Главная    НТИ    Дайджесты    Информация от 19 апреля 2006 года

Информация от 19 апреля 2006 года

29.1. Начало конца сотовой связи

Cудя по решениям, представленным на Всемирном Конгрессе 3GSM, идеей 2006 года является конвергенция двух миров - мобильной связи и развлечений. А вот сотовым операторам не до игр - в ближайшем будущем за счет распространения мобильников, поддерживающих Wi-Fi и VoIP, они могут потерять существенную часть своих доходов.

O ROKR - удачная находка для меломанов

Microsoft расширит мультимедийные возможности мобильников, интегрировав в них технологию Windows Media. Меломаны, таким образом, смогут легально покупать музыкальный контент в онлайновых магазинах, загружая его по USB либо по высокоскоростному 3G-радиоканалу.

http://www.cnews.ru/reviews/articles/index.shtml?2006/03/17/197929_2

29.2. Дистанционный контроль давления в шинах

Падение давления в шине автомобиля ведет к разным неприятностям. Во-первых, резко ухудшается управляемость автомобилем, особенно на поворотах. Во-вторых, происходит ускоренный и неравномерный износ протектора. Поэтому правила эксплуатации настоятельно рекомендуют водителям регулярно измерять давление в шинах. Однако в жизни всегда находится повод отложить эту, в общем несложную, операцию - то некогда, то не хочется пачкаться.

Двое московских изобретателей задумались о том, как помочь нерадивым владельцам автомашин. Им удалось разработать систему автоматического контроля давления в пневматических шинах. Изобретение основано на очень простом явлении. При снижении давления в шине колесо "проседает", соответственно уменьшается его радиус, и чтобы пройти то же расстояние по дороге, колесо должно сделать больше оборотов.

Разработчики закрепили на внутренней стороне колесных дисков магниты, а на осях установили бесконтактные индукционные датчики. Когда магнит проходит мимо датчика, тот вырабатывает электрический импульс. Последовательности импульсов от датчиков поступают на устройство сравнения. Если частоты импульсов различаются больше, чем задано, загорается соответствующий индикатор на табло прибора, размещенном на приборной доске.

В принципе, удобнее сравнивать частоты вращения правого и левого колес на каждой оси. Но в этом случае система даже при нормальном давлении в шинах будет срабатывать на непрямых участках дороги: колеса на внешнем радиусе поворота вращаются быстрее, чем на внутреннем. Если это сбивает водителя с толку, то можно переключить датчики на сравнение частоты вращения колес по правому и левому бортам машины.

К достоинствам устройства, которое демонстрировалось на выставке "Архимед", следует отнести ее неограниченный срок службы без технического обслуживания и регулировки, ее нечувствительность к изменению температуры, вибрациям, грязи, влаге и т. д.

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?17+0505+17505080+html

29.3. Почти чистый выхлоп

Для ликвидации последствий неполного сгорания топлива в двигателях автомобилей и снижения токсичности отработавших газов в выходном тракте двигателя на большинстве автозаводов устанавливают каталитические нейтрализаторы. Роль катализаторов выполняют благородные металлы - платина, палладий, родий, поэтому устройства получаются довольно дорогими.

Однако в России качество бензина таково, что содержащиеся в нем примеси быстро отравляют катализатор, и устройство выходит из строя после пробега в несколько тысяч километров.

Специалисты одного из предприятий подмосковного наукограда Королева решили бороться не со следствием неполного сгорания, а с его причинами. Они поставили перед собой задачу создать аппарат, который не зависел бы от качества топлива и при этом был бы недорогим.

Известно, например, что растворенный в воде кислород имеет существенно большую окислительную способность по сравнению с кислородом воздуха, а пары воды, присутствующие в камерах сгорания, нейтрализуют некоторые вредные продукты горения и повышают мощность двигателя. Значит, насытив горючую смесь растворенным в воде кислородом и парами воды, можно одним выстрелом убить двух зайцев: повысить степень сгорания и улучшить режим работы двигателя.

Созданное в Королеве устройство подготовки воздуха испытали на обычных автомобилях, заправленных отечественным бензином. Оказалось, что содержание углеводородов, окиси углерода и оксидов азота в выхлопе соответствует жестким нормам стандарта Евро-3 и даже превосходит их. Кроме того, мощность двигателя возросла на 6%, а потребление топлива сократилось на 10%.

Для работы устройства требуется всего лишь питьевая вода, а конструкция позволяет без доработки размещать его под капотом любых отечественных легковых автомобилей.

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?17+0504+17504008+html

29.4. Стеклообразные припои

Пайка таких материалов, как нержавеющая сталь, алюминий, керамика, графит, до последнего времени представляла значительные трудности. Во многих случаях она вообще была невозможной. Ученым МИФИ удалось создать припои, которые помогут решить проблему.

В отличие от обычных металлов, имеющих кристаллическую структуру, они структурно и химически однородны, как жидкость. Добиться таких свойств можно при огромной скорости охлаждения расплава, когда кристаллы не успевают сформироваться. В процессе изготовления расплав из тигля выпускают тонкой струей на холодную поверхность быстровращающегося медного барабана. На его поверхности сплав затвердевает за тысячные доли секунды. Металл остается аморфным, напоминающим по строению стекло. Благодаря этому припои при плавлении хорошо растекаются по поверхности, обеспечивая высокое качество паяного соединения.

Припои выпускают в виде тонкой (толщиной в несколько микрон) пластичной фольги. Ее без труда прокладывают между спаиваемыми поверхностями даже очень сложной конфигурации. Затем детали фиксируют и нагревают.

Аморфные припои используют при производстве атомных реакторов, самолетов и космической техники, медицинских инструментов.

Аналогичным способом на одном из российских предприятий получают аморфное железо. Если из такого материала сделать сердечник трансформатора, то и потери энергии сократятся, и конструкция станет проще - не нужно оснащать трансформатор системой масляного охлаждения.

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?17+0503+17503048+html

29.5. Архимедов винт вращает генератор

Пар на выходе из котлов небольших котельных имеет температуру около 200°С и давление 1-1,5 МПа. А для подогрева воды в системе отопления зданий достаточно давления пара 0,5 Мпа. Хорошо бы заставить работать это избыточное давление, но оно слишком мало, чтобы раскрутить паровую турбину, да и пар для этого слишком влажный (там необходим пар со значительно более высокими значениями температуры и давления). Изобретатели нашли выход, поставив вместо турбины ротор, выполненный в виде архимедова винта.

Усилия инженеров привели к созданию паровой машины ПВМ-250 мощностью 250 кВт при расходе пара около 8 т/ч. Себестоимость электроэнергии составляет менее 25 копеек за киловатт-час, а срок окупаемости не превышает 2,5 года.

Использование машины не ограничивается только производством попутной электроэнергии. Она может также приводить в действие насосы, вентиляторы и другие механизмы.

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?17+0501+17501044+html

29.6. Двигатели становятся проще

Не исключено, что мы сейчас находимся на пороге небольшой революции в двигателестроении - английская компания RCV Engines создала мотор, который уже совсем скоро может вытеснить привычные двигатели. Причем, новый силовой агрегат превосходит современные аналоги почти по всем статьям - он мощнее, компактнее, надежнее и дешевле!

Особенность нового двигателя, который получил название RCV (Rotary Cylinder Valve) состоит в том, что у него нет привычных клапанов, через которые в цилиндры впрыскивается топливо, передает Membrana.ru. Кроме того, сам цилиндр в двигателе RCV не стоит на месте, а вращается вокруг своей оси (внутри цилиндра, как и в обычных моторах, "ходит" поршень). Кроме того, цилиндр имеет специальный патрубок, который попеременно открывается и впускает или выпускает газы (свеча расположена в центре цилиндра и она тоже вращается). То есть смысл работы мотора состоит в том, что внутри двигателя цилиндр постоянно вращается в одну и ту же сторону, а при нажатии на педаль газа число этих самых вращений значительно увеличивается.

Создатели нового двигателя уверяют, что благодаря отсутствию клапанов они смогут сделать так, что движок начнет выдавать довольно высокие обороты, что в свою очередь поможет поднять мощность, причем намного. Кроме того, отсутствует вся система привода клапанов (довольно дорогая, между прочим), уменьшается количество деталей, уходят лишние потери на трение при работе клапанов и так далее. В результате двигатель становится надежней.

И самое примечательное состоит в том, что это не очередной фантастический проект. Компания RCV Engines уже выпускает такие моторы! Правда, пока они имеют очень маленький объем (от 9,5 до 50 см/куб - их ставят на авиамодели, газонокосилки и пр.). Однако уже создан образец двигателя объемом 125 см/куб, который предназначен для скутера, а к концу этого года могут появиться и более объемные агрегаты без клапанов.

http://back.cars.auto.mail.ru/print.html?id=17842&rubric=115

29.7. Микрофильмы в нокдауне, "цифра" побеждает

Заканчивается время безраздельного господства микрографии как единственной технологии, позволяющей компактно и надежно хранить юридически значимые документы. Хранение документов на цифровых носителях дает возможность активно использовать информацию в деловых процессах организации и, таким образом, превратить деятельность по хранению информации из затратной в "зарабатывающую". Именно электронное хранение решает остро стоящую как в бизнесе, так и в государственном управлении задачу эффективного использования информации.

http://www.cnews.ru/reviews/articles/index.shtml?2006/03/20/198071

29.8. Японцы разработали прототип "умного стола"

Японская компания Panasonic разработала прототип компьютерной системы, которая позволяет контролировать работу практически любых электронных устройств в доме, например, кондиционеров, телевизоров и прочее. Как сообщает AkihabaraNews, прототип представляет собой сенсорный стол со специальным покрытием, защищающим от повреждений. Поэтому хозяин может без опасений положить на него какой-либо предмет.

Примечательно, что "умный" стол может даже считывать информацию из памяти мобильных телефонов. Впоследствии с этими данными можно работать при помощи большого сенсорного экрана, а не маленького дисплея и не слишком удобной буквенно-цифровой клавиатуры. Правда, о возможных сроках вывода новинки на рынок пока ничего не известно. Об этом сообщает Компьюлента.

http://www.izvestia.ru/news/news104323/

29.9. Nokia прогнозирует смерть фотокамер и мр3-плееров

Финская компания Nokia говорит о том, что эра фотокамер и МР3-плееров скоро пройдет, на их место должны придти мобильные телефоны с функцией фото и видео съемки.

В прошлом году компания продала 100 млн. камерофонов, став, таким образом, самым крупным производителем устройств для фотографирования. Известно, что Konica Minolta уже заявила в январе 2006 года об уходе с рынка фотокамер, Agfa-Gevaert в 2004 году продала свое подразделение в 2004 году. Представители Nokia заявили, что в течение последующих 6-12 месяцев произойдет еще несколько таких заявлений.

Это коснется не только производителей фотокамер, но и производителей МР3-плееров и видеокамер.

В прошлом году Nokia продала 40 млн. музыкальных сотовых телефонов, компания планирует удвоит продажи таких моделей в 2006 году.

http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2006/03/21/198184

29.10. Почти телепатия

Беззвучно разговаривать по телефону позволяет устройство, разработанное в США. Выглядит оно как воротник, надеваемый на шею. Электроника "воротника" улавливает биотоки, генерируемые в голосовых связках и мышцах гортани при мысленном, беззвучном произнесении слов. Микрокомпьютер распознает задуманное и выдает непроизнесенные фразы синтетическим голосом в линию связи. Устройство предназначено в основном для военных, которые нуждаются в общении, но должны не выдавать своего присутствия голосом либо находятся в шумных местах, например в танке или самолете. В дальнейшем возможны и мирные применения, вплоть до сотовых телефонов. Вот только узнать звонящего таким способом по голосу не удастся.

http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?18+0511+18511070+html

29.11. Электрогенератор

Японцы продолжают удивлять мир изысками инженерной мысли. На этот раз отличились инженеры компания Hitachi, создавшие электрогенератор, источником энергии для которого служат... микровибрации строительных конструкций. Такие паразитные колебания наблюдаются практически в любом современном здании, оборудованном лифтами и системами кондиционирования. Бережливые японцы рассудили, что незачем энергии пропадать зря и решили обратить ее на пользу людям.

Удивительное устройство было продемонстрировано на состоявшемся в Сеуле международном симпозиуме по маломощной электронике. Во время демонстрационного показа микрогенератор смог выдать ток мощностью в 0,12 мкВт при величине вибраций строительных конструкций, измеряемых микрометрами. Проведенные измерения показали, что КПД устройства составил 21%.

Необычный генератор не является простой демонстрацией возможностей современных технологий - в Hitachi предлагают использовать новинку для питания различных стационарно устанавливаемых датчиков и устройств беспроводной связи внутри офисных помещений. Учитывая экономичность нынешних электронных устройств, целиком размещающихся на одной микросхеме, и небольшие размеры самого генератора (2,5 х 7 см), такие планы не кажутся фантастическими. По словам разработчиков, такие генераторы можно было бы использовать, к примеру, для питания датчиков или устройств отправки информации. Что касается возможной сферы применения методики, то здесь можно назвать сенсоры, определяющие усталость зданий, а также сенсоры, фиксирующие степень износа механизмов.

http://slashzone.ru/articles/03/09/01/0421243.shtml

29.12. SMIC начинает выпуск солнечных батарей из вторсырья

Со ссылкой на руководителя компании Semiconductor Manufacturing International Corporation (SMIC), источник сообщает о запланированном на апрель начале серийного выпуска солнечных батарей.

Европейские заказчики уже апробировали батареи SMIC, теперь на очереди клиенты из Японии, как сообщил руководитель SMIC. Объем производства, выраженный в энергетическом эквиваленте, к концу года должен составить 10 МВт пиковой мощности.

Интересно, что сырьем для новой продукции послужат переработанные полупроводниковые пластины. По имеющимся данным, на складах SMIC накоплено более 300000 таких пластин, что вполне позволит загрузить производство.

Источник http://pcnews.ru/news/smic-semiconductor-manufacturing-international-corporation-10-300000-digitimes-113256.html

29.13. "Разумные" наноматериалы разрабатываются в России

Биомиметические нанотехнологии находятся сегодня в зачаточном состоянии. Многие открытия пока не могут быть коммерциализованы, но их развитие в будущем позволит существенно помочь при создании наномашин. Живая клетка использует ДНК, РНК и большое количество белков для того, чтобы построить клеточные органеллы нанометровых размеров. Поэтому для нанотехнологов логично было бы воспользоваться природными примерами для построения наномашин, не существующих в природе.

В РХТУ имени Менделеева разрабатываются "разумные" органические наноразмерные материалы (пленки, гели, слои, жидкие кристаллы), сообщает пресс-департамент университета. Исследуется управляемая самоорганизация биоинспирированных полимеров для получения оптических сенсоров.

Свойства "разумных" наноматериалов основаны на процессах реверсивной самоорганизации/реорганизации спиральных модифицированных биополимеров с изменением окрашивания под действием облучения, температуры, pH, ионов, электротока. Прототип - естественные белки.

Проект включает в себя дизайн и молекулярную инженерию органическо-неорганических гибридных биомиметических материалов целевого назначения (молекулярная наноэлектроника, биомедицина), синтез по "шаблону" с применением универсальной гибридной матрицы для введения различных фрагментов, включая люминофоры и металлочастицы (светоиспускающие устройства), биоингредиенты (нанореакторы для переноски лекарств и биокатализаторов). Прототипом являются пептиды, закрепленные на жестком неорганическом каркасе.

Эта работа была проведена в рамках межуниверситетского объединения международного ИТ-сотрудничества "Intel - OMM" (проект Минобрнауки), - "Разумные органические молекулярные материалы", в котором принимают участие Российский химико-технологический университет (РХТУ) им. Д.И. Менделеева, Ивановский государственный университет (ИвГУ), Красноярский государственный технический университет (КрГТУ), Московский физико-технический институт (МФТИ) (Технический университет г. Долгопрудный), Центр фотохимии Российской академии наук (ЦФ РАН) в коллаборации с первым в России Центром координации прикладных нанотехнологических разработок концерном "Наноиндустрия".

Исследования наноразмерных органических материалов для молекулярной электроники, фотоники, биотехнологии, биомедицины проводятся отечественными учеными также в сотрудничестве с зарубежными партнерами.

CNews.ru http://www.cnews.ru/news/line/index.shtml?2006/03/28/198587

29.14. Построен новый тип сверхъёмкого литиевого аккумулятора

Американская компания Sion Power сделала новый шаг в технологии литиевых аккумуляторов: литий-серные батареи, потенциально способные отправить все прежние типы аккумуляторов на свалку Истории. Потенциально, потому что технология ещё сырая и обладает, наряду с достоинствами, весомым недостатком.

Сначала о достоинствах. Батареи, тип которых разработчик называет Li-S, в противовес хорошо известным Li-ion, обладают просто феноменальной плотностью энергии: 300-350 ватт-часов на килограмм, что примерно вдвое выше, чему у нынешних литий-ионных аккумуляторов для мобильной электроники и даже ничуть не хуже, чем у новейших метаноловых топливных элементов со встроенным риформером.

В дальнейшем же, полагает Sion Power, ей удастся поднять этот показатель до удивительных 600 ватт-часов на килограмм. Опытный образец литий-серной батареи от Sion Power имеет размер 11 х 35 х 55 миллиметров и вмещает 2,2 ампер-часа энергии (напряжение 2,1 вольта). Его отличительная особенность - жидкий катод с содержанием серы, отделённый от электролита специальной мембраной, и, очевидно, несколько отличные электрохимические процессы, проходящие при заряде и разряде батареи.

Компания пишет, что эти батареи, в серийном производстве, будут заметно дешевле существующих литий-ионных и литий-полимерных, а также - более экологичны после завершения жизненного цикла, так как не содержат тяжёлых металлов. Также новые батареи способны отдавать 65% выходной мощности при температуре 40 градусов ниже нуля по Цельсию, что очень пригодится, к примеру, для электромобилей и гибридных авто.

Сейчас же Sion Power ведёт совместную работу с Intel, по адаптации новой технологии к продукции знаменитой "железячной" компании.

Однако прежде, чем это произойдёт, литий-серные аккумуляторы нужно будет довести до ума. А именно - устранить главный на данный момент и, увы, совершенно фатальный недостаток: батарейка эта имеет жизненный цикл всего в 60 зарядок от сети.

У создателей новинки ещё есть время для доработок. На рынок такие элементы, по плану компании, должны выйти в начале 2008 года.

http://www.membrana.ru/lenta/?5729


Главная    НТИ    Дайджесты    Информация от 19 апреля 2006 года