Главная    ПРОЕКТЫ    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ

Г.С.Альтшуллер

"Все, что сказано - печатайте.
Это обдумано, но ничего нового я не сказал".
Г.С. Альтшуллер.

ПЕРВОЕ

Исторически первой целью было создание теории. Для проверки основных положений теории, обработки методики преподавания нужна была школа. Эта школа не должна быть большой, "солидной" - вспомните, с чего начинаются большие дела: первый самолет собрали в сарае два человека. Такими школами стали бакинская Общественная лаборатория методов изобретательства ОЛМИ и Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества АзОИИТ. Эти школы полностью выполнили возложенные на них задачи, первая цель была достигнута.

Этот этап прошел.

На втором этапе появилось много школ, которые уже не нужны были для проверки теории, школы появились сами и росли, уже исходя из своих интересов, они проводили свою политику. Если ОЛМИ росла медленно, то АзОИИТ быстро разрастался и легко копировался.

В 1971 году работало более 20 центров, в то время как для развития теории достаточно было одного.

Второй этап сильно помешал развитию ТРИЗ: исчезли факторы, ограничивающие рост числа школ, числа слушателей; работа школ вышла из-под управления; качество преподавания ухудшилось и продолжает неуклонно ухудшаться. Как выходить из этой неприятной ситуации? Необходимо создавать экспериментальные образцовые школы. Их организатором и хозяйкой должна стать Ассоциация, в них должны работать лучшие преподаватели. В качестве помощника дирижера по этим вопросам буду я.

Что ждет нас в ближайшем будущем?

1. Дальнейший рост числа школ;

2. ТРИЗ обязательно станет предметом продажи - сначала за границей, потом и в стране;

3. Рост плюралитивности ТРИЗ;

4. Рост числа потребителей ТРИЗ.

Мы не предусмотрели такого положения - впереди взрыв. Придут чиновники и скажут: "Мы внедрим все, что ты хочешь. Давай!", - к такому положению мы не готовы: нет ни учебников, ни задачников, при большом числе "обученных" настоящих преподавателей - единицы. Я не знаю, когда это произойдет, но это произойдет обязательно.

ВТОРОЕ

ТРИЗ изменяется качественно. Она родилась и до сегодняшнего дня держится на решении технических задач, но на сегодня это уже пройденный этап. Основным интересом должна быть гуманитарная составляющая.

Безусловно, АРИЗ 85-В ЛУЧШЕ, ЧЕМ АРИЗ 82, но не на много, они не отличаются принципиально. В ТРИЗ уже все выбрано. Будущая проблема - в человеке.

Мы все дальше уходим от техники, даже появляется ностальгия по техническим задачам, но закон перехода в надсистему действует вне зависимости от нашей воли. Поэтому уже пять лет я занимаюсь ТРТЛ.

Главная проблема - в человеке. Я убежден, что именно за этим направлением будущее. Любой семинар по "технической" ТРИЗ может быть оправдан только в том случае, если на нем будет экспериментально опробовано что-то по ТРТЛ. Продукт будущего появится только тут.

I этап - ТРИЗ;

II этап - ТРТЛ;

III этап - ?

Уже завтра центр событий будет на ярусе ТРТЛ, а затем - и третий ярус. Что там? Пока не знаю...

Основная проблематика II этапа: организовать встречу ребенка с чудом еще в детском саду. Только чудо способно потрясти ребенка и определить его путь на всю жизнь - как Шлимана книга о Трое. В этом отношении ТРИЗ совершенно не инструментальна - никто даже и не ставит таких опытов.

Кроме того, мешает неумение и нежелание преподавателей заниматься ТРТЛ. Ни один из разделов ТРИЗ не читается так неумело и небрежно, как ТРТЛ.

Я хочу провести экспериментальный семинар на тему "Как сочинять сказки", участниками которого будут новые люди, не испорченные "железками". Семинар будет длительным, с перерывами, с большими домашними заданиями.

Снимем халтуру обучения, нащупаем новые закономерности.


Главная    ПРОЕКТЫ    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРИЗ