Главная    Конференция    Постоянство и непостоянство

Постоянство и непостоянство

В.В. Митрофанов

"Я признаю, что человек непостижим, но столь же непостижима и вся остальная природа, и в человеке не больше очевидных противоречий, чем во всем остальном".
Вольтер

"На свете ничего нет постоянней
Превратностей, потерь и расставаний"
И.Губерман.

Меня не то что мучило, но каждый раз, когда я встречался с непостоянством в отношениях с кем - то, это меня удивляло. Первый вопрос - почему? Вообще, постоянство-это какое то чувство, которое сопровождает человека всю жизнь как то подспудно: мы верим, что целый ряд вещей будет постоянным, например место работы, выдача зарплаты, отношение товарищей, друзей, здоровье, память, и т.д. И в то же время мы знаем, что все течет, все изменяется, и мы сами изменяемся и поэтому все непостоянно. Пример нашей страны конечно поражает, казалось, что страна будет постоянно. И вот в какой то момент ее не стало.Считали, что…

"Считали, все дело в строе,
И переменили строй.
И стали беднее втрое
И злее, само собой.
Считали, все дело в цели,
И хоть изменили цель,
Она как была, доселе
За тридевятью земель.
Считали, все дело в средствах,
Когда же дошли до средств,
Прибавилось повсеместно
Мошенничества и зверств.
Меняли шило на мыло
И собственность на права,
А необходимо было
Себя поменять сперва ".
В.Н.Корнилов

У меня есть один человек, с которым я с1960г. нахожусь в постоянно отличных отношениях. Буквально вчера он позвонил и в разговоре посетовал, что с другими хорошими товарищами такого отношения нет. Стоят дома, дворцы, небоскребы мосты, которые как мне представляются вечны. И вдруг в один прекрасный день, рушится дом, рушатся два небоскреба, рушится мост, а мы ничего не смогли сделать. Неужели нельзя предусмотреть такой ход событий?

Но есть события, которые не так просто увидеть. Хотя можно сказать, что мы их видим, но спрогнозировать, что будет завтра - не можем. Мне, можно сказать, посчастливилось прочесть книгу Элвина Тоффлера "Третья волна" и как всегда я поразился и удивился многому тому, что узнал. Например, я особо не задумывался, как обычная школа стала такой, как она есть. Мне представлялось, что она постоянно была такой. Но если посмотреть глазами автора книги, то это далеко не так. Наверно многие читали эту книгу, а кто хочет, может ее посмотреть в Интернете. Так вот, автор утверждает, что было две волны эволюции - первая сельскохозяйственная, вторая индустриальная, и теперь наступает третья волна, которая сейчас показывает непрерывность изменения в самых различных областях всего сущего в жизни, обществе, отношениях и т.д. Вторая волна имела взятые в совокупности три структуры - малая семья, обучение в школе фабричного типа и гигантские корпорации.

Энергетическая база второй волны основана на невозобновляемых ресурсах, запасы которых истощаются, на дорогих, сильноцентрализованных технологиях, капитал не вкладывается в альтернативные источники энергии, удовлетворяясь созданными. Основной код второй волны: Стандартизация, Специализация, Синхронизация, Концентрация, Максимизация, Централизация будут разрушены. Таковы основные черты энергетической базы и кода всех наций второй волны.

Где уж тут постоянство! Причем видно, что если первая волна протекала тысячу лет, а вторая волна 500 лет, то третья достигнет вершины достаточно быстро. Я больше не буду обращаться к этой книге, однако отмечу, что она выбивает почву постоянства прямо из - под ног. Но вернемся на землю. Можно ли все же продлить постоянство функционирования некоторых систем?

Только что передали по ТV, о том, что в автомобиле начали ставить компьютеры, которые сами обнаруживают неисправность в машине и сами сообщают о дефекте ремонтной станции. Т.о. по видимому, аналогичные приборы, размером с телефонную трубку будут стоять на мостах, домах и т.д. и продлевать их постоянное существование более длительное время, если конечно на их сигналы будет соответствующая реакция.

Меня поразила передача о Кафедральном соборе в Шпейере, который начал строится в 900 годы. И как его не разрушали войны, его каждый раз восстанавливали. Вот постоянное здание! Один король очень любил этот собор, и в то же время он любил другой собор, в родном городе. Перед ним встала задача, - противоречие, где выбрать место для своего захоронения? Он его разрешил очень своеобразно. Он завещал свое сердце захоронить в Кафедральном соборе, а тело в другом любимом соборе.

Я духовно питаюсь дисками и поражаюсь изобретательности человека. Я помню детекторные приемники, и вот теперь на диске Вы можете увидеть буквально все - от картин во всех музеях мира до микрокосмоса. Наблюдая за жизнью в микрокосмосе - за жизнью муравьев, улиток, божьих коровок, жуков, пчел, муравьев, стрекоз, многое воспринимаешь несколько по - другому. Конечно, бросается в глаза постоянство воспроизводства жизни, несмотря, на то, что их уничтожают, едят, и т.д., они как могут пытаются сохранить свой вид. А как сняты цветы? Представлял цветы вообще то не очень динамичными, но можно увидеть как крутится вьюн, а как на пчелу опускается изогнутая тычинка, мажет ее пыльцой, а затем поднимается - это вообще фантастика. Это пчела включила изогнутую тычинку. Полет пчелы, работа ее крыльев - тоже фантастика. По видимому, воспроизвести такой двигатель с крыльями не удается.

Конечно, и у этих ребят протекают мутации, они изменяют цвет крыльев и т.д., но все же постоянство пока присутствует стабильно. Естественно, меня интересует, а как обстоят дела с точки зрения постоянства в технике и науке. В технике мне даже нечего сказать, так как каждый видит сам - для нее третья волна уже наступила. Я бы сказал о том, что постоянство и непостоянство идут совместно, и в зависимости от эпохи, что - то преобладает. В отдельных областях техники есть застой, а в других полная неустойчивость - не успеет потребитель освоить одну систему, как ему прелагают улучшенную, модифицированную. А куда девать старую, почти - новую? Было бы здорово, если бы разработчик одновременно с разработкой предъявлял и технологию утилизации изделия, продукта.

Как в развитии техники, так и науки действует закон неравномерного развития. Одни отрасли вырываются вперед - другие в застое - в постоянстве. В науке были моменты, когда некоторым ученым казалось, что наука, особенно физика, сделала все, осталось небольшое "облачко" на чистом небосводе, устранив которое, ученые завершат свою деятельность. Однако быстро выяснилось, что во всех разделах науки, начиная с физики и кончая психологией, темных мест более чем достаточно. Мне представляется, что должна существовать такая наука, которая состоит из ответа на вопрос: как решать задачи. Какие задачи? Так бы хотелось сказать - любые, но, конечно, это не так. Так, например, ТРИЗ, разработана, для решения технических задач. Однако ее начали применять в различных областях деятельности человека. Я не оцениваю хорошо это или плохо, но хочу обратить внимание на другое. Используем аналогию, которую очень любил Г.Альтшуллер. Каждый человек-это свой единственный и неповторимый мир. Я считал и считаю, что каждый человек хоть в малой степени и изобретатель, и младший научный сотрудник. В какой то период жизни он решает изобретательские задачи, и изучает свой организм, сам, решая какой вести образ жизни. Каждый обладает своим собственным взглядом на все вещи и события, причем у некоторых взгляды постоянны, а некоторые меняют их легко. Каждый имеет свой собственный некий коэффициент понимания, умения думать, умения решать задачи, багаж памяти и т.д. Наверно кроме американского IQ, есть и другие, которые могут оценивать каждого человека, в каких то единицах, и мы увидим широкий диапазон этих значений. Пусть, например эти коэффициенты лежат в пределах от32 до 47. Мне этот диапазон напоминает размер обуви. Даже размер обуви у людей разный, а мы хотим иметь для головы, мозга одну теорию и чтобы она удовлетворяла всех. Конечно, для одних она тесная, они ее разнашивают, совершенствуют, чтобы не поскользнуться на подметку наносят шипы, другим этот метод велик, и они одевают, дополнительные носки, вводят для себя какие то правила, чтобы было удобно ходить, и т.д. Ясно одно - каждый должен для своего размера подбирать метод и с ним работать. Ясно и то, что метод должен быть непостоянным, а все время развиваться, чтобы все размеры были удовлетворены. Главное, дать выбор размера метода каждому человеку, чтобы он постоянно радовался процессу решения задач, которые встречаются на его нелегком жизненном пути. Я не претендую, что все со мной согласятся, я просто высказал мысль, которая у меня появилась после чтения статей об авторах ТРИЗ (Л.Шуб), выступления критиков ТРИЗ (В.Петров) о том, что в ней плохо, надо ее дополнять, и т.д.

Т.о. следует рассмотреть ТРИЗ с позиции ее совершенствования под каждый уровень ее овладения всеми желающими, имеющими разные коэффициенты. Мне представляется, что теперь можно было бы объяснить некоторые события, на которые я закрывал глаза. Однажды, дело было много лет назад, после проведения нескольких месяцев занятий по ТРИЗ, тогда еще в школе изобретателей, ко мне подошли трое слушателей и сказали, что они хотят поблагодарить меня и попрощаться, так как они больше на занятия ходить не будут. Мы, сказали они, поняли, что научиться творчеству можно, мы поняли главное - используя таблицу и ИКР мы почти ежедневно подаем по одному рацпредложению и получаем вознаграждение. Большего нам и не надо.

Я бы сказал, что у них был небольшой коэффициент. Когда у нас стал функционировать двухгодичный университет научно - технического творчества, после первого года обучения на второй курс приходили не все из окончивших первый курс. Я полагал, что это происходит по различным обстоятельствам. Но, возможно, причина была та же- уровень знании им был достаточен для работы.

А вот другой подход. Начинают обучение 200 человек. После курса зачет. Остается половина, продолжают занятия с половиной группы и опять зачет. Остается человек 30-40, и их обучают дальше, и, как показала их дальнейшая деятельность, результаты обучения сказываются довольно быстро. Может я не прав, но мне такая система нравится. А ведь это реализуется уже сейчас, причем на самых крупнейших предприятиях мира. И приятно, что делают это наши ребята.

Заканчивая, приведу афоризм Вольтера. "Образование развивает способности, но не создает их".


Главная    Конференция    Постоянство и непостоянство