Главная    Конференция    Щедрость - это красиво!

Щедрость - это красиво!

В.В. Митрофанов

Я такого ни разу не видел. Тренер "Челси" после окончания матча с "Манчестер Юнайтед" и выйгрыша Челси со счетом 3-0, (она завоевала второй раз подряд первое место), тут же сразу получила кубок, и медали. Тренер "Челси", португалец, и, в самом хорошем смысле - этого слова, пижон, снял шарф, пиджак, достал золотую медаль и все это богатство бросил болельщикам. Вот это щедрость! А, что такое щедрость? И тут я вспомнил, что когда после публикации в газете "Смена" статьи "Открытый урок АРИЗ", кто - то послал Г.С.Альтшуллеру эту газету, он прочел ее и буквально сразу выслал мне щедрый подарок - посылку высотой в пол метра. В ней были лекции, справки, альбом, книги и т.д. Я, естественно, его поблагодарил, и с этого подарка началась наша переписка. Мне повезло - несколько человек неоднократно были щедры ко мне. Как назвать приглашение посетить Америку сроком на месяц с полным обеспечением и экскурсией Бостон - Вашингтон и обратно? Это ли не щедрость! Для рядового гражданина пенсионера это, я даже не могу подобрать слова, может сверхщедрость! Увидеть то, что всю жизнь догонял. Здорово! Мне представляется, что эта щедрость превосходит щедрость португальца! Ну а теперь собственно то, ради чего я затеял писать этот материал.

Я уже писал ранее про то, как отец будущего художника Лейтона показал рисунки своего сына американскому скульптору и спросил его, что он скажет, можно ли надеяться, что его сын станет художником? "Вы ничего не можете поделать, сэр, Природа САМА СДЕЛАЛА ЗА ВАС СВОЙ ВЫБОР"

Я полагаю, что Природа позаботилась не только об этом юноше, но и обо всех других молодых людях, каждый из которых обладает своими оригинальными способностями,-писателя, поэта, историка, художника, музыканта, композитора, изобретателя, военноначальника, исследователя, печника, и т .д. Несомненно, воспитание, среда, возможности семьи, и т.д. играют громадную роль, в проявлении способностей, но известно, что многие достигали успеха не благодаря, а, вопреки всем трудностям. Познание своего назначения может продолжаться всю жизнь. Какое то деление есть и у тризовцев. Есть и мощные решатели, а есть и такие, что решать не любят, и не умеют, есть и критики, есть и исследователи, и преподаватели, есть те, кто проводит только глобальные исследования, а есть историки, которые разбирают, как такая то мысль пришла Альтшуллеру в голову, есть агитаторы, ну словом есть все как у людей. И, конечно, есть оппозиция, куда же без нее -не будет развития! То, о чем я хочу сказать, я уверен в этом, знают все почитатели ТРИЗ, и все же, понимая, я как-то вдруг после телефонного разговора с В.Герасимовым, прочтения работы Паренчика о ТП и ФП, после мучительного писания приемов решения научных задач, бесед с теми, кто работает, применяя ТРИЗ на фирмах, вспоминая свою работу в Университете, РИАНЕ, КБ, на "Светлане", в производстве ПП, остро понял, что наступило время , когда должно произойти великое объединение ТРИЗ с НАУКОЙ и с ТЕХНОЛОГИЕЙ. Уже сейчас каждый решатель не в состоянии решить задачу без привлечения к работе ученых, а если их нет, то он должен сам решать те научные вопросы, которые возникают по ходу работы. Вы, конечно, помните цепочку: НИР, ОКР, ПРОИЗВОДСТВО. На каждом этапе процветало изобретательство. Однако, оно должно процветать только на НИРе и ОКР. Серийное производство должно только выпускать продукцию в соответствии с документацией. Конечно, я не призываю запретить изобретать в производстве, но если в НИР и ОКР сделано все наилучшим образом и производство идет с высоким выходом годных изделии, то улучшать нечего. А это означает в том числе, что вопросы техники безопасности, сбор и переработка отходов, оплата труда сдельная или повременная, организация труда и т.д. решены. Научно исследовательский раздел должен сопровождаться изобретениями, т.е. наука +ТРИЗ. ОКР+ТРИЗ - это тоже этап объединение технологии и изобретательства.

Мне нравится высказывание Н.Семенова-"Природа не знает о нашем делении на науки. Она едина. А это означает, что истинное познание ее законов требует коллективных усилий многих наук, иначе мы будем видеть только одну сторону явлений и ничего не знать о других. Вот почему самые интересные открытия часто рождаются именно на стыке наук". Это означает, что стыки ТРИЗ, решение научных задач, технология представляют собой кладезь открытий и изобретений.. Итак, что предлагается? Решать технические задачи применяя всю мощь имеющихся методов решения научных задач, и ТРИЗ.

ТРИЗ должна давать идею, а технологию - наука.

Мне представляется, что ситуация очень интересная. Действительно, наряду с разработкой ТРИЗ, Г.С. Альтшуллер уделял особое внимание рассмотрению вопроса решения научных задач. Некоторые последователи Г.С.Альтшуллера, причем, очень небольшая их часть, тяготели к исследованию возможности решения научных задач. Это Г.Фильковский, Б.Злотин, Ю. Мурашковский и другие. Одновременно, я уже об этом писал, как я знаю, Б.Злотиным, С.Литвиным и В. Герасимовым был разработан метод Объединения альтернативных систем для ТС. Так получилось, что теперь сложились условия, чтобы этот метод был применен к ТРИЗ и методике решения научных задач. Одна из главных ценностей метода ОАС состоит в том, что при объединении используется РЕСУРС каждой системы. Конечно, методики решения научных задач в таком виде как ТРИЗ нет, но есть метод обращения Б.Злотина, есть подход к решению Г.Скворцова, есть приемы, авторов:

Фильковский Г. О единстве преобразований научных и технических систем. Рукопись.

Кондраков И. Алгоритм открытий?.. // ТиН. - 1979. № 11. - с. 32-34

Злотин Б., Зусман А. Использование аппарата ТРИЗ для решения исследовательских задач. Кишинев, 1981, рукопись.

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии /Теория и практика решения изобретательских задач/. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

Злотин Б.Л. Зусман А.В. К вопросу о применении ТРИЗ в науке // Журнал ТРИЗ. - 1990. Т.1, № 1. - с. 45-54

. Кузьмин К.И., Пургин В.Т. О применимости типовых приемов разрешения противоречий в исследовательских и научных задачах. Л., 1989, рукопись.

. Кузьмин К.И., Пургин В.Т. О разрешении физических противоречий в научных задачах // Материалы семинара, Ленинград.

Я думаю, , что следовало бы на базе разработок,по решению научных задач, проводимых последователями Г.С.Альтшуллера, собрать и обобщить все материалы и написать, либо книгу, либо составить программу, посвященную решению научных задач.


Главная    Конференция    Щедрость - это красиво!