Главная    ПРОЕКТЫ    ТРИЗ СЕГОДНЯ

ТРИЗ СЕГОДНЯ

Б.Л. ЗЛОТИН. Кишинев

Изменения в развитии ТРИЗ сегодня тесно связаны с общим изменением положения в стране. Главная суть этих изменений - новое еще только начинает строиться, но старое развалено капитально. Резко уменьшилась устойчивость любых структур, мнений, состояний, упала зависимость человека от государственных и общественных организаций, выросли возможности что-то менять в своей жизни для каждого человека и дифференциация между людьми на базе разных способностей, инициативности, связей, наклонности к риску, образования, изменилась престижность различных занятий в обществе. Появились зачатки рыночных отношений, конкуренции.

Главные трудности в развитии ТРИЗ сегодня связаны с отсутствием стратегии и тактики существования в "прекрасном новом мире". Стратегия должна включать основные идеологические посылки, инструменты и методы реализации, отношения к людям, другим организациям и т.п. В частности:

1. ТРИЗ превращается в товар. Виды возможных товаров ТРИЗ: обучение слушателей различных категорий: решение конкретных задач; проведение ФСА изделий; прогнозирование развития технических систем, создание "патентных зонтиков" по областям; прогноз и предотвращение аварий, ликвидация аварийных ситуаций: экспертные системы, компьютерные игры, учебные программы и т.п. на базе ЭВМ; конкретные решения, конструкции и технологии, разработанные с помощью ТРИЗ. По мере развития ТРИЗ будут появляться новые товары.

2. Превращение ТРИЗ в товар, ориентация на продажу, прибыль, коммерческий успех и т.п. вступают в противоречие со стратегическими целями ТРИЗ первого этапа развития - воспитание в каждом человеке неагрессивной творческой личности. Противоречие это кажущееся, - как раз превращение ТРИЗ в товар обеспечивает широкое распространение как бы "бесплатного приложения" к товару - элементов идеологии ТРИЗ.

3. Другое противоречие - между сформировавшимися на первом этапе презрением к любой коммерческой деятельности (и, следовательно, полным неумением эту деятельность вести) и необходимостью существования в условиях рынка. Приходится сегодня признать, что основа такого отношения - влияние социалистической демагогии, и на новом этапе нам нужно "поступиться своими принципами" и "учиться торговать". Нужны менеджеры и коммивояжеры ТРИЗ, свои специалисты по рекламе и маркетингу. Однако, бизнесмены со стороны, не прошедшие подготовки по ТРИЗ и не разделяющие стратегических целей, могут быть опасны. Имеется очень много примеров, когда пришедшие со стороны менеджеры работали в "режиме кукушонка", перестраивая дело выгодным для себя образом и избавляясь от идей первого этапа и их носителей. Необходимо готовить собственных специалистов, пропускать будущих менеджеров через систему обучения.

4. На ТРИЗ-товар существует "скрытый спрос" - есть нужда, которую мы можем удовлетворить, но клиенты об этом не подозревают. Необходимо разработать стратегию и тактику маркетинга ТРИЗ, как часть общей стратегии развития ТРИЗ на новом этапе (определение и создание целевых рынков, реклама, приемы выявления возможных клиентов, работа с заказчиками, уклонение от рэкета и грабительских налогов, взаимопомощь и взаимодействие разных фирм тризовцев и т.п.).

Ассоциация должна стать со временем (кроме других функций) и органом маркетинга ТРИЗ, то есть вести постоянный сбор и изучение маркетинговой информации - поиск и изучение возможных рынков в стране и за рубежом, рассылать запросы и рекламы, принимать участие в выставках, ярмарках, изучать практику маркетинга, маркетинговое и патентное законодательства разных стран.

5. Изменился, и очень существенно, состав слушателей на семинарах и сама организация семинаров. Раньше нашими "клиентами" были в основном умные и инициативные люди, страдавшие от невозможности реализовать свой патенциал. Сегодня для таких людей открылись богатые возможности, они все в кооперативах и т.п. и ни на какие вечерние занятия не идут. Набор вечерних групп стал почти невозможен, кроме того стало невозможно и бесплатное для слушателей проведение занятий - ВОИР, общество "Знание", комсомол и другие традиционные наши "хозяева" теперь не удовлетворяются галочками в отчетах, требуют денег, очень дорого дерут за аренду учебных помещений, размножение материалов и т.п. Кроме того, возникло множество различных, очень частожульнических или полужульнических обучений - по карате, йоге, НЛО, экстрасенсорике, тренировке памяти и т.п., обещающих златые горы, и нам приходится с ними конкурировать, причем мы оказываемся в проигрышном положении потому, что требуем от слушателей большого труда.

Взамен исчерпавшей себя старой системы обучения, возникает новая, основанная на оплате до 1000 руб. за месячный семинар с человека пока, не являются препятствием для предприятий, наоборот они ужесточают отбор и стимулируют направление на обучение сильных специалистов.Единственно, что нужно - иметь возможность на льготных условиях или бесплатно учить педагогов, гуманитариев и вообще тех, за кого предприятия не могут платить. Высокая оплата позволяет резко повысить требования к слушателям (обязательность выполнения заданий, нагрузку и т.п.). С другой стороны возрастают и требования слушателей к качеству преподавания, обеспечения пособиями, удобству занятий и т.п. Особенно существенные требования выдвигаются к программе занятий - требуют в основном "железную" ТРИЗ, возражают против занятий по РТВ, ЖСТЛ. Требуется особая тактика подачи этих материалов и, вообще, ведения "воспитательной работы". Пока такой тактики, цельной концепции преподавания в новых условиях очень не хватает.

6. Особенно заметны трудности в обучении детей - там выше конкуренция разных "кунг-фу", "у-шу", видиков и бюрократических организаций типа "Фонда 21 века". Очень опасно влияние коммерциализации (в молдавских летних лагерях раньше путевки стоили 8-12 рублей на школьника, сегодня 185-210 и это госцена за 1990 год, что будет в следующем - сказать невозможно, может быть от этих лагерей придется отказываться). Но самая главная трудность - нет общей концепции педагогики на базе ТРИЗ, каждая школа дает какие-то свои кусочки, элементы. Нужна разработка педагогической концепции на базе ТРИЗ.

7. Появилась и продолжает расти потребность в ТРИЗ, следовательно, появились обширные возможности профессионализации. Однако, уже сегодня практически исчерпан тот небольшой фонд специалистов, который был создан на первом этапе развития. Практически все те, кто начинал всерьез работать в ТРИЗ хотя бы с середины восьмидесятых годов уже профессионалы. Реально набор нужной профессиональной квалификации требует 3-5 лет напряженной работы. Профессионализация меняет основательно психологию людей, их отношение к своему делу, увеличивает разрыв между "любителями" и "профи". Как в спорте, любительский уровень становится в большинстве случаев только подготовительным для перехода на профессиональные рельсы.

Сегодня за работу в ТРИЗ часто берутся люди, только вчера впервые прошедшие обучение, с низкой ТРИЗовской квалификацией, недостаточным практическим и преподавательским опытом. Страшного в этом, в принципе, ничего нет, - при добросовестной работе и помощи опытных тризовцев, квалифицированный инженер может стать хорошим поисковиком, а опытный преподаватель - преподавателем ТРИЗ достаточно быстро,- но необходима квалифицированная помощь, специальные семинары, учебные пособия, стажировки и т.п.

Нельзя сбрасывать со счета и появление неквалифицированных или очень отставших от сегодняшнего развития теории преподавателей, просто жуликов, психов и т.п., компрометирующих ТРИЗ. Необходима система помощи тем, кто хочет расти, и четкое размежевание с прочими.

8. Профессионализация идет, в основном, через создание новых предприятий, фирм, кооперативов и т.п. Причем в этой области практически нет никакого опыта. Повторяются в разных местах одни и те же ошибки самого разного характера, порой тяжелые. Необходимо вести накопление опыта создания и деятельности ТРИЗовских фирм, обмен этим опытом, взаимную поддержку различных фирм и т.п.

9. Изменилась сегодня и роль средств массовой информации. Для широкого распространения ТРИЗ необходимо широкое развертывание "рекламного наступления", однако это требует огромных затрат, которые сегодня не под силу Ассоциации, да и большинству школ. Обеспечить широкое знакомство публики с ТРИЗ можно только за счет "публикационного наступления" - широких публикаций статей о ТРИЗ в самых различных источниках информации, начиная с заводских многотиражек. В семидесятых-восьмидесятых годах большую роль в развитии движения сыграл журнал "Техника и наука". Публикации продолжались довольно долго и обеспечивались (за счет работы Г.С. Альтшуллера) доброкачественными материалами. Сегодня есть возможность широчайших публикаций в "Изобретателе и рационализаторе", "Химии и жизни", "Знании-силе" и других журналах, есть возможность публиковать через кооперативные издательства любые материалы, но нет самих материалов. Это, может быть, самый сегодня опасный дефицит в ТРИЗ.

Необходимо вести целенаправленную работу по обучению специалистов основам "журналистской" техники (такой опыт был сделан в Ленинграде Л.И. Викентьевым, повторение намечено в марте), нужно подготовить инструкции, алгоритмы, стандартные "болванки" и т.п. для писания популяризаторских и рекламных материалов.

Все изданные книги по ТРИЗ были более или менее универсальны (различались, в основном, направленностью на разные возрастные аудитории), нацелены на совершенно незнакомого с ТРИЗ читателя. Сегодня настало время новых книг, специализированных по либо по своей теме, либо по адресату. Например, нужны книги специально по вепольному анализу (может быть в них должны быть включены старые полные стандарты - они были очень эффективны!) с разбором массы различных задач, книги по АРИЗ, с множеством разборов с нюансами, психологическими и педагогическими рекомендациями, различные, задачники, книги типа "ТРИЗ в измерительной технике, в медицине, химии, сельском хозяйстве" и т.п.

10. В прошлом распространенче информации, в особенности по новым разработкам, исследованиям, шло, в основном, путем частной переписки или при встречах. Сегодня эта система полностью разлажена. Стало больше работающих, у всех в связи с профессионализацией стало меньше времени на письма, да и почта стала совершенно ненадежной, особенно на национальных окраинах. Кроме того, по-видимому, происходит и "придерживание" информации, которая может быть использована коммерчески. Доходит до анекдота - сегодня члены Совета практически не знают, чем занимаются другие члены Совета. А что же говорить об остальных? Теоретически это должен исправить Журнал ТРИЗ. Но на практике возникают сомнения, может ли журнал это все решить. Необходимо создание системы обмена информацией (типа препринтов), системы защиты авторских прав и т.п.

Из-за оторванности специалистов идет значительное дублирование теоретических и методических работ, лишняя растрата сил и без того немногочисленных разработчиков. Необходимо создать систему специализированных рабочих совещаний, для согласования работ и выработки совместных материалов. Намечены такие совещания по АРИЗ и ЗРТС.

11. Сегодня резко активизировался выезд за границу, в США и Израиле появилось и продолжает расти число людей, имеющих большую или меньшую подготовку по ТРИЗ. Появляются и первые фирмы на базе ТРИЗ в других странах. ТРИЗ вошел в моду среди отъезжающих за рубеж - его изучают наряду с вождением, языком и т.п. Этот процесс не должен идти "самотеком". Нужно создавать целенаправленно в других странах свои центры, подбирать среди выехавших "резидентов" Ассоциации, которые могли бы реально объединять людей вокруг себя, организовывать взаимодействие между ними и Ассоциацией, распространять информацию и т.п.

12. В Совете Ассоциации ТРИЗ весьма велик средний возраст. Это естественно, в Совет вошли (за малым исключением) те, кто начал заниматься ТРИЗ в семидесятые годы и раньше. Сильные молодые кадры, при шедшие позже, по объективным причинам оказались вне сферы принятия решений, а без ответственности, большой нагрузки и самостоятельности молодые не могут расти до нужного уровня. Это может быть чревато и опасностью раскола "по поколениям". Нужно больше "тащить" молодых. Может быть, каждому члену Совета нужно готовить своих "дублеров"?

13. В 1991 году должен состояться Съезд Ассоциации ТРИЗ. Может быть, стоит совместить его с повышением квалификации по ТРИЗ, проведя его не в виде конференции, на которой зачитываются исследовательские работы, а в виде семинара, на котором идут установочные лекции по новым, но уже достаточно разработанным темам и круглые столы по различным вопросам.

На съезде должна быть переизбрана 1/3 состава Совета, Совет должен сам предложить Съезду свои рекомендации, кого выводить, кого вводить в Совет нового созыва.

14. Как и предполагалось, первый год существования Ассоциации был посвящен, в основном, организационному становлению. Сегодня оно продолжается, но Ассоциация должна постепенно становиться рабочим органом, реально управляющим жизнью и развитием ТРИЗ.

15. В апреле состоится очередной Совет Ассоциации, на нем необходимо начать подготовку к проведению Съезда Ассоциации. В частности, предварительно определить представительство на Съезде, состав документов, подготавливаемых к Съезду, и т.п.


Главная    ПРОЕКТЫ    ТРИЗ СЕГОДНЯ