappella) - хоровое многоголосное пение без инструментального сопровождения… [22]

  • я´щур - вирусная болезнь парнокопытных животных.

    ]Действительно, при подставновке систем "а капелла", ..., и, в конце концов, "ящур", в УСЭ получается логичный, замкнутый и полный цикл эволюции этих объектов!

    2. В форме УСЭ уточнилась разработка Г.С.Альтшуллера по идеальной творческой стратегии "максимального движения вверх". [23]

    По Альтшуллеру "... творческие разработки могут вестись на трех уровнях:

  • решение конкретной технической задачи;

  • решение общетехнической (или общенаучной) проблемы;

  • решение социально-технического (или социально-научного) комплекса проблем".

    Прежде всего, с введением в рассмотрение уровня "Природа", Г.С.Альтшуллером не отмеченного, [24] удалось построить 4-уровневую схему иерархии и предложить инструмент "Обобщенная матрица" для решения возникающих цепочек задач "Техника→Производство→Общество→Природа". [25]

    Теперь конкретно по уровням.

    Сначала была поставлена задача - разработать непротиворечивую систему законов развития технических систем (ЗРТС). Эта задача была выполнена. [26]

    Закономерное продолжение - распространение построенной схемы ЗРТС на способы преобразования систем - от МПиО до инструментов ТРИЗ. Эта задача была выполнена. [27]

    Сбор материала по реализации схемы ЗРТС привел к гипотезе ее универсальности для любых систем вообще. Применение подхода выразилось в статьях об эволюции систем различной природы. [28]

    А то, что удалось разработать действительно логичную и универсальную схему эволюции систем, выразилось в разработке компьютерной программы Universal Scheme of Evolution Software. [29]

    Далее произошло интересное объединение: многочисленные, потенциально интересные для исследований, области деятельности человека и задачи, которые предполагается поручать Искусственному Интеллекту, и реальные многочисленные области и решения, которые предоставляеет программа Universal Scheme of Evolution Software (USE). Отсюда родилась идея: ИИ - это программа Universal Scheme of Evolution Software, из которой вытеснен человек-пользователь!

    ИИ сегодня - это огромное количество исследований, в ходе которых специалисты хотят разобраться - что же происходит в носителе естественного интеллекта - мозге, что такое интеллект вообще...

    С точки же зрения "USE без человека-пользователя" наличие интеллекта может быть определено по внешнему поведению системы. Действует система себе на пользу, на выживание - разумная. Разумное поведение - поведение системы, полезное для ее сохранения во внешней среде.

    Сводя вместе темы разработок, системные уровни и полученные результаты, получим довольно связную и компактную Таблицу, которая показывает направления и темы уже выполненных и будущих исследований.

    16 августа 2005 г.
    Бруклайн, Массачусеттс, США


     1. Если бы это был первый заход, то я бы привел рассуждения. Сегодня все объяснения есть в описании к Схеме эволюции. Это дополнительные факты, подтверждающие уже сформулированную гипотезу.

     2.  Раутиан А. Картинки мироздания из колекции палеонтолога. "З-С", №11/2002, с. 40.

     3. Назаретян А. Модели самоорганизации в науках о человеке и обществе. Московский синергетический форум. http://www.iph.ras.ru/~mifs/nazar.htm

     4. Бобровский С. Искусственное выживание. PCWeek, 12/98, # 49

     5. О чем пишут научно-популярные журналы мира. Цифры и факты. "НиЖ", № 8/2002, с. 11. Т.е. налицо постоянное повышение идеальности производства!

     6. Карл Р.Поппер. Эволюционная эпистемология. Статья основана на лекции, прочитанной К.Поппером после конференции "Открытые вопросы квантовой физики" в Бари, Италия, 7 мая 1983 г. http://dr-gng.dp.ua/library/popper/pop2.htm

     7. P. Фейнман, Характер физических законов, М., "Наука", Изд. второе, исправленное, 1987 г. http://vivovoco.nns.ru/VV/Q_PROJECT/FEYNMAN/LECTURE7.HTM. Повышение идеальности. !

     8. Джонс Дж.К. Методы проектирования. 2-е изд., М., "Мир", 1986. Элементы Схемы - развитие существующего, либо создание заново; универсальность.

     9. http://www.newscientist.com/news/print.jsp?id=ns99993993. Адаптация предотвратила "смерть" модуля.

     10. В.Н. Давиденко, В.М. Курейчик Генетический алгоритм для трассировки двухслойных каналов. http://www.cio.ru/ap/1999/01/08.htm

     11. Real-world Adaptive Business Intelligence http://www.nutechsolutions.com/case_studies/default.asp

     12. Optimization of airfoil designs. http://evonet.dcs.napier.ac.uk/evoweb/resources/evolution_work/ework47.html

     13.  Bulletin of Physics News. Number 594 #3, June 20, 2002 by Phil Schewe, James Riordon, and Ben Stein. http://www.aip.org/enews/physnews/2002/split/594-3.html

     14. Родионов Андрей,"Мир ПК", 1993 г., №1, стр. 42

     15. Вороновский Г.К. и др. Генетические алгоритмы, искусственные нейронные сети и проблемы виртуальной реальности. Харьков, "Основа", 1997, Заключение. http://www.neuropower.de/rus/books/005/virtual.html

     16. Это все равно, что пользоваться формулой Виета для поиска корней квадратного уравнения - в ней содержатся корни ВСЕХ квадратных уравнений, даже еще ненеписанных.

     17. http://www.laboratory.ru/articl/hypo/ax160r.htm

     18. Система в результате становится все более совершенной и на этой основе выживает.

     19. По законам, которые универсальны, т.е. могут применяться и успешно применяются в технике, в бизнесе, в науке, в искусстве, в педагогике и т.д.

     20. Человек находит проблемную систему, обрабатывает ее с помощью УСЭ, оценивая и выбирая варианты преобразований.

     21. Захаров А. Школа научно-технического творчества: вчера, сегодня... Журнал ТРИЗ, 2.2.91, выпуск "Педагогика-1", с. 36

     22. Российский Энциклопедический словарь http://enc.mail.ru/article/1900390973

     23. Альтшуллер Г.С. Идеальная творческая стратегия: концепция "максимального движения вверх" и перечень актуальных разработок. В сб. Как стать еретиком. Петрозаводск, "Карелия", 1991, с. 169 http://www.altshuller.ru/trtl/trtl2.asp

     24. Очень странно, что ГСА не выделил этот уровень. Ведь в своих работах он постоянно обращался к коллизии "общество - природа"...

     25. Достойная цель - поиск через иерархию и эволюцию систем, http://triz-evolution.narod.ru/. Обобщенная матрица в процессе наполнения.

     26. Захаров А. К разработке системы ЗРТС. Журнал ТРИЗ, 1.95, выпуск "Петербургская школа ТРИЗ" , с. 19.

     27. Захаров А. О единстве инструментов ТРИЗ. "Технологии творчества", № 2 1999, вкладка "Журнал в журнале".

     28. Материалы на сайте http://triz-evolution.narod.ru/

     29. Certificate of Registration, USA Copyright Office - Library of Congress, effective date of registration is May 05, 2003.


  • Главная    Инструменты    Итог как новое начало