Главная    Конференция    Город как метафора

MUZA \ текст \ исследования

Город как метафора

А.Крамер

2-я редакция, лето 2005

Предисловие: город и метафора
1. Новосибирск - расположение, функционал, метафора
2. Новосибирск - метафора потоков и стратегия развития
3. Несколько слов о подражаниях

Предисловие: город и метафора.

В большинстве классических текстов метафора понимается как взаимовозможный перенос (а) свойств одного объекта на другой, (б) свойств контекста на объект, (в) свойств уподобления на объект или контекст. Во всех перечисленных случаях метафора не просто сдвигает или расширяет смысловое поле - она основана на сравнении, на фундаментальном свойстве различения, лежащего в основе метафоры - любое различение есть предельное основание перехода инобытия в бытие. Иными словами - метафора задает спектр возможностей иного опыта. Метафора суть еще не пережитое, но сказанное чтобы это пережить.

Город нам дан прежде всего в двух ипостасях: как функциональное образование (в цивилизационном смысле) и как "город-миф". Мы различаем эти ипостаси, но они сливаются; мы мыслим город - как определенную ментальную схему, причем миф понимается здесь как условие совершения определенного сущностно значимого личностного перехода, данного в опыте, поступке. Функциональность города оказывается предельно слитой с субъективным обоснованием условий для совершения тех или иных поступков, действий, предельное обоснование выбора их.

Функциональность структурирует миф, миф корректирует функциональность.

Функциональная метафора оказывается серьезным подспорьем при анализе факторов, которыми руководствуются жители в принятии решений, особенно если это решение направлено не просто на адаптацию, а на "как приумножить то, что у тебя есть".

1. Новосибирск - расположение, функционал, метафора.

Новосибирск перерезаем рекой Обь с юга на север и Транссибирской железной дорогой с запада на восток (схема 1).

А. Крамер Город как метафора (2005)

Ежели рассмотреть внимательнее, то мы увидим явным порядком некий конгломерат, состоящий из собственно города, удаленных районов и городов-спутников:

А. Крамер Город как метафора (2005)
Вид со спутника, сервис Google Maps
Ниже и далее: схематические карты.

Фактически мы имеем два контура: город (на следующем рисунке красным) и условная граница "мегаполиса" (синим), рис.2:

А. Крамер Город как метафора (2005)

Отметим попутно, что две действующие линии метро практически параллельны Оби и Транссибу. Железнодорожный вокзал (и речпорт) находятся на правом берегу Оби, аэропорт "Северный" - на северной границе, аэропорт "Толмачево" - на левом за пределами собственно города (рядом с городом-спутником Обь). Собственно половинки города связывают два автотранспортных моста, метромост и два железнодорожных моста. Дамба водохранилища - его искусственная граница, а также еще один мост.

Рассмотрим город (рис.3) и мегаполис (рис.4) как динамическую структуру с точки зрения основных (системообразующих) потоков. Таковыми будут Транссиб (на рис 3 и 4 - черные стрелки) и Обь (синие).

А. Крамер Город как метафора (2005) А. Крамер Город как метафора (2005)

Функциональность этих потоков можно "свернуть" в метафору "перевалочной (или пересадочной) станции". Функция такой станции - перераспределить потоки и отсортировывать (по определяемым признакам) "содержимое" этих потоков. Объект, попавший на такую станцию, или продолжает движение, или попадает в "отвал".

Не случайно город стоит на семи кладбищах (как минимум, семь кладбищ стали крупными "зелеными зонами" города), не случайно во время Великой Отечественной именно в Новосибирске располагалось наибольшее количество перевалок, госпиталей и сортировочных пунктов (как товарных, так и ГУЛАГовских).

Интересный момент: сама суть "турбуленций": поток с юга легко распределяется на запад и восток; при движении с востока на запад (или с запада на восток) легко угодить на север, но если нужно "проскочить насквозь", придется остановиться и "выгребать поперек течения".

Новосибирск - город столкновения потоков: природный поток рассекает "поток цивилизации" (восток - запад). Тем самым создается ситуация постоянного противостояния цивилизации и природы, создающая основу для появления характерных стрессов горожан и "иррациональных рисков", закладываемых в стратегические планы. Среди определяющих стрессов: "временность" проживания, нестабильность, страх непредсказуемого развития событий, постоянное желание куда-то уехать и страх быть неоцененным. Среди "иррациональных рисков" важнейших два. Первый - непредсказуемые изменения внешних обстоятельств, на которые практически невозможно повлиять: от политических и экономических до погодных. Второй заключается в психологии "временного жильца" и, следовательно, "запрете на память", из чего следует крайне недалекий временной горизонт анализа (в прошлое) и планирования (в будущее); большинство планов строится исходя из получения немедленной отдачи.

Суммируя, фактически мы получаем три основных варианта стратегии поведения.
Первый связан непосредственно с функцией "перевалки" - не задерживаться в этом городе; попав в него, пройти "сортировку" и двинуть дальше (на восток, север или запад) в зависимости от конъюнктуры или иных интересов.
Второй связан с "физикой" столкновения потоков: если уж случилось задержаться, выжить в такой среде можно, будучи предельно гибким и способным к импровизации, находя максимально эффективные разовые решения.
Противоположной по смыслу стратегией будет "Лечь на дно", поскольку течение там слабее. Варианты "Уход в тень", ограничение контактов, непубличность, "нетусовочность".

2. Новосибирск - метафора потоков и стратегия развития

Если отнестись к метафоре пересечения потоков как к метафоре развития, то можно, используя модели рисунков 3 и 4, смоделировать варианты развития, учитывающие использование (а не противостояние) существующих потоков.

Рис.5 и 6 показывают как изменяется черта города при использовании ресурса потока реки. Очевидно, что оказываются задействованными пока не активные территории на северо-западной оконечности города и часть русла Оби ниже по течению.

Кстати говоря, существует проект строительства третьего автотранспортного моста через Обь именно в том районе, формирующего автотранспортную объездную ветку севернее Новосибирска.

Очевидно также, что игнорировать существование плотины ОбьГЭС (см. рис.6) практически невозможно: но функционал ее как связующего звена резко упадет.

А. Крамер Город как метафора (2005) А. Крамер Город как метафора (2005)

Проделав подобные оценки применительно к железнодорожным веткам и суммировав, мы получим картину вероятного развития территории (рис. 7).

А. Крамер Город как метафора (2005)

Как видим, определяющими становятся (а) развитие в сторону запада и севера - в частности, интеграция Новосибирска с городом-спутником (г.Обь и аэропорт Толмачево) и расширение юго-западных окраин; (б) обособление Академгородка и прилегающих участков на юге.

Фактически, речь идет об усилении роли левого берега (там, кстати, проживает треть населения города) и возникновении на левом берегу "альтернативного центра города" (об этом свидетельствуют как факты строительства, так и инвестиционные проекты).

Обособление Академгородка (в перспективе) уже (на данный момент) привело к тому, что одной из площадок предполагаемого Технопарка становится не Академгородок, а научный городок Кольцово. В связи с этим следует предположить, что развитие проекта Технопарка с обособлением двух центров (в Новосибирске и Кольцово) неизбежно приведет к еще большей функциональной, социальной и технологической обособленности юга мегаполиса; сцементировать его может лишь возникновение ММТУ (мультимодального транспортного узла), см. рис.8.

Возможно, текущая реконструкция аэропорта Толмачево как раз и является созданием такой "скрепки", хотя особых надежд на это нет. Надо заметить, что создание Технопарка явилось следствием прямого контакта ученых и руководства СО РАН с В.Путиным весной 2005 года; до того разговоры о беспрецедентной "утечке мозгов" оставались лишь разговорами. После визита и принятых решений проект оценен в 6,3 млрд руб. инвестиций (2,6 из которых - бюджетные). Немедленно стали планировать заселение лесной зоны Академгородка (предполагается, что за 20 лет туда переедет 52 тыс. человек) а также перспективы развития электронного бизнеса в Новосибирске, - практически не принимая во внимание ни демографическую ситуацию, ни перекосы в структуре кадрового резерва, ни социальные проблемы.

А. Крамер Город как метафора (2005)

Иными словами, функциональность метафоры подтверждается: подавляющее большинство начинаний в сфере развития сдвигаются с места только под воздействием пресловутых "внешних обстоятельств" - в лице министров, Президента, московских и иностранных инвесторов и.т.д.

Чрезвычайно характерно, что влиятельный журнал "Эксперт", описывая инвестиционную привлекательность Новосибирска, выделил в качестве наиболее инвестиционно привлекательных - развитие сетей игровых автоматов, строительство гостиниц высшего класса и… горнолыжных курортов ("Эксперт-Сибирь №23, 2005).

3. Несколько слов о подражаниях.

Москва. Для Москвы характерно наличие нескольких "оборонительных колец" вокруг Кремля. Москвич подразумевает, что решения будут приниматься центростремительные, методы решения будут ожидаться "пробивание стен" или вынуждение противника к тому чтобы сам "открыл крепостные ворота". Для Москвы характерные стрессовые факторы в рамках метафоры - постоянная опасность быть "задавленным" в очередной "военной акции", стресс "жития в военных или осадных условиях".

Питер. Стоит одной стороной к морю, рассечен Невой и сетью рек и каналов. Метафорой будет открытость стихии; разводные мосты - как метафора духовной связи. В целом метафорическое сочетание стихийности и устойчивости, традиций и новизны.

Томск - прежде всего город на реке, в стороне от Транссиба.. Железная дорога к нему подходит отдельной веткой. Вокруг тайга и болота. Отсюда - метафора "естественности", "потоковости" происходящего, в сочетании с неспешностью и осторожностью при движении по болоту.

Занятно ощущение того, что Новосибирск подражает Москве, а Томск - Питеру. Однако, в Питере и Москве (а также Н.Новгороде, например) есть внутренние крепости, создающие - в разных смыслах - метафору "укорененности". Подражательность же выражается в одном случае в преобладании ментальных формул "борьбы", в другом - ментальных формул "иррациональной стихийности".


Главная    Конференция    Город как метафора