Главная    ПРОЕКТЫ    Алгоритмизация решения изобретальских задач

Алгоритмизация решения изобретальских задач

Г. Альтшуллер


Первый сибирский симпозиум по техническому творчеству
20-21 сентября 1972 года

1. В изучении творчества удается продвинуться вперед тем дальше, чем точнее локализован участок исследования. Две тысячи лет изучения "творчества вообще" практически ничего не дали; сто лет изучения научно - технического творчества позволили подметить лишь внешние особенности творчества. Изучение изобретательского творчества надо вести на современных сложных изобретательских задачах, ясно понимая, что существуют разные уровни творчества и каждому уровню соответствует свой оптимальный механизм.

2. Метод проб и ошибок пригоден для решения изобретательских задач низших уровней, но в принципе не годится для научной организации творческого процесса на высших уровнях. Попытки подкрепить метод проб и ошибок патентной и технической информацией не меняют положения. Для эффективного решения изобретательских задач высших уровней нужна эвристическая программа, позволяющая заменить перебор огромного числа вариантов целенаправленным продвижением в район решения. Иначе говоря: нужен эвристический алгоритм, способный свести, скажем, задачу 4-го уровня "ценой" 100.000 проб к задаче 1-го уровня "ценой" в 10 проб.

3. Такой алгоритм не может быть создан на основе опыта отдельного изобретателя или даже группы изобретателей. Для создания работоспособного эвристического алгоритма нужно выявить объективные закономерности развития технических объектов, исследовать массивы патентной информации, создать программу решения, в которой каждый шаг органически следовал бы из предыдущего, постоянно отрабатывать и совершенствовать эту программу на практике.

4. Процесс решения изобретательской задачи рассматривается как последовательность операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия. Последовательность, направленность мышления достигается при этом ориентировкой на идеальный способ, идеальное устройство. На этих этапах решения используется системный подход. Алгоритм включает также конкретные шаги по устранению психологических барьеров.

5. Эвристический алгоритм должен иметь развитый информационный аппарат - сконцентрированные данные о типовых приемах преодоления противоречий, таблицы применения физических эффектов и т.д.

6. Методу проб и ошибок не надо было учиться. Алгоритмическая методика требует серьезного обучения. Из самого существа алгоритмической методики вытекает необходимость обучения направленному творческому мышлению. Это обучение надо вести в школах, ВУЗах, вырабатывая творческий стиль мышления у будущих инженеров и научных работников. Обучение должно продолжаться и в дальнейшем, потому что эвристические алгоритмы всегда будут быстро развиваться.

За последние годы накоплен опыт обучения алгоритмической методике решения изобретательских задач, разработаны учебные программы, наглядные и и учебные пособия, ведется подготовка преподавателей. Обзор этой работы будет дан в докладе.

7. Общественной лабораторией методики изобретательства пр иЦС ВОИР ведется работа по созданию новых эвристических алгоритмов. В докладже будут освещены основные направления ведущихся и намечаемых исследований.


Главная    ПРОЕКТЫ    Алгоритмизация решения изобретальских задач